Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К





Скачать 102.73 Kb.
НазваниеОбучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К
Дата публикации14.07.2013
Размер102.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
ОБУЧАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Золотарев В.Н., Золотарева С.К.

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
На современном этапе развития нашего общества преодоление годами накапливаемых социально-экономических проблем требует повышения образовательного потенциала страны. От того, как будет расти интеллектуальный, культурный и нравственный потенциал страны, во многом зависит ее выход на качественно новый уровень своего развития.

Погоня за знаниями, за информацией в рамках информационно-объяснительного подхода признана экстенсивным путем построения содержания и методов обучения. Способом перевода на интенсивный путь является осуществление деятельностного подхода в образовании. Деятельностный подход ориентирует
не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащегося.

Одним из способов осуществления деятельностного подхода в образовании является проведение систематизации знаний учащихся, обучение их приемам самостоятельной систематизирующей деятельности. Это позволяет повысить качество и прочность знаний обучаемых, формировать у них умение самостоятельно ориентироваться в учебном материале, развивать познавательный интерес. Только системные знания,
а не конгломерат различных сведений по учебному материалу, являются действенными.

Систематизация знаний учащихся является сложным многофункциональным процессом, пронизывающим все этапы процесса обучения. Его конечным результатом является не только сформировавшаяся
у учащихся система понятий, но и выработанные умения самостоятельно применять различные приемы систематизации при дальнейшем изучении любой дисциплины, в том числе и физики. Кроме этих непосредственных результатов систематизация способствует развитию мышления, памяти и речи учащихся, а также выработке умения самостоятельно проводить теоретическое обобщение и устанавливать закономерности при исследовании различных вопросов изучаемого курса. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть дидактические функции процесса систематизации знаний учащихся.

Все дидактические функции процесса систематизации могут быть разделены на три основные группы - обучающие, развивающие и воспитывающие. Отдельные функции, входящие в состав названных групп, показаны на схеме. Нетрудно заметить взаимосвязь между функциями, отнесенными к различным группам. Так, например, формирование прочных знаний связано с развитием памяти учащихся. Наличие подобных связей вполне естественно, поскольку процесс систематизации званий является частью учебного процесса
в целом и содержит все наиболее существенные его закономерности, в частности, единство обучающего, развивающего и воспитательного аспектов образования. В данной статье мы остановимся на обучающей функции процесса систематизации знаний.


Дидактические функции процесса систематизации знаний учащихся

Функции обучения

Функции развития

Функции воспитания

  1. Формирование понятий.

  2. Повышение прочности знаний.

  3. Обеспечение доступности знаний.

  4. Повышение уровня осознанности знаний.

  5. Формирование системы знаний по данному учебному предмету.

  6. Обучение специальным приемам систематизации знаний.

  7. Формирование умения представлять в наглядной форме результаты систематизирующей деятельности

  1. Развитие логического мышления и речи.

  2. Развитие логической памяти учащихся.

  3. Развитие научного стиля мышления.

  4. Развитие умения самостоятельно проводить обобщение знаний.

  5. Формирование рациональных приемов учебной деятельности

  1. Формирование материалистического мировоззрения.

  2. Воспитание культуры мышления.

  3. Привитие интереса к предмету.

  4. Воспитание потребности в упорядочении своих знаний



К обучающим функциям процесса систематизации знаний могут быть отнесены формирование таких качеств знаний, как прочность, доступность и осознанность, е также функции формирования понятий, формирования системы званий в целом и обучения специальным приемам систематизации.

В работе А.В. Усовой «Психолого-педагогические основы формирования понятий» процесс формирования понятий разделен на семь этапов:

1. Выявление существенных признаков понятия (на основе наблюдения за изучаемыми объектами, работы с учебником, анализа графиков, формул, фотографий, выполненных в научных лабораториях, и т.п.).

2. Синтезирование признаков в определении понятия.

3. Уточнение признаков посредством выполнения специально подобранных упражнений.

4. Отграничение (отдифференцировка) данного понятия от ранее изучавшихся понятий посредством выполнения упражнений по сравнению признаков сходных понятий, выявлению общего и особенного.

5. Установление связей и отношений данного понятия с другими понятиями.

6. Применение понятия для решения учебно-познавательных и практических задач, а также задач творческого характера, в результате чего происходит дальнейшее уточнение признаков понятий, дифференцировка и конкретизация понятий.

7. Классификация и систематизация понятий.

Реализация различных этапов процесса формирования понятий может осуществляться либо параллельно, либо в той или иной последовательности. Вместе с тем, наличие всех этапов совершенно обязательно, поскольку отсутствие какого-либо из них приводит к определенным ошибкам в усвоении понятий учащимися.

