МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГБОУ СПО ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. С.Ф. ГОГОЛЕВА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
специальности 050144 «Дошкольное образование» (заочная форма обучения) по дисциплине ПМ 01 МДК 01.02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»
Выполнила студентка 1 курса:
Ф.И.О. студента:
Преподаватель: Данилова К.Е., Платонова Т. В.
Якутск 2013 г.
Пояснительная записка
Всего по учебному плану на изучение МДК 01.02 «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» выделено 144 часа (1 час- 1 урок).
Из них, на самостоятельное изучение междисциплинарного курса студентом выделено: 130 часов.
Студент заочного отделения к приезду на сессию должен принести самостоятельную работу, заданную на межсессионный период и контрольную работу.
Студент-заочник выполняет все виды заданий СРС (далее задано в таблице) и 1 контрольную работу (из предложенных 5 тем).
По приезду на сессию, студент сдает на проверку преподавателям задания СРС и контрольную работу. Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.
Первым этапом подготовки контрольной работы является выбор темы, составление плана и изучение подобранной литературы, других источников. В процессе изучения литературы делаются краткие записи наиболее важных положений. На втором этапе весь подготовительный материал систематизируется согласно плану, уточняются цитаты и выписки, составляется примерное содержание контрольной работы. На последнем этапе контрольная работа доводится до «кондиции», в соответствии с намеченными в плане вопросами раскрывается основное содержание.
Объем контрольной работы не должен превышать 10 печатных страниц.
Структура: Контрольная работа состоит из 2 частей (теоретическая и практическая части). В теоретической части студент раскрывает основное содержание темы на основе изучения литературы, в качестве практической части студент прилагает практическую разработку по теме (комплекс упражнений, конспект или план утренней гимнастики, примерные протоколы диагностики физического развития и физической подготовленности и др.).
Работу необходимо написать аккуратно, без помарок, содержание раскрыть логично, с выводами, в конце прилагается литература.
Перечень заданий самостоятельной работы студентов в межсессионный период
МДК.01.02.Теоретические и методические основы физического воспитания
и развития детей раннего и дошкольного возраста
| Тема 1: Теоретические основы и методика планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста
| Самостоятельная работа:
| Составить определение к основным понятиям теории ФВ: «физическое воспитание», «физическое развитие», «спорт», «физическая культура», «физическая подготовка», «физическая подготовленность», используя словари и энциклопедии;
| Составить тезисный конспект «Характеристика физических упражнений» по плану:
1. Определение физического упражнения
2. Классификация физических упражнений
3. Характеристика физических упражнений
| Тема 2: Методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима
| Самостоятельная работа:
| 2. Составить конспект в виде таблицы «Методы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста»
| Тема 3: Особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон)
| Самостоятельная работа:
| Составить конспект «Режима дня детей раннего и дошкольного возраста»
| Представить режим дня дошкольника (в одной возрастной группе)
| Тема 4: Методика организации и проведения умывания, одевания, питания, прогулок, сна в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста
| Самостоятельная работа:
| Сделать альбом потешек, песенок, стишков, с помощью которых можно формировать культурно-гигиенические навыки.
| На основе анализа «Программы воспитания и обучения в детском саду» составить таблицу «Формирование культурно-гигиенических навыков» - анализировать задачи из программы по разделу «Воспитание КГН» в разных возрастных групп
| Тема 6: Основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий
| Самостоятельная работа:
| Составление конспекта «Основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий» в соответствии нижеследующему плану:
1. Общая характеристика и методика развития психофизических качеств детей дошкольного возраста
2. Методика обучения дошкольников строевым упражнениям детей дошкольного возраста
3 Методика обучения дошкольников общеразвивающим упражнениям детей дошкольного возраста
4 Методика обучения дошкольников основным движениям детей дошкольного возраста
5 Методика обучения дошкольников подвижным играм детей дошкольного возраста
6. Методика обучения дошкольников спортивным упражнениям детей дошкольного возраста
7. Методика обучения дошкольников спортивным играм детей дошкольного возраста
| Составить картотеку подвижных игр (10 игр) (карточки с играми, в которых описано: название игры, возраст детей, описание правил игры, дана схема физкультурного зала)
| Тема 7: Особенности планирования мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, закаливания, физкультурных досугов и праздников)
| Самостоятельная работа:
| Сделать альбом физкультурных минуток (по 1 физкультурной минутке на 1 вид).
| Сделать подборку сценариев детских физкультурных развлечений зимнего и летнего сезона (2 штуки).
| Тема 8: Требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методика их использования
| Самостоятельная работа: Составление конспекта по теме по нижеследующему плану
1. Характеристика спортивного инвентаря и оборудования в группе детского сада и методика их использования
2. Характеристика спортивного инвентаря и оборудования в физкультурном зале и на участке детского сада и методика их использования
3. Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
| Тема 10: Методика проведения диагностики физического развития детей
| Самостоятельная работа:
| Составление конспекта по нижеследующему плану:
1. Диагностика развития психофизических качеств детей дошкольного возраста
2. Диагностика физической подготовленности ребенка - дошкольника
3. Педагогический контроль организации физического воспитания в детском саду
|
Основные источники:
Программа воспитания и обучения в детских сада./ Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., 2005.
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-368 с.
Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Практическая подготовка студентов. / под ред. С. А. Козловой. – М., 2008.- 198 с.
Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / В. Н Шебеко., Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. Издательский центр Академия, 2007. – 192 с.
Дополнительные источники:
Рунова М. А. – Движение день за днем: комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет (с использованием вариативной физкультурно-игровой среды): [методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей] / М. А. Рунова. – М.: Линка – Пресс, 2007. – 93 с.
Вавилова Е. Н. Развитие основных движение у детей 2-3 лет. Система работы. / Е. Н. Вавилова – М.: 2008. – 48 с.
Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет: Система работы. – М.: 2008. – 160 с.
Тематика контрольных работ:
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
План:
1 часть:
Характеристика физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Организация утренней гимнастики;
Организация закаливающих мероприятий в сочетании с физическими упражнениями в детском саду;
Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
Использование физкультурных минуток в непосредственной образовательной деятельности;
Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка.
2 часть: Практическая часть (комплексы утренней гимнастики, подборка подвижных игр для детей дошкольного возраста или др.)
Организация закаливающих процедур в дошкольном учреждении
1 часть:
1. Значение и принципы закаливания.
2. Средства закаливания.
3. особенности организации закаливания в дошкольном учреждении.
2 часть:
Практическая часть (план закаливания детей дошкольного возраста, эскизы закаливающих дорожек или др.)
Профилактика нарушений осанки и стопы у детей дошкольного возраста
1 часть:
1. Общая характеристика осанки и стопы ребенка.
2. Причины нарушений костно-мышечной системы у детей.
3. Профилактические мероприятия, направленные на формирование правильной осанки и стопы у детей дошкольного возраста.
2 часть:
Практическая часть (комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и стопы, схемы дорожек здоровья или др.).
Организация режимных моментов в детском саду.
1 часть.
1. Характеристика режима дня в дошкольном учреждении
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду;
3. Организация питания детей в дошкольном учреждении;
4. Организация прогулки в группе детского сада
2 часть:
Практическая часть (Конспекты организации режимных процессов, альбом потешек для организации режимных моментов).
Организация медико-педагогического контроля за физическим воспитанием дошкольников
1 часть.
1. Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
2. Врачебный контроль.
3. Медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания.
4. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и одеждой детей.
2 часть.
Практическая часть. (методы определения уровня физического развития, физической подготовленности детей, организации физкультурно-оздоровительной работы, примерные протоколы, таблицы показателей физического развития детей дошкольного возраста )
Литература:
Агаджанова С. Н. Как не болеть в детском саду. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.- 144 с.
Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. / Т. Л. Богина – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 112 с.
Ганат С. А, Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребёнка. Высшее образование. / С. А. Ганат – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. / В. А. Деркунская – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография / Т. С. Овчинникова – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.
Олонцева Г. Н. Детям об осанке. Якутск, 2001.
Олонцева Г. Н. Комплексная диагностика физического развития ребенка: учебное пособие. – изд. 2-е, испр. и дополн. – Иркутск: Изд-во вост. – сиб. Акад. Обр., 2011. – 200 с.
Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / А. С. Петрухин, Н. И. Обреимова. – М.: Академия, 2003 – 84с.
Подольская Е. И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. / Е. И. Подольская – Москва: Скрипторий 2000, – 2009 – 80 с.
Подольская Е. И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников / Е. И. Подольская. - М.: Скрипторий 2000, 2009. – 80 с.
Рунова М. А. – Движение день за днем: комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет (с использованием вариативной физкультурно-игровой среды): [методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей] / М. А. Рунова. – М.: Линка – Пресс, 2007. – 93 с.
Смирнов А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Смирнов А. Т.. М.: Академия, 2001- 256 с.
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Э. Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-368 с.
Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с.
Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Практическая подготовка студентов. /С. А. Козлова [и др.]; под ред. С. А. Козловой. – М.: Академия, 2008. - 198 с.
Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб, пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский – М.: Академия, 2007 – 224 с.
Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 176 с.
Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. /В. Н Шебеко., Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. – М.: Академия, 2007. – 192 с.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: Программы. Рекомендации. Слайд-презентации [ Электронный ресурс]. цв. – Электрон. текст. дан. - Волгоград, 2009.
Дошкольное воспитание [электронный ресурс] - / http://www.dovosp.ru/
Дошкольное образование [электронный ресурс] / N13 (301), 1-15.08.2011 – http://dob.1september.ru/
|