Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г





Скачать 95.21 Kb.
НазваниеОписание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г
Дата публикации01.08.2014
Размер95.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Информационные технологии в обучении биологии.

(Описание системы работы учителя биологии

МОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер» г. Кинель Куприяновой С.Г.)

Педагогический процесс в настоящее время требует от учителя поиска новых, более эффективных технологий.

В современном обществе каждому человеку необходимо уметь ориентироваться в разнообразных информационных потоках. Поэтому принципиальное отличие современной системы образования от традиционной заключается в использовании большого разнообразия информационных технологий. Основной структурно – сетевой единицей информационной технологии является компьютер. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта изучения, досуговой среды.

Мой общий и педагогический стаж 17 лет. Предмет, который я преподаю – биология. Главной целью своей работы считаю заинтересовать учащихся, повысить уровень их познавательной активности, привить любовь к предмету, показать многообразие, красоту и неповторимость природы нашей планеты. Кроме того, я стремлюсь сформировать у своих учеников интерес к поиску информации в разных источниках, умение обрабатывать и анализировать ее. Изучение биологии – интереснейшее и увлекательное занятие. Но биология, на мой взгляд, предмет довольно сложный, так как учащимся приходится запоминать большое количество понятий, правил, закономерностей. Много лет я работала по традиционной дидактической системе. Уроки проводила в форме рассказа, беседы, использовала для объяснений имеющиеся наглядные пособия: таблицы, плакаты, рисунки, муляжи. Как средства диагностики использовала устные опросы и письменные контрольные работы, которые проводила по окончании изучаемой темы или раздела. Но результат был не настолько эффективным, как мне хотелось бы. Тогда я начала поиск новых, более эффективных методов и приемов работы.

Я заинтересовалась возможностью использования компьютера при подготовке и проведении уроков. Сейчас я могу сказать, что компьютер является моим незаменимым помощником в процессе обучения. В своей работе я широко использую информационные технологии, которые позволяют сделать мои уроки более содержательными, зрелищными, интересными, доступными для всех учеников.

Использование информационных технологий в обучении биологии я осуществляю в нескольких направлениях:
Первое направление:

Работа с мультимедийными учебниками и энциклопедиями, которые разработаны по всем курсам биологии. Материал в них изложен доступно, наглядно, с применением анимаций, видеофрагментов, трехмерных моделей, фотографий. Формированию устойчивого интереса к изучению биологии способствует работа учащихся с электронными атласами по курсам ботаники и зоологии (под ред. д.б.н. В. Р. Дольника, д.б.н. М. А. Козлова и д.б.н. И. В. Черепанова). Компьютерный Курс «Экология» помогает мне знакомить ребят с основными понятиями и современными проблемами экологической науки, закономерностями и принципами функционирования экосистем. Обширный

текстовый материал сопровождается множеством иллюстраций, схем, анимаций и видеороликов, что делает процесс обучения наглядным и увлекательным.

С особым интересом школьники работают по электронным учебникам «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» (разделы «Растения. Бактерии. Грибы» - 6 класс, «Человек и его здоровье» - 8 класс). На таких уроках учащиеся получают инструктивную карточку, которую составляет учитель в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы и записать их в рабочей тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные надо найти и занести в предложенные таблицы.

Пример инструктивной карточки.

Тема «Строение растительной клетки» (6 класс)

  1. Читай текст, рассматривай иллюстрации и пояснения к ним.

  2. Сделай схематический рисунок строения клетки и укажи названия органоидов.

  3. Выпиши названия частей клетки и укажи их функции, используя таблицу:

    Название частей клетки

    Функции

    1.




    2.




    3.




    4.




    5.




  4. Запиши в тетрадь ответы на вопросы:

- Какие виды пластид тебе известны?

- В каких частях растения находятся хлоропласты?

- Почему в старых клетках вакуоли крупнее, чем в молодых?

- Могут ли одни пластиды превращаться в другие? (приведи примеры).

