Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах





Скачать 278.25 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах
Дата публикации06.10.2014
Размер278.25 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа



Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах

1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

Базовый курс предполагает:

Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.

Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.

Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.

Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются  и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.     

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла биологических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение биологических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых биологических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

2. Примерный перечень формируемых компетенций, получаемых знаний, осваиваемых умений и навыков.


Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
В результате изучения биологии на базовом уровне уча­щиеся должны

понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточ­ная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Мен­деля, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественно­го отбора, формирования приспособленности, образова­ния видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

знать:

биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и измен­чивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

уметь объяснять:

роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах;

сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

3. Учебно-методический комплект:

  1. Общая биология: 10 – 11 класс / Д. К. Беляев / - М.: Просвещение, 2004;

  2. Общая биология. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.В.Саблина, Г.М.Дымшиц / - М.: Просвещение, 2008.


4. Содержание учебного предмета

Введение (1ч)

Биология — наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные био­логические системы и уровни организации живой природы.
Раздел I

КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО (16 ч)

Тема 1. Химический состав клетки (5 ч)

Биологически важные химические элементы. Неор­ганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Ну­клеиновые кислоты. АТФ и другие органические со­единения клетки.

Тема 2. Структура и функции клетки (4 ч)

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.

Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазма-тическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Мито­хондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.

Прокариоты и эукариоты.

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (3 ч)

Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при учас­тии кислорода.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4 ч)

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.

Вирусы. Профилактика СПИДа. Демонстрации

Схемы, таблицы, транспаранты* и пространствен­ные модели, иллюстрирующие: строение молекул бел­ков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».

Лабораторные и практические работы

  1. Наблюдение клеток растений и животных под мик­роскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

  2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (эпидермис традесканции, кожица лука).

  3. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

  4. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

  5. Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере катал азы).


Раздел II

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 ч)

Тема 5. Размножение организмов (4 ч)

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размно­жение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотво­рение.

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2 ч)

Зародышевое и постэмбриональное развитие организ­мов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.

Демонстрации

Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние час­тей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).
Раздел III

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (13 ч)

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5 ч)

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генети­ка пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.

Тема 8. Закономерности изменчивости (4 ч)

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчи­вость. Закон гомологических рядов наследственной измен­чивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наслед­ственных болезней человека.

Тема 9. Генетика и селекция (4 ч)

Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селек­ции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

Демонстрации

Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигиб-ридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное до­минирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и не­обычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотех­нологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщини­стые, желтые, зеленые).

Лабораторные и практические работы

  1. Составление простейших схем скрещивания.

  2. Решение элементарных генетических задач.

  3. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой (на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т. п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников).

  4. Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах).


Раздел IV

ЭВОЛЮЦИЯ (20 ч)

Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (3 ч)

Возникновение и развитие эволюционных представ­лений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Син­тетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7 ч)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эво­люционном процессе. Естественный отбор — направ­ляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспо­собленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле (4 ч)

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Кар­ла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека (5 ч)

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представи­тели рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Демонстрации

Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстри­рующие: критерии вида (на примере разных пород одно­го вида животных); движущие силы эволюции; возник­новение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволю­цию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и жи­вотных).

Лабораторные и практические работы

  1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).

  2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).

  3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.


Раздел V

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11ч)

Тема 15. Экосистемы (7 ч)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Эко­системы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч)

Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Био­геохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (2 ч)

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Демонстрации

Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, кон­куренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; кругово­рот веществ и превращения энергии в экосистеме; строе­ние экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; кру­говорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окру­жающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».

Лабораторные и практические работы

  1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

  2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

  3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

  4. Исследование изменений в экосистемах на биоло­гических моделях (аквариум).

  5. Решение экологических задач.

  6. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).

  7. Анализ и оценка последствий собственной деятельно­сти в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


Календарно-тематическое планирование 10 класс (1 час в неделю)




п/п


Тема урока

Кол-во часов

дата


Примечания


план

факт




Введение.

Клетка – единица живого

17 ч




1

Введение.




2-6.09







2

Неорганические соединения.




9-13.09







3

Биополимеры. Углеводы. Липиды.




16-20.09







4

Белки, их строение и функции.




23-27.09







5

Нуклеиновые кислоты.




30.09-4.10







6

АТФ и другие органические соединения.




7-11.10







7

Контрольная работа по теме: «Химический состав клетки»..




14-18.10







8

Клеточная теория Органоиды клетки.




21-25.10







9

Ядро. Прокариоты и эукариоты.




28.10-1.11







10

Контрольная работа по теме: «Структура и функции клетки».




11-15.11







11

Фотосинтез.




18-22.11







12

Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Аэробный гликолиз




25-29.11







13

Контрольная работа по теме: «Обеспечение клеток энергией».




2-6.12







14

Генетическая информация. Удвоение ДНК. Генетический код.




9-13.12







15

Образование информационной РНК на матрице ДНК. Биосинтез белка.




16-20.12







16

Регуляция транскрипции и трансляции. Вирусы. Генная и клеточная инженерия.




23-27.12







17

Контрольная работа по теме: «Наследственная информация и реализация ее в клетке».




13-17.01










Размножение и развитие организмов

5 ч










18

Деление клетки. Митоз.




20-24.01







19

Бесполое и половое размножение.




27-31.01







20

Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.




3-7.02







21

Зародышевое и постэмбриональное развитие организма. Организм как единое целое.




10-14.02







22

Контрольная работа по теме: «Размножение и развитие организмов».




17-21.02










Основы генетики и селекции

13 ч










23

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип.




24-28.02







24

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.




3-7.03







25

Сцепленное наследование генов.




10-14.03







26

Генетика пола.




17-21.03







27

Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность.




1-4.04







28

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.




7-11.04







29

Контрольная работа по теме: «Основные закономерности явлений наследственности».




14-18.04







30

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.




21-25.04







31

Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.




28.04-2.05







32

Контрольная работа по теме: «Закономерности изменчивости».




5-9.05







33


Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции.

Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.




12-16.05







34

Контрольная работа по теме: «Генетика и селекция». Возникновение и развитие эволюционных представлений. Ч. Дарвин и его теория происхождения видов.




19-23.05










Резервное время

1 ч










Календарно -тематическое планирование 11 класс (1 час в неделю)




п/п


Тема урока

Кол-во часов

дата


Примечания


план

факт




Эволюция

21 ч




1

Возникновение и развитие эволюционных представлений.




2-6.09







2

Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов.




9-13.09







3

Доказательства эволюции.




16-20.09







4

Вид. Критерии вида. Популяция.




23-27.09







5

Роль изменчивости в эволюционном процессе.




30.09-4.10







6

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.




7-11.10







7

Формы естественного отбора в популяциях.




14-18.10







8

Дрейф генов. Изоляция.




21-25.10







9

Приспособленность – результат действия факторов эволюции.




28.10-1.11







10

Видообразование. Основные направления эволюционного процесса.




11-15.11







11

Контрольная работа по теме: «Механизм эволюционного процесса».




18-22.11







12

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды. Развитие жизни в криптозое.




25-29.11







13

Развитие жизни в раннем и позднем палеозое.




2-6.12







14

Развитие жизни в мезозое.




9-13.12







15

Развитие жизни в кайнозое.




16-20.12







16

Многообразие органического мира. Классификация организмов. Принципы систематики. Доказательства происхождения человека от животных.




23-27.12







17

Контрольная работа по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле».




13-17.01







18

Ближайшие «родственники» человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов.




20-24.01







19

Первые люди. Появление человека разумного.




27-31.01







20

Факторы эволюции человека.




3-7.02







21

Контрольная работа по теме: «Происхождение человека».




10-14.02










Основы экологии

11 ч










22

Предмет экологии. Экологические факторы среды.




17-21.02







23

Взаимодействие популяций разных видов.




24-28.02







24

Сообщества. Экосистемы.




3-7.03







25

Поток энергии и цепи питания.




10-14.03







26

Свойства экосистем. Смена экосистем.




17-21.03







27

Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.




1-4.04







28

Контрольная работа по теме «Основы экологии».




7-11.04







29

Состав и функции биосферы




14-18.04







30

Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.




21-25.04







31

Влияние деятельности человека на биосферу.




28.04-2.05







32

Итоговая контрольная работа.




5-9.05










Резервное время

2 ч

12-23.05








Для заметок

Для заметок

~ ~

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая учебная программа по биологии для 10 класса Рабочая учебная...
Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconПрограмма по элективному курсу «Подготовка к егэ по биологии»
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconЗайцева Е. Ю., Скворцов П. Н. Школьный практикум. Биология. Животные....
В 2012 -2013 учебном году проводились уроки по биологии в 6-9 классах, химии в 8 – 9 классах, а также занятия по подготовке к гиа...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconПояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена...
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая учебная программа по информатике и информационно коммуникационным...
Рабочая учебная программа предназначена для учителей информатики и методистов
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая программа по элективному курсу «профессиональное самоопределение» в 9-х классах
Задача которого – создание в старших классах системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая программа по биологии 6-9 классы пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах основной общеобразовательной школы и является продолжением...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений рф, в соответствии с...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая программа по «биологии»
Преподавание курса «Общая биология» в 10-11 классах осуществляется по программе по биологии для 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая программа по учебному курсу «Биология» для общеобразовательных...
Она основывается на сложившейся и оправдавшей себя системе изучения основ биологии: многообразие живого (растения, бактерии, грибы,...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая программа по учебному курсу общей биологии для 10 класса
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая программа по курсу «Промышленные инновации в биологии»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая программа по биологии для 9 класса учителя биологии
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconПояснительная записка в 9-х классах учебная программа «Немецкий язык. Шаги5»
В 9-х классах учебная программа «Немецкий язык. Шаги5» закончилась. Авторы: И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Москва, Просвещение 2003г
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах iconРабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности...
А. Т. Смирнов ( изд –во «Просвещение», 2001 ); Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 – 11 классах...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск