Скачать 47.64 Kb.
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тришкина И.А., Старший преподаватель кафедры ТиМДО, ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г. Тобольск С момента рождения ребенок взаимодействует с окружающими его людьми. В общении с взрослыми возникают и формируются все его психические функции. Установлено, что в дошкольном детстве развиваются все виды памяти, которые приобретает результативный и произвольный характер, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться собственно мнемическая деятельность, имеющая свои специфические цели, приемы и способы(3). При повышении требований со стороны взрослого ребенок учится управлять этим познавательным процессом, ставить перед собой цели, осуществлять самоконтроль, выполнять мнемические действия. Память – важнейшая характеристика психической жизни человека, поэтому изучение памяти актуально не только в психологии, но и других науках: биологии, физиологии, генетике и т.д. (5). Генезис исследования проблемы памяти восходит к 17 веку и актуально до наших дней. В науке существуют свои теории памяти: физиологические, психологические, нейронные и биохимические и др. Большой вклад в разработку теорий памяти внесли ряд ученых психологов, физиологов как зарубежных так и отечественных (Г. Эббингауз, К.Левин, П.Жане, Ж. Пиаже, А.Валлон, Т.Рибо, П.И.Зинченко, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов, Голубева Э.А. закон высших психических и др.) В отечественной науке психологические теории заняли свое ведущее место, функций, деятельностный подход в психическом развитии (А.Н.Леонтьев). Так, Л.С.Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль играет память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно – образное мышление. Под влиянием игры у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретает опросредованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями («параллелограмм развития» по А.Н.Леонтьеву) (4). Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств, а потом происходит их «вращивание». Основные средства, которыми овладевает ребенок – дошкольник, имеет образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы и символы, планы. Основной путь развития дошкольника – обобщение собственного чувственного опыта, т.е. эмпирическое обобщение. Согласно этих теорий, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняется тем, что делает ребёнок с этим материалом в процессе его мнемической обработки. А.А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, запоминаются лучше те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия (6). Именно А.А. Смирнов и П.И. Зинченко раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка (2). Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием ребёнка. Хотя память каждого ребёнка характеризуется общими закономерностями развития, вместе с тем, имеет свои особенности. Одни дети отличаются наглядно-образным типом памяти, другие – словесно – логическим. Ребёнок с таким типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет и так далее. У детей отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Многие дети хорошо замечают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства. Характерной особенностью памяти ребёнка дошкольного возраста является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия. Уже в дошкольном возрасте начинает определяться произвольное запоминание. Большую роль играет сенситивный период при обучении ребенка в ДОУ. В этом возрасте развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти - необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованию воспитателя.[1] Таким образом, у детей дошкольного возраста основное занятие - мыслящее усвоение, то есть развитие памяти соотносится с соединением в актах восприятия, запоминания и воспроизведения знаний мыслительных и мнемических действий. Важнейшим же средством мнемической деятельности считают умственные операции, обеспечивающие логическую переработку запоминаемого материала (3). Шестилетние дети даже в обычных условиях могут самостоятельно образовывать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей в памяти ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, в частности тот факт, что при произведении по памяти ребёнок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы. Анализ приёмов, которыми пользуются дети для запоминания, показывает, что те из них, кто решает задачу с помощью вспомогательных средств, строят свои операции иначе. Однако для опосредованного запоминания требуется не только сила механической памяти, сколько способность разумно распорядиться материалом, определённым образом его структурировать. Задача воспитателя состоит в прямом, непосредственном научении приемам, содействующим осмыслению, пониманию и, следовательно, запоминанию показанных упражнений. Это связано с тем, что воспитатель требует от детей обязательного запоминания конкретного материала, даже если этот материал им не интересен. Ребёнку дается немало ответственных заданий, которые продиктованы характером учебной деятельности: знать наизусть стихи, слова. Детей предупреждают о том, какие знания им понадобятся и что им не следует забывать. Вот почему уже при запоминании ребёнок должен пользоваться определенными приемами, которые в нужный момент обеспечили бы точное и полное припоминание нужного материала. Ребёнок прежде всего ставит перед собой цель: овладеть нужным материалом, уметь самостоятельно припомнить совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. А.А. Смирновым были выделены следующие основные приемы, содействующие пониманию и осмысленному запоминанию упражнений: использование смысловых связей, сравнение, классификация, систематизация, операции самоконтроля. Следовательно, на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира - восприятия, образного мышления, воображения и памяти. Список литературы 1.Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816 2.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М: Просвещение, 1978. – с.96 3. Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. – М: Просвещение, 1997. – с. 156 4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М: Смысл, 2000. – с. 512 5.Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816 6.Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816 |
Городской конкурс «Педагог года в дошкольном образовании» корнева Теоретические аспекты изучения развития детей старшего дошкольного возраста | Игра как средство обучения и воспитания интереса дошкольников к окружающей природе Доклад I. Теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с природой | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... I: Теоретические основы развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста | Пояснительная записка Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития... | ||
Пояснительная записка Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пм 01 мдк 01. 02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «мдк теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста» Теоретические... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мдк 01. 02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мдк. 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста | Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста Программа содержит теоретические и практические материалы по организации работы кружка по хатха – йоге с детьми дошкольного возраста... | ||
Конспект группового логопедического занятия по коррекции ффнр у детей... В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях... | Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | ||
Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к... Психологические особенности детей раннего возраста | Пояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста» включает... |