Скачать 46.32 Kb.
|
Приложение 1. Урок по новейшей истории России на тему: «Объективные и субъективные причины временных неудач на начальном этапе Великой Отечественной войны» учителя МОУ СОШ № 1 п. Спирово Молочниковой Н.А. и учителя МОУ СОШ № 2 п. Спирово Петровой И.Б. Как и другие уроки, представленные в данных материалах, этот посвящен дискуссионной проблеме Великой Отечественной войны. В последние годы основной акцент в преподавании данной темы в школе делался на субъективных причинах, вызванных культом личности Сталина и тоталитарным режимом. Вместе с тем, наряду с этими причинами, были и объективные, на которых также следует заострить внимание учащихся. Именно на это обращается внимание в современной концепции преподавания курса новейшей истории России. Представленные методические разработки урока нельзя отнести к жанру сценария, так как они не дают самих источников. Скорее это методические рекомендации. Однако и в таком виде, они представляют интерес для учителей, так как содержат некий «сценарный ход» урока и дают ссылки на источники. Предлагаем обсудить данный урок на форуме. Савинова О.В., ведущий научный сотрудник ОИПП ТОИУУ. Лабораторное занятие по документам Введение в тему урока Будущее складывается из прошлого — эта аксиома заставляет нас вновь обращаться к событиям ушедших эпох. Это относится и к истории XX века, века противоречивого, ознаменованного и торжеством разума, и ужасами двух мировых войн. Великая Отечественная война была самой кровопролитной и самой жестокой из известных нам вооруженных конфликтов. Ее истории посвящены тысячи и десятки тысяч работ, но изучение событий 1941—1945 гг. продолжается. Появление в последнее десятилетие новых документов, извлеченных из закрытых ранее архивов, привело к критическому осмыслению неоспоримых, казалось бы, выводов. Начальный период войны — наиболее сложный и загадочный, наиболее болезненный в истории России. Какие причины привели к трагедии 1941 г. и какие уроки из нее можно извлечь? Цель урока: выявить объективные и субъективные причины временных неудач на начальном этапе Великой Отечественной войны Задачи урока
Тип урока: изучение нового материала Вид: лабораторное занятие по документам Оборудование:
Форма урока
План работы I. Оргмомент. II. Актуализация. III.Формулировка интегрирующей цели. IV.Изучение нового. Работа творческих групп. V. Представление выводов групп, обсуждение в виде дискуссии. Интерактивное задание. VI.Рефлексия. VII.Домашнее задание. Предварительная подготовка В ходе работы с историческими материалами учащиеся получают информацию по вопросу причин неудач РККА в начале войны, уясняют сложность исторического подхода к трактовке. Ресурсы Интернета http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html http://www.rkka.ru Примечание: наряду с пакетами документов, материалами Интернета и школьного учебника используются материалы школьного краеведческого музея Творческие группы 1 группа « Политологи »- политический фактор 2 группа « Экономисты »- экономический фактор 3 группа « Социологи »- социально-психологический фактор 4 группа « Военные историки »- военный фактор Вопросы и задания группам
Выводы
Обсуждение в виде дискуссии: Покажите, как соотносились при этом объективные и субъективные обстоятельства Проблемное задание Познакомьтесь с текстом Приказа № 270 и стихотворением М. Джалиля «Четыре цветка». Что объединяет эти материалы. Почему сдающийся в плен солдат приравнивался к предателю? Насколько оправданными вы считаете подобные отношения между людьми во время войны? |