Скачать 133.37 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ДНЕЙ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (17 - 24 мая 2007 года) Услышьте славяне, все Слово, которое от Бога пришло, Слово, которое питает души человеческие, Слово, которое крепит сердца и умы. Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит. В буквах мудрость Христова является, которая души ваши укрепит. Поймите, на чужом языке слышите слово, как голос медной трубы звенящее. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, первоучители Словенские Уже много лет с особой торжественностью в нашей стране празднуется День славянской письменности и культуры. Праздник стал для возрождающейся России ярким и символичным. Традиционные торжества представляют собой значимое явление в духовной и культурной жизни всего славянского мира. Они длятся несколько дней, а их кульминация приходится на 24 мая - день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Память о трудах, подвигах и молитвах просветителей славянских народов хранит не только Церковь: этот день отмечается в нашей стране как праздник церковно-государственный. В одновременном принятии Церковью и государством значимости торжеств, связанных со славянской письменность и культурой, заключен глубокий духовный смысл. Ученые-лингвисты давно пришли к выводу, что слово, язык и речь изначально и глубоко связаны с мышлением человека, являются основными факторами формирования личности. Человек обнаруживает свой нравственный, духовный состав, когда начинает говорить или писать. В каждом развитом обществе уделяется большое внимание тому, как говорят его граждане. С вопросами духовной направленности нашего общества, основ вероисповедания, нравственности, культуры, просвещения, образования, воспитания, речевого общения, письменности славянских народов связан праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, торжества славянской письменности и культуры. Праздник письменности - это, прежде всего, праздник родной речи. Задача состоит в том, чтобы убедить общество, особенно молодое поколение, в необходимости думать, говорить и писать по-русски правильно и красиво. Во-вторых, праздник письменности - это праздник книги. Недопустимо, чтобы книга ушла из жизни общества. В-третьих, праздник письменности - это праздник творчества. Деятельность святых Кирилла и Мефодия оказала огромное воздействие на раскрытие созидательного потенциала славянских народов. Праздник этот весенний, проводится уже много лет. Но с каждым годом ощущается, что атмосфера торжеств становится все теплее. Он проходит по всей России, но избирается и своеобразная столица торжеств. В 2007 году гостей со всего мира будет принимать святая подмосковная Коломна. В течение всего года шла активная подготовка к общероссийским торжествам в правительстве Московской области, в Московской епархии и в самой Коломне. Не один раз проходили заседания оргкомитета по подготовке и проведению праздника в Коломне. Председательствовал на них губернатор Московской области Б.В.Громов. "Событие в Коломне, - сказал губернатор, - обещает быть масштабным и очень важным. Исходя из этого нам надо готовиться к нему на самом высоком уровне". В условиях жизни динамично развивающейся страны, в условиях нынешнего духовного возрождения, русский народ, как значительная часть славянского мира, вновь начинает осознавать себя народом, который должен православно мыслить, писать и говорить. В решении этой глобальной и насущной задачи нам так близка и важна память о жизни и деятельности святых братьев-учителей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, живших в далеком IX веке. (По материалам историко-краеведческого альманаха "Подмосковный летописец": 0/1,2007г.) В данных методических рекомендациях преподавателям предлагаются различные формы проведения мероприятий в рамках Недели славянской письменности и культуры в общеобразовательных учреждениях Одинцовского муниципального района. По желанию учителей, детей и родителей могут быть разработаны и использованы свои разработки и планы мероприятий. Вариант I. Урок "Из истории славянской письменности" Урок рекомендуется для проведения в старшей школе. Эпиграф Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет. М.В.Ломоносов Планируемые результаты изучения материала Учащиеся приходят к пониманию того, что
деятельностью братьев-монахов Кирилла и Мефодия, живших в IX веке;
План 1.Вступительное слово учителя о значимости праздника. 2.Жизнеописание и труды святых братьев-просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия. 3.Глаголица и Кириллица - древние системы славянского письма. 4.Основные этапы русского письма: возникновение русского письма (конец X в.), введение книгопечатания (середина XVI в.), реформы Петра I (начало XVIII в.), академические реформы азбуки 1-й половины и середины XVIII в., реформы орфографии в первые годы советской власти. 5.Деятельность М.В.Ломоносова в истории развития русского литературного языка. 6.Вклад А.С.Пушкина в историю русского литературного языка. 7.Эпоха развития современного русского языка. Методы и формы организации учебной деятельности Частично- поисковый метод. Вопросы для обсуждения: 1.Что вы знаете о празднике "День славянской письменности и культуры"? Каково его содержание? Когда он отмечается? 2.Всегда ли в нашей стране праздновали этот день? 3.Как вы считаете, этот праздник церковный или государственный? 4.Почему в настоящее время большое внимание уделяется празднованию этого дня? 5.Знаете ли вы о том, откуда идут истоки современного русского языка? 6.Кто такие Кирилле и Мефодий? 7.Почему православная церковь почитает этих святых? 8.Как вы думаете, почему в развитом обществе необходимо уделять большое внимание тому, как говорят его граждане. 9.Можно ли считать утверждение "Письменность - основа культуры, образования, просвещения, воспитания" верным? Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа, рассказ, объяснение, использование межпредметных и межкурсовых связей, обучение решению проблемных и познавательных вопросов и заданий. Историческая справка Кирилл и Мефодий родились в начале IX века в греческом городе Фессалоники (Салоники). Получив в юности блестящее образование в Мангаурской школе в Константинополе, которая была единственным университетом в Европе в то время, братья по праву считались высокообразованными людьми и крупными учеными своего времени. Кирилл был назначен главным библиотекарем Патриаршей библиотеки (В Византии эту должность занимали будущие патриархи), а Мефодий – военно-административным управляющим Фессалии. Но в 855 году оба брата уединились в монастыре на Олимпе, посвятив себя созданию славянской письменности и переводу священных книг на славянский язык. В монастыре Кирилл создал новую азбуку на основе староболгарской фонетики и вместе с Мефодием перевел основные богослужебные книги на славянский язык. Просветительское служение Кирилла и Мефодия началось в Великой Моравии. Святые братья прибыли в Моравию весной 863 года. Кроме уже созданной Кириллом славянской азбуки, они привезли собой часть переводов Священного Писания и богослужебных книг. На основе переводов Кирилла и Мефодия сложился первый письменно-литературный язык славян – так называемый старославянский, фонетической основой которого послужил староболгарский язык. Обосновавшись, братья продолжали переводы, установили богослужения на славянском языке. создали школы. Народ с вниманием вникалв их проповеди. Но их просветительская миссия в Моравии вызвала гнев местного германско-латинского духовенства, и оба брата были вызваны папой в Рим. В ответ на обвинения в нарушении трехъязычной догмы, согласно которой христианское богослужение могло проводиться только на еврейском, греческом и латинском языках, Кирилл доказал, что все народы, в том числе и славянские, имеют право творить культуру на своем родном языке. Папа Адриан II освятил переведенные славянскими просветителями книги, а в нескольких римских церквах была отслужена литургия на славянском языке, как свидетельство его признания в славянском мире. Развитый и обогащенный последователями Кирилла и Мефодия язык ложился в основу официального языка восточно-православного богослужения на Руси, а славянская письменность помогла формированию единого русского языка и русской литературы. В России День славянской письменности впервые отмечался в 1863 году. В 1885 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Мефодия. Композитор П.И.Чайковский написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия. С 1901 года по указанию Святейшего Синода Русской Православной Церкви 24 мая становится для многих учебных заведений России праздничным днем. К этому дню во многих школах заканчивались учебные занятия, служились торжественные молебны и проводились праздничные концерты и вечера. Сегодня День славянской письменности и культуры вновь празднуется повсеместно. Без сомнения, он представляет собой значительное явление в культурной и политической жизни всего славянского мира. Обращение к истокам национальных культур славянских народов, их тесная взаимосвязь подчеркивают органичное единство и вместе с тем - многообразие славянских культурных традиций. * (см.более подробно: Подмосковный летописец / историко-краеведческий альманах. 01/2007, с.4-15) Вариант II. Классный час "Поэтическая прогулка по Москве" Мероприятие рекомендуется для проведения в основной школе. План 1.Подготовительный этап. 2.Пушкинская (бывшая Страстная) площадь. 3.Памятник героям-защитникам Плевны. 4.Памятник просветителям славян, святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Незадолго до проведения классного часа учащиеся готовят небольшие сообщения о подвигах святых, добавляя к своим рассказам строки из выученных стихотворений-прославлений. Это будет их вклад в Неделю славянской письменности и культуры. Во вступительном слове учителя говорится о том, что весна открывает череду светлых и прекрасных праздников: Благовещение, Пасха, День Победы. В чудесный хоровод вплетаются поэтические дни Недели славянской письменности и культуры, соединенные с Праздником русского языка. Начинается этот праздник 24 мая - в день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Готовясь к этим радостным событиям, давайте теплым весенним днем совершим небольшую поэтическую прогулку по Москве. Выйдем сначала на Пушкинскую (бывшую Страстную) площадь и положим с благодарным поклоном букетик весенних цветов к подножию памятника А.С.Пушкину. Обойдем вокруг монумента великого поэта, читая строки его пророческого стихотворения: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Как велика была Русь и сколько разных народов ее населяли, Пушкин показал в предельно сжатой строфе. А что же "гордый внук славян"? Где он теперь живет и читает ли Пушкина? Во времена Пушкина русские, украинцы и белорусы жили в едином государстве без границ и таможен, молились в единых православных храмах. И хотя есть некоторые языковые и культурные различия у братских славянских народов, но всегда превыше всего было славянское братство. В сжатой поэтической форме перечислил эти народы поэт Серебряного века Константин Бальмонт: Рус, чех и лях, и серб - четыре брата. Но между гор, лесов, полей, равнин Забуду ли в столетних мглах судьбин Болгара, и словака, и хорвата? Я - славянин. Моя семья богата! Среди славянских братьев не названы украинцы и белорусы. Они в этой строфе представлены единым народом - русы, как и было когда-то. В наши дни Украина и Белоруссия стали самостоятельными государствами со своими границами и таможнями. А святые равноапостольные братья, просветители славян Кирилл и Мефодий жизнь свою отдали за соединение всех славян единой письменностью и культурой. За это и славят их в веках славянские народы, празднуя ежегодно день их светлой памяти 24 мая. В день памяти свв.Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии завершается школьная учеба. Великолепным ярким шествием выходят учителя, ученики и их родители на улицы Софии. Дети и взрослые несут хоругви, знамена и самодельные флажки со славянскими буквами. Звучат стихи и молитвы, прославляющие просветителей славян:
Чудесная традиция празднования Дней славянской письменности возрождена и в России. Мы вплетаем в этот славянский венок и свой русский цветок – Праздник русского языка. Попрощавшись с великим Пушкиным, держим путь к еще одному замечательному памятнику, воздвигнутому скульптором В.Клыковым на Славянской площади всего 10 лет назад. Вот и Китай-город. Прямо перед входом в метро в начале небольшого тенистого скверика возвышается памятник героям-защитникам Плевны. Он воздвигнут во славу русских воинов, жизнь свою положивших за братьев-болгар при защите от турецких захватчиков болгарского города Плевна. Медленно спустимся по скверику вниз, повторяя про себя строчки оды А.Хомякова. Вот и сам памятник просветителям славян, святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. На высоком постаменте, в котором горит неугасимая лампада, возвышаются фигуры святых. С любовью и благодарностью в наших сердцах подойдем к памятнику, положим букетики цветов, передав эстафету памяти от Пушкина и героев Плевны славянским просветителям. Восславим их подвиг замечательными поэтическими строками оды А.Хомякова: Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые Мефодий - Кирилл, Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! Вот и совершили мы наше литературное паломничество и можем считать себя готовыми к празднованию Недели славянской письменности и культуры. А чтобы воодушевить вас на творчество, приведем здесь поэму, которую сочинили ученики со своими родителями еще в самом начале возрождения на Русской земле общеславянского Праздника памяти святых Кирилла и Мефодия. Историческая песня о житии Кирилла и Мефодия
*(см. более подробно: Иванова С.Ф.Введение во храм слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: ОТЧИЙ ДОМ, 2004, стр.213-224) Вариант III. Факультативное занятие «Буквица славянская» Педагогический опыт показывает, что рукописание пером, сегодня, в век шариковых ручек и компьютеров, необходимо. Оно вызывает огромный интерес у детей, оно нужно нашему сердцу. Детские рукописные тексты вдохновляют своей красотой, тонкостью орнамента и юношеской чистой верой. (Материалы представлены учителем истории Одинцовской СОШ №12 М.В.Шипуновой, тел.593-00-94) * Для проведения факультативного занятия рекомендуется использование следующих пособий: 1) Церковно-славянские прописи и уроки орнамента. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. 2) Молитвы рукописные. ООО «Петровский парт». М.: 2006. Вариант IV. Музейные занятия «Из истории русской письменности» «Как писали на Руси» (для учащихся 1-4 классов) «Книжное искусство Древней Руси» (с углублением в МХК) «Древнерусская литература» Музейные занятия проводятся на базе Государственного Исторического музея. Адрес музея: Москва, Красная площадь, д.1/2. Тел.8 495 599 58 71 или 8 495 692 40 19 Вариант V. Для обучающихся начальной школы предлагаются различные формы проведения мероприятий в рамках Недели славянской письменности и культуры: 1.Музыкально-литературная композиция «Книги, спасибо за то, что вы есть». 2. Школьный праздник «День книги». 3.Школьный праздник «Праздник для книжки». 4.Дидактическая игра «Литературное домино». 5.Школьный праздник «Путешествие в Книжное царство – Мудрое государство». * (см.более подробно:
Источники информации 1. Жития Кирилла и Мефодия. /Вступительные статьи академика Д.С.Лихачева. - М. – София: Книга. Наука и искусство, 1986. 2. Рассказы о православных святых / Под ред. В.М.Воскобойникова / Оформление А.М.Гусарова. – СПб.: ООО «Издательство «Золотой век», 2003. 3. Иванова С.Ф.Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М.: Отчий дом, 2004. 4. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М., 1996. 5. Тимофеев К.А. Великий подвиг братьев-просветителей // Слава вам, братья, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Новосибирск. Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, 1996. 6.Словьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. М.: Белый город, 2004. 7.Подмосковный летописец / историко-краеведческий альманах // №1, 2007. 8. Православная культура. Мультимедийный учебник. Плесково – Москва - Новосибирск, 2004. 9.Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе: 8-11 кл.: Пособие для учителя и уч-ся / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 10.Охотникова В.И. Древнерусская литература: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений /В.И.Охотникова; Под ред. О.В.Творогова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002. Составитель: Л.В.Нефедова, методист УМЦ «Развитие образования», г.Одинцово Московской области |