Современный урок систематизации и обобщения знаний учащихся.
В процессе обучения ОМРК важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.
Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знания является сравнительно молодым типом урока, и зачастую преподаватели проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Формирование и развитие личности в процессе обучения должно происходить через организацию его деятельности, а в центре обучения должен находиться сам обучающийся – его мотивы, цели и способности. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».
Сравним традиционный тип урока повторения-обобщения с современным уроком обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам.
№
п.п.
| Сравниваемые признаки
| Традиционный урок повторения-обобщения
| Современный урок обобщения и систематизации знаний
| 1
| Учебные цели урока
| 1) повторить и закрепить пройденный материал;
2) обобщить учебный материал в том или ином систематизированном виде.
| 1) актуализировать знания учащихся;
2) углубить полученные знания;
3) обобщить знания;
4) систематизировать прикладные и фундаментальные знания.
| 2
| Развивающие цели урока
| Развить умения:
1) группировать объекты;
2) выделять сходства и различия между ними;
3) приводить знания в систему.
| 1) устанавливать связи внутри понятий, законов, общей картины мира;
2) выделять существенные признаки изучаемых явлений, понятий;
3) устанавливать причинно-следственные связи между ними.
| 3
| В основе систематизации
| Изучение учебного материала с последующим заполнением таблиц и составлением схем.
| Решение вопросов и анализ полученных результатов, выраженный в виде выводов.( РАССКАЗА,.)
| 4
| Способ представления знаний
| Знание представляется в рядоположенном перечне элементов изучаемого материала.
| Знание представляется в соответствии с его познавательным значением.
| 5
| Форма работы
на уроке
| Обзорные лекции, уроки-семинары.
| 1) итоговые беседы;
2) семинарские занятия обобщающего характера;
3) уроки-конференции;
4) просмотр учебных и научно-популярных, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ фильмов;
5) круглый стол; 6)работа над проектами
| 6
| Форма обучения
| Информационно-объяснительное обучение.
| Деятельностное, развивающее обучение.
| 7
| Время организации урока
| В конце изучения темы, раздела курса ИЛИ УРОКА.
| На любом этапе изучения темы, раздела, урока
|
Данная таблица демонстрирует преимущества современного урока и свидетельствует о необходимости пересмотра традиционных методов обучения.
Организация современного урока систематизации и обобщения требует тщательной и трудоёмкой подготовки учителя. Для того чтобы на уроке систематизации и обобщения знаний достичь высоких результатов и повысить эффективность работы учащихся, урок необходимо построить технологично. Чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса. Применение современных образовательных методов и технологий позволяет осуществить контроль достижения задач и целей урока. Разрабатывая урок систематизации и обобщения знаний учащихся по ОМРК необходимо решить проблему отбора и структурирования содержания учебного материала, определить методы и приёмы, которые будут применяться на данном уроке. Для того, чтобы решить поставленную проблему, необходимо разработать современную технологию проведения урока систематизации и обобщения знаний учащихся по ОМРК, которая бы позволила сократить время на подготовку к данному уроку.
Технология проведения уроков систематизации и обобщения знаний учащихся по ОМРК
На этапе подготовки к урокам систематизации и обобщения знаний учителю необходимо:
1. распределить учащихся по разнородным группам, в составе от 3 до 5 человек;
2. организовать расстановку учебной мебели в классе, таким образом, чтобы члены группы сидели лицом к лицу;
3. заранее подготовить карточки с разными вариантами вопросов и заданий
Данный урок состоит из трех этапов.
I. Этап решения вопросов.
Учитель читает вопросы, а ученики отвечают на них по следующему принципу: сначала отвечает ученик из первой группы, который раньше всех поднял руку. При правильном ответе балл идёт в счёт данного ученика и в копилку команды. Если же ответ неправильный, то право отвечать переходит к следующей команде, участник которой первый поднимет руку.
Итогом первого этапа является заполнение учащимися карточек основными понятиями , изученными при прохождении данной темы.
II. Этап решения теоретических заданий.
Каждая из команд получает по заданию и выполняет его в течение некоторого времени. Затем каждая группа по очереди у доски представляет ответ своего всему классу, причём каждый член группы должен отвечать за какой-то конкретный этап решения задания. Например, если в группе 4 человека, то первый ученик анализирует условие задания, второй – представляет рисунок, иллюстрацию или текст к заданию, третий – решение задания, четвёртый – анализирует полученный ответ. После того, как группа представила выполненное задание, группы-соперники задают вопросы.
В конце второго этапа ученики перечисляют методы (способы) выполнения задания ( работа с текстами различного вида- поиск информации, анализ информации, применение информации в выполнении задания, дискуссия по применению полученных данных и т. д.)
III. Этап выполнения экспериментальных заданий.
Каждая команда получает по экспериментальному заданию и карточку с элементом кроссворда для вписывания результата. Через некоторое время группы вновь представляют выполнение заданий всему классу. Так же, как и на этапе II каждый несёт личную ответственность за успех своей группы. Например, первый ученик представляет решение задания, второй – выполняет подборку текстов, иллюстраций, третий – отмечает неточности или несовпадения, а четвёртый – анализ результатов. Затем группы-соперники задают вопросы.
В конце третьего этапа ученики делают выводы, обобщая полученные в ходе работы результаты..
Итог урока: учитель и ученики выводят итоговые оценки по результатам деятельности на уроке. Отметим, что ученики после каждого этапа урока на специальных бланках должны оценить свою деятельность, деятельность членов своей группы, а также поставить отметки за работу другим группам.
Особенности разработанной технологии.
1. Использование на уроках систематизации и обобщения знаний решения экспериментальных заданий. Решение данного типа заданий позволяет не только актуализировать знания учеников и развивать у них исследовательские навыки, но и организовать своеобразный поиск, добычу новых знаний самими учащимися, что вызывает у них огромный познавательный интерес и положительные эмоции.
2. Второй отличительной особенностью является то, что данный метод даёт возможность включить всех учащихся в активную работу, целенаправленно вовлечь их в учебный процесс, а по окончании урока оценить деятельность каждого из них.
3. Работа в группах. Отметим принципы, отличающие работу в группах в рамках разработанной технологии от традиционной организации взаимодействия учащихся в группах:
- положительная взаимозависимость обучаемых;
- развивающее взаимодействие учащихся «лицом к лицу»;
- индивидуальная отчётность;
- личная ответственность;
- социальные навыки (навыки работы в команде);
- рефлексия или обсуждение работы (внутригрупповая оценка и самооценка деятельности школьников).
Следует отметить, что выполнение такого типа заданий является удобным и эффективным способом проверки и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. Позволяет в наиболее рациональной форме проводить повторение, систематизацию и обобщение ранее изученного материала, а также способствует актуализации и углублению полученных знаний и что самое главное – положительных эмоций после урока, а так же важную составляющую предмета ОМРК – воспитание Человека всем положительным качествам так необходимых для жизни в обществе( «чувство плеча друга», ответственности, долга, взаимовыручки и т. п.)
Примером такого типа урока является открытый урок по ОМРК . |