Урока : Урок обобщения и систематизации знаний





Скачать 163.16 Kb.
НазваниеУрока : Урок обобщения и систематизации знаний
Дата публикации01.08.2014
Размер163.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Предмет: Математика + Природоведение

Класс: 5

Тема урока: « Обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» на основе природоведческого материала»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: Интегрированный урок

Учебники: Виленкин Н.Я. Математика 5 класс, Мнемозина, 2008г.

Пакулова В.М. Природоведение 5 класс, Дрофа, 2008г.

Фамилия, имя, отчество учителя:

Громова Любовь Борисовна, учитель математики

Смирнова Валентина Николаевна, учитель природоведения

2009 г.

Урок проводился 11 марта 2009 года. По математике заканчивается изучение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей», идет подготовка к выполнению контрольной работы №9, по природоведению изучается тема «Значение диких животных и их охрана». Вид урока – интегрированный – выбран с учетом календарного времени (начало весны, народные праздники, связанные с прилетом птиц).
Тема «Обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» на основе природоведческого материала»
Цели:

Образовательные:

  • Обобщить знания учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

  • Учить ребят применять свои знания по теме на практике, в незнакомой ситуации

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, познавательные интересы учащихся.

Воспитывающие:

  • Воспитывать стремление к изучению окружающего мира, бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Формы организации учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Оборудование: компьютер (презентация к уроку), карточки для математического лото, ребусы, кроссворд, карточки с задачами, плакаты с высказываниями о математике, выставка книг о жизни птиц.
Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

  1. Вступительное слово учителя природоведения – 2 мин.

Задача: эмоциональный настрой детей на урок.

Методы: выступление учителя, прослушивание записи пения птиц, чтение стихотворения учеником.

  1. Мотивация, постановка целей урока – 2 мин.

Задача: показать ребятам возможность применять полученные на уроках математики знания для изучения природы, настроить на подготовку к контрольной работе.

Методы: разбор высказываний знаменитых людей.

Форма: фронтальная.

  1. Разминка – 7 мин.

Задача: развитие логического мышления детей, повторение правил сравнения дробей, решение задач на нахождение дробей от числа и числа по дроби от него. Повторение знаний о птицах.

Методы: логические цепочки, текстовые задачи, ребусы.

Форма: фронтальная.

  1. Решение упражнений на сложение и вычитание десятичных дробей – 5 мин.

Задача: проверить умение выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Метод: математическое лото.

Форма: индивидуальные карточки, задания дифференцированные, с учетом способностей и психологических особенностей детей.

  1. Изучение птиц нашей местности, их пользы для людей – 5 мин.

Задача: расширить знания о птицах нашей местности, сформировать представление о значении их для жизни человека.

Метод: рассказ учителя, решение текстовой задачи.

Форма: фронтальная.

  1. Решение уравнений и беседа – 8 мин.

Задача: Повторить решение уравнений с десятичными дробями, познакомить с птицей Костромской области, занесенной в Красную книгу, с обычаями на Руси в праздник «Жаворонки».

Методы: программированное задание, беседа с учениками.

Форма: групповая.

  1. Практикум – 5 мин.

Задача: показать ребятам, как применяются математические знания для решения практических задач из повседневной жизни.

Метод: решение текстовых задач.

Форма: групповая.

  1. Подведение итогов урока – 5 мин.

Задача: проверить результативность урока по математике (устный счет с применением свойств сложения и вычитания десятичных дробей), по природоведению (знание птиц, необходимость охраны птиц).

Метод: разгадывание кроссворда.

Форма: фронтальная.

  1. Рефлексия – 3 мин.

Задача: выяснить, с каким настроение ребята подошли к контрольной работе по математике, как встретят пернатых друзей.

Метод: беседа.

Форма: индивидуальная (возможна из-за малого количества учеников).

  1. Постановка домашнего задания – 2 мин.

Задача: закрепление изученного и повторенного материала.

Форма: обязательное и необязательное (творческое задание) – на выбор.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

Организационный момент

1 слайд

Учитель математики: Ребята, сегодня у нас необычный урок. К вам пришли сразу два учителя. Очевидно, придётся серьёзно поработать. Какой у вас настрой на урок?



Дети: (отвечают)


Вступительное слово учителя природоведения

2 слайд

Учитель природоведения: Настроение у нас у всех замечательное, да и другого быть не может, так как за окном уже весна. Радуемся не только мы с вами, но и птицы распевают на все голоса.

(Запись пения птиц весной)
3 слайд

Учитель природоведения: Действительно, 17 марта в русском народном календаре Герасим Грачевник. «Герасим Грачевник грача на Русь ведёт». Отмечается день птиц. Давайте сегодня подготовимся к этому дню, к встрече птиц, к весне.



Ученик: ( читает стихотворение о весне)
Весна.

Весна. В лесу под вербой

Проталины черны.

Расцвел подснежник первый –

Весёлый знак весны.

Весна – звенят капели,

Весна – поют ручьи.

И с юга прилетели

Работники грачи.


Мотивация, постановка целей урока

Учитель математики: И в этом нам поможет математика. Почему?
4 слайд

Уч. м. Правильно. Обратите внимание на цитаты великих людей о математике.

5 слайд

Уч. м. : цели нашего урока:

- Обобщить знания по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

- Учиться применять их для изучения окружающего мира.


Математика – царица всех наук.


(Дети зачитывают вслух)

- « Математика представляет собой могущественный инструмент познания природы» А.Д. Александров.
- «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой» Леонардо да Винчи.


Разминка.



Уч. м. Итак, вперед! Сделаем разминку.
Задание 1. Логические цепочки.

- Какая птица в цепочке лишняя?


  • Воробей, синица, ворона, грач. – 6 слайд

  • Индюк, глухарь, курица, гусь - 7 слайд

  • Скворец, ласточка, дятел, жаворонок – 8 слайд

0, 08 кг 0, 021 кг 0,2 кг 0, 032 кг

- Сравните массы этих птиц, расположите их в порядке возрастания.
- Вспомните правило

Задание 2.

9 слайд

Уч. м. Вообще, ребята, самая маленькая птица на земле – колибри. Её масса около 2 граммов, что составляет 1/ 80 000 массы страуса, самой крупной по весу птицы на земле. Найдите массу страуса?


10 слайд

У нас в России самая большая птица дрофа. Её масса 16 кг. А масса самой маленькой обитательницы уральских лесов, - королька, составляет 1 / 3200 массы дрофы. Какова масса королька?

Задание3. Ребусы.
Уч. м. Расшифруйте ребусы.

*40 а - 11 слайд

* а / в б = з ь + д - 12 слайд

* с 3 ж - 13 слайд
Уч.м. Ребята, а что вы знаете об этих птицах?




Грач, т.к. она перелетная птица.

Глухарь, т.к. она не домашняя птица.

Дятел, т.к. зимующая птица.


0,021; 0.032; 0,08; 0,2.

При сравнении десятичных дробей сначала сравниваются целые части, в случае их равенства уравнивается количество цифр после запятой и дробные части сравниваются как натуральные числа.


Ответы детей:

2 х 80 000 =160 000г = 160кг

Масса страуса 160 000г или 160 кг

Ответы детей:

16 кг = 16 000г

16 000 : 3200 = 5 г

Масса королька 5 г


Ответы детей: сорока

дрозд

стриж

(Ответы детей.)

Сорока очень осторожна, хитра и смышлена. В народе её называют «сорока – воровка». Она очень любит блестящие предметы. Живет близко к людям. На полях, в лесу сорока приносит несомненную пользу, уничтожая множество вредных насекомых и грызунов.

Дрозда называют лесным соловьём. Слушать дроздов лучше на закате солнца. Дрозды довольно крупные, ростом примерно со скворца. Певчие дрозды прилетают к нам в середине апреля. Они очень болезненно относятся к появлению вблизи гнезда человека. Потревоженные птицы нередко бросают гнезда, об этом должны помнить все.

У стрижей крылья имеют такую длину, что если опустится на землю, то подняться он сможет с большим трудом, так как крылья его будут задевать за землю при взлете. Отдыхает стриж очень редко, из 24 часов летних суток не более 6 часов, Более 1000 километров пролетает он в течение суток.

Решение упражнений на сложение и вычитание десятичных дробей.

II. Математическое лото.
Ученикам выдаются разрезанные карточки с заданиями. Восстановить рисунок.

Карточка № 1. Карточка № 2 Карточка № 3

0,26 + 0,45 4,507 + 1,193 8,003 + 12,707

6,28 – 5,32 51,72 – 5,2 0,03 – 0,0246

1,42 + 3,3 1 – 0,998 12 – 11,12

0,84 -0,2 2,056 – 1,96 25 – 2,647

7 + 0,3 0,4 + 7/10 23/100 +5,77

10 – 0,25 1,32 – 7/10 1,48 – 3/10

0,15 + 2,85 4,7 + 16 8,9 + 4

25,6 – 9 33,7 – 4 1,27 + 24,3

0,41 – 0,385 7,2 + 15,28 45,6 – 16




В случае правильного решения примеров

получаются картинки изображения птиц: совы, дятла, кукушки


Изучение птиц нашей местности, их пользы для людей.

Уч. прир. Рассказывает о птицах

14 слайд

Сова

Птица, которую очень многие не любят за её голос, глаза. Но если бы не она , пришлось бы сидеть без хлеба. Сова за год съедает 1200 грызунов, спасает эти 3600 кг зерна. Сова – полезна птица. Она уничтожает вредителей леса и полей.

15 слайд

Дятел обитает в лесах и парках. Зимой питается семенами хвойных растений, а летом, в основном, насекомыми. Очень много поедает древесных жуков, клопов, собирает на земле муравьёв. В желудке у дятла находили до 150 штук вредных короедов. В период лёта майских жуков дятлы съедают до 5-10 майских жуков.
16 слайд

Кукушка.

Самец издает всем известное “ку-ку” порой переходящее в глухой хохот; для самки характерен звонкий крик “кли-кли-кли”. Кукушка редко кукует больше десяти раз подряд, поэтому спрашивать у нее, сколько лет вам осталось жить, не рекомендуется.
Подбрасывая яйца в чужие гнезда, что вызывает затем гибель птенцов хозяев, кукушка приносит некоторый вред, так как уничтожает полезных насекомоядных птиц. Но было бы несомненной ошибкой считать кукушку вредной. Эта прожорливая птица в течение всего лета истребляет вредных гусениц, особенно волосатых, которых избегают почти все мелкие птицы, ест майских жуков, бабочек, изредка мягкие ягоды. Этой полезной работой кукушка, без сомнения, покрывает тот вред, который приносит ее паразитизм в гнездах мелких птиц. Многие ученые считают ее одной из полезнейших птиц леса.


Уч. м.

17 слайд

Задача.

При наблюдении за гнездом скворцов со скворцами установили, что за 5 дней птенцы съели 796 майских жуков и 160 их личинок, 27 жуков – щелкунов и 12 проволочников. Сколько насекомых съест семейство скворцов за месяц?
Уч. прир.

18 слайд

Вы видите, ребята, что птицы не только радуют нас своим пением и внешним видом. Но и помогают, нам выращивать и сохранять урожай, спасают леса от вредителей. Кроме этого, люди используют оперение, мясо и яйца птиц. Из-за браконьерства людей, а также из-за применения пестицидов и гербицидов очень много птиц погибает. Многие птицы, а также места их обитания нуждаются в охране. В Красную книгу Российской Федерации включено более ста разновидностей пернатых. Например, хорошо известная вам сова занесена в Красную книгу с 1964 года и находится под охраной. Наш общий долг – сделать все для того, чтобы сохранить мир пернатых для будущих поколений россиян.




Дети решают задачу

  1. 796+ 160+ 27+ 12 = 995 (насекомых)

  2. 30: 5 = 6 (раз)

  3. 995 х 6 = 5970 (насекомых)

(Ответ: 5970)

Решение уравнений и беседа.

Уч.м. Повторяем решение уравнений.

У каждого уравнения есть своя буква, найдя ответ уравнения, необходимо под нужным ответом поставить соответствующую букву.
1. х + 7,564 = 8,24 (ответ: х = 0,676) - А

2. 6,83 +х = 33 (ответ: х = 26,17) - С

3. х – 0.57 = 6 (ответ: х = 6,57) - А

4. 3,579 – х = 0,888 (ответ: х= 2,691) - П

5. 9,359 + 2х = 15,359 (ответ: х =3) - Н

6. 3х – 0.284 = 5,716 (ответ: х =2) - С

19 слайд

1

2

3

4

5

6

26,17

6,57

2,691

2

0,676

3

С

А

П

С

А

Н


Беседа о птицах из Красной книги празднике «Жаворонки».

20 слайд

Уч. прир. Сапсан – это сокол, птица нашей Костромской области, занесенная в Красную книгу. Это хищная птица, размах крыльев около одного метра. Обитает он в лесных массивах, около водоёмов. В зимнее время он не улетает на юг, а перемещается ближе к населенным пунктам. Питается он птицами среднего размера: утки, вороны, галки, чайки и т.д., а также и другие пернатые от ласточек до гусей и цапель. Сапсан относится к числу одних из самых редких хищных птиц. Поэтому сейчас предпринимаются меры по увеличению численности этой редкой птицы.

Ребята, скажите, а как мы можем помочь птицам?

21 слайд
22 слайд

22 марта в день весеннего равноденствия на Руси издавна отмечали праздник под названием Жаворонки. У русских существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

23 слайд

На Жаворонки обычно пекли "жаворонков" с распростертыми крылышками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и что, есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите!» В этот день выпускали из клеток птиц на волю.





  1. х= 0,676

  2. х = 26,17

  3. х = 6,57

  4. х = 2,691

  5. х = 3

  6. х = 2



Ответы детей.


  • Делать кормушки

  • Мастерить скворечники

  • В мае – июне вести себя тихо в лесу, т.к. птицы высиживают птенцов.

  • Не разорять птичьих гнезд.)




Практикум

Уч. м. Индивидуальные задания

24 слайд

Мальчикам. Имеется доска, шириной 20 см, толщиной 3 см, длиной 2 м. Можно ли из неё изготовить скворечник, дно которого 20 Х 20, высота 36 см.

Девочкам. На тесто для выпекания жаворонков потратили 700г муки, 80г сахара, 50г масла. 5 яиц по 70 г штука, 300г воды, 10 г соли.10 г дрожжей. Сколько жаворонков получится, если на каждый идет 100г теста?




ответ:

  1. 20 х 2 = 40 см – на дно и крышу

  2. 3 + 3 = 6 см – толщина дна и крыши

  3. 36 – 6 = 30 см – длина стенки скворечника

  4. 30 х 4 = 120 см – на все стенки скворечника

  5. 120 + 40 = 160 см – потребуется на скворечник

160 см < 200 см, значит скворечник можно изготовить из этой доски.

ответ:

  1. 700+ 80 +50 +70х5 +300 + 10 +10 = 1500г

  2. 1500 : 100 = 15 (жаворонков)

Подведение итогов урока

Уч.м. Что нового узнали, что повторили?

Давайте проверим наши успехи. Необходимо разгадать кроссворд. Фотография, какой птицы расположена около нужного ответа?

1,42 – 0,27 – 0,73

1,49 + 6,67 + 1,51

37,45 – (27,45 + 8.8)

6,73 – (4,73 – 2,87)

13,8 + 8,46 – 2,46

7,3 – (1,83 + 0,47)

(1,777 + 29,96) – 9,96

0,42

с

о

в

а




9,67

п

о

п

у

г

а

й

1,2

а

и

с

т




4,87

с

о

к

о

л




19,8

и

б

и

с




5

б

е

р

к

у

т




21,777

о

р

ё

л







Ответы детей – ученики считают устно, используя свойство сложения и вычитания десятичных дробей.

0,42 – сова

9,67 – попугай

1,2 – аист

4,87 – сокол

19,8 – ибис

5 – беркут

21,777 - орёл

Рефлексия

Уч. м. Прочитайте слово, которое получилось в клеточках по вертикали.

Мы вам всем говорим спасибо за урок, за то, вы продуктивно поработали, были активны и любознательны. А как вы считаете, прошел урок? Что особенного вам запомнилось? С каким настроением подошли к контрольной работе, как встретите пернатых гостей?


Спасибо!
Индивидуальные ответы детей.

Постановка домашнего задания.

25 слайд

Домашнее задание:

№ 1323, № 329

По желанию составить математический кроссворд о птицах




Дети записывают домашнее задание в дневнике.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения"
Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний и умений
Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика»
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний
Вступительное слово учителя (раскрытие целей урока, иллюстрация важности данного урока для понимания истории России)
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний с изучением новых знаний по теме
Открытый урок для 6-го класса школ с углубленным изучением английского языка (основной умк: English – VI о. В. Афанасьевой и И. В....
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: Урок обобщения и систематизации знаний
Задача урока – закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Текстовый процессор ms word»
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок систематизации и обобщения знаний Форма
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме урока в процессе решения упражнений
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.»
Открытый урок по истории Отечества «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок Тип урока
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Цели...
Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами"
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: классная доска, школьные принадлежности, карточки с тестами, задания на доске, плакаты
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок с межпредметными связями – английский язык – экология
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок-игра «Информационный калейдоскоп» Тема урока : Повторение курса информатики 10 класса
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры по курсу информатики 10 класса
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения)
Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратичная функция»
Урока : Урок обобщения и систематизации знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрические уравнения»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск