Скачать 295.91 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Брянска» методическая разработка «Использование проектной технологии на уроках литературы» / Приложение: конспект урока по литературе в 10 классе. Защита проекта «Опровержение теории Родиона Раскольникова» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» / Лобанова Л.И., учитель русского языка и литературы Оглавление Введение.....................................................................................3 Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках литературы....................................................................................3 1.1. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения. .....................................................................................4 1.2. Правила успешной проектной деятельности....................................5 1.3. Общие подходы к структурированию проекта...................................6 1.4. План действий учащихся в проекте.................................................6 1.5. Критерии оценивания работ учащихся..........................................7 Глава 2. Использование метода учебного проекта на уроках литературы.....8 Заключение.................................................................................9 Список использованной литературы.................................................10--13 Приложение…………………………………………………………. 14-16
Введение. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Такие задачи ставит перед собой «Наша новая школа». Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель русского языка и литературы должен внедряет в учебно - воспитательный процесс современные образовательные технологии. Технология «Метод проектов» основывается на концепции деятельного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов . По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Проектная деятельность как педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому учитель может: 1) создать собственную технологию; 2) перенять то, что открыто другими. Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка. Проектная технология личностно - ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся, способствующая активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках литературы Цели и задачи проектного метода обучения на уроках литературы: 1.Создать условия, при которых обучающиеся: а) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; б) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; в) приобретают коммуникативные умения, работая в группах; г) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. 2. Воспитание: а) духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; б) формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания; в) формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе , ценностям отечественной культуры, бережного отношения к языковому наследию . 3. Развитие: а) представлений о специфике литературы в ряду других искусств; б) культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; в) развитие образного и аналитического мышления. 1.1. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.
Применение метода проектов на уроках литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, групповой работой, ролевыми играми. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы. 1.2.Правила успешной проектной деятельности
1.3. Общие подходы к структурированию проекта: 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки. 1.4. План действий учащихся в проекте Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта. 1.5. Критерии оценивания работ учащихся 1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. 2. Степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; 3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; 4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта; 5. Степень осмысления использованной информации; 6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками; 7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы; 8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; 9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; 10. Владение рефлексией; 11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов. Глава 2. Использование метода учебного проекта на уроках литературы Учебный проект
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений. Заключение Подобные задания вызывают большой интерес у учащихся, оживляют учебный процесс, как правило, дети хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя. Проектные задания по литературе у учащихся вызывают живой интерес, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства. Список использованной литературы Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов - на - Дону, 1999, С.111-115. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования [ Текст]. - Ростов - на - Дону, 2000. - 352 с. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов - на- Дону, 2001, - 160 с. Якиманская, И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] // Журнал «Директор школы». - 2000. - № 7. - 145 с. Использование Интернет ресурса: festival.september.ru ; conf.cpkro.kirov.ru ПРИЛОЖЕНИЕ |