Урок по химии 10 класс: "Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот "





НазваниеУрок по химии 10 класс: "Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот "
Дата публикации21.12.2014
Размер78.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Обобщающий урок по химии 10 класс:

"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот"

Цели урока:

  • Обобщение знаний по применению спиртов, альдегидов и карбоновых кислот.

  • Охрана окружающей среды и безопасности жизни в производстве и применении спиртов, альдегидов и карбоновых кислот.

  • Расширение кругозора учащихся о предприятиях родного края (учащиеся готовят выступления заранее).

Девиз: Служение Отечеству – благородная роль химии.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим не только о применении на практике некоторых органических веществ, но и о безопасности жизни людей. Большинство отраслей химической промышленности выпускают полезную продукцию (в этом мы не сомневаемся), но как сделать так, чтобы отходы от производств не загрязняли окружающую среду, неблагоприятно не влияли на здоровье людей.

Ученик: Метанол используют для получения большого количества разных органических веществ, в частности формальдегида http://files.1september.ru/festival/articles/210148/img1.gifи метилметакрилата http://files.1september.ru/festival/articles/210148/img2.gif, которые используют в производстве фенолформальдегидных смол и органического стекла. Метанол используют как растворитель, экстрагент, а в ряде стран – в качестве моторного топлива, так как добавка его к бензину повышает октановое число топлива и снижает количество вредных веществ в выхлопных газах. В этом проявляется забота о людях.

(Подготавливается подробный реферат о применении спиртов .)

Учитель: А сейчас, проведем “химическую эстафету”. (5 минут)

Учащиеся выполняют задание.

Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: этан – этилен – этиловый спирт – этаналь – уксусная кислота.

(Для проверки один ученик выполняет это же задание доске через пять минут.)

С2Н6 —> С2Н4 —> С2Н5ОН —> СН3СНО —> СН3СООН

  1.               Ni
    С2Н6 —> С2Н4 + Н2
                             н+, кат.

  2. С2Н4 + Н2О —> С2Н5ОН

  3. С2Н5ОН + СuО —> СН3СНО + Сu + Н2О

  4. СН3СНО + 2Сu(ОН)2 —> СН3СООН + Сu2О + 2Н2О

Учитель: Химия обладает огромными возможностями. Возьмем к примеру лекарства – вещества, так необходимые для здоровья человека. Даже они могут быть исключительно опасными, если использовать их неразумно, неграмотно, например, при самолечении.

Ученик: Химия очень тесно связана с медициной. Связь возникла давно. Еще в XVI веке широкое развитие получило медицинское направление, основоположником, которого стал немецкий врач Парацельс.

Аспирин, или ацетилсалициловая кислота http://files.1september.ru/festival/articles/210148/img3.gif– один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающее, болеутоляющее и противоревматическое средство. Аспирин – это кислота, и его избыток может способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появлению язвы. Но забота о здоровье людей помогла найти выход из этого положения. Выяснилось, что вещества, содержащиеся в ягодах вишни, действуют лучше аспирина.

ЗАО “Эвалар ” выпускает не только фасованные лекарственные травы, но также жидкие лекарственные средства и травяные чаи. А добавление в чай сока лимона поможет снять сердечную боль.

Как утверждают ботаники, родиной лимона является Индия, где он растет в диком состоянии в горных местностях, у подножья Гималаев, откуда потом попал в страны Юго-Восточной Азии и значительно позднее – в Европу. В России по-настоящему с лимоном познакомились лишь во второй половине XVII в., когда его деревца впервые завезли из Голландии в Москву и посадили в кремлёвских “оранжерейных палатах”. В начале XVII в. в помещичьих усадьбах быстро распространилась “мода” на выращивание лимона с целью получения плодов.

Кстати, у нас в стране эта традиция поддерживается и сейчас. Так, например, в г. Павлове Нижегородской области многие имеют дома по 4–5 небольших деревцев лимона. Отсюда и произошел известный комнатный сорт – Павловский. Однако комнатное деревце этого лимона дает при заботливом, правильном уходе 10–16 плодов в год. Чем же определяется польза лимона?

Прежде всего, конечно, аскорбиновой кислотой, или витамином С, лечебное значение которого известно многим. Этот витамин является средством против цинги. Еще во времена великих морских путешествий европейцы широко использовали для этой цели лимон. Известно, что прославленный мореплаватель Дж. Кук брал с собой на корабли запас этих плодов, а в 1795 году в Англии был издан указ, по которому экипажам кораблей предписывалось ежедневно выдавать порции лимонного сока.

Сегодня известно, что витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, особенно так называемого простудного характера. Вот почему лимоны могут рекомендовать (наряду с другими фруктами и овощами) как средство для неспецифической профилактики гриппа и гриппоподобных заболеваний. Тем более что насыщенность этим витамином повышает сопротивляемость к воздействию холода. Помимо этого, данный витамин обладает способностью ускорять заживление ран, ожогов и переломов костей, содействует более быстрому выздоровлению при ревматизме, туберкулезе, аллергических поражениях. По некоторым данным, больные различными инфекциями испытывают облегчение при лечении аскорбиновой кислотой.

Любопытно, что витамина С гораздо больше содержится в кожуре лимона нежели в его мякоти. Поэтому нужно съедать весь плод без остатка. Для того, чтобы удовлетворить суточную потребность взрослого человека в этом витамине, нужно ежедневно употреблять около 100 грамм лимона, т.е. два мелких или один крупный плод лимона. Однако не все любят кислое.

А лимон действительно кислый.

(Подготавливается подробный реферат.)

Учитель: А сейчас послушаем сообщение о косметических и моющих средствах.

Ученик: Раскопки древних поселений свидетельствуют о том, что у людей всегда была тяга к раскрашиванию своего тела.

В далеком прошлом в качестве косметических средств использовали лишь природные вещества. С развитием химии, помимо природных веществ, стали использовать и синтетические.

Для душистых веществ используются самые современные методы органического синтеза. В настоящее время разработаны методы синтеза почти всех душистых веществ, добывавшихся ранее из природного сырья, и создан ряд новых, не найденных в природе. Из химического, а не из природного сырья получают теперь ментол с запахом перечной мяты; цитраль, пахнущий лимоном; ванилин; ирон с нежным ароматом фиалки и многие другие.

ОАО “Калина ”, находящееся в г.Екатеринбурге, выпускает продукцию из натурального сырья. Это возможные красящие шампуни, дезодоранты, которые не содержат фреоны и многое другое.

(Подготавливается подробный реферат о изделиях ОