Скачать 48.76 Kb.
|
Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Тема урока «Мотивы преступления Родиона Раскольникова» Цели урока:
Тип урока: Урок формирования новых знаний. Вид урока: проблемно- эвристическая беседа. Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором». Оборудование: презентация урока, текст романа «Преступление и наказание»; фрагмет из кинофильма Л.Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Объявление темы урока. Целеполагание. (Слайд №1) На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» - роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера (Слайд №2): Почему убил? Почему признался? Почему воскрес? - Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки топор? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы. III. Слово учителя. Работа по тексту. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-6). ( Слайд №3 ) В черновиках к «Преступлению и наказанию» Достоевский писал: «...уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это? В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте. Давайте назовем эти события. Учащиеся называют эпизоды романа, предшествующие убийству. Выстраивается схема: Слайд №4 Гл.6 Разговор студента и офицера Гл 5.Сон на Васильевском Гл 4 Сцена на бульваре Гл 3 Письмо матери Гл 2. Встреча с С.Мармеладовым Гл 1. Петербург. Проба. Главным из них является, безусловно, письмо матери, в котором она рассказывает о своем бедственном положении, об унижении Дуни в семье Свидригайловых, наконец, о Лужине и Дуне. (Вспомним слова Раскольникова: «Сонечка! Вечная Сонечка!...») Но на «пробу» Раскольников отправился до получения письма. И драму семьи он воспринимает не только как драму частную, только его касающуюся. Значит, мотивы преступления надо искать уже в первой главе. Вопросы, рассуждения:
Приходим к промежуточному выводу: Все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого Раскольникова (портрет) и объясняет социальные мотивы преступления.
Просмотр фрагмента кинофильма Л.Кулиджанова (начало фильма, 5 минут)
Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.
ВЫСТРАИВАЕТСЯ СХЕМА: Отвращение («Неужели я смогу…») Зло (1 больше 100) БЕЗОБРАЗНАЯ МЕЧТА Ум, создавший теорию Добро (100 больше 1) Вопросы к схеме:
Вслед за автором мы прошли путь Р. Раскольникова. Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство? Выслушиваем мнения учеников, составляем таблицу, содержащую иллюстративный материал (слайд № 5) IV. Выводы (делаются учащимися совместно с учителем): - Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем в результатеборьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти. V. Заключительное слово учителя. Рефлексия. Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Радиона Раскольникова к преступлению. Комментарий учителя «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление». (Слайд №6) СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром) РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта») ЭКСПЕРИМЕНТ (убийство) СТРАДАНИЕ (наказание героя) СО - СТРАДАНИЕ VII.Домашнее задание: таблица «Мотивы преступления Р.Раскольникова», часть 1, глава 5 (Сон на Васильевском). |