5. Сдай тетрадь на проверку.

6. Выполни тестовое задание, предлагаемое электронным учебником, и результат покажи учителю.
Второе направление:

Разработка уроков сопровождения с использованием мультимедийного проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке.

Например, фрагменты видеоряда к уроку сопровождения по теме «Многообразие растений семейства сложноцветные»:







Третье направление:

Подготовка уроков с использованием презентаций. По некоторым темам курса разрабатываю свои презентации с использованием диска «Медиатека Кирилла и Мефодия по биологии» и ресурсов Интернет. Такая работа дает широкий простор творчеству и позволяет спланировать урок так, как мне хотелось бы. Таковы, например, уроки: «Отдел Мохообразные» (6 класс), «Многообразие земноводных» (7 класс), «Типы тканей в организме» (8 класс) «Строение клетки» (9 класс), «Неклеточные формы жизни – вирусы» (10 класс), «Воздействие факторов среды на организм» (11 класс) и др.

Фрагменты презентации урока по теме: «Многообразие земноводных» (7 класс)












Очень радует то, что у учеников часто появляется желание помочь мне в создании презентаций к новым темам. Совместно с ребятами были созданы презентации уроков по темам: «Размножение и развитие птиц» (7 класс), «Органические вещества клетки» (9 класс), «Критерии вида» (11 класс) и др.

Четвертое направление:
Разработка тренажеров, заданий и тестов для контроля знаний.

Пример тестовой работы по теме «Приспособленность рыб к жизни в воде» (7 класс)

Внимательно читайте утверждения. В графе «Ответы» напротив утверждений ставьте знаки: «+», если утверждение верно; «-», если утверждение неверно. Работайте индивидуально.



Утверждение

Ответ

1.

Рыбы – это животные.




2.

Большинство рыб имеют двустороннюю симметрию тела.




3.

Плавники – органы движения рыб.




4.

Все рыбы хищники.




5.

Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.




6.

Органы дыхания большинства рыб – легкие.




7.

Ноздри – часть дыхательной системы рыб.




8.

Сердце у рыб двухкамерное.




9.

У рыб замкнутая кровеносная система.




10.

Рыбы – гермафродиты.




11.

Отделы тела рыб: голова, шея, туловище, хвост.




12.

У многих рыб есть наружное ухо.




13.

Дельфины – это рыбы.




14.

Слова «приспособленность» и «адаптация» - синонимы.




15.

В экосистемах рыбы – консументы.







Проверить.


Ваша оценка:

Пример задания для контроля знаний по теме «Животные – индикаторы состояния водоёма» (10 класс)

Расставьте цифры, соответствующие названиям животных:



Мотыль-

Вислокрылка-

Стрекоза Красотка-девушка-

Личинка поденки-

Личинка вислокрылки-

Водяной ослик-

Личинка стрекозы-
Пятое направление:

Работа с ресурсами сети Интернет. Я считаю, что для учителя, желающего сделать свой труд более интересным и более полезным для учеников, работающего творчески, Интернет предоставляет огромные возможности для самосовершенствования и развития. Благодаря доступу к всемирному информационному пространству можно повысить свой профессиональный уровень и познакомиться с последними открытиями и новинками в своей предметной области. На сайте Министерства образования и науки РФ я знакомлюсь с современными нормативными материалами, учебными программами. На сайте сетевого методического объединения учителей биологии , координатором которого является Завьялова Лариса Михайловна, я знакомлюсь с опытом работы других педагогов, методическими и учебными материалами по биологии. На сайте http://www.school-collection.edu.ru/catalog. представлена единая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов, где можно познакомиться с новыми электронными учебниками, энциклопедиями, атласами, другими пособиями. На сайте сетевого объединения методистов (http://som.fio.ru) можно найти множество интересных материалов по внеклассной работе, информацию о современных методах и формах обучения. Много полезной информации я также получаю на сайтах: http://festival.1september.ru/ - сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок», http://teacher.org.ru/ - сайт конкурса «Учитель года России».

Хочется отметить, что в нашей школе созданы все условия для того, чтобы каждый учитель смог освоить и применять в своей работе современные информационные технологии.

Моя система работы приносит положительные результаты. Чтобы уроки проходили более плодотворно и было как можно меньше ошибок, я совместно с психологом школы провожу со своими учениками психодиагностические тесты, которые помогают мне лучше видеть эмоциональное состояние ребят на уроке, уровень их познавательной активности и выявлять причины негативных переживаний и опасений.

Для изучения эмоционального отношения к обучению была выбрана методика, основанная на модифицированном опроснике Ч. Д. Спилберга, направленная на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как свойств личности. Согласно полученным результатам, большинство учащихся 5-9 классов имеют высокий (64%) и средний (25%) уровень познавательной активности по биологии. Учащихся с высоким уровнем тревожности и гнева не выявлено. При этом средний уровень тревожности среди учащихся 5-9 классов имеют лишь 9% школьников.

Остальные 91% учащихся не испытывают никаких отрицательных эмоций, связанных с изучаемым предметом.

Мои ученики с удовольствием идут на уроки биологии, активно работают, готовят проекты, доклады, занимаются исследовательской деятельностью, становятся призерами и победителями олимпиад, конкурсов и конференций различных уровней. Согласно мониторингу, наблюдается рост показателей качества знаний моих учеников по биологии: 2007-2008 уч.год – 80%, 2008-2009 уч.год – 82%.

Работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность и создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Работа в информационной среде приучает школьников понимать смысл каждой операции, её взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе.

Проведение урока с использованием информационных технологий требует от учителя большой подготовительной работы, но все затраты окупаются повышением у школьников мотивации к обучению, развитием у них пространственного воображения. Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний. Активность учеников в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью и красочностью.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconАнализ педагогической деятельности учителя биологии моу харатская...
Я, Филимоненко Ольга Петровна, работаю в моу харатская сош с 1990 года. Общий стаж педагогической работы – 28 лет. В данной школе...
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconСистема подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии...
Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия...
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Защита конкурсной работы учителя биологии моу сош №52 г. Нижнего Новгорода Тяпаевой Тамары Всеволодовны
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconУроку Бельцевой, учителя биологии моу «Луговецкая сош». Тема урока...
Вид урока – проблемно – исследовательский урок с выполнением лабораторной работы
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconОтчет учителя географии и экономики моу «сош №1»
Стаж работы – 30 лет, педагогический 22 лет, из них более 18 лет в моу «сош №1»
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconН. В. Круговых Комментарий к уроку Литовченко Марины Владимировны...
Комментарий к уроку Литовченко Марины Владимировны учителя биологии «моу сош №2» имени А. И. Покрышкина станицы Калининской
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconСписок цоров библиотеки моу сош с. Лейпциг Русский язык
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconВопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их
Из опыта работы учителя биологии моу зареченская сош №2 Тоцкого района Оренбургской области по проблеме «Организация учебного процесса...
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconПротокол №3 заседания рмо учителей химии на базе моу-сош р п. Советское от 03. 2011 г
Присутствовали: учителя химии: Агеева И. А., Викулова Е. В., Денисова Т. А., Заседателева Н. Н., Надуева С. А., Оксюта Е. Н, Самсонова...
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconОтдел образования администрации г. Гуково распоряжение
На конкурс было представлено 92 творческие работы, из них 25 представлены обучающимися и педагогами моу сош №24, 13 – моу сош №1,...
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г icon«Математика»
Самарской области общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №5 с углубленным изучением отдельных предметов...
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «Объективные и субъективные причины временных неудач на начальном этапе Великой...
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconАналитическая справка по результатам деятельности учителя экологии, биологии
Аринчехиной Светланы Викторовны моу сош №92, Претендента на участие в конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Описание воспитательной системы моу ореховской сош галичского муниципального района Костромской области на основе идеи «Воспитание...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск