Составлено на основании Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 138 с.
Учебник: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Тематическое планирование 10 класс (34 часа)
№
| Дата
| Тема урока
| Основные понятия, ученые-естествоиспытатели, научные теории
| Самостоятельные и практические работы
|
| 1/1
|
| Введение
| Разделение биологии на отдельные науки, значение биологии для человека
| Работа с учебником, конспектирование значения биологии для человека
|
| Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
| 1/2
|
| Уровни организации живой материи
| Биогеоценоз, биосфера, уровни организации материи
| Работа с текстом учебника
|
|
| Критерии живых систем
| Метаболизм, ассимиляция (пластический обмен), диссимиляция (энергетический обмен), изменчивость, онтогенез, филогенез, дискретность
| Работа с текстом учебником, составление кластеров
|
| Возникновение жизни на Земле
| 1/3
|
| История представлений о возникновении жизни
| Теория абиогенеза, теория биогенеза, теория самозарождения, теории вечности жизни, материалистические теории происхождения жизни
| Работа с текстом учебника, краткий конспект основных теорий
|
|
| Современные представления о возникновении жизни
| Спектроскопия, образование планетарной системы, «красные гиганты»
| Работа с текстом учебника, зарисовывание рис. Реакция ядерного синтеза, образование планетарной системы
|
| 2/4
|
| Теория происхождения протобиополимеров
| Термическая теория, коацерватная теория
| Работа с текстом учебником, зарисовывание рис. Сборка коацервата
|
| 3/5
|
| Эволюция протобионтов
| Экологические ниши, энергетические системы
| Работа с текстом учебника
|
| 4/6
|
| Начальные этапы биологической эволюции
| Теория гастреи, гипотеза фагоцителлы
| Работа с текстом учебника, зарисовывание схемы перехода химической эволюции в биологическую
|
| Химическая организация клетки
| 1/7
|
| Неорганические вещества, входящие в состав клетки
| Группы атомов, макроэлементы, микроэлементы, буферность
| Работа с текстом учебника, составление кластеров
|
| Органические вещества, входящие в состав клетки
| Строение белков, функции белков
| Работа с текстом учебника, конспект функции белков
|
| Органические молекулы – углеводы, жиры и липоиды
| Моносахариды, дисахариды, полисахариды, теплоизолятор
| Конспект текста учебника, составление кластеров
|
| Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты
| Нуклеотид, комплементарность, азотистые основания, хромосома, триплет, РНК, ДНК
| Работа с текстом учебника, работа по табл. Генетический код в последовательности кодонов ДНК
|
| Метаболизм – основа существования живых организмов
| 1/8
|
| Анаболизм
| Анаболизм (пластический обмен), транскрипция, трансляция
| Работа с текстом учебника, работа по карточкам
|
|
| Энергетический обмен - катаболиз
| Катаболизм, этапы энергетического обмена
| Работа с текстом учебника, запись химических уравнений
|
| 2/9
|
| Автотрофный тип обмена веществ
| Автотрофы, хемосинтез
| Работа с текстом учебника, запись химических уравнений, составление кластеров
|
| Строение и функции клеток
| 1/10
|
| Прокариотическая клетка
| Строение прокариотических клеток, деление клеток
| Работа с текстом учебника, зарисовывание схемы строения прокариотических клеток
|
|
| Эукариотическая клетка
| Строение эукариотической клетки, органоиды клетки
| Заполнение таблицы «Органоиды клетки» и схематичное зарисовывание органоидов клетки
|
| 2/11
|
| Деление клеток
| Митоз, фазы митоза
| Работа с тестом учебника, зарисовывание рис. Митоз и его фазы
|
| 3/12
|
| Особенности строения растительной клетки
| Строение хлоропласта
| Составление кластеров, схематичное зарисовывание строения хлоропласта
|
| Клеточная теория строения организма
| Клеточная теория
| Конспект текста учебника
|
| 4/13
|
| Неклеточные формы жизни. Вирусы
| Вирусы, вирусология
| Работа с текстом учебника, зарисовывание модели бактериофага
|
| Размножение и развитие организмов
| 5/14
|
| Бесполое размножение.
| Митотическое деление клетки, регенерация
|
|
| Половое размножение
| Гаметогенез, мейоз
|
| Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
| 1/15
|
| Краткие исторические сведения. Эмбриональный период развития
| Дробление, бластула, гаструляция, дифференцировка
|
|
| 2/16
|
| Постэмбриональный период развития
| Метаморфоз, дорепродуктивный период
|
| 3/17
|
| Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон
| Зародышевое сходство у позвоночных
| Работа с текстом учебника, составление кластеров
|
| 4/18
|
| Развитие организмов и окружающая среда
| Физиологическая регенерация, влияние различных условий на рост и развитие организмов
| Работа с текстом учебника, конспектирование текста учебника
|
|
|
|
| Основные понятия генетики
|
|
| 1/19
|
| Основные понятия генетики
| Наследственность, изменчивость, ген, аллельные гены, генотип, фенотип
| Работа с текстом учебника, запись основных определений
|
| Закономерности наследования признаков
| 1/20
|
| Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя
| Альтернативные признаки
| Работа с текстом учебником, составление кластеров
|
| 2/21
|
| Законы Менделя. Первый закон Менделя - закон единообразия первого поколения гидридов
| Гибридизация, гибрид, моногибридное скрещивание, доминантный признак, рецессивный признак, неполное доминирование, множественный аллелизм
| Работа с текстом учебника, зарисовывание рис. Единообразие первого поколения гибридов
|
| Второй закон Менделя (закон расщепления). Закон чистоты гамет.
| Закон расщепления, "чистые" гаметы
| Составление кластера - "Закон расщепления", зарисовывание Рис. "Распределение фенотипов и генотипов в потомстве при скрещивании двух гетерозиготных организмов"
|
| 3/22
|
| Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя - закон независимого комбинирования
| Дигибридное скрещивание, нализирующее скрещивание
| Зарисовывание табл. Наследование окраски и формы семян у гороха, зарисовывание Рис. "Анализирующее скрещивание при моногибридном наследовании", "Анализирующее скрещивание при гетерозиготности"
|
| 4/23
|
| Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов
| Сцепление генов, полное и неполное сцепление генов.
| Работа с текстом учебника, составление кластера
|
| Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
| Аутосомы, половые (гетерохромосомы), гомогаметный пол, гетерогаметный пол
| Конспект текста учебника
|
| Генотип как целостная система. Взаимодействие генов
| Комплементарность, эпистаз, плейотропия
| Работа с текстом учебника, зарисовывание рис. Взаимодействие неаллельных генов
|
|
|
|
| Закономерности изменчивости
|
|
| 1/24
|
| Наследственная (генотипическая) изменчивость
| Мутации, наследственная изменчивость, мутационная изменчивость, комбинативная изменчивость
| Работа с текстом учебника, составление таблиц "Классификация мутаций по уровню возникновения", "Свойства мутаций"
|
| 2/25
|
| Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость)
| Фенотипическая изменчивость, ненаследственная изменчивость, норма реакции
| Конспект текста учебника
|
|
|
|
| Основы селекции
|
|
| 1/26
|
| Создание пород животных и сортов растений.Разнообразие и продуктивность культурных растений
| Одомашнивание
| Работа с текстом учебника, конспект текста
|
| 2/27
|
| Центры многообразия и происхождения культурных растений
| Центры происхождения культурных растений
| Работа с текстом учебника, запись в тетрадь табл. "Центры происхождения культурных растений"
|
| 3/28
|
| Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости
| Гомологичные ряды
|
|
| 4/29
|
| Методы селекции растений и животных
| Чистая линия
|
|
| 5/30
|
| Отбор и гибридизация
| Гетерозис, гибридизация
|
|
| 6/31
|
| Искусственный мутагенез
| Мутагенез
|
|
| 7/32
|
| Селекция микроорганизмов
| Биотехнология, генная инжененрия
|
|
| 8/33
|
| Достижения и основные направления современной селекции
| Прививки, метод ментора, отдаленная гибридизация
|
|
| 9/34
|
| Повторение раздела «Основы селекции»
|
| Обобщение, закрепление пройденного материала
|
| |