Систематизация является заключительным этапом процесса формирования понятий. На более ранних этапах процесс систематизации также присутствует и проявляется в систематизации признаков понятия, связей и отношений данного понятия с другими и т.д. Таким образом, процесс систематизации протекает
на различных уровнях. Переход от одного уровня к другому сопровождается изменением качества знаний. Экспериментальные результаты показывают, что выполнение учащимися заданий по классификации и систематизации изучаемых понятий является эффективным средством выработки умений правильно соотнести понятия друг с другом, Поэтому А.В. Усова считает необходимым предлагать учащимся такие задания уже
в самом начале изучения курса физики.

Отметим, что такая работа ориентирована на содержание курса физики первой ступени, основными элементами которого являются физические понятия. Поэтому именно формирование физических понятий было рассмотрено выше как одна из функций процесса систематизации. Применительно к курсу физики второй ступени или к вузовскому курсу эта функция расширяется, охватывая и другие элементы научной системы знаний - физические законы, теории и т.д.

Другой важной проблемой, тесно связанной с процессом систематизации, является формирование прочных знаний учащихся. Прочность знаний означает длительность сохранения их в памяти, воспроизводимость их в необходимых случаях. Вопросам формирования прочных знаний посвящены работы дидактов: М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Л.В. Эванкова, И.Я. Лернера А.В. Усовой и других. В этих работах рассмотрены такие факторы, влияющие на формирование прочных знаний, как активизация познавательной деятельности учащихся в процессе восприятия и осмысления нового материала, воспитание у них самостоятельности и творческой активности в процессе обучения.

Психологические основы деятельности учащихся в процессе формирования прочных знаний разработаны в трудах Б.А. Блонского, П.И. Зинченко, А.И. Леонтьева, А.Л. Смирнова, С.Л. Рубинштейна и других ученых. В их работах рассмотрены такие важные, с точки зрения формирования прочных знаний вопросы, как особенности памяти и закономерности процесса запоминания.

Для повышения эффективности процесса запоминания учебного материала психологами предложен ряд специальных приемов, позволяющих сделать данный процесс целенаправленным (так называемое произвольное запоминание). Результативность такого процесса, как правило, выше, чем при непроизвольном запоминании. При этом характер конкретной деятельности учащихся может оказывать на процесс запоминания более сильное влияние, чем его мнемическая направленность. Таким образом, большое значение приобретает правильная организация учебной деятельности учащихся, применение преподавателем приемов, способствующих повышению результативности непроизвольного запоминания.

Важнейшими условиями продуктивности непроизвольного запоминания являются глубина понимания изучаемого материала и связанная с ней интеллектуальная активность обучаемых. Как показывают экспериментальные исследования, в результате активной интеллектуальной деятельности материал в памяти сохраняется прочнее, чем при целенаправленном заучивании. Исследованиями психологов доказано, что активизации интеллектуальной деятельности учащихся и достижению более глубокого осмысления ими изучаемого материала способствует применение учащимися разнообразных приемов систематизации знаний. Действительно, невозможно систематизировать материал, не понимая его, поэтому в процессе систематизации заполняются пробелы в знаниях учащихся, активизируется их самостоятельная деятельность, что в конечном итоге обусловливает более прочное запоминание изучаемого материала.

Другим фактором, влияющим на прочность запоминания, является правильная организация повторения в процессе систематизации знаний. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «учащиеся не любят повторять пройденный материал, т.к. простое восстановление и воспроизведение в памяти старого учащимся не интересно. Поэтому повторение должно быть организовано так, чтобы оно заключало в себе что-то новое. Важнейшую роль для пробуждения интереса учащихся надо отводить постановке новых мыслительных задач, для решения которых учащиеся должны использовать сведения, полученные ими раньше, и проявить самостоятельность в работе» К таким мыслительным задачам можно отнести определение структуры повторяемого материала, выявление связей и отношений, сравнение, аналогию и т.д. При решении этих мыслительных задач повторение является необходимым звеном всей деятельности, средством решения задачи.

Для лучшего понимания материала при произвольном запоминании пользуются следующими приемами:

  • разбиение материала на части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана;

  • соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний;

  • соотнесение содержания разных частей текста друг с другом;

  • использование образов или наглядных представлений;

  • перевод содержания текста «на свой язык».

Перечисленные операции производятся и при отсутствии установки на запоминание, но мнемическая направленность повышает их результативность. Аналогичными приемами пользуются и в процессе систематизации знаний у учащихся (составление плана, сравнение и соотнесение, составление конспектов, рисунков, схем и таблиц и т.д.). В немалой степени способствуют повышению прочности знаний учащихся средства изображения результатов систематизирующей деятельности - схемы, таблицы, конспекты. Во-первых, все записи ассоциативно связаны с материалом урока (В.Ф. Шаталов) и помогают ученикам легко его воспроизвести. Во-вторых, таблицы и схемы создают визуальный образ, подключая и наглядно-образную память ученика.

Процесс систематизации знаний, кроме лучшего запоминания материала, способствует и развитию памяти учащихся. Запоминание систематизированного материала является логическим, т.е., в сознании учащихся первым делом отпечатывается логика построения материала. Материал, построенный на основе логических связей, запоминается лучше. У младших школьников преобладает буквальное заучивание материала, в 13-I4 лет доля логического запоминания возрастает и с возрастом увеличивается. При этом существенным является следующий факт: действие, служащее опорой запоминания, учениками может быть усвоено, но не применяться как средство запоминания, т.е. действие не становится приемом запоминания. Учащихся необходимо научить пользоваться приемом запоминания, упражняя их в этом именно в связи с запоминанием.

Точно также ученик может понять действия приема систематизации, но не включать его в арсенал своих приемов умственной деятельности. Овладение приемом возможно только при целенаправленном обучении этому в упражнениях и заданиях. Используя те или иные упражнения, преподаватель может формировать у учащихся умения систематизировать знания, отрабатывать приемы логического запоминания, одновременно развивая память и мышление учащихся. Это важно и нужно применять в обучении учащихся любого возраста. Однако, что касается усвоения материала физики, целесообразность применения такой методике на первой ступени ее изучения продиктована периодом активизации логического мышления
у школьников. Если такая работа учителем игнорировалась, системы знаний по данному предмету не будет и, соответственно, интереса к нему не будет. Подобные факты в своей практике мы отмечаем достаточно часто.

О роли упражнений в развитии памяти писал еще К.Д. Ушинский: «Конечно, предполагается само собою, что воспитатель принимает человека за цельный организм, и, обогащая механическую память следами ассоциаций, в то же время упражняет рассудок над этими ассоциациями и подготавливает материал для будущего развития дитяти».

Все сказанное выше делает очевидными и другие обучающие функции процесса систематизации знаний - функции достижения осознанности и доступности знаний. Систематизация подразумевает установление структурных связей между отдельными элементами знаний. При этом связи должны быть существенными, а не случайными. Все это требует хорошего осмысления материала, что, в свою очередь, влияет на формирование такого качества знаний, как их осознанность. Логически правильно построенный, систематизированный материал становится более доступным для ученика. Это дает возможность восполнить пробелы в знаниях, образованные вследствие плохого понимания отдельных вопросов. При этом эффективным является проведение сравнений и построение аналогий в сходных вопросах. Проиллюстрировать сказанное можно на следующем примере из физики: учащиеся часто не понимают, что такое вес тела. В этом им мешает и неправильное использование этого термина в быту и учебниках математики, и сложность самого понятия. В процессе систематизации на уровне частносистемных связей устанавливается различие между силами веса и тяжести, сравниваются вес и масса тела. При заключительной систематизации знаний по теме «Силы в природе» рассматривается классификация сил, где вес является частным проявлением силы упругости, сравнивается вес со всеми остальными силами. Все это приводит к лучшему пониманию и усвоению понятия силы веса.
Примечание

  1. Данилов М.А. Процесс обучения: В кн. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. - С.91.

  2. Звягин А.Н. Некоторые принципиальные вопросы разработки проблемы систематизации знаний учащихся в процессе обучения физике // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. - Челябинск, 1981. - С.103-117.

  3. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. - М.: Педагогика, 1978. - 126 с.

  4. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. - М.: Педагогика, 1978. - 208 с.

  5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

  6. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Учебное пособие к спецкурсу. - Челябинск, 1986. - 88 с.

  7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1950. - Т. 8. - С.164-293, 432.


По материалам конференции «Знаменские чтения» СурГПУ, г. Сургут, 2008 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы «Линейная функция», расширить и углубить знания,...
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Свойства логарифмической функции» и их применение....
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Свойства логарифмической функции» и их применение....
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: обобщить знания учащихся о понятии функции, аргумента, функции вида y= kx, y= kx + b, y= x2, y= kx2, y= x3, y= kx3, ввести...
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconТема: Дифференциальное исчисление функции одного аргумента. Применение...
Вам предлагаются обучающие тестовые задания по теории вероятностей. В этих заданиях вы должны отметить правильный ответ
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconУрока по теме «Исследование функции с помощью производной»
Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по исследованию функции и ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии...
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconУрок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной»
Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по исследованию функции и ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии...
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconУрок систематизации и обобщения знаний учащихся
Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ,...
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconP. U. BoGatirev автоматизация процесса систематизации и анализа информации...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconУрок комплексного применения знаний. Цели урока
Выявить степень сформированности у учащихся понятия квадратичной функции, её свойств, особенностей её графика, а также графика квадратичной...
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconУрока: Обучающие
Обучающие: систематизировать лексические, грамматические знания и совершенствовать речевые умения и навыки учащихся по теме «Защита...
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconУрок: «Математический калейдоскоп». Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний. Тема
Тема: Подготовка к контрольной работе по темам: «Решение неравенств с одной переменной с помощью графика квадратичной функции и методов...
Обучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К iconСценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства»
Выработать прочные навыки применения полученных знаний при решении уравнений графическим способом вычислении значения функции и выполнении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск