Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену





Скачать 255.25 Kb.
НазваниеИз опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену
страница1/2
Дата публикации16.08.2013
Размер255.25 Kb.
ТипТематическое планирование
100-bal.ru > Математика > Тематическое планирование
  1   2
ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ

ЭКЗАМЕНУ



Киршина Людмила Васильевна

учитель математики МОУ Весьегонская

средняя школа №1

Весьегонского района

Тверской области
Описание системы работы:

«Из опыта подготовки к Единому государственному экзамену»
БАЗА: Общеобразовательная средняя школа, общее количество учащихся в 2006-2007 учебном году 385 человек.
Одна из основных задач современного образования – это воспитание самостоятельной, гармонично развитой личности. Поэтому учебные занятия должны быть направлены на выработку у учащихся таких важных качеств, как умение самостоятельно мыслить, свободно излагать свои мысли, умение общаться друг с другом и т.д. Другая важная задача – научить ребенка учиться.
ЦЕЛЬ: Использовать такие технологии, методы, приемы, которые бы позволили повысить рост общеобразовательной подготовки учащихся, что привело бы к успешной сдаче ЕГЭ по математике.
ЗАДАЧИ:

1.Достичь полного усвоения обязательного уровня математической подготовки каждым учеником и повышенного уровня в соответствии с интересами и склонностями ученика.

2.Сформировать у учащихся устойчивые познавательные интересы и способы их удовлетворения своими силами.

3.Развивать речь, внимание, интеллект, память и т.д.

4.Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

5.Раскрывать способности каждого ученика в изучении математики, развивать интерес к предмету.
ПЛАН:

  1. Задачи, стоящие перед заключительным повторением.

  2. Тематическое планирование уроков итогового повторения.

  3. Методические особенности уроков подготовки к ЕГЭ.

  4. Уроки заключительного повторения по теме «Тригонометрические уравнения».

  5. Способы проверки ответов раздела А.

  6. Психологическая и техническая подготовка учащихся к написанию теста.

  7. Анализ результатов ЕГЭ за 2004-2005, 2005-2006 учебные годы.



Единый государственный экзамен (ЕГЭ) призван заменить два экзамена – выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие учебные заведения, которые проводятся с разными целями и соответственно имеют значительные различия в содержании проверяемого материала. В связи с этим в рамках ЕГЭ осуществляется проверка овладения материалом курса алгебры и начал анализа 10-11, усвоение которого проверяется на выпускном экзамене за среднюю школу, а также материалом некоторых тем курсов алгебры основной школы и геометрии основной и средней школы, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах в вузы.

Назначения работы – дифференцировать выпускников общеобразовательной средней школы по уровню подготовки по математике с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы.

Задача учителя подготовить школьников к успешному написанию теста ЕГЭ. Наша цель: подготовить его так, чтобы он самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов. Чтобы достичь этой цели нужно правильно организовать итоговое повторение, выделив на него достаточное количество часов. Перед заключительным повторением ставятся серьезные задачи:

а) систематизация и обобщение приобретенных знаний;

б) раскрытие взаимосвязи между отдельными вопросами и целыми разделами курса;

в) использование математики для решения задач прикладного характера;

г) воспроизведение в памяти учащихся наиболее важных из изученных теорем, правил, формул, алгоритмов.

Решение этих задач приведет к повышению качества знаний учащихся.

Для правильной организации итогового повторения необходимо решить три основные проблемы:

а) отбор материала, подлежащего повторению;

б) составление тематического плана;

в) выбор форм повторения того или иного материала.

Назначение Единого государственного экзамена определяет специфику содержания экзаменационной работы. Проверке подлежит материал всех блоков, на которые распределено содержание школьного курса математики: «Выражения и преобразования», «Уравнения и неравенства», «Функции», «Числа и вычисления», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерения геометрических величин».
Распределение заданий по содержанию
По основным блокам содержания курса математики задания распределяются следующим образом:

Выражения, их преобразования и вычисления - 20%

Уравнения, неравенства, системы уравнений – 30%

Функции, их свойства и графики – 40%

Геометрия (планиметрия и стереометрия) - 10%

Темы «Исследование функции с помощью производной» и «Первообразная и её применение» изучаются в 11-м классе, а остальные темы курсов алгебры основной школы и 10-го класса, поэтому при составлении тематического плана основное внимание было уделено блоку « Уравнения и неравенства, системы уравнений».
Примерное тематическое планирование уроков итогового повторения ( 31ч)

Выражения и преобразования ( 7ч.)


  1. Степени и корни. 2ч.

  2. Лагорифмы 1ч.

  3. Тригонометрические выражения. Самостоятельная работа. 2ч.

  4. Прогрессии. Тестовые задачи. 2ч.


Уравнения и неравенства. Системы уравнений ( 15ч.)



  1. Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения. 2 ч.

  2. Тригонометрические уравнения. Самостоятельная работа. 3 ч.

  3. Уравнения смешанного типа. 2 ч.

  4. Системы уравнений. 2 ч.

  5. Дробно – рациональные неравенства. 1 ч.

  6. Показательные и логарифмические неравенства. Самостоятельная работа 2 ч.

  7. Решение уравнений и неравенств раздела С . 3ч.


Функции и их свойства (9 ч).


  1. Исследование функций элементарными методами. 3 ч.

  2. Исследование функций с помощью производной 2 ч.

  3. Первообразная и её применение. Самостоятельная работа. 2 ч.

  4. Решение заданий раздела С. 2 ч.



Материал блока «Геометрические фигуры на плоскости. Геометрические тела в пространстве» рассматриваем на уроках заключительного повторения по геометрии, таких уроков -8.
Планиметрия


  1. Треугольники 1ч.

  2. Окружность. Окружность вписанная в треугольник. Окружность описанная около треугольника. 1ч.

  3. Четырехугольники. Параллелограммы. Трапеция. Самостоятельная работа. 2ч.


Стереометрия


  1. Многогранники. 2ч.

  2. Тела вращения. Самостоятельная работа. 2ч.


При тематическом повторении материала у школьников формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. Попытка прорешать как можно больше вариантов прошлых лет неперспективна, так как варианты не повторяются, заданий так много и все они такие разные, и каждый раз нужно применять соответствующий подход. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным подходам к решению.

Большинство уроков заключительного повторения провожу в традиционной форме, так как последовательность и систематичность – основа успеха.

Урок начинается с устных упражнений, которые готовят учащихся к основной работе на уроке, к выполнению письменных заданий. Устные упражнения подбираю из тестов раздела А, из книг Р.Д. Лукина «Устные упражнения по алгебре и началам анализа» и А.Я. Кононова «Устные занятия по математике». Затем следует повторение основных положений теории данного вопроса. Плакат с основными формулами данной темы вывешивается на стенд «Готовимся к ЕГЭ». При изучении различных разделов «Алгебры и начал анализа» требую от учащихся знаний основных формул: систематическое проведение математических диктантов на 7-10 минут – быстрый и эффективный способ проверки. После повторения теории следует выполнение тренировочных упражнений. Начинаем с простых типовых заданий из раздела А, для решения которых привлекаются менее подготовленные учащиеся. Затем переходим к решению заданий с кратким ответом из раздела В, к доске вызываются более подготовленные ученики. В конце каждого урока стараюсь дать одно, два упражнения для самостоятельного решения, так как одно самостоятельно решенное задание «стоит» пяти разобранных. Для решения заданий раздела С выделяю отдельные уроки, здесь уже у доски работаю сама. Можно на этих уроках « слабым» ученикам давать тесты с заданиями раздела А. я им предлагаю на выбор: решать тест или вместе со всеми разбираться в трудной задаче. В основном, выбирают второе предложение. Повторение каждого блока заканчивается самостоятельной работой на 20-25 минут, задания к ней подбираю из вариантов ЕГЭ за прошлые годы. Например, по блоку «Выражения и преобразования» предлагаю учащимся следующую самостоятельную работу:

Вариант 1 Вариант 2



  1. Найдите значение выражения:



2. Упростите выражение:


3. Упростите выражение:

1,4а в

4.Найдите значение выражения:



5. Найдите tg

cos и 0 cos

6. Найдите значение выражения:

(2log (loglog

В работу входят пять заданий раздела А и одно задание раздела В. Работа не в форме теста, так как на данном этапе повторения проверяются вычислительные навыки, основные формулы, алгоритмы.

Уроки заключительного повторения по теме « Тригонометрические уравнения»
Данные уравнения могут присутствовать в заданиях раздела А.В. и С. В заданиях группы А обычно предлагаются простейшие уравнения. В заданиях группы В приходится применять различные методы решения уравнений. В заданиях группы С решение тригонометрического уравнения является одним из этапов решения показательного, логарифмического уравнения или исследования функции. Перед рассмотрением данной темы необходимо повторить основные тригонометрические формулы.


Урок 1
Цель: закрепить знания, умения и навыки решения простейших тригонометрических уравнений.
Ход урока

I. Устная работа.

1. Повторить общие формулы для решения тригонометрических уравнений, частные случаи.

2. Назовите хотя бы одно уравнение, решением которого являются числа:

a) б) 2; в)
Ответы: а) sin x =0; б) cos x=1; в) cos x =0; г) sin x=1; д) cos x= -1


  1. Верно ли, что:



Ответы: а) Верно, верно, неверно; б) верно, неверно; в) верно, неверно.
II. Работа на тему урока.
Рассмотрим простейшие уравнения и на примере решения одного из них покажем, как отвечать на дополнительные вопросы. Такие вопросы – особенность ЕГЭ по математике: обычно требуется не только решить тригонометрическое уравнение, но из полученного семейства решений выбрать те, которые удовлетворяют заданным условиям
1. Решить уравнение sin x=

Решение. По формуле х=(-1) n arcsin имеем

x=(-1) n arcsin, x=(-1) n Ответ: x=(-1) n
Дополнительные вопросы к заданию 1.
При ответах на дополнительные вопросы удобнее представить решение в виде объединения двух семейств решений



а) Найдите наименьший положительный корень

Выбираем наименьшее положительное решение из каждого семейства. Из (1) имеем

х= , из (2) х=. Наименьшим из них будет .

Ответ: или 600
б) Найдите наибольший отрицательный корень.

При n=-1 (1) имеем х=

При к =-1 из (2) имеем х=. Наибольшим из них будет

Ответ: или -2400
в) Укажите те корни уравнения, для которых cos x > 0

Отметим все решения уравнения sin x=на тригонометрическом круге. Из этих решений надо выбрать те, для которых cos x > 0. Известно, что cos x >0, если х лежит в I четверти или в IV четверти. Получаем, что


Ответ:

г) Указать те корни, которые лежат в промежутке [ -3π ; -π ]

Решим системы: и
Имеем и

и , Ответ: ; .

д) Сколько корней имеет уравнение на промежутке ?

Решим системы: и

Имеем и и

Таким образом, получаем 2+1=3 корня

Ответ: 3 корня.

е) Между какими корнями заключено число ?

Отметим корни уравнения на координатной прямой.

Ответ:





  1. Решить на доске и в тетрадях уравнения:

а); б); в);
г); д)

У доски работают менее подготовленные учащиеся.

Ответы: а); б); в);

г); д).

3. Решить уравнения, которые с помощью известных формул сводятся к простейшим:

а) на доске и в тетрадях;

б) на доске и в тетрадях;

в) с комментированием на месте;

г) на доске и в тетрадях;

д) с комментированием на месте.
Ответы: а) ; б) ; в) ;

г) ; д) .

III. Итог урока.
Повторить формулы для решения тригонометрических уравнений, формулы двойных углов, формулы приведения и формулы сложения.
IV. Задание на дом: N 51; 57; 66; 73; 75; 76; 83; 84 на стр. 44-46 из сборника заданий ЕГЭ 2004-2005.
Уроки 2;3. Тригонометрические уравнения
Цель: проверить умение решать простейшие тригонометрические уравнения, вспомнить различные методы решения тригонометрических уравнений.
I. Самостоятельная работа в двух вариантах (на 10 мин)
Каждому ученику дается карточка, в которой нужно записать только ответ. Учащиеся решают уравнения в тетрадях (можно устно) и записывают результат в карточке.


Фамилия, имя

Вариант

I

№ n/n

Решите уравнения

Ответ

Балл

1

Cos x = -




1

2

Sin x=-




1

3

Tg x = 1




1

4

Cos (x+)=0




2

5

2 cos x = 1




1

6

3 tg x =0




1

7

Sin 4 x =1






2


Ответы:1)+ 2n
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconТема самообразования
А. Л. Табаченко. Система подготовки обучающихся к единому государственному экзамену по истории (из опыта работы)
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconОбразовательная программа подготовки учащихся к единому государственному...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconСистема подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии...
Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия...
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconРабочая программа по русскому языку региональный компонент 11
Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью обобщения и систематизации знаний,...
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconОбзор методических пособий по истории для подготовки в 2013 году...
...
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью обобщения и систематизации знаний,...
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену icon«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»
Успех любого экзамена зависит от многих факторов, но, прежде всего, от того, как Вы к нему подготовитесь. Это относится, конечно,...
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconКраснов Владимир Александрович Количество часов по учебному плану...
Учебный курс предназначен для подготовки учащихся 11-х классов средних общеобразовательных школ к Единому Государственному Экзамену...
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconНазвание Год издательства
В соответствии с планом работы муниципального бюджетного учреждения образования Сочинского центра развития образования, с целью оказания...
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconПриказ №138 г. Сочи
В соответствии с планом работы муниципального бюджетного учреждения образования Сочинского центра развития образования, с целью оказания...
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconОбзор методических пособий по русскому языку для подготовки в 2013...
Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconНаучные разработки
Успех любого экзамена зависит от многих факторов, но, прежде всего, от того, как Вы к нему подготовитесь. Это относится, конечно,...
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconНазвание Издательство
Успех любого экзамена зависит от многих факторов, но, прежде всего, от того, как Вы к нему подготовитесь. Это относится, конечно,...
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconВ найдите ответы на вопросы, предложенные после текста
В данном комплексе упражнений подобраны тренировочные тексты учебно-научного стиля для подготовки к единому государственному экзамену....
Из опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену iconЛитература не является популярным предметом его выбирают менее 5%...
Учебный курс предназначен для подготовки учащихся 11-х классов средних общеобразовательных школ к Единому Государственному Экзамену...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск