РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, посвященной Дням славянской письменности и культуры
24 мая
№№
п/п
| Обложка книги
| Описание
| Славянские просветители Кирилл и Мефодий | 1.
|
| Жития Кирилла и Мефодия / редкол.: Д. С. Лихачев, П. Н. Динеков [и др.]. – Факс. изд. – М. : Книга ; София : Наука и изкуство, 1986. – 266 с. – Содерж.: Пространное житие Константина – Кирилла Философа (последняя четверть XV века) ; Пространное житие Константина – Кирилла Философа (начало XV века) ; Пространное житие Мефодия (середина XII века) ; Похвальное слово Кириллу и Мефодию (середина XII века) ; Краткое житие Кирилла (конец XIV- начало XV века) ; Краткое житие Мефодия (начало XV века). Издание подготовлено совместно советскими и болгарскими учеными. Его цель - предоставить в распоряжение исследователей и более широкого круга читателей тексты важнейших сведений об эпохе создания славянской письменности и деятельности её создателей и первых просветителей словенских.
| 2.
|
| Сказания о начале славянской письменности / под ред. В. Д. Королюка ; авт. предисл. Б. Н. Флори. – Ленинград : Наука, 1981. – 197 с. Это первое комментированное издание на русском языке в нашей стране ценнейших древнеславянских произведений. Оно содержит жизнеописания создателей славянской письменности Константина и Мефодия, сказание черноризца Храбра «О письменах». В комментариях дается характеристика исторических событий того времени, приводятся сведения о создателях древнеславянской письменности, дается толкование многих терминов, слов, выражений.
| 3.
|
| Воскобойников, В. Братья [Кирилл и Мефодий] : историческое повествование / В. Воскобойников. – М. : Молодая гвардия, 1979. – 174 с. Ежегодно в мае торжественно празднуется День письменности в память создания славянской азбуки образованнейшими людьми своего времени, братьями Кириллом и Мефодием (в Болгарии существует орден Кирилла и Мефодия, которым награждаются выдающиеся деятели литературы и искусства). В далеком IX веке они посвятили всю жизнь созданию и распространению письменности и утверждению славянской культуры как равной среди культур других европейских народов.
| 4.
|
| Флоря, Б. Н. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия / Б. Н. Флоря, А. А. Турилов, С. А. Иванов. – СПб. : Алетейя, 2000. – 314 с. Издание включает в себя публикацию комментированного перевода важного источника, проливающего свет на судьбы славянской письменности после Кирилла и Мефодия – Жития их ученика Климента Охридского. Том содержит также вступительную статью, содержащую очерк развития славянской литературы в конце IХ-Х вв. и славянской рукописной традиции ХI-ХIII вв.
| Мудрые книжники Древней Руси | 5.
|
| Розов, Н. Русские мастера рукописной книги (к 1000-летию русской книги) / Н. Розов. – СПб. : РХГИ, 1999. – 272 с. Предлагаемое исследование посвящено истории русской рукописной книги и ее мастеров с XI по XVII в. – до появления и распространения в России первых печатных книг. Рукописная книга рассматривается как факт литературного процесса, как произведение книжного искусства в условиях культурно-социальной жизни своего времени и прежде всего как результата творчества конкретных людей.
| 6.
|
| Словарь книжников и книжности Древней Руси : вып. 1-3 / АН СССР, ИРЛИ ; отв. ред. Д. С. Лихачев. – Ленинград : Наука, 1987-2003. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). – 1987. – 494 с. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1 : А-К. – 1988. – 517 с. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 2 : Л-Я. – 1989. – 528 с. Вып. 3. XVII в. Ч. 1. А-З. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1993. – 410 с. Вып. 3. XVII в. Ч. 2. И-О. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1993. – 439 с. Вып. 3. XVII в. Ч. 3. П-С. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1993. – 518 с. Вып. 3. XVII в. Ч. 4. Т-Я. – Дополнения. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. - 889 с. В словарные статьи входят материалы о древнерусских писателях и книжниках, а также об анонимных памятниках, созданных в этот период. Кроме этого, в словарь включены сведения о переводных произведениях, авторских и анонимных, получивших распространение в письменности того времени. Каждая статья состоит из кратких сведений об авторе или памятнике и библиографии его изданий и исследований. Словарь рассчитан на широкий круг специалистов по истории и культуре Древней Руси, а также для религиоведов и филологов.
| 7.
|
| Книжные центры Древней Руси / Рос. Акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачев, С. А. Семячко, О. В. Панченко. – СПб., 1991-2010. Серия «Книжные центры Древней Руси» посвящена исследованиям по истории знаменитых монастырских книжных центров того периода. Возникновение книжных центров было связано прежде всего с деятельностью политической власти и духовенства. Начиная с XI в. книгописание сосредоточивалось вокруг княжеского двора и церкви. Монастыри были на Руси не только религиозными, но и общекультурными центрами. Там велось летописание, писались иконы, переписывались книги, складывалась сама древнерусская литература. 1. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности / отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л. : Наука, 1991. – 485 с. 2. XI-XVI вв. : Разные аспекты исследования / отв. ред. Д. С. Лихачев. – СПб. : Наука, 1991. – 365 с. 3. XVII век : Разные аспекты исследования / отв. ред. Д. С. Лихачев. – СПб. : Наука, 1994. – 409 с. 4. Севернорусские монастыри / отв. ред. С. А. Семячко. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. – 389 с. 5. Соловецкий монастырь / отв. ред. С. А. Семячко. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. – 535 с. 6. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря / отв. ред. С. А. Семячко. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. – 493 с. 7. Кирилло-Белозерский монастырь / отв. ред. С. А. Семячко. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2008. – 496 с. 8. Книжное наследие Соловецкого монастыря / отв. ред. О. В. Панченко. – СПб. : Наука, 2010. – 599 с.
| 8.
|
|
Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси (От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова) : научно-художественные очерки / А. Г. Глухов. – М. : Экслибрис-Пресс, 1997. – 256 с., ил. Древняя Русь оставила нам бесценное литературное наследие, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители и переписчики - все те, кого в летописи называли мудрыми книжниками. Среди них - Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, дьякон Григорий, Нестор-летописец, Владимир Мономах, Феодосии Печерский, Кирилл Туровский, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Симеон Гордый, Епифаний Премудрый, Кирилл Белозерский, митрополиты Алексий, Киприан, Макарий. О них и пойдет речь в научно-художественных очерках, собранных в одной книге.
| 9.
|
| Сапожникова, О. С. Русский книжник XVII в. Сергий Шелонин. Редакторская деятельность / О. С. Сапожникова. - М. ; СПб. : Альянс-Архео, 2010. - 560 с., ил. Монография посвящена деятельности выдающегося русского книжника XVII в. Сергия Шелонина. Постриженик Соловецкого монастыря, инок-священник Сергий посвятил жизнь книжным занятиям: несколько десятилетий изучал в богатой библиотеке своей обители богословские, исторические, грамматические труды, создавал собственные сочинения, прославляющие русских святых и православные традиции. В 1640-х гг. Сергий работал в Москве под руководством патриарха Иосифа и готовил к печати новаторские компендиумы и компиляции из популярных в Древней Руси сочинений. При жизни книжника был издан только один его труд, в XVIII в. отредактированные им книги публиковали старообрядцы. В монографии рассматривается состав келейной библиотеки Сергия, сохранившейся практически полностью, представлены основные направления его деятельности, обусловленные политикой русской церкви середины XVII в., вводится в научный оборот целый ряд биографических фактов и рукописей. На основе анализа творческого наследия соловецкого инока-эрудита автор определяет его позицию по отношению к реформам патриарха Никона. Фундаментальная деятельность Сергия не получила дальнейшего развития в связи с изменением церковной политики в 1650-х гг. и разгромом Соловецкого восстания (1676 г.), однако, она является ярким примером высочайшего уровня русской культуры середины XVII в.
| Памятники древнерусской письменности
| 10.
|
|
Остромирово Евангелие 1056-1057 : факс. воспр. – Л. : Аврора ; М. : Московский патриархат. – 1988, [294] л. : цв. ил. – Прил. – 15 [1] с. ; ил. "Остромирово Евангелие" - первая датированная древнерусская книга. Была написана в 1056-1057 по заказу новгородского посадника Остромира, родственника князя Изяслава I Ярославича, дьяконом Григорием на пергамене письмом-уставом. Оформление книги поражает красотой, яркостью цвета, изумительным орнаментом. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах ее изготовления и о времени работы. «Остромирово Евангелие» – древнейший точно датированный объемный рукописный памятник, созданный на Руси. В нем, кроме особенностей общерусских, отражены и такие языковые особенности, которые со временем стали характерными для украинского языка. Считается, что оно впервые было обнаружено в 1701 г. (указано в описи одного из храмов московского Кремля). В 1720 г. отослано, наряду с другими старыми книгами, по приказу Петра I в Санкт-Петербург. Затем следы его теряются до 1805 г., когда оно было обнаружено среди вещей в гардеробе покойной Екатерины II. Александр I распорядился передать книгу в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург), где она хранится и поныне.
|
|
|
|
|
| Повесть о Зосиме и Савватии : факс. воспр. – М. : Книга, 1986. – [479] с., цв. ил. – (Памятники книжного искусства. Древнерусская книга). - Прил.: Повесть о Зосиме и Савватии : научно-справочный аппарат / науч. ред. О. А. Князевская. – 177 [2] с. ; ил. Издание состоит из двух книг. В первой из них содержится полное факсимильное воспроизведение Повести о Зосиме и Савватии (в цвете) из коллекции Государственного Исторического музея, который относится к лучшим образцам русского книжного искусства конца XVI века. Рукопись создана в Москве, в известной в то время мастерской. Над ее украшением работали искусные художники. 234 миниатюры Повести иллюстрируют жизнь Русского Севера, его освоение в XV-XVI веках, а также некоторые крупные события из истории России. Здесь имеются портреты многих государственных деятелей того времени. Вторая книга - Научно-справочный аппарат. В ней публикуются: перевод памятника на современный русский язык; статьи, посвященные литературным достоинствам и палеографическим особенностям, художественному оформлению рукописи. В описании миниатюр комментируются связанные с их содержанием исторические факты.
|
|
| Слова о полку Игореве : древний текст и переложения / [сост. А. В. Комлев ; предуведомление к тексту В. В. Колесова ; ил. В. Воловича]. – Свердловск : Средн.-Урал. кн. изд-во, 1985. – 211 с., ил. + резюме (1 л. слож. в 4 с.). «Сло́во о полку́ И́гореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова») - самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века, вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже).
|
|
| Сказание о Борисе и Глебе : факс. воспр. житийных повестей из Сильвестровского сб. (2-я половина XIV в.). – М. : Книга, 1985. – [160] с. ил. ; + Прил. (151 с.). Сказание о Борисе и Глебе - самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник из цикла произведений, посвященных рассказу о гибели сыновей Владимира I Святославича Бориса и Глеба во время междоусобной борьбы за великокняжеский киевский престол в 1015 г.
|
|
| Житие Александра Невского. Текст и миниатюры Лицевого летописного свода XVI в. / Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. – Факс. воспр. – 2-е изд. – СПб. : Аврора, 1992. – [111] с., цв. ил. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра, или Повесть о житии Александра Невского» - литературное произведение XIII в., агиографического жанра. Издана к 750-летию Ледового побоища – битве русского войска под предводительством Александра Невского 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера с немецкими ливонскими рыцарями, которая закончилась разгромом захватчиков.
|
|
| Сказание о Мамаевом побоище : текст в современной транскрипции и пер. на рус. яз. / Гос. Ист. музей ; [ред. О. Б. Федорова ; пер. Т. Диановой, М. Черниловской]. – М. : Книга, 1980. – 147 с., ил. Сказание о Мамаевом побоище - литературное произведение XV в. об исторических событиях Куликовской битвы. В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, рассказ о действиях Засадного полка и т. д.) содержит и некоторые легендарные эпизоды. «Сказание» дошло до нас в большом количестве списков, некоторые из которых датируются даже концом XVIII - началом XIX века, что говорит об огромной популярности произведения в России. В «Сказании» используется множество таких литературных приемов, как антитеза, видение, сравнение с природой. Это очень талантливо написанный литературный документ, который стоит прочитать любителям древнерусской литературы.
|
|
| Повесть о Куликовской битве : из Лицевого летописного свода XVI века : [текст и переводы / пер. с древнерус. О. П. Лихачева ; сост. Л. А. Дмитриев ; статьи Д. С. Лихачева]. – Ленинград : Аврора, 1980. – 194 с., факс. Повесть о Куликовской битве летописная - литературный памятник, посвященный битве «за Доном» «на усть Непрядвы», дошел в составе летописных сводов под 1380 (6888) г. Создание Повести исследователи относили обычно к концу XIV в. (С. К. Шамбинаго, А. А. Шахматов, Л. В. Черепнин и др.). Спорным был лишь вопрос, какой из видов Повести - краткий или пространный - считать первоначальным. В настоящее время представляется доказанным, что Повесть составлена на основе краткого рассказа «О побоище иже на Дону», отразившегося в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской. Первоначальные и наиболее полные тексты Повести содержатся в Летописях Софийской I и Новгородской IV. Все остальные ее тексты, подвергшиеся переработке - сокращению или распространению - восходят к тексту Повести в составе этих летописей.
|
|
| Киевская Псалтирь 1397 года из Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде : [полный текст рукописи]. – Факс. изд. – М. : Искусство, 1978. – 229 с. Вздорнов, Г. Исследование о Киевской псалтири 1397 года / Г. Вздорнов. – М. : Искусство, 1978. – 171 с. Издание является первой полной публикацией Киевской Псалтири 1397 г. Это одна из лучших русских рукописных книг. Она написана литургическим уставом и украшена миниатюрами на полях. Миниатюры выполнены в изящном стиле и воспроизводят иллюстрации утраченного греческого оригинала XI века. Псалтирь написана в Киеве, но её писец Спиридоний и заказчик Михаил приехали в Киев из Москвы. Памятник московского искусства и письма, Киевская Псалтирь представляет интерес для изучения русской и византийской художественной культуры. К изданию Киевской Псалтири прилагается исследование об этой рукописи и описание иллюстраций с разъяснением их сюжетов. В исследование выяснена история Киевской Псалтири и художественная среда, где возник этот замечательный памятник.
|
|
| Хождение за три моря Афанасия Никитина. 1406-1472 г. г. / под ред. С. Н. Кумкес ; сост. И. Г. Веритэ ; пер. Н. С. Чаева. – М. : Географгиз, 1960. – 128 с., факс. «Хо́жение за три моря» - памятник литературы в форме путевых записей (жанр хожения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468 - 1474 гг. (датировка Л. С. Семёнов, ранее И. И. Срезневским датировалось 1466 - 1472 годами). Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако, большая часть записок была посвящена Индии - её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами. В 1475 г. рукопись оказалась в Москве у правительственного чиновника Василия Мамырева. Позже, в 1489 г., она была воспроизведена в летописном своде, к которому восходят тексты Львовской и Софийской летописей.
|
|
| Изборник Святослава 1073 года : факс. изд. – Москва : Книга, 1983. – 266 с. : ил. – Часть текста парал.: рус., англ., нем. – Текст: древнерус. – Прил.: Изборник Святослава 1073 года : научный аппарат факсимильного издания : сборник / науч. ред. Л. П. Жуковская. – 79 с. : ил. Изборник Святослава 1073 - вторая по древности (после Остромирова Евангелия 1056 - 57) дошедшая до нас датированная древне - русская (и вообще славянская) рукописная книга. Переписана в Киеве двумя писцами с не сохранившегося болгарского оригинала, который был переведен с греческого по инициативе болгарского царя Симеона, при котором Болгария переживала "золотой век" письменности. По содержанию представляет собой сборник из более чем 380 статей энциклопедического характера виднейших византийских авторов, в т. ч. трактат по поэтике "Об образех" Георгия Хировоска. Заказчиком книги был киевский кн. Святослав Ярославич. Роскошно оформленный Изборник славится своими иллюстрациями; одна из миниатюр изображает кн. Святослава с женой и сыновьями (первый в истории русской живописи портрет). Рукопись содержит 266 листов и хранится в Москве (Гос. исторический музей). Изборник является важным памятником как старославянского (особенно в области лексики), так и древнерусского языка.
|
|
|
Также предлагаем вашему вниманию
библиографический список книг и статей, посвященных истории создания и развития славянского письма, биографии Кирилла и Мефодия.
1. Байбурова, Р. Как появилась письменность у древних славян / Р. Байбурова // Наука и жизнь. – 2002. – № 5. – С. 48-55 : фото. цв.
2. Брукфилд, К. Письменность : энцикл. / К. Брукфилд ; фото Л. Пордес. – М. : СЛОВО/SLOVO, 2001. – 64 с. : фото. – (Очевидец обо всем на свете).
3. Верещагин, Е. М. 950 лет Остромирову евангелию: у истоков русского литературного языка / Е. М. Верещагин // Русский язык в школе. – 2007. – № 8. – С. 47-53. – (Анализ художественного текста) (Юбилей памятника письменности).
4. Вздорнов, Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - нач. XV вв. / Г. И. Вздорнов. – М. : Искусство, 1980. – 551 с.
5. Власов, В. Г. Славянская азбука и славянские просветители : [Кирилл и Мефодий] / В. Г. Власов. – М. : Знание, 1989. – 61 с.
6. Воскобойников, В. Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий / В. Воскобойников ; худож. Ю. Васильев. – СПб. : Лицей, 1994. – 31 с.
7. Глухов, А. Г. «В лето 1037...» : [очерки] / А. Г. Глухов. – М. : Совет. Россия, 1974. – 192 с. : ил. – Библиогр.: с. 190-191.
8. Глухов, А. Г. Русские книжники / А. Глухов ; [предисл. О. Ласунского]. – М. : Книга, 1987. – 267, [4] с. : ил.
9. Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Глухов. – М. : Совет. Россия, 1979. – 223 с.
10. Запорожец, Н. И. Славянская азбука : рассказы по истории средних веков / Н. И. Запорожец. – М., 1996. – 38 с.
11. Иванова, В. А. Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб. : Просвещение, 1995. – 303 с. : ил.
12. Кирилл и Мефодий, первоучители славянские // Крупин, В. Н. Русские святые / В. Н. Крупин. – М. : РОСМЭН–ПРЕСС, 2003. – С. 18-27.
13. Книга в России : Ч. 1. От начала письменности до 1800 года. – М. : Гос. изд-во, 1924. – 383 c.
14. Колесов, В. В. «Как наше слово отзовется...» / В. В. Колесов. – СПб. : Иван Федоров, 2001. – 347 с.
15. Крутова, М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности / М. С. Крутова. – М. : Мартис, 1997. – 223 с., [8] л. ил.
16. Немировский, Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания : кн. для учащихся / Е. Л. Немировский. – М. : Просвещение, 1991. – 221, [3] с.
17. Осетров, Е. Аз – свет миру : повесть в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной / Е. Осетров ; худож. Г. Ордынский. – М. : Детлит, 1989. – 303 с.
18. Паль, Р. В. Человек придумал книгу / Р. В. Паль. – М. : Совет. Россия, 1983. – 334 с. : ил.
19. Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания : сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Ин-т истории ; отв. ред. Е. К. Ромодановская. – Новосибирск : Сиб. хронограф, 2000. – 447 с.
20. Розов, Н. Н. Книга древней Руси XI-XIV вв. : [Гос. Публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина] / Н. Н. Розов. – М. : Книга, 1977. – 167 с. : ил.
21. Рубинштейн, Р. В начале было слово... / Р. Рубинштейн // Юный следопыт. – 2002. – № 1. – С. 8-13 : фото.
22. Русская азбука // Я познаю мир : дет. энцикл. : русский язык / авт.-сост. В. В. Волина. – М. : АСТ, 1998. – С. 79–96.
23. Рябцев, Ю. С. Письменность и книга в Древней Руси // Рябцев, Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь / Ю. С. Рябцев. – М., 1995. – С. 149-160.
24. Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря 1552 года. Синодик опальных царя Иоанна Грозного / ред. изд. 1913 г. Н. И. Левитский ; предисл. Б. М. Пудалова. – [Фототип. воспр. изд. 1552 г. и факс. изд. 1913 г.]. – Нижний Новгород : Издательский отдел Нижегородской епархии : Вознесенский мужской монастырь, 2009 (Чебоксары). – 240 с. : факс.
25. Славянские издания кирилловского шрифта XV-XVI веков [Электронный ресурс] / [Бюро ЮНЕСКО в Москве, РГБ ; сост. И. В. Морозова и др.]. – Электрон. текстовые дан. – М. : РГБ, [200?]. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM).
| |