Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог»





Скачать 101.78 Kb.
НазваниеУрок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог»
Дата публикации29.06.2014
Размер101.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Интегрированный урок литературы и православной культуры.
Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог».

Этот урок входит в цикл интегрированных уроков по православной культуре и литературе, объединенных темой «грех и покаяние на страницах произведенений великих русских писателей и в жизни современников».

Цели урока: показать развенчание теории Раскольникова; на примере взаимоотношений Сони Мармеладовой и Раскольникова показать победу добра над злом через любовь к ближнему; совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся; развивать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом; учить осмыслению философских понятий.

Этот урок является результатом длительной подготовки учителей и учащихся. Учащиеся вдумчиво прочитали роман, по предложенным вопросам тщательно проработали эпилог произведения.

Урок обобщения знаний в форме полилога позволил учащимся почувствовать себя равноправными участниками происходящего на уроке, активно защищать свою точку зрения. Сотрудничество учителей строилось на выборе произведения, которое имеет максимальный нравственный и воспитательный потенциал. Выбирая роман Ф.М. Достоевского, мы исходили из настоятельной потребности современного общества, в значительной мере утратившего понятие греха, покаяния и любви к ближнему. И наши учащиеся, как подрастающая часть этого общества, вступающего во взрослую жизнь, нуждается в духовно-нравственной «прививке».

Проблемы интегрированных предметов на данном уроке едины, материалы литературного произведения органично и деликатно дополнялся материалами Священного Писания, отцов Церкви, современных богословов и философов.

Идеи романа взволновали учащихся, побудили их с увлечением работать над его изучением и позволили интегрировать их знания в области литературы, православной культуры и обществознания (вопросы философии).

Оборудование урока: слайдовая презентация, распечатки отрывков из романа и таблиц для заполнения во время урока.
Ход урока
Слайд №1 – «Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» -

роман-предупреждение».

Слайд №2 - тема урока.

Слайд №3 - эпиграф 1 Учитель литературы.: «Своевольное убийство даже

последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной

природой человека». (Русский философ Николай Бердяев)

Слайд №4 - эпиграф 2 Учитель православной культуры (ПК).: «Поступай так чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». (Иммануил Кант)

Непонятное слово здесь «максима» означает «личное правило поведения».

Перед нами знаменитый категорический императив Канта - безусловное

общеобязательное правило поведения всех людей, он требует поступать

всегда в соответствии с принципом, который мог бы стать всеобщим

нравственным законом. Это значит, что каждому из нас дано право самому

составлять список тех законов, по которым с нами будут поступать люди,

по которым нас будет судить Бог.

Слайд №5 Учитель ПК: — цитаты из Евангелия: «Каким судом

судите, таким будете судимы» (Евангелие от Матфея гл.7 ст.2). «Во всем,

как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

(Евангелие от Матфея гл.7 ст. 12)

Сопоставимо ли православное понимание заповеди «не судите» с Кантовским категорическим императивом? (Ответы учащихся)

Не суди других и сам не будешь осужден. От меня зависит, как Бог

отнесется к моим грехам. Осудит так же строго, как я осуждаю других. Или

простит и оправдает так же, как я оправдываю и прощаю людей.

Учитель ПК: Как вы считаете, почему эти высказывания были

взяты нами в качестве эпиграфа к уроку по роману «Преступление и

наказание»?

Что могло бы быть, если бы мотив поступка главного героя стал всеобщим нравственным законом? То есть все стали бы им руководствоваться? (Вернулись бы к закону джунглей - к бесчеловечности, беззаконию, к такому устройству общества, где действует жестокая конкуренция по принципу каждый за себя», где выживает сильнейший за счет более слабых).

Учитель литературы. В чем преступление Раскольникова? Только ли в

убийстве? (Прежде всего, в создании универсальной теории, согласно

которой одним людям позволительно убивать других. Ведь даже если самый

матерый убийца на каторге осознает, что он – преступник, то Раскольников

убежден, что все им содеянное никакое не преступление.)

Слайд №6 - таблица «проверь себя». Заполнение таблицы.

Слайд №7 - Презентация о грехе (Ступени возникновения греха: прилог - сочетание–сложение – пленение - страсть)

Мы уже говорили о грехе, вспомним, что это такое (ответы). Итак, грех – это реальное зло, нарушение заповеди, преступление против личности, прежде всего, личности самого преступившего.

Скажите, понятие греха относится только к религиозным людям? (ответы) Грех – понятие объективное, универсальное, актуальное не только для религиозных людей. Он разрушает личность независимо от того, верит человек в Бога или не верит. Также как закон притяжения действует одинаково на тех, кто с ним знаком и на того, кто о нем никогда не слышал.
На примере Родиона Раскольникова хорошо видно, как грех овладевает человеком и к каким последствиям приводит. Православная традиция выделяет несколько этапов возникновения греха в человеке:

  1. Прилог – или проще сказать - это какая-либо мысль, пришедшая человеку на ум. Это ни хорошо, ни плохо. Просто что-то пришло на ум, какая-то мысль.

  2. Если человек эту мысль не отогнал (а человек может и должен управлять своим мыслительным процессом) происходит сочетание с пришедшим помыслом, то есть человек принимает эти мысли как свои собственные.

  3. Следующий этап – сложение. Человек соглашается с этими помыслами и готов их исполнить.

  4. Тогда происходит пленение человека этими помыслами, он не может и не хочет от них избавиться, и делает все, что они ему внушают.

  5. И последний этап – страсть. Человек – уже раб греха, от многократного повторения он вошел в привычку, стал частью личностью, избавиться от него очень сложно.

Что такое страсть, как вы понимаете? (Страсть - страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь).

Для примера рассмотрим, как возникает грех сквернословия. Сначала ребенок слышит некрасивые слова, он понимает – что произносить их плохо, но те люди, кто это делает, кажутся ему такими взрослыми, независимыми, сильными, что им хочется подражать. Итак, возник прилог – мысль «а чем я хуже, я тоже так хочу». Эта мысль ему понравилась – сочетание, далее он готов уже следовать этим мыслям и начать ругаться при первом же случае – сложение. Далее, плененный этими мыслями, он приводит намерение в исполнение многократно и в итоге заполучил страсть. Хотел бы говорить красиво, но не может, гнусные слова помимо воли врываются в его речь.
Вернемся к нашему герою и посмотрим, как грех овладевал сердцем Родиона Раскольникова.

Пользуясь таблицами, давайте определим, какие этапы прошел Родион Раскольников, вынашивающий свою идею. Что соответствует прилогу? И т. д.

  1. «сначала он и сам не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразной, но соблазнительной дерзостью»; (прилог)

  2. «Месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе, «безобразную» мечту как-то даже по неволе привык считать уже предприятием, хотя все еще сам себе не верил» После посещения старухи: «Неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!» Он испытывал чувство бесконечного отвращения, которое давило его сердце и ввергало в тоску. Однако, после стакана пива в темном, грязном углу за липким столиком жалкой распивочной, его отвращение улеглось. Несмотря на сопротивление человеческой природы, греховная человеконенавистническая теория цепко держалась за его сознание. (сочетание и сложение)

  3. Когда он узнал, что Лизаветы не будет дома, «он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно» (пленение)

  4. Он был одержим своей теорией, не он владел ей, а она им, подавляя волю, разум и чувства. Она стала его страстью, и он проверил ее на деле.


Когда он размышлял над странным автоматизмом своих поступков, он признался Соне: «Меня черт тащил». Он осознал, что действовал как будто помимо собственной воли. И здесь наглядно проявилась несвобода человеческой личности, попавшей в рабство к греху.

Вспомним Катерину из «Грозы», которая признавалась, что какая-то сила

толкала ее в пропасть. Грех - это сила, и если человек отдает себя во

власть этой силы, он уже сам себе не принадлежит.

Чем побеждается грех? (Покаянием).

Но Раскольников не осознает себя ни грешником, ни преступником. Он

настаивает в разговоре с сестрой: «То, что я убил гадкую, зловредную

вошь... и это-то преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не

думаю».

«Будете как боги» - звучит, не умолкая, в сознании человека испокон

веков. Мысли Достоевского удивительным образом перекликаются со знанием

православных подвижников.

Слайды № 8 – 9 – 10 Лосский

"Всю историю преступления Раскольникова Достоевский рассказал так, как изображают зло христианские подвижники, тонкие наблюдатели душевной жизни, говорящие о "приражении" дьявола, присоединяющего свою силу ко всякому тёмному пятну в душе человека».

Другими словами, если у человека есть в душе темное пятно (а у кого таких пятен нет?), то во всех внешних обстоятельствах он будет находить что-то такое, что подтолкнет его к совершению преступления (нравственного или уголовного). Раскольников в трактирном разговоре увидел какое-то указание. Случайно услышал, когда Лизаветы не будет дома. И это прозвучало для него как приговор. Потом и топор обнаружился, как будто кто-то подсунул ему его под руку.
Как только у Раскольникова возникло убеждение, что необыкновенные люди имеют право на преступление, как будто какая-то невидимая рука стала подсовывать ему даже и внешние впечатления и условия, ведущие к осуществлению убийства.
Когда Раскольников открыл свою тайну Соне, она сказала ему: "От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал". Раскольников согласился с этим: "я ведь и сам знаю, что меня чёрт тащил".

В этих словах явно обнаруживается власть греха, страсти над человеком.

Учитель литературы. И довел-таки, дотащил, - до каторги.

Слайды №№11-12-13– работа с вопросами домашнего задания по тексту романа

(эпилог).

1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?

2. В чем выражалась его болезнь?

3. Как складываются его отношения с окружающими?

4. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?

5. Что для него страшнее каторги?

6. Почему он не раскаялся в своем преступлении?

7. Как объяснить отношение Раскольникова к Соне? Почему он мучил ее?

8. Как вы думаете, что в них больше: сходства или различия?

Слайд №14 – анализ иллюстрации Шмаринова и отрывка из текста романа:

«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой

нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».

Учитель ПК. Какую вечную книгу они читали?

Слайд №15 - «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел

призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Ев. от Матфея гл. 9 ст. 13)

(Слова Иисуса Христа. Что они означают, как вы понимаете?)

Слайд №16 - фреска Джотто «Воскрешение Лазаря».

Учитель ПК. Что изображено на этой иллюстрации? Что это за история?

Слайд №17 - Какая роль отведена в романе этой евангельской истории?

Учитель литературы. Можно ли чтение истории о Лазаре назвать высшей

точкой напряжения романа? (Ответы учащихся.)

Слайды №№18 –19. (Вопрос домашнего задания и ответ цитатой из

Достоевского). Кто или что помогает возродиться Родиону Раскольникову?

- «Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники

жизни для сердца другого».

Слайд №20. Какую роль отводит автор эпилогу в понимании смысла всего

романа? В чем злободневность романа? (Ответы учащихся).

Учитель ПК. Как правило, эпилог сообщает информацию о судьбах персонажей за пределами романного времени.

Но мы имеем дело с необыкновенным романом, и эпилог в нем носит своеобразный характер. Достоевскому надо было показать, что идея Раскольникова отвергнута тем самым бедным людом, во имя которого и замышлялась. Люди не признали за ним право убивать.

Как к нему относились заключенные на каторге? (Смеялись, презирали, ненавидели).

Если убийство не единило Раскольникова даже с уголовниками, то это означало одно: идея, лежавшая в основе убийства, превращала героя во врага народа.

Сон на каторге показывает всю бесчеловечность и порочность идеи Раскольникова. Вернемся к началу урока. Вспомните эпиграф, императив Канта, так и произошло – все стали руководствоваться этой идеей сверхчеловека.
Достоевский учит нас, что нет таких причин и

обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и

поступков.

Слайд №21 – содержит вопрос для вывода в диаграмму: «Можно ли построить

счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей? (Учащиеся отвечают на заранее приготовленных листках «да», «нет», «затрудняюсь ответить»).

Как на этот вопрос отвечает сам автор?

Слайд №22. «Не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что

недопустимо его обосновывать как бы то ни было". (Ф. М.Достоевский)

(Вывод учащиеся записывают под диктовку, выходим из презентации,

вставляем результаты в диаграмму)

Слайд №23- диаграмма, комментарии.

Слайд №24 - «... существа, начавшие жизнь свою любовью к абсолютному

добру, от века живут в Царстве Божием», - отец Павел Флоренский
В заголовок нашего урока были вынесены слова: роман-предупреждение

Слышим ли мы это предупреждение?

Учитель ПК: Достоевский, помимо прочего, предупреждает вот о

чем: достаточно подумать о своих правах, о своей выгоде от унижения

других, о своем преимущественном праве по сравнению с другими - вообще

пустить любой злой умысел в свое сердце - и вы не можете даже

представить, к каким чудовищным результатам это приведет (ведь не думал

же Раскольников, сочиняя свою статью, о залитом кровью лице кроткой

Лизаветы...)

Можно сказать так: для того, чтобы понять все, что понял Раскольников, ему и надо было совершить преступление. Но нет, конечно. Для того и существуют великие книги, чтобы каждому человеку не надо было проходить самому через подобный ужас. Но никому не дано прожить жизнь вообще без испытаний.. Но надежда по-прежнему есть - и у каждого из нас, и у нашего народа, и у всего человечества. Прочитав этот роман, мы научились яснее видеть зло в своей душе. Давайте помнить, что есть книги такого писателя - Достоевского, которые как бы промывают нам глаза, помогают разобраться в собственной душе и в устройстве мира - и всегда оставляют надежду.

Подведение итогов урока, выставление отметок за работу на уроке.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconКонспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconТесты Верховская М. В. 10 кл. 10 кл. 8 кл. Мхк по всем темам Литература...
Литература – «Роман Достоевского Преступление и наказание»: общая характеристика»
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconРефератов по дисциплине «Литература»
...
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconКонспект физкультурно-театрального досуга «Здравствуй солнышко» (2младшая группа )
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconСтатус: дошкольное образовательное учреждение – детский сад третьей категории Лицензия
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Тема «двойничества» и её воплощение на страницах романа»
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconРеферат Натурализм в творчестве Ф. М. Достоевского
Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» icon«Реализация программы обж р. Б. Стёркиной через досуговую деятельность...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconИ. о заведующего мдоу д/с «Росинка» Администрации Мышкинского мр...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconМкоу чухломская сош имени А. А. Яковлева Образ лестницы в романе...
«Преступление и наказание». В качестве эпиграфа я взяла высказывание исследователя М. М. Бахтина: «Верх, низ, лестница, порог, прихожая,...
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconПрактические материалы Задание части 3 (С 1) егэ по русскому языку: аргументация Аргументы
Жизнь героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сони Мармеладовой строится по законам самопожертвования. Во имя...
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconПлан-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» icon*Урок-сюрприз «Вселенная Нади Рушевой» (творчество художника-графика), 5-9 кл
...
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» iconФ. М. Достоевский «Преступление и наказание» (роман). Многие герои...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск