Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 48.76 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.03.2014
Размер48.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок



Урок литературы в 10 классе

по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Тема урока «Мотивы преступления Родиона Раскольникова»
Цели урока:  

  • Обучающие

    • познакомить учащихся с героем романа Родионом Раскольниковым Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

    • помочь им понять состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления Родиона Раскольникова;

    • подготовить учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.

  • Развивающие

    • формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;  

    • формировать умения в монологической форме выражать  свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;

    • развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.

  • Воспитательные

    • воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.

Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».

Оборудование: презентация урока, текст романа «Преступление и наказание»; фрагмет из кинофильма Л.Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы урока. Целеполагание. (Слайд №1)

На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» - роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера

(Слайд №2):

Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?

- Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки топор? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.

III. Слово учителя. Работа по тексту. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-6).

( Слайд №3 )

В черновиках к «Преступлению и наказанию» Достоевский писал: «...уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это?

В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте.

Давайте назовем эти события.

Учащиеся называют эпизоды романа, предшествующие убийству.

Выстраивается схема: Слайд №4

Гл.6 Разговор студента и офицера

Гл 5.Сон на Васильевском

Гл 4 Сцена на бульваре

Гл 3 Письмо матери

Гл 2. Встреча с С.Мармеладовым

Гл 1. Петербург. Проба.

Главным из них является, безусловно, письмо матери, в котором она рассказывает о своем бедственном положении, об унижении Дуни в семье Свидригайловых, наконец, о Лужине и Дуне. (Вспомним слова Раскольникова: «Сонечка! Вечная Сонечка!...»)

Но на «пробу» Раскольников отправился до получения письма. И драму семьи он воспринимает не только как драму частную, только его касающуюся.

Значит, мотивы преступления надо искать уже в первой главе.

Вопросы, рассуждения:

  • Назовите ключевое слово первой главы, характеризующее мир, в котором живет герой, слово, объясняющее причину конфликта его с окружающим миром, слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту, которая зародилась в углу, в каморке, похожей на шкаф?

  • Таким словом будет слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ» (синонимы: отвратительный, уродливый, ужасный)

  • Как доказать это? Учащиеся работают с текстом 1, 2 главы, приводят цитатный материал, подтверждающий, что Петербург – ЗЛОЙ город.

  • Безобразен Петербург (уличные сцены, пейзаж Петербурга, дома-колодцы, мертвый город, контраст «Город бедный, город пышный», интерьеры, лестницы, цветовая гамма Петербурга – желтый, желчный, злой)

  • Безобразны люди (уличные сцены, толпа, пьяные, «входящие и выходящие так и шмыгали…»)

  • Безобразна старуха – процентщица (портретная характеристика)

Приходим к промежуточному выводу:

Все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого Раскольникова (портрет) и объясняет социальные мотивы преступления.

  • Обращает внимание на себя характеристика психологического состояния героя: «углубился в себя», «задавлен бедностью», «уединился в себя», «злая, желчная улыбка змеилась по его лицу» и др.

  • Все это вызывает в душе Раскольникова безобразные чувства («злобное презрение», «чувство глубочайшего омерзения») – психологические и нравственные мотивы преступления.

Просмотр фрагмента кинофильма Л.Кулиджанова (начало фильма, 5 минут)

  • Какое слово постоянно повторяет герой?

  • Думаю…

  • Что рождается из этих чувств?

  • Рождаются мысли, думы, которые находят воплощение в «БЕЗОБРАЗНОЙ МЕЧТЕ» (философские мотивы).

  • Найдите в тексте потверждение. Где автор говорит о «безобразной мечте»? (зачитать)

  • Два несовместимых слова ставит автор рядом (оксюморон). Два голоса звучат в словах. Рядом добро, красота и отвращение, зло. Это не случайно.

Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.

  • Докажите это. (Учащиеся приводят примеры из 1-6 глав, подтверждающие противоречивость натуры Раскольникова, при этом обращаются к фамилии героя).

ВЫСТРАИВАЕТСЯ СХЕМА:

Отвращение («Неужели я смогу…») Зло (1 больше 100)

БЕЗОБРАЗНАЯ МЕЧТА

Ум, создавший теорию Добро (100 больше 1)

Вопросы к схеме:

  • О чем мечтает герой?

  • Какой смысл вкладывает в слово «мечта»?

  • Что побеждает?

  • Принимает ли то, что делает? Решителен ли он?

Вслед за автором мы прошли путь Р. Раскольникова.

Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?

Выслушиваем мнения учеников, составляем таблицу, содержащую иллюстративный материал (слайд № 5)

IV. Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):

- Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем в результатеборьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти.

V. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Радиона Раскольникова к преступлению.

Комментарий учителя «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

(Слайд №6)

СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром)

РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта»)

ЭКСПЕРИМЕНТ (убийство)

СТРАДАНИЕ (наказание героя)

СО - СТРАДАНИЕ

VII.Домашнее задание: таблица «Мотивы преступления Р.Раскольникова», часть 1, глава 5 (Сон на Васильевском).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск