Скачать 81.72 Kb.
|
Учебная программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Употребление тире в простом и сложном предложении». Составитель: Соболькова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ « Могильно-Посельская СОШ» Большереченского района Омской области Содержание I. Пояснительная записка. Стр. 3 II. Содержание программы. Стр. 5 III. Учебно- тематический план. Стр. 6 IV. Список литературы. Стр.7 Программа Элективного курса по русскому языку ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 класса «Употребление тире в простом и сложном предложении» Пояснительная записка. Элективный курс по русскому языку «Употребление тире в простом и сложном предложении » предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа. Согласно концепции профильного обучения в старшей школе элективные курсы предполагают углубление, систематизацию теоретических знаний, расширение возможности социализации учащихся. У каждого пишущего есть свои "любимые" правила пунктуации. Но по опыту работы известно, что употребление тире относится к наиболее сложным и, если можно так выразиться, ошибкоопасным правилам пунктуации. Связано это, как нам кажется, с ошибочными представлениями большинства школьников о факультативности тире, его практически полной идентичности с запятой. Запомнив, как правило, несколько наиболее хорошо изложенных в школьных учебниках и пособиях для поступающих в вузы правил , не все школьники способны обобщить в сознании случаи возможного употребления тире в русском языке. Учебные пособия редко предлагают сводные главы, посвященные этому вопросу, традиция составления справочных и учебных пособий – по группам правил, а не по знакам. . В век компьютерных технологий, в связи с развитием печатной продукции, когда речь стремится к краткости, образности, лаконичности важно научить учащихся строить и употреблять в речи предложения, где ставится тире. Актуальность данной программы обусловлена тем, что даёт возможность овладеть секретами пунктуационной грамотности и достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. Цели курса:
Задачи курса: - Углубить и расширить знания учащихся по пунктуации русского языка. - Выработать умение опознавать пунктограмму. - Развить навыки постановки знаков препинания. - Развивать навыки исследовательской работы с текстом. - Развить навык работы со справочной литературой. Исходя из задач курса, программа элективного курса предусматривает формирование следующих умений и навыков : - соблюдение норм современного русского языка; - умение обобщать теоретический материал; - научиться на практике использовать теоретические знания. Данный элективный курс связан с разделами грамматики:«Морфология», «Синтаксис», «Стилистика», «Культура речи». Формы, методы работы и виды деятельности учащихся: -самостоятельные и контрольные работы; -тренировочные упражнения; -конспект лекций; -наблюдения над текстом; -работа по карточкам; -работа со справочниками; -тесты; -творческие задания; -пунктуационный разбор; -создание презентаций. Ожидаемые результаты изучения курса: - Утвердиться в готовности и способности к изучению языка на повышенном уровне; - Проводить исследовательскую деятельность; - В процессе обучения проявить активную жизненную позицию в вопросах использования учащимися языка в разных областях и ситуациях общения. Содержание программы. ВВЕДЕНИЕ. В первую очередь необходимо вспомнить, что существуют два разных типа тире. Одиночное тире – знак из группы отделяющих .Такое тире употребляется как знак, разделяющий предложение на две части (к примеру, тире может ставиться между подлежащим и сказуемым в простом предложении или между двумя частями сложного), или как знак препинания, аналогичный по своей функции запятой, но привносящий дополнительный смысловой оттенок в предложение. Отделяющее тире в простом предложении, кроме того, употребляется при однородных членах с обобщающим словом. Наряду с этим в правилах, связанных с обособлением членов предложения и вводных слов, употребляется парное тире, как выделяющий знак, который во многом аналогичен двум запятым. 1. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым связана с пропуском вспомогательной части в составных типах сказуемого. В ряде случаев постановка тире связана только с формой главных членов, в других есть дополнительные формальные причины, указывающие на необходимость поставить тире. 2. ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. Неполным называется предложение"с лексически не выраженными членами, которые легко восстанавливаются по смыслу из контекста" (Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах. Ч.2. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. /Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. – М., МГУ, 2000 – С. 132)". Неполнота часто обусловлена пропуском сказуемого, причем этот пропуск связан либо с названностью сказуемого ранее по контексту, либо с особой структурой предложения, когда сказуемое не нужно (такое предложение называется эллиптическим). Именно такой пропуск сказуемого на письме обозначается постановкой тире. 3. ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ. 4. ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ КАК ВЫДЕЛЯЮЩИЙ ЗНАК В предыдущих разделах речь шла об одиночном тире, употребляемом как отделяющий знак. Теперь речь пойдет о правилах постановки парного тире. Мы посмотрим правила на обособление приложений, вводных и вставных конструкций. В некоторых перечисленных ниже случаях парное тире аналогично по своим функциям двум запятым, но есть случаи, когда парное тире – единственный возможный знак. 5.ТИРЕ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 6. ЗАПЯТАЯ И ТИРЕ КАК ЕДИНЫЙ ЗНАК В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. 7. ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. 8. ТИРЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. ОТДЕЛЕНИЕ ДРУГ ОТ ДРУГА РЕПЛИК В ДИАЛОГЕ. Учебно – тематический план
Список литературы:
|