Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока





Скачать 66.68 Kb.
НазваниеУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока
Дата публикации29.06.2014
Размер66.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Страдалец или неудавшийся Наполеон?»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым».
Цели урока:

обучение монологическим ответам, умению доказывать свое мнение с помощью примеров из текста; развитие умения мыслить оригинально, нестандартно;

обобщить знания учащихся по теме, выявить, насколько и как усвоено учащимися произведение, его художественная идея;

говоря о нравственной стороне произведения, воспитывать интерес к художественной литературе;

профориентационная работа с учащимися.
Оформление: интерьер зала суда, кинофрагмент «Петербург Достоевского».
Подготовка к уроку: распределение ролей (по желанию учащихся), опережающее домашнее задание (подготовка учащимися выступлений), консультация учителя при подготовке выступлений.
Опережающее домашнее задание.

С помощью справочно-правовой системы «Консультант плюс» дать классификацию преступления Раскольникова в свете уголовного законодательства Российской Империи 19-го века, определить основные моменты судопроизводства того времени.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
В первую очередь хочу поблагодарить всех наших гостей за внимание к нашему уроку. А он у нас сегодня необычный. Сегодня наши гости и вы сами окажетесь свидетелями необычного суда – суда присяжных над литературным героем Родионом Раскольниковым. Мы с вами закончили изучение романа Достоевского «Преступление и наказание», и сейчас вы покажете свои знания истории и литературы, определите свою позицию по отношению к главному герою романа Р.Р.Раскольникову.
Итак, вы в зале суда. Позвольте представить вам действующие лица судебного заседания (называет роли).


II. Ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым»
1. Председатель суда присяжных знакомит с составом суда, действующими лицами, с делом: когда и какое преступление совершил обвиняемый Раскольников:
Сегодня слушается уголовное дело по обвинению господина Раскольникова Родиона Романовича в совершении злодейского предумышленного двойного убийства.
В один из жарких июльских дней 1859 года господин Раскольников, бывший студент юридического факультета Петербургского университета, убил топором старуху – процентщицу, коллежскую секретаршу Алены Ивановну и младшую сестру её Лизавету Ивановну, случайно оказавшуюся на месте преступления. Раскольников взял у убитой им старухи кошелек с деньгами, золотые вещи и украшения. Такова суть уголовного дела. Виновен или невиновен Раскольников, если виновен, то каковы причины, толкнувшие юношу на преступление? Присяжные, внимательно выслушав обе стороны – и обвинение, и защиту, самого обвиняемого, свидетелей, ознакомившись с материалами историко-литературного следствия, вынесут свой вердикт: виновен или невиновен Раскольников. Кроме того, присяжные заседатели должны будут оценить ваши выступления, уважаемые десятиклассники.
Для произнесения обвинительной речи слово предоставляется прокурору.
2. Вариант обвинительной речи прокурора и выступления свидетелей обвинения (кухарка Настасья и маляр):
Обвинительная речь прокурора на суде присяжных
Уважаемые господа, подсудимый Родион Романович Раскольников, двадцатичетырехлетний студент Петербургского университета, обвиняется в совершении злодейского убийства коллежской секретарши Алены Ивановны и сестры ее Лизаветы Ивановны.

Хладнокровное убийство было совершено в один из летних, самых обыкновенных июньских дней. Орудие убийства – топор. Убийство совершено самым злодейским способом: «Удар пришелся в самое темя, чему способствовал малый рост Алены Ивановны. Затем преступник изо всей силы ударил еще два раза, все обухом, и все по темени. Тело лежало навзничь. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и все лицо были сморщены и искажены судорогой…». Также безжалостно преступник совершает и второе убийство – убийство кроткой, тихой Лизаветы: «Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени».

После убийства и ограбления преступник «… стал отмывать себе руки. Отмыв их, он тщательно отмывал топор. Затем все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке. Следов не осталось». Такая вот ужасающая картина зверского убийства предстала перед глазами полицейских.

Каковы же причины, побудившие преступника совершить злодеяние? Подсудимый, согласно своей теории, разделил людей на две категории: «обыкновенные» - «твари дрожащие» и «необыкновенные» - «право имеющие», что уже бесчеловечно и антигуманно. Себя он отнес к «необыкновенным», т.е. к тем, кому можно совершать преступления и переступать нравственный закон. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задает себе вопрос подсудимый. Чтобы проверить свою теорию, он решается на преступление. В его душе давно созрела такая мысль. Раскольников бросил учебу, друзей, кое-как существовал, не читал, не ел, только думал. Он вообразил себя Наполеоном. Не изменить мир, а изменить свое положение в мире – вот идея Раскольникова. Изменить мир – невозможно, изменить свое положение в нем – необходимо, иначе не стоит жить. «Теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорей».

Хочу обратить ваше внимание, господа присяжные, и на внутренний склад личности преступника: «…угрюм, мрачен надменен и горд, мнителен и ипохондрик. Чувств своих не любит выказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Ужасно высоко себя ценит».

На допросах Родион Раскольников говорил о том, что его мучили такие вопросы, как: «Почему одни живут в нищете и бедности в то время. Как другие процветают в роскоши и богатстве? Почему страдают невинные дети? Как это изменить? Кто такой человек? «Тварь ли дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» переступать моральные устои общества?» Но ведь эти вопросы мучают и многих других людей, но не идут на преступление. Совершив преступление, подсудимый переступил не только человеческий закон – закон нравственный, но и божий закон, который гласит: «Не убий!». Разве можно после совершенного им злодеяния говорить о гуманности и доброте? Во время следствия по делу обвиняемый говорил о тех душевных муках, которые он испытывал после совершенного им преступления. На мой взгляд, это лишь шаг во избежание наказания. По его вине чуть не пострадал Миколка. Несколько раз подсудимый бывал в конторе квартального надзирателя, что могут подтвердить Порфирий Петрович, а также Илья Петрович Порох. Безусловно, он знал о расследовании убийства и о том, что в нем подозревают Миколку; видя все это, он молчал. При встречах же со следователем Порфирием Петровичем Раскольников все отрицал. С каждым разом он пытался отдалить, отсрочить свое признание. На мой взгляд, он пытался это сделать еще и потому, что не считал свою теорию неверной, а потому что убедился, испытав душевные муки отчужденности, что он не принадлежит к разряду людей, «право имеющих», т.е. он осознал всю антигуманность своей теории.

  • Уважаемый суд, я вызываю в качестве свидетеля Настасью, кухарку госпожи Зарницыной……………………………………………………………………………………

  • Также прошу вызвать свидетеля обвинения – работника – маляра, во время совершения преступления находившегося в том же доме этажом выше.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Итак, выслушав свидетелей обвинения, вы наверняка убедились в том, что явка с повинной нисколько не оправдывает обвиняемого – это не результат полного раскаяния, а лишь шаг человека, загнанного в тупик, оказавшегося в безвыходной ситуации.

Вас, уважаемые присяжные, я прошу вынести суровый, но справедливый приговор за убийство двух женщин, не причинивших никакого вреда подсудимому.
3. Речь адвоката, сопровождаемая показом кинофрагмента «Петербург Достоевского». Выступления свидетелей защиты

Свидетель Разумихин. (Кем вы приходитесь подсудимому? Что вы можете сообщить суду о человеческих качествах Раскольникова?)

Мармеладова Соня. (Где, когда, при каких обстоятельствах произошло ваше знакомство с Родионом Романовичем Раскольниковым? Оказывал ли он вам, вашей семье помощь? В чем выражалась эта помощь? Какие положительные личностные качества обвиняемого вы могли бы отметить?)

Городовой. (Знакомы ли вы с обвиняемым? При каких обстоятельствах вы познакомились с Раскольниковым?)

Госпожа Зарницына. (Что вы можете рассказать об обвиняемом?)
4. Председатель суда предоставляет слово обвиняемому Родиону Раскольникову.
5. Выступление подсудимого Раскольникова.
6. Председатель суда объявляет десятиминутный перерыв. Госпожа присяжные заседатели удаляются на совещание.
7. Вердикт присяжных.
III. Заключительное слово учителя
Закончено изучение романа Достоевского. Каждый из Вас определил свою позицию, выявил свое отношение к главному герою, к проблеме, поставленной в романе.
Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за униженных и оскорбленных пронизаны все романы Достоевского. Мне кажется, он никогда не написал бы своих романов, в том числе и «Преступление и наказание», если бы не стоял на эшафоте, если не был бы поклонником письма Белинского к Гоголю, если бы сам не прошел через искус насильственного изменения общества. Лишь тот, кто все это испытал на себе, мог так остро чувствовать опасность власти идеи над человеком. Человек у Достоевского затевает спор с идеей. Идея, порожденная самим же человеком, стремится овладеть своим творцом, она получает невиданные права на него. Это рабство человека по отношению к идее и осуждается писателем. Люди, живущие только идеями, а не чувствами, в романах писателя или убийцы (Раскольников), или самоубийцы (Ставрогин).
Достоевский отрицает ту внутреннюю свободу, какую предоставляет человеку право на кровь. На мой взгляд, именно эта внутренняя свобода, свобода от моральных законов человеческого общества, и порождает войны, тотальное мышление, тоталитаризм. Мы, граждане великой России, должны задуматься над этим. Наша страна прошла через ужас тоталитаризма. Достоевский сумел как раз предугадать, к чему приведет человечество вот такая вот идея, подобная идее Раскольникова. Конечно, человеческая цивилизация, наверное, никогда не освободится от насилия, но, тем не менее, мы на опыте Родиона Раскольникова, героя Достоевского, должны задуматься над вопросом: всегда ли может быть достигнута высокая, благородная цель путем насилия, преступления или лжи?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconУрок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская...
Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог»
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение: конспект урока по литературе в 10 классе. Защита проекта «Опровержение теории Родиона Раскольникова» по роману Ф. М....
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconУрок-игра «Информационный калейдоскоп» Тема урока : Повторение курса информатики 10 класса
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры по курсу информатики 10 класса
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconУрока: Урок обобщения и систематизации знаний
Задача урока – закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Текстовый процессор ms word»
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconПлан-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках работы над проектом по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» учащиеся выясняют, кто такие «двойники» Раскольникова...
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний
Вступительное слово учителя (раскрытие целей урока, иллюстрация важности данного урока для понимания истории России)
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconУрок обобщения и систематизации знаний Цели: систематизировать и...
Организационный момент (сообщение темы урока, постановка цели, мотивация учебной деятельности учащихся)
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Цели...
Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами"
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconКонспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconУрока : Урок обобщения и систематизации знаний
Тема урока: «Обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» на основе природоведческого материала»
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconУрок систематизации и обобщения знаний Форма
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме урока в процессе решения упражнений
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconТесты Верховская М. В. 10 кл. 10 кл. 8 кл. Мхк по всем темам Литература...
Литература – «Роман Достоевского Преступление и наказание»: общая характеристика»
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconТесты по роману «Преступление и наказание» 17
Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». Учебное пособие по литературе 19 века. // Фгбоу спо «бгуор»,...
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Цели урока iconКонспект физкультурно-театрального досуга «Здравствуй солнышко» (2младшая группа )
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск