Скачать 101.78 Kb.
|
Интегрированный урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог». Этот урок входит в цикл интегрированных уроков по православной культуре и литературе, объединенных темой «грех и покаяние на страницах произведенений великих русских писателей и в жизни современников». Цели урока: показать развенчание теории Раскольникова; на примере взаимоотношений Сони Мармеладовой и Раскольникова показать победу добра над злом через любовь к ближнему; совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся; развивать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом; учить осмыслению философских понятий. Этот урок является результатом длительной подготовки учителей и учащихся. Учащиеся вдумчиво прочитали роман, по предложенным вопросам тщательно проработали эпилог произведения. Урок обобщения знаний в форме полилога позволил учащимся почувствовать себя равноправными участниками происходящего на уроке, активно защищать свою точку зрения. Сотрудничество учителей строилось на выборе произведения, которое имеет максимальный нравственный и воспитательный потенциал. Выбирая роман Ф.М. Достоевского, мы исходили из настоятельной потребности современного общества, в значительной мере утратившего понятие греха, покаяния и любви к ближнему. И наши учащиеся, как подрастающая часть этого общества, вступающего во взрослую жизнь, нуждается в духовно-нравственной «прививке». Проблемы интегрированных предметов на данном уроке едины, материалы литературного произведения органично и деликатно дополнялся материалами Священного Писания, отцов Церкви, современных богословов и философов. Идеи романа взволновали учащихся, побудили их с увлечением работать над его изучением и позволили интегрировать их знания в области литературы, православной культуры и обществознания (вопросы философии). Оборудование урока: слайдовая презентация, распечатки отрывков из романа и таблиц для заполнения во время урока. Ход урока Слайд №1 – «Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» - роман-предупреждение». Слайд №2 - тема урока. Слайд №3 - эпиграф 1 Учитель литературы.: «Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека». (Русский философ Николай Бердяев) Слайд №4 - эпиграф 2 Учитель православной культуры (ПК).: «Поступай так чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». (Иммануил Кант) Непонятное слово здесь «максима» означает «личное правило поведения». Перед нами знаменитый категорический императив Канта - безусловное общеобязательное правило поведения всех людей, он требует поступать всегда в соответствии с принципом, который мог бы стать всеобщим нравственным законом. Это значит, что каждому из нас дано право самому составлять список тех законов, по которым с нами будут поступать люди, по которым нас будет судить Бог. Слайд №5 Учитель ПК: — цитаты из Евангелия: «Каким судом судите, таким будете судимы» (Евангелие от Матфея гл.7 ст.2). «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея гл.7 ст. 12) Сопоставимо ли православное понимание заповеди «не судите» с Кантовским категорическим императивом? (Ответы учащихся) Не суди других и сам не будешь осужден. От меня зависит, как Бог отнесется к моим грехам. Осудит так же строго, как я осуждаю других. Или простит и оправдает так же, как я оправдываю и прощаю людей. Учитель ПК: Как вы считаете, почему эти высказывания были взяты нами в качестве эпиграфа к уроку по роману «Преступление и наказание»? Что могло бы быть, если бы мотив поступка главного героя стал всеобщим нравственным законом? То есть все стали бы им руководствоваться? (Вернулись бы к закону джунглей - к бесчеловечности, беззаконию, к такому устройству общества, где действует жестокая конкуренция по принципу каждый за себя», где выживает сильнейший за счет более слабых). Учитель литературы. В чем преступление Раскольникова? Только ли в убийстве? (Прежде всего, в создании универсальной теории, согласно которой одним людям позволительно убивать других. Ведь даже если самый матерый убийца на каторге осознает, что он – преступник, то Раскольников убежден, что все им содеянное никакое не преступление.) Слайд №6 - таблица «проверь себя». Заполнение таблицы. Слайд №7 - Презентация о грехе (Ступени возникновения греха: прилог - сочетание–сложение – пленение - страсть) Мы уже говорили о грехе, вспомним, что это такое (ответы). Итак, грех – это реальное зло, нарушение заповеди, преступление против личности, прежде всего, личности самого преступившего. Скажите, понятие греха относится только к религиозным людям? (ответы) Грех – понятие объективное, универсальное, актуальное не только для религиозных людей. Он разрушает личность независимо от того, верит человек в Бога или не верит. Также как закон притяжения действует одинаково на тех, кто с ним знаком и на того, кто о нем никогда не слышал. На примере Родиона Раскольникова хорошо видно, как грех овладевает человеком и к каким последствиям приводит. Православная традиция выделяет несколько этапов возникновения греха в человеке:
Что такое страсть, как вы понимаете? (Страсть - страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь). Для примера рассмотрим, как возникает грех сквернословия. Сначала ребенок слышит некрасивые слова, он понимает – что произносить их плохо, но те люди, кто это делает, кажутся ему такими взрослыми, независимыми, сильными, что им хочется подражать. Итак, возник прилог – мысль «а чем я хуже, я тоже так хочу». Эта мысль ему понравилась – сочетание, далее он готов уже следовать этим мыслям и начать ругаться при первом же случае – сложение. Далее, плененный этими мыслями, он приводит намерение в исполнение многократно и в итоге заполучил страсть. Хотел бы говорить красиво, но не может, гнусные слова помимо воли врываются в его речь. Вернемся к нашему герою и посмотрим, как грех овладевал сердцем Родиона Раскольникова. Пользуясь таблицами, давайте определим, какие этапы прошел Родион Раскольников, вынашивающий свою идею. Что соответствует прилогу? И т. д.
Когда он размышлял над странным автоматизмом своих поступков, он признался Соне: «Меня черт тащил». Он осознал, что действовал как будто помимо собственной воли. И здесь наглядно проявилась несвобода человеческой личности, попавшей в рабство к греху. Вспомним Катерину из «Грозы», которая признавалась, что какая-то сила толкала ее в пропасть. Грех - это сила, и если человек отдает себя во власть этой силы, он уже сам себе не принадлежит. Чем побеждается грех? (Покаянием). Но Раскольников не осознает себя ни грешником, ни преступником. Он настаивает в разговоре с сестрой: «То, что я убил гадкую, зловредную вошь... и это-то преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю». «Будете как боги» - звучит, не умолкая, в сознании человека испокон веков. Мысли Достоевского удивительным образом перекликаются со знанием православных подвижников. Слайды № 8 – 9 – 10 Лосский "Всю историю преступления Раскольникова Достоевский рассказал так, как изображают зло христианские подвижники, тонкие наблюдатели душевной жизни, говорящие о "приражении" дьявола, присоединяющего свою силу ко всякому тёмному пятну в душе человека». Другими словами, если у человека есть в душе темное пятно (а у кого таких пятен нет?), то во всех внешних обстоятельствах он будет находить что-то такое, что подтолкнет его к совершению преступления (нравственного или уголовного). Раскольников в трактирном разговоре увидел какое-то указание. Случайно услышал, когда Лизаветы не будет дома. И это прозвучало для него как приговор. Потом и топор обнаружился, как будто кто-то подсунул ему его под руку. Как только у Раскольникова возникло убеждение, что необыкновенные люди имеют право на преступление, как будто какая-то невидимая рука стала подсовывать ему даже и внешние впечатления и условия, ведущие к осуществлению убийства. Когда Раскольников открыл свою тайну Соне, она сказала ему: "От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал". Раскольников согласился с этим: "я ведь и сам знаю, что меня чёрт тащил". В этих словах явно обнаруживается власть греха, страсти над человеком. Учитель литературы. И довел-таки, дотащил, - до каторги. Слайды №№11-12-13– работа с вопросами домашнего задания по тексту романа (эпилог). 1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников? 2. В чем выражалась его болезнь? 3. Как складываются его отношения с окружающими? 4. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват? 5. Что для него страшнее каторги? 6. Почему он не раскаялся в своем преступлении? 7. Как объяснить отношение Раскольникова к Соне? Почему он мучил ее? 8. Как вы думаете, что в них больше: сходства или различия? Слайд №14 – анализ иллюстрации Шмаринова и отрывка из текста романа: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Учитель ПК. Какую вечную книгу они читали? Слайд №15 - «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Ев. от Матфея гл. 9 ст. 13) (Слова Иисуса Христа. Что они означают, как вы понимаете?) Слайд №16 - фреска Джотто «Воскрешение Лазаря». Учитель ПК. Что изображено на этой иллюстрации? Что это за история? Слайд №17 - Какая роль отведена в романе этой евангельской истории? Учитель литературы. Можно ли чтение истории о Лазаре назвать высшей точкой напряжения романа? (Ответы учащихся.) Слайды №№18 –19. (Вопрос домашнего задания и ответ цитатой из Достоевского). Кто или что помогает возродиться Родиону Раскольникову? - «Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Слайд №20. Какую роль отводит автор эпилогу в понимании смысла всего романа? В чем злободневность романа? (Ответы учащихся). Учитель ПК. Как правило, эпилог сообщает информацию о судьбах персонажей за пределами романного времени. Но мы имеем дело с необыкновенным романом, и эпилог в нем носит своеобразный характер. Достоевскому надо было показать, что идея Раскольникова отвергнута тем самым бедным людом, во имя которого и замышлялась. Люди не признали за ним право убивать. Как к нему относились заключенные на каторге? (Смеялись, презирали, ненавидели). Если убийство не единило Раскольникова даже с уголовниками, то это означало одно: идея, лежавшая в основе убийства, превращала героя во врага народа. Сон на каторге показывает всю бесчеловечность и порочность идеи Раскольникова. Вернемся к началу урока. Вспомните эпиграф, императив Канта, так и произошло – все стали руководствоваться этой идеей сверхчеловека. Достоевский учит нас, что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков. Слайд №21 – содержит вопрос для вывода в диаграмму: «Можно ли построить счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей? (Учащиеся отвечают на заранее приготовленных листках «да», «нет», «затрудняюсь ответить»). Как на этот вопрос отвечает сам автор? Слайд №22. «Не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что недопустимо его обосновывать как бы то ни было". (Ф. М.Достоевский) (Вывод учащиеся записывают под диктовку, выходим из презентации, вставляем результаты в диаграмму) Слайд №23- диаграмма, комментарии. Слайд №24 - «... существа, начавшие жизнь свою любовью к абсолютному добру, от века живут в Царстве Божием», - отец Павел Флоренский В заголовок нашего урока были вынесены слова: роман-предупреждение Слышим ли мы это предупреждение? Учитель ПК: Достоевский, помимо прочего, предупреждает вот о чем: достаточно подумать о своих правах, о своей выгоде от унижения других, о своем преимущественном праве по сравнению с другими - вообще пустить любой злой умысел в свое сердце - и вы не можете даже представить, к каким чудовищным результатам это приведет (ведь не думал же Раскольников, сочиняя свою статью, о залитом кровью лице кроткой Лизаветы...) Можно сказать так: для того, чтобы понять все, что понял Раскольников, ему и надо было совершить преступление. Но нет, конечно. Для того и существуют великие книги, чтобы каждому человеку не надо было проходить самому через подобный ужас. Но никому не дано прожить жизнь вообще без испытаний.. Но надежда по-прежнему есть - и у каждого из нас, и у нашего народа, и у всего человечества. Прочитав этот роман, мы научились яснее видеть зло в своей душе. Давайте помнить, что есть книги такого писателя - Достоевского, которые как бы промывают нам глаза, помогают разобраться в собственной душе и в устройстве мира - и всегда оставляют надежду. Подведение итогов урока, выставление отметок за работу на уроке. |
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману... Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Конспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | ||
Тесты Верховская М. В. 10 кл. 10 кл. 8 кл. Мхк по всем темам Литература... Литература – «Роман Достоевского Преступление и наказание»: общая характеристика» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Рефератов по дисциплине «Литература» ... | Конспект физкультурно-театрального досуга «Здравствуй солнышко» (2младшая группа ) Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | ||
Статус: дошкольное образовательное учреждение – детский сад третьей категории Лицензия Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Тема «двойничества» и её воплощение на страницах романа» | ||
Реферат Натурализм в творчестве Ф. М. Достоевского Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | «Реализация программы обж р. Б. Стёркиной через досуговую деятельность... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | ||
И. о заведующего мдоу д/с «Росинка» Администрации Мышкинского мр... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | Мкоу чухломская сош имени А. А. Яковлева Образ лестницы в романе... «Преступление и наказание». В качестве эпиграфа я взяла высказывание исследователя М. М. Бахтина: «Верх, низ, лестница, порог, прихожая,... | ||
Практические материалы Задание части 3 (С 1) егэ по русскому языку: аргументация Аргументы Жизнь героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сони Мармеладовой строится по законам самопожертвования. Во имя... | План-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского... Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий | ||
*Урок-сюрприз «Вселенная Нади Рушевой» (творчество художника-графика), 5-9 кл ... | Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (роман). Многие герои... |