Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 84.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.05.2014
Размер84.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Защита конкурсной работы учителя биологии МОУ СОШ №52 г. Нижнего Новгорода Тяпаевой Тамары Всеволодовны

(1) В своей работе я учитываю тот факт, что в настоящее время биологическое образование вынуждено приспосабливаться к тем изменениям, которые переживает вся система образования в связи с его модернизацией. В самой концепции модернизации образования не предусмотрены изменения в содержании экологической направленности курса биологии. Но переориентация содержания образования с исключительно знаниевой основы на выявление личностного смысла в получении знаний и превращение знаний в средство для становления духовно-ценностных основ развивающейся личности открывает новые перспективы для развития экологического образования и его внедрения в образовательную систему.

Я работаю учителем биологии с 1986 года. С 2006 года преподаю новый курс «Экология» по программе И. М. Швец. Для конкурса я выбрала один из уроков по экологии животных «Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением». (2)

Готовим этот урок вместе с детьми заранее. Составляем план, подбираем дополнительный материал, иллюстрации, звуковые и видеоматериалы. Объем материала может варьировать в зависимости от уровня учащихся.

Класс предварительно делится на экипажи. В каждом выбирается командир, который будет организовывать работу группы, и штурман – ответственный за ведомость учета ответов учащихся. Остальные – в роли пилотов, выполняющих задания. Заранее проводится инструктаж по правилам работы в группе.

Парты для работы экипажей объединяем по две. Так удобнее вести обсуждение.

На доске: дата, тема урока, эпиграф к уроку. По ходу урока словарь: внутривидовые отношения, размножение, забота о потомстве, запечатление, распознавание, воспитание, обучение.

Воспитание и обучение ребенка основывается на эмоциональной почве. Поэтому не случайно одним из компонентов биологического образования является опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, человеку и процессу изучения предмета.

(3) «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». (Пабло Пикасо)

Применение фрагментов видеофильмов на уроках, красивая музыка, чтение стихов, звуки природы - все эти приемы позволяют не только изучить биологию вопроса, но и получить колоссальный эмоциональный настрой.

(4)Мой урок – своеобразная учебная мастерская - это форма урока, где в организованном пространстве и времени ученик мастерит, конструирует свои знания. Главное подобрать такой индуктор (побудитель), который наведет в умах учеников мотивационный запрос, с помощью которого может включить подсознание, сферу эмоций ребенка. Проблема решается самим учеником, а учитель участвует в процессе познания в роли организатора совместного поиска.

Начинаем урок с сонастройки (создания атмосферы) - индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи, музыка и т.д. В данном случае это выглядит следующим образом. (Заставка из телепередачи «В мире животных», а на ее фоне читаются строки Тютчева Ф. И.

(5,6)Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

(7)Далее актуализация знаний: ответы на вопросы, подводящие к цели урока.

Предлагаю ученикам сформулировать личную цель и сопоставить ее с (8)моей целью, достичь которую позволяет решение следующих задач:

Цель урока: Раскрыть особенности внутривидовых взаимоотношений, связанных с размножением.

(9)Задачи урока:

Образовательные:

  • Обеспечить усвоение знаний о внутривидовых взаимоотношениях животных, связанных с размножением на примере взаимоотношений будущих родителей и взаимоотношений родителей и потомства.

  • Развивающие:

  • формировать умение работать с текстом, иллюстрациями

  • развивать познавательную активность, мышление ученика, речь

  • научить учащихся формулировать выводы;

Воспитательные:

  • формировать научное мировоззрение учеников.

  • формировать мировоззренческие представления о проявлении заботы о потомстве у разных животных; сохранении многообразия живых организмов на планете (на территории где живешь).

  • продолжить формирование коммуникативных способностей обучающихся.

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Особое внимание уделяем здоровьесберегающим компонентам урока.

(10)Здоровьесберегающие:

  • смена видов деятельности во время урока;

  • правильность осанки во время урока;

  • динамические паузы во время урока

  • эмоциональные разрядки.


В 2008-2009 учебном году я выбрала тему самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии». Тема эта является актуальной и очень перспективной на современном этапе. Здоровьесберегающая педагогика – один из самых актуальных образовательных подходов, а здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья. Здоровье школьников, особенно за последнее десятилетие, стремительно ухудшается, и этот факт нельзя не учитывать. Объем учебных программ, стрессогенная система организации образовательного процесса ведут к ухудшению показателей здоровья. Я глубоко убеждена, что выбранная тема самообразования, прежде всего, касается меня как учителя биологии и экологии.

(11) Вспомним слова В.А.Сухомлинского: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

На своих уроках я отслеживаю здоровьесохраняющие компоненты учебного процесса: педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы обучения), физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий), психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха). Главный упор, который я делаю на уроках – это (12) рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. Кроме того необходимо использовать ведущие каналы восприятия информации (аудиовизуальный, кинестетический и др.), а так же персонолизированный подход к учащимся. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. Проектируя урок, я следую девизу:

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.

Поэтому следующим этапом урока является групповая работа с информационным материалом.(13)

Экипажи получают свои задания, которые выполняют в течение определенного учителем времени. Учащиеся выполняют задания по инструктивным карточкам. Эта работа носит творческий характер: члены группы могут работать с текстом учебника, дополнительной литературой, рисовать иллюстрации по своей теме и т. д. Учитель консультирует, помогает выстроить порядок изложения нового материала, не забывает обращать внимание на осанку учащихся, вовремя снимает накапливающееся утомление с помощью динамических пауз и психологических приемов.

(14) Далее межгрупповая социализация: высказывание мнений, расширение информации, использование иллюстраций.

Штурманы во время ответов учащихся с помощью учителя заполняют ведомость, где отмечаются верные ответы, дополнения, участие в обсуждении и т. д.

Все, что школьник узнает, учится делать в школе, должно обобщаться и систематизироваться. Кроме этого, подразумевается контроль и оценка. Очень важна самооценка своей деятельности учеником. Реальная самооценка – это стимул к самосовершенствованию.

Учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения, я использую систему оценивания, которая также относится к «сохраняющей здоровье среде»:

- это самооценка;

- оценка товарища, друга по парте;

- коррекционная оценка;

- совместная оценка учителя и ученика;

- окончательная оценка.

Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов, учитываются различные психофизиологические особенности детей.

(15) Ответы учащихся иллюстрируются с помощью слайдов презентации (возможна помощь ассистента), составленной с использованием интернет-ресурсов. Яркими, запоминающимися моментами урока являются красочные фотографии животных, звуки природы: голос настоящей или речной лягушки(16), пение соловья(17); просмотр видеофрагмента «токование тетеревов»(18); чтение стихотворения на фоне видеофрагмента (19)

Как совершенство неба и земли

Весенние танцуют журавли.

Блистательный балет среди болот,

Гармонии и грации полет.

Изящества и пластики турнир.

Живого чуда несравнимый мир.

Тот, кто увидеть это чудо смог,

Уже не просто человек, а бог,

Случайно в руки получивший нить

Умения гармонию хранить.

(20 и вкл. музыку) Я стараюсь достичь гармоничного единства между приобретением знаний учащимися и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к изучаемому предмету.

На уроке я стараюсь построить работу таким образом, чтобы раскрыть творческий потенциал учащихся, затронуть их эмоциональную сферу, выработать опыт эмоционально-ценностного отношения к процессу познания, передать любовь к природе, воспитать общечеловеческие ценности. На мой взгляд соотнесение отношений в природе с человеческими взаимоотношениями помогает решить эту задачу. «Лебединая верность» вдохновила Е. Мартынова на создание одноименной песни, прослушивание которой очень эмоционально.

(21) Еще один важный аспект, на котором акцентируем внимание – забота о потомстве, особенно выраженная у птиц и млекопитающих. Важно связать этот материал с ранее изученным.

Вопросы: у каких животных и как проявляется забота о потомстве? Заполните таблицу о гнездовых и выводковых птенцах. Сравните записи с верными ответами на слайде.(22)

А далее работа с новым материалом. Термины, которые соберут из букв и объяснят участники четвертого экипажа (запечатление, распознавание, воспитание, обучение) ребята занесут в словарик урока.

После выступления каждой группы формулируем выводы, делаем записи в тетрадях. Проводим предварительную проверку понимания материала.

(23) На последнем этапе урока проводим рефлексию, подводим итоги урока:

  • Что вы узнали нового на уроке?

  • Как вы можете оценить свою работу на уроке?

  • было интересно, я не испытывал трудностей;

  • были затруднения, но я с ними справился сам;

  • были затруднения, но мне помогли товарищи.

  • Как вы можете применить полученные знания?

Далее выставление оценок за урок (за дополнительные баллы принимаются ответы по теме урока, дополнения, рисунки и т. д.).

(24) Обязательно необходимо похвалить ребят, поблагодарить за работу, пожелать успехов.

Запись домашнего задания (самоконструкция – индивидуальная работа): составьте викторину, тест, кроссворд, подготовьте сообщение, подберите загадки, стихи или нарисуйте иллюстрации по теме сегодняшнего урока (ученики имеют право выбрать себе любое задание).

(25) На следующем уроке пройдет афиширование работ (на стенде, доске , в устной форме, в виде компьютерной презентации и др.)
Итак, я могу сделать вывод, что применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям ЗСТ, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению и воспитанию способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний. И тогда итоги урока выглядят следующим образом.(26)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск