Скачать 108.75 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации МОУ Красноярская основная общеобразовательная школа Рабочая программа элективного курса по истории «Культура России 20 века» 9 класс Выполнил: учитель истории Моисеев А.В. Красноярка 2005 Объяснительная записка к элективному курсу «Культура России 20 века» Программа курса разработана для учащихся 9 класса. Она рассчитана на 17 часов и имеет целью, заинтересовать учащихся особенностями своей родной культуры, пробудить интерес к искусству, к быту, традициям своего народа, расширить кругозор, способствовать формированию национального самосознания. Данный курс предполагает последующую профильную ориентацию – выбор одного из направлений гуманитарного цикла, предлагаемых образовательным учреждение. Выбор материала определяется его близостью и понятностью для каждого учащегося, каждого россиянина. 1. Цели и задачи.
1) знакомство учащихся с историей России 20 века и её культурой; 2) формирование гражданских, патриотических качеств, эстетическое воспитание личности; 3) развитие познавательных интересов учащихся, их эстетических вкусов и потребностей; 4) формирование «исторической» памяти (на даты).
Вид контроля: реферат, контрольный срез, тест. 4. Тематический план.
Содержание разделов дисциплины. Тема № 1 (1 час). Введение. Кратко описать курс, заинтересовать ребят историей и культурой России: Древней Русью, в период революции и годы Великой Отечественной войны, представить сокровищницу отечественной культуры: знаменитых скульпторов, поэтов, актёров, режиссёров, педагогов. Дать список литературы. Тема № 2 (3 часа). Знакомство с историей отечественной культуры «серебряного века», её философской составляющей. Литературные течения начала 20 века в России: символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм. Творчество А. Блока, А. Белого, Н.Гумилёва, С.Городецкого, О.Мандельштама, А.Ахматовой, В. Хлебникова. В. Маяковского, А. Кручёных, С. Есенина. Основные понятия: «золотой век», «серебряный век», символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм, литературное направление, особенности стиля. Тема № 3 (1 час). Развитие отечественной культуры в годы становления советского государства (октябрь 1917 – 1920). Охарактеризовать культурный ренессанс рубежного времени в России, рассказать об Октябрьской социалистической революции, которая привела к установлению диктатуры пролетариата; возможностях пролетариата в сфере культуры социал-демократов. Литература: 9,11,17,35,6,10,24,14,33. Основные понятия: «эсхатология», «текстология», «пролеткульт», «культурная революция», «гематология», «геронтология», «иконоборчество». СРУ: назвать общие и отличные черты культуры ренессанса рубежного времени и октябрьской революции. Рассказать, что на деле происходило с культурным наследием. Тема № 4 (1 час). Культура русского зарубежья после октябрьского периода. Познакомить учащихся с предысторией этого уникального явления, рассказать о завоевании Европы деятелями русской культуры, о волне эмиграции (1917 – 1939 гг.), о том, как сохраняли великую культуру в условиях эмиграции. Смотр портретов деятелей русской культуры в эмиграции: И.Ф. Стравинского, М.И. Цветаевой, Ф.И. Шаляпина, Л.Н. Андреева, С.В. Рахманинова и др. Литература: 15,4,30,18, 6,25. Основные понятия: «неокантианство», «теология», «гносеология». СРУ: показать на конкретных примерах, как утверждали себя в западной культуре деятели русской культуры. Попробуйте ответить на вопрос: есть ли какая-то связь между русским культурным ренессансом XIX – XX вв. и культурой русского зарубежья послеоктябрьского периода? Тема № 5 (2 часа). Сталинская модернизация России: отечественная культура в условиях тоталитаризма (30 - 50-е гг.). Дать оценку этого периода, рассказать о выдающихся достижениях культурного процесса, об итогах этого периода, создание пятилеток (1928/29 – 1932/33 гг.), вторая пятилетка (1933 –1937 гг.), о продолжении строительства заводов, фабрик, достижениях в области науки и техники, физики, литературы и т.д. Смотр памятников: памятник воину - освободителю В.В. Вучетича, «Рабочий и колхозница» В.И. Мухина, группа «Победа» Ю.Й. Микенаса, кинофильмы: «Клятва» М. Чиаурели, «Трактористы» И. Пырьева, архитектуры: дома, здания в Москве, метро. Литература: 19,20,5. Основные понятия: «генетика», «шовинизм», «археология», «физиология». СРУ: что объёктивно тормозило успешное развитие отечественной культуры в 30 – 50-е годы. Каковы характерные черты русской политики в условиях тоталитаризма? Тема № 6 (1 час). Литература, музыка, живопись военных лет(1939– 1945 гг.). Рассказать о сталинском режиме, геноциде против собственного народа, интеллигенции, о репрессиях, военной доктрине, о достижениях в области литературы, кинематографа, графики, живописи, скульптуре, театра, науки. Смотр памятников периода 1941 – 1945 гг.: А.А. Денейка «Окраина Москвы», «Оратория Севастополя», портреты полководцев, партизан и т.д. Литература: 19,13,34,7. Основные понятия: ГУЛАГ, ГОМЭЦ, ВГКО. СРУ: дать краткую характеристику состояния отечественной культуры накануне Великой Отечественной войны. Какие жанры искусства и литературы оказались, прежде всего, востребованы, какие временно отошли на «второй план»? О каких характерных чертах отечественной культуры свидетельствует её история военных лет? Тема № 7 (1 час). Срез знаний периода от начала 20 века и до Победы (1941 – 1945 гг.). Тема № 8 (1 час). Русская Православная Церковь в годы тоталитаризма (30-50-е гг.). Рассказать о церковно-приходских школах, о жёсткости, политике властей по отношению к Русской Православной Церкви. Рассказать о закрытии духовных школ, храмов, церквей, молитвенных зданий. Рассказать о патриотической деятельности Иерархов Русской Церкви (патриарх Алексий I и др.). Смотр памятников: монастыри, храмы, церкви, соборы, часовни. Литература: 23,8,21,22. Основные понятия: «религия», «мечеть», «синагога», «митрополит», «архиерей». СРУ: можно ли рассматривать этот период как трагедию в истории церкви? Тема № 9 (2 часа). «Оттепель» в культурной жизни общества (1953 – середина 60-х гг.). Познакомить с историей времени хрущёвской «оттепели», рассказать о культе личности и его последствиях, о ХХ съёзде КПСС, о запуске первого в мире искусственного спутника Земли (12 апреля 1961 г.), о явлениях отечественного кино, литературы, театра, песни. Смотр памятников: портреты Н.С. Хрущёва, Ю. Гагарина, Г. Титова, В. Терешковой, различных памятников архитектуры. Литература: 34,16. Основные понятия: «Хрущёвская оттепель», МХАТ. СРУ: как «оттепель» отразилась на развитии отечественной литературы? Какие факторы способствовали отступлению «оттепели»? Тема № 10 (2 часа). Отечественная культура в период кризиса политической системы (середина 60-х – середина 80-х гг.). Рассказать о 20-тилетии, отделяющем одну перестройку (Н. Хрущёва) от другой (М. Горбачёва) – «застой», «кризис системы» называли его, о движении диссидентства, об объединении СМОТ, познакомить с направлениями и итогами развития культуры. Памятники архитектуры, скульптуры, художественные фильмы. Литература: 2,32,34,11. Основные понятия: «застой», «диссидентство», «самиздат», «тамиздат», «ксенофобия», СМОТ, конвергенция, «нация». СРУ: назовите наиболее значительные события литературной жизни. Определите важнейшие вехи в развитии народного образования с 1965 по 1985 годы? Какие основные веяния наблюдались в этой сфере? Тема № 11 (1час). Отечественная культура в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.). Литература: 34,29,25. Рассказать о проведении политики гласности, политика реформ с 1985 года М.С. Горбачёвым, о 1000-летнем крещении Руси, познакомить со знаменательными событиями в области литературы и искусства. Основные понятия: «публицистика», «гласность», политика нового мышления. СРУ: дать краткую характеристику состояния науки в 1985 – 1991 гг. Рассказать о любом деятеле этого периода (например, Лихачёве Д.С., Тяйченко С.С. и др.). Тема 12 (1 час). 90-е годы: проблемы переходного периода и отечественная культура. Познакомить с кризисом во всех сферах жизнедеятельности российского общества – науке, политике, экономике, образовании, культуре и искусстве. Рассказать о сложных современных условиях функционирования отечественной культуры. Литература: 31,28, 12. Тема 13 (1 час). Заключение. Срез знаний по изученному курсу.
5.Учебно-методическое обеспечение.
А.А.Аронов Мировая художественная культура//Россия конца XIX – начала ХХ вв.// Учебное пособие, М., 1998.
1. Агеева Л.И., Лавров В.А. Хранитель: документальное повествование о С. С. Гяйченко. – Л.: Советский писатель, 1990. 2. Аксёнов Г.П. Вернадский. – М.: Соратник, 1994. 3. Алпатов М. В. Воспоминания. – М.: Искусство, 1994. 4. Бавин С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов серебряного века: Библ. очерки. – М., 1993. 5. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства, – в 2 томах. – М., 1994. 6. Вессараб М.Я. Ландау. Страницы жизни. – М., 1990. 7. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. – М., 1995. 8. Жуков И.И. Рука судьбы: Правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре Фадееве. – М., 1994. 9. Жуков Ю.Н. Сохранённые революцией. – М.,1985. 10. Зарницкий С.В., Сергеев А.Н. Чичерин. – М.,1975. 11. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Учебник. – М., 1994. 12. Кедров Ф.Б., Капица С.С. Сергей Есенин. – М, 1995. 13. Куняев С.Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин. – М.,1995. 14. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. – М., 1983. 15. Медведев Р. Хрущёв: Политическая биография. – М.: 1986. 16. Миндлин Э.Л. Не дом, но Мир: повесть об Александре Коллонтай. – М., 1988. 17. Митрополит Евлоний. Путь моей жизни. – М., 1994. 18. Наше отечество: Опыт политической истории. Ч.2, М., 1991. 19. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г. История России: учебник. – М., 1997. 20. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. – М., 1995. 21. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. – М., 1996. 22. Протоиерей Владислав Цыплин. История Русской Православной Церкви. 1917 – 1990. – М., 1991. 23. Романюк С.К. Москва. Утраты. – М., 1992. 24. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1980-х годов. – М., 1991. 25. Соловьёв С.М. Владимир Соловьёв: жизнь и творческая эволюция. – М., 1997. 26. Соловьёв В.С. О христианском единстве. – М., 1991. 27. Соловьёва И.А. Немирович – Данченко. – М., 1997. 28. Солоухин В.А. Время собирать камни. – М., 1990. 29. Струве Г.П. Русская литература в изгнании/Краткий библиографический словарь русского зарубежья. – М., 1996. 30. Творческие портреты композиторов: популярный справочник. – М., 1990. 31. Уртлинцева М.Г. Словарь русской литературы. Нижний Новгород, 1997. 32. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995 33. Щукин А.Н. Знаменитые россияне: Библиографический словарь – справочник. – М., 1996. 34. Яковлева Т.С. Луначарский. – М., 1991.
Слайды, альбомы с фотографиями, книги с иллюстрациями памятников культуры того или иного периода. Программа составил учитель истории Моисеев А.В. Программа обсуждена и принята за основу на заседании МО учителей истории, протокол № 1 от 15 января 2004 года. Руководитель МО: Худобина Н.В. Программа одобрена на заседании педагогического совета, протокол № 2 от 20 .01.2005 г. |
Программа элективного курса по истории для 11 класса Составитель:... Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся... | Рабочая программа по курсу новой истории составлена на 12 часов Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Программно-компьютерное обеспечение по предметам Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Программа информатизации школы Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Образовательная программа Муниципального Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Ханты-мансийского автономного округа-югра Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Шаталов Виктор Федорович Эксперимент продолжается Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка; основное... «История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная... Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель... | Рабочая программа элективного курса по истории России «История России в лицах» Элективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 7 класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа составлена... | ||
Рабочая программа учебного курса История России XX начало XXI века... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | Программа элективного курса «Переломные моменты в истории России 19-20вв» Программа курса «Переломные моменты в истории России» предназначена для более широкого и углубленного изучения важнейших исторических... | ||
Программа разработана на основе примерной программы по информатике... Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен... | ||
Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по истории Нового времени конец XV – xviiiвек, истории России. XVI-XVIII века, истории... | Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе... |