Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной»





Скачать 63.64 Kb.
НазваниеУрок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной»
Дата публикации21.06.2014
Размер63.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок практикум

 

Тема: «Исследование функции с помощью производной»

Цель урока:


  • Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по исследованию функции и ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся.

  • Развивать:

навыки самоконтроля при выполнении самостоятельной работы; 

умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью компьютерных программ;

умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при исследовании функции.

  • Обратить внимание на воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов.
  •  Оборудование:


    •     Проектор

    •     Индивидуальные карточки с заданиями.

    •     Листы с таблицей и координатной плоскостью.

    •     Карточки с вопросами для проведения блиц - опроса (15 штук)

    •     Компьютеры IBM PC.

    •     Программы для компьютера:

· «Исследование функций с помощью производной», авторы Орлов Д.А., Захаров С.А. (У.В.К. 491, Москва).

· П.М.К. «Графическое исследование функций» (ГРИФ), авторы Гисин В. Б., Макаров М.В. (АО КУДИЦ, Москва).

     

Ход урока:

Организационный момент


Проверить готовность учащихся к уроку.

Ознакомить с целью и задачами урока.

Объяснить последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока.

Провести инструктаж учащихся по проведению блиц - опроса.

Отметить, что это последний урок в данной подтеме перед контрольной работой.

На первом уроке проводится блиц – опрос по этапам исследования функции по графику её  производной и по схеме исследования функции.

На втором уроке проводится практическая работа с применением компьютерных программ. Практическая работа по индивидуальным заданиям, исходя из анализа предыдущей с. р., выполняется или с применением программы «Исследование функций с помощью производной», где отслеживаются промежуточные этапы выполнения работы или с применением программы «Графическое исследование функций» (ГРИФ), где проверяется только конечный результат - построение графика.

Блиц – опрос


У учащихся на партах в произвольном порядке по одной карточке №1 - 15 с вопросами. На карточке с чётным номером вопрос репродуктивного уровня, на карточке с нечётным номером вопрос продуктивного уровня, который может выполняться у доски с приведением краткого решения.

Учитель называет номер вопроса, и ученик сидящий за партой, на которой лежит вопрос с этим номером читает его. Право первым ответить предоставляется ученикам, сидящим за этой партой, затем их ответ может дополнить любой ученик.

Успех данного урока существенно зависит от познавательной активности учащихся, от того, насколько они будут заинтересованы в своей деятельности, потому что ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности школьников, причем на разных уровнях. Поэтому для эффективности обучения использую элементы модульной технологии, т.к. при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Все ответы оцениваются в баллах, результат заносится в таблицу.



Рейтинговая система оценки увеличивает желание ученика получить наибольшее количество баллов, а следовательно школьник старается давать более глубокие ответы и проявлять активность, дополняя ответы других учащихся.

Вопросы к блиц – опросу




1. Какова область определения функции?(У доски)

2. Найдите область определения функции.

3. Найдите множество значений функции, является ли функция ограниченной?(У доски)



4. Найдите область значений функции.  

у=10-2x2 

5.  В каких точках график функции пересекает ось абсцисс?

у=x2+1

6. Является ли данная функция чётной или нечётной?

 

7.Может ли функция обращаться в нуль?

 

8. Какая из данных функций убывает на всей оси?

а) y=- x3 + x

в) y=x3 + x

д) y=- x3 - x

б) y=x3 - x

г) y=- x3 - x2







9. По графику производной некоторой функции укажите интервалы, на которых функция монотонно возрастает, убывает, имеет максимум, имеет минимум, имеет перегиб (график на слайде).

 

10. Завершите фразы: «Если на отрезке [-2; 0] производная …, то на этом отрезке функция у….», (таблица на слайде)



11.Исследовать функцию на выпуклость вогнутость.

 

12.Имеет ли функция точку перегиба на отрезке [1;2]?

y=- x4 + 4x3 - 4x2 + 4

13.На рисунке изображён график производной функции y=f(x). Сколько точек максимума имеет эта функция? (рисунок на слайде)

 

14.Определите, при каком значении параметра b максимум функции равен 3.

 

15. Производная функции y=f(x) равна (x+1)(x-2). Точками минимума функции являются точки…

а) x= - 1

в) x= -1, x=2

д) x= - 2

      б) x= 2                             г) x= 1, x=2

 

 

Инструктирование по выполнению заданий практической работы


Урок проводится в компьютерном классе. За компьютер сначала рассаживаются 10 –12 учащихся, остальные за парты. По мере выполнения заданий ребята меняются местами.

Работа проводится по индивидуальным заданиям с применением компьютерных программ. Задания учащимся отличаются по объёму, по их сложности, по их содержанию. Имеют 4 уровня сложности: средний, выше среднего, высокий, творческий.

    •   Учащиеся, слабо владеющие алгоритмом исследования функции, приглашаются за компьютер и начинают работать с моделью «Исследование функций с помощью производной», где они выполняют задание по образцу - алгоритму, предлагаемому компьютером, аналогичное тому с которым не справились при выполнении самостоятельной работы, проводимой на прошлом уроке, или допустили ошибки. Выполнив работу над ошибками, тем самым, повторив алгоритм исследования функции, получают карточку с новым заданием, которое уже выполняется. Цель этих заданий отработка практических навыков в построении графиков.

    •    Часть учащихся, хорошо усвоивших данный материал, получив карточки с индивидуальным заданием, отрабатывают практический навык, используя самоконтроль, с применением тестовых заданий.

    •   Учащиеся, выполнившие задания 1 - 3-го уровня продолжают работу, получив задание более сложного уровня, творческого характера, где необходимо применить самостоятельность, логическое и образное мышление в новых условиях.

Все работы оцениваются. Работы, выполненные только с применением модели «Исследование функций с помощью производной», оцениваются отметкой «3»,задания сложности 1-го уровня отметкой «4», творческие задания и задания 2 - 3-го уровней отметкой «5».

Практическая работа


На данном этапе урока при проведении мини - исследовательской работы применяются методы контроля и самоконтроля, а также самоуправления учебными действиями. Обучение на немногочисленных, но хорошо подобранных задачах решаемых школьниками в основном самостоятельно, способствует вовлечению их в творческую исследовательскую работу, последовательно проводя через этапы научного поиска.

Индивидуальные задания для мини - исследовательской работы


По 6 карточек к каждому из вариантов

1,2 вариант – задания среднего уровня

3, 4 вариант – задания уровня выше среднего

5, 6 вариант -  задания высокого  уровня

Задание: исследовать и построить график функции

 

Творческое задание

  1.  Указание: отыщите функцию в таблице, исходя из её «автобиографии». Найдите область определения, корень, точку разрыва, промежуток возрастания и убывания.

Я – функция сложная, это известно,
Ещё расскажу, если вам интересно,
Что точку разрыва и корень имею,
И есть интервал, где расти не посмею.
Во всём остальном положительна, право,
И это, конечно, не ради забавы.
Для чисел больших я стремлюсь к единице.
Найдите меня среди прочих в таблице.



 

2. Определите, при каком значении параметра b  максимум функции равен 3?


Подведение итогов урока


Подвести итоги усвоения материала по уровням понимания учащимися, выделив учащихся со структурным пониманием, т.е. тех, кто работал по алгоритму; тех, кто решал по образцу; и тех, кто может применить свои знания в новых условиях. Выставляется отметка каждому ученику за блиц - опрос, и за практическую работу.

Сообщается учащимся, кому и на какие вопросы необходимо обратить внимание, при подготовке к контрольной работе.

Задание на дом


№ 45, 41 (устно), 39 (31). Учебник М.И. Башмакова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconУрока по теме «Исследование функции с помощью производной»
Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по исследованию функции и ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии...
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconИсследование функций с помощью графика производной Графики производной...
Систематизировать знания обучающихся по теме: «Производная функции», формирование у обучающихся базовой математической подготовки...
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconЛ. Сердюкова, г. Сочи, Краснодарский край ~ ~ В8 Геометрический смысл производной. Ф. И. Часть 1
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconУрок изучения нового материала с использованием метода работы в группах
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconТема урока Количество уроков
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconКонспект урока критические точки функции, ее максимумы и минимумы....
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconУрок. «Нахождение производной» Найти производную функции ( 1 – 4; 7; 8 )
Укажите абсциссу точки графика функции в которой угловой коэффициент касательной равен 2
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconУрока «Производная и её применение» Форма урока
Сегодня весь урок мы посвятим одному математическому понятию – производной, увидим, что с её помощью решаются не только алгебраические...
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconТема: Дифференциальное исчисление функции одного аргумента. Применение...
Вам предлагаются обучающие тестовые задания по теории вероятностей. В этих заданиях вы должны отметить правильный ответ
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconКонспект урока математики в начальной школе
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconУрок: «Математический калейдоскоп». Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний. Тема
Тема: Подготовка к контрольной работе по темам: «Решение неравенств с одной переменной с помощью графика квадратичной функции и методов...
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconУрок в 10 классе по теме «Вычисление производных»
Развивающая уметь находить производные функции; решать задачи с применением физического смысла, геометрического смысла; находить...
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconУрока: Обобщающее повторение. Геометрический смысл производной
Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы. Закрепить знания о зависимости между значениями...
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconТема: Применение производной к исследованию функции в решении задач...
Манькова Ирина Геннадьевна, учитель математики маоу тунгусовская сош. Естественнонаучное направление
Урок практикум Тема: «Исследование функции с помощью производной» iconСоставлено на основании Программы для общеобразовательных учреждений....
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск