Скачать 354.6 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) Утверждаю: Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2011 г. ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИННОВАЦИИ В БИОЛОГИИ Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400.68 «Биология» Магистерская программа Квалификация выпускника Магистр Форма обучения очная Томск 2011 Одобрено кафедрой _зоологии позвоночных и экологии Протокол № ____ от «_____»______________2011 г. Зав. кафедрой ____________________ Н.С.Москвитина Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии ________________________ «______» ____________2011 г. Рабочая программа по курсу «Промышленные инновации в биологии» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400.68 «Биология», квалификация «магистр». Приказ Министерства образования и науки № 100 от 04 февраля 2010 года Общий объем курса - 72 часа. Из них лекции – 6 ч., практические занятия – 24 ч, самостоятельная работа студентов – 42 ч. Зачет в первом семестре. Общая трудоемкость курса – 2 зач. ед. Автор: Вайшля Ольга Борисовна, к.б.н., доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета Рецензент: Москвитина Нина Сергеевна, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета
Целью освоения дисциплины «Промышленные инновации в биологии» является формирование у студентов представлений о практическом применении биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования и фундамента экологии.
Дисциплина «Промышленные инновации в биологии» является компонентом вариативной части профессионального цикла М.2 учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 020400.68 «Биология». Для успешного освоения дисциплины студенты должны обладать знаниями, полученными в ходе освоения курсов базовой общепрофессиональной части учебного плана - ботаника, зоология, биохимия с основами молекулярной биологии, микробиология и вирусология, биотехнология, физиология растений, генетика и эволюция, экология и рациональное природопользование. Необходимы знания о происхождении, строении и метаболизме различных видов бактерий, вирусов, грибов, животных и растений. Освоение дисциплины «Промышленные инновации в биологии» необходимо для активного освоения студентами курсов «Современные проблемы биологии», «Глобальные экологические проблемы», «Экологическая безопасность», а также для хорошей ориентации на рынке труда после окончания магистратуры. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Промышленные инновации в биологии». 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): основы биоэтики, философские проблемы биологии и экологии; способен к творчеству (креативность) и системному мышлению (ОК-1); способен к инновационной деятельности (ОК-2); способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня (ОК-3); понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания (ОК-4); способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач (ПК-1); знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению (ПК-2); самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы (частично) (ПК-3 ); демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку (ГЖ-4); творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации (ПК-6); понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения (ПК-7); профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам (ПК-9); в соответствии с видами деятельности: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ГЖ-10); умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-11); планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией (ПК-14); использует знание нормативных документов, регламентирующих организацию и методику проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с целями ООП магистратуры ) (ПК-15) (частично); имеет навыки формирования учебного материала, чтения лекций, готов к преподаванию в высшей школе и руководству научно-исследовательскими работами (НИР) студентов, умеет представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей (ПК-16). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- фундаментальные законы и закономерности функционирования и развития живых систем; - основные направления использования достижений биологии; - физиолого-биохимические особенности промышленно значимых микроорганизмов; - современную отечественную и зарубежную литературу по проблемам курса; - основные подходы и способы практического применения полученных знаний - методы контроля качества биотехнологической продукции; - способы создания банков бактериальных и грибных штаммов для решения научных и производственных проблем биологии.
- глубоко понимать цель практического применения биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования и фундамента экологии; - разрабатывать технологии производства новых биопрепаратов для народного хозяйства; - оценивать экологические и биологические риски биоиндустрии в экологии и биологии; - свободно использовать понятийно-категориальный аппарат прикладных направлений в экологии и биологии; - связывать общие и частные вопросы биологии; - использовать полученные знания в социально-экономической сфере; - представлять полученные знания в виде рефератов, докладов, презентаций.
- законодательной базой использования инноваций в экологии и биологии; - методами промышленного культивирования бактерий, грибов, вирусов и получения целевого продукта; - методиками контроля качества биопрепаратов; - представлениями о стратегиях продвижения на рынок инновационной продукции; - способами защиты интеллектуальной собственности; - навыками подготовки технической документации для прохождения процедуры госрегистрации биотехнологической продукции; - навыками поиска информации по проблемам промышленных инноваций в области экологии в сети Интернет; - навыками патентного поиска инновационных разработок в базе данных www.fips. - навыками работы в сфере наукоемких инновационных технологий 4. Структура и содержание дисциплины «Промышленные инновации в биологии» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа
Тема 1. Введение. Практическое использование достижений биотехнологии в экологии. Концепция развития биотехнологии в России. Биотехнология в охране окружающей среды. Основные биообъекты в биотехнологии. Разнообразие типов питания микроорганизмов. Основные мономеры конструктивного метаболизма. Современные биосенсорные системы. Перспективы использования мультисенсорной системы на основе биочипов. Возможности использования природных хеморецепторов живых организмов. Измерительные преобразователи биосенсорных систем. Биохимические преобразователи с модифицированными организмами. Современные биоматериалы и способы их изготовления. Тема 2. Промышленные инновации в биологии. Промышленные инновации в области почвенной биотехнологии. Основные направления прикладной альгологии. Новые разработки в области медицинской микробиологии. Микробные технологии в сельском и лесном хозяйстве. Инновационные проекты для ветеринарной микробиологии. Современные технологии космической биологии и экологии. Промышленная микология и фунготерапия. Тема 3. Научно-практические основы промышленных инноваций. Селекция, культивирование микроорганизмов. Классификация методов культивирования. Периодические, полунепрерывные и непрерывные методы культивирования. Разнообразие источников углерода, азота, фосфора, серы и других элементов, используемых микроорганизмами. Особенности биотехнологических производств. Производства тонкого микробиологического синтеза, крупно-тонажные условно-стерильные производства. Изучение промышленных свойств штаммов микроорганизмов. Чистая культура, посевной материал. Стадии получения посевного материала для промышленного культивирования. Методы выделения, концентрирования и получения товарных форм продуктов микробиологического синтеза. Методы сохранения продуктов чистых культур микроорганизмов и обеспечение их генетической стабильности. Тема 3. Легализация изученных свойств промышленно значимых микроорганизмов. Паспортизация штаммов. Правила оформления и процедура подачи для проверки заявленных свойств. Сравнение с аналогами по изученным свойствам. Адекватность методов исследования качества свойств и метаболитов штаммов-продуцентов современному уровню биологии и экологии. Международное и российское депонирование во Всероссийской коллекции промышленных микроорганизмов. Порядок сдачи культур промышленных микроорганизмов для хранения в криобанки. Тема 4. Методы контроля качества биотехнологической продукции. Способы идентификации микроорганизмов. Методы проверки промышленных свойств культуры. Определение численности микроорганизмов в продукции. Электронная микроскопия грибов, бактерий и вирусов. Оценка экологической безопасности технологий получения штаммов микроорганизмов-продуцентов. Проверка продуктов на токсичность и содержание тяжелых металлов. Санитарно-гигиенический сертификат. Способы определения чувствительности биосенсоров. Тема 5. Патентование разработок в области прикладной биологии. Правила написания текста патента, определение области промышленности для применения патента. Изобретения, полезные модели, ноу-хау, патенты. Отличия и преимущества. Проблема защиты объектов интеллектуальной собственности в биотехнологических разработках. Авторское право. Договор соглашения между авторами изобретения и патентообладателями. Тема 6. Оформление технической документации на продукты промышленных инноваций. Правила оформления технической документации для прохождения процедуры государственной регистрации биопрепаратов и биотехнологической продукции. Написание основных разделов технологических регламентов, технических условий, паспортов безопасности продукции. Разработка регламентов применения инновационной продукции. Процедура получения санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию, выдаваемое Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Изучение параметров острой токсичности микробиологических препаратов. Заключения о патогенности штаммов. Экспертные заключения НИЦ ТБП по результатам токсиколого – гигиенической оценки биологических препаратов. Экспертные заключения ГОУВПО МГУ по оценке воздействия на окружающую среду микробиологических препаратов. Тема 7. Организация и продвижение инновационных проектов в области биологии. Признаки инновационности продукции. Что такое НИР, НИОКР, опытное и промышленное производство. Коммерциализация результатов НИР. Подготовка и правила подачи инновационных проектов на конкурсы. Венчурные и инвестиционные фонды: плюсы и минусы. Томская технико-внедренческая зона: опыт работы. Маркетинг университетов и научных лабораторий. Организация продвижения инновационных проектов в области экологии. Основные потребители инновационной продукции в области экологии. Взаимодействие разработчиков и инвесторов в производстве продукции биоиндустрии. Тема 8. Примеры инновационных проектов в области биологии. Разработка экологически безопасных биопестицидов и биоудобрений агропромышленного назначения. Научно-практические основы аквакультуры. Управление состоянием водных экосистем и качеством воды и сточных вод. Биосенсоры для определения качества воды. Эколого-эпидемиологический мониторинг возбудителей опасных вирусных инфекций, характеризующихся высокой степенью изменчивости генома и повышенной эпидемической опасностью. Тема 9. Перспективные направления промышленных инноваций в области биологии. Иммобилизованные ферменты и клетки микроорганизмов. Способы иммобилизации, их применение. Биосенсоры на основе новых ферментов. Включение живых клеток в полимеры и твердые носители с сохранением 100% активности ферментов. Новые биоэлектронные устройства для повышения качества медицинских анализов, контроля технологических процессов, оценки качества пищевых продуктов и окружающей среды. Перспективы получения, модификации и использования в защите окружающей среды феромонов, кайромонов, алломонов как природных сигнальных и коммуникативных молекул в надорганизменных системах. 5. Образовательные технологии Наряду с классическими технологиями обучения (лекции, семинары и самостоятельная подготовка студентов) при осуществлении курса применяются другие методы, включающие:
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины. 6.1. Примерная тематика рефератов и эссе 1. Промышленные инновации в области почвенной биотехнологии. 2. Основные направления прикладной альгологии. 3. Новые разработки в области медицинской микробиологии. 4. Микробные технологии в сельском и лесном хозяйстве. 5. Инновационные проекты для ветеринарной микробиологии. 6. Современные технологии космической биологии и экологии. 7. Промышленная микология и фунготерапия. 6.2. Примеры билетов для проведения письменных контрольных работ: - Разнообразие источников углерода, азота, фосфора, серы и других элементов, используемых микроорганизмами. - Теория лимитирования и ингибирования роста клеток элементами питания. - Основные биообъекты в биотехнологии. Обмен веществ как совокупность пластического и энергетического обменов. - Разнообразие типов питания микроорганизмов. Основные мономеры конструктивного метаболизма. - Фазы культивирования в простых периодических условиях. Физиологические характеристики при простом периодическом культивировании. - Первичные и вторичные метаболиты. Модели роста и образования продуктов. - Экспоненциальная модель роста. Модель Моно. Сложные модели роста. - Классификация методов культивирования. Периодические, полунепрерывные и непрерывные методы культивирования. - Иммобилизованные ферменты и клетки микроорганизмов. Способы иммобилизации, их применение. - Механизмы регуляции метаболических процессов, протекающих в клетках. - Способы получения штаммов микроорганизмов-продуцентов. - Примеры использования штаммов, полученных методами генной инженерии. - Направленный синтез органических кислот. - Направленный синтез аминокислот. Регулирование и оптимизация культивирования на примере получения метионина. 6.3. Фонд контрольных заданий - Основные принципы обеспечения асептических условий для культивирования штаммов-продуцентов - Первичные, вторичные источники загрязнений. Основные методы стерилизации, сущность - Микробиологические и санитарные требования и контроль производства. Стерилизация жидких сред. Методы, сущность. - Условия и показатели надежности стерилизации жидких сред. Стерилизация твердых сред, оборудования, коммуникаций. - Стерилизация воздуха. Методы, сущность. Условия и показатели, обеспечивающие надежность стерилизации воздуха. Технологическая схема подготовки и стерилизации воздуха перед культивированием. - Сущность процесса культивирования микроорганизмв. Физиологические факторы и их изменение при культивировании. - Массообмен при анаэробном и аэробном культивировании. Функции. Показатели, характеризующие процесс массобмена. - Культивирование смешанной популяции. Типы сосуществования микроорганизмов. Анаэробное, аэробное культивирование смешанной популяции. - Особенности биотехнологических производств. Производства тонкого микробиологического синтеза, крупно-тонажные условно-стерильные производства. - Требования к выбору технологических параметров производства и оборудования. Поверхностное культивирование. Твердофазное культивирование. - Использование бактерий в промышленной технологии. - Чистая культура, посевной материал. Методы сохранения продуктов чистых культур микроорганизмов и обеспечение их генетической стабильности. - Стадии получения посевного материала для промышленного культивирования. - Методы выделения, концентрирования и получения товарных форм продуктов микробиологического синтеза. - Микрофлора при биологической очистке сточных вод. Активный ил. Состав и свойства активного ила. - Кинетика биохимического окисления загрязнений. Механизм изьятия органических веществ из сточных вод. - Технологические показатели активного ила. Концентрация, иловый индекс, нагрузка, возраст, дегидрогеназная активность. - Характеристика и показатели сточных вод. ХПК, БПК, ПДК. - Критерии степени пригодности сточных вод для микробиологической очистки. - Анаэробный метод очистки сточных вод. Сущность, параметры процесса. 6.4. Образцы тестовых билетов для промежуточной оценки остаточных знаний
а. новые виды биологической продукции б. более совершенное промышленное оборудование в. новые штаммы микроорганизмов г. новая упаковка биопрепаратов
а. изучение физиолого-биохимических признаков организма; б. выписка технических параметров культивирования микроорганизмов; в. сравнение с лучшим аналогом; г. ДНК-идентификация микроорганизма
а. индексы цитирования научных разработок для данной продукции; б. количество сходных по формуле изобретения патентов; в. новизна продукции; г. спрос потребителей. 5. Оптимальной формой взаимодействия разработчиков и инвесторов в производстве продукции биоиндустрии является: а. договор на создание научной продукции; б. соглашение о партнерстве; в. создание общего малого инновационного предприятия; г. еженедельные планерки. 6.5. Образцы экзаменационных билетов Билет № 1 1. Основные методы селекции промышленных штаммов-продуцентов микроорганизмов. Паспортизация штаммов. 2.Основные требования к выбору технологической схемы производства биопродукции. Билет № 2
Билет № 3
Билет № 4
Билет № 5 1. Организация и продвижение инновационных проектов в области биологии. Взаимодействие разработчиков и инвесторов в производстве продукции биоиндустрии 2. Методы модификации, стабилизации, стандартизации товарных форм биопродукции. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Промышленные инновации в биологии» |
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования... | Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню... | ||
Рабочая программа по учебному курсу общей биологии для 10 класса Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы... | Тема 1: передовые педагогические технологии и инновации в педагогике Ключевые слова: педагогическая система(ПС), структура педагогической системы; инновации, педагогические инновации, технологичность,... | ||
Рабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина... Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»... | Рабочая программа по учебному курсу «Биологии» в 6-9 классе Базовый... Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... | ||
Рабочая программа по учебному курсу биологии для 8 класса Составитель | Рабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель | ||
Рабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Краюхина... Данная адаптированная рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с | Рабочая программа по биологии 6 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 9 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 7 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии Домашнее обучение Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час неделю в течение 1 учебного года | Рабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии... Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов |