Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1 «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР Директор МБОУ
_______________ ____________________ Новоаганская ОСШ №1
Протокол № ____ ___________ Н.Л.Лысенко
от «___» _______2013г. «____» _________2013г. Приказ №____ от __________
Рабочая программа учебного курса
Биология для 10 класса
Составитель:
учитель химии
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
Нижневартовского района
Л.Н. Константинова
2013-2014 г.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по биологии для 10 класса составлена на основании:
- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования по биологии
для 10 класса «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» авторов И.В. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова// Биология в средней школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008,/Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2010.
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Стандарт среднего (полного) общего образования //Вестник образования России - №15, 2004г;
- Закона «Об образовании» РФ.
Календарно-тематическое планирование соответствует учебнику: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.В. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф.В.Б. Захарова.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 381, [3]с.: ил.
Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.
Рабочая учебная программа рассчитана на 34 часа в год и 1 час – резервное время (34,5 недель), 1час в неделю. Цели предмета:
освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли человека; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными в среднем звене на базовом уровне являются: умение вступать в речевое общение; владение монологической и диалогической речью, составление плана, тезисов, конспекта; умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, поиск информации с привлечением дополнительного материала; использование различных источников информации (энциклопедии, словари, компьютер) оценивание своих учебных достижений и поведения; выполнение в практической деятельности и в повседневной деятельности экологических требований.
Ведущие формы, методы и технологии обучения
Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий: беседы, уроки-практикумы и объяснительно-иллюстративные, частично–поисковые, проблемные методы, технологии уровневой дифференциации и элементы коллективных способов обучения (работа в парах). Формы, средства и способы проверки и оценки результатов обучения: фронтальный и индивидуальный устный опрос, контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, практические и лабораторные работы. Итоговая и промежуточная аттестации в виде уровневой контрольной работы Требования к уровню подготовки обучающихся по биологии 10 класс
Знать/понимать
В результате овладения содержанием про граммы учащиеся должны
Знать:
особенности жизни как формы существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного уровня организации;
основные теории биологии: клеточную, эволюционную, возникновения жизни на Земле;
сущность процессов: обмена веществ, онтогенеза, наследственности, изменчивости; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, ряде отраслей промышленности, охране здоровья человека, и охране окружающей среды;
Уметь:
называть причины и результаты эволюции;
распознавать изученные органы и системы органов на рисунках, таблицах;
объяснять механизм основных закономерностей живой природы;
доказывать: взаимосвязь органов и систем органов, взаимосвязь строения и функций органов;
применять знания общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле, результатов эволюции: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать вывод о родстве и единстве органического мира, об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
применять теоретические знания и использовать личный опыт в практической деятельности и для решения учебных задач;
обобщать, систематизировать изученные факты, понятия;
строить и выдвигать гипотезы;
ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, рисунками,
таблицами, дополнительной литературой;
принимать участие в коммуникативной деятельности; осуществлять самоконтроль и
взаимоконтроль;
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон правило и пр., или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений.
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также практических работ.
Оценка устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка практических умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с оборудованием;
- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
-допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Отметка «1»:
- работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три
несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Оценка письменных тестовых работ
Отметка «5»- работа выполнена на 88-100 %
Отметка «4» - 72- 87 %
Отметка «3»- 51 - 71 %
Отметка «2»- меньше 50%
Отметка «1»: работа не выполнена.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за триместр, полугодие, год Тематическое планирование, биология 10 класс
№ п/п Блок-тема
| Наименование разделов, тем
| Кол-во
часов
| В т.ч. на лабораторные, практические занятия, контрольные работы
| лаборат.
| практ
| к.р.
| 1.
| Введение. Краткая история развития биологии
| 4
|
| -
| 1
| 2.
| Клетка
| 9
| 2
| -
| 1
| 3.
| Организм
| 20
| 1
| -
| 1
| 4
| Резервное время
| 1
| -
| -
| -
| Итого:
| 34
| 3
| -
| 3
|
Основное содержание разделов Программа состоит из 3 разделов, каждый из которых имеет комплексную дидактическую цель (КДЦ), предусматривающую требования к формированию знаний, умений и навыков учащихся с учетом уровневой дифференциации. В каждом теме соблюдается определенная логическая структура: за уроками изучения теоретического материала следуют уроки отработки содержания материала (практикумы, лабораторные работы, уроки комплексного применения знаний) и уроки контроля, коррекции знаний
Содержание курса включает повторение представлений о сущности и свойствах живого, уровней организации и методов познания живой природы, углубление и расширение знаний о закономерностях живого проявляющихся на клеточном и организменном уровнях: химической организации, строение и жизнедеятельности клеток, наследственности и изменчивости.
Обязательные лабораторные работы
Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках лука. Клетки дрожжей под микроскопом
Сходство и различия в строении прокариот и эукариот.
Изучение модификационной изменчивости.
Блок- тема №1 «Введение. Краткая история развития биологии» (4часа)
КДЦ. расширить представление об общих закономерностях развития живой природы
В результате усвоения данной программы обучающиеся должны
Знать: - основные свойства и уровни организации живого;
- сущность жизни на Земле;
- краткую историю развития биологии;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства,
ряде отраслей промышленности;
Уметь:
1 уровень
1) называть
- основные свойства и уровни организации живого;
- признаки биологических объектов;
- методы биологии;
2) характеризовать роль ученых в развития биологических знаний;
2 уровень
1) объяснять
- сущность биопроцессов;
- единство живой и неживой природы
2) делать вывод о родстве и единстве органического мира.
3 уровень
- устанавливать причинно - следственные связи, например, взаимосвязи организмов
и окружающей среды.
Развивать
- интеллектуальные умения: анализировать, сопоставлять, обобщать.
- познавательные интересы учащихся посредством использования ситуаций успеха,
радости, удивления.
- умение выделять главное в текстах учебника, рассказе учителя, дополнительной
литературе, связно и доказательно излагать учебный материал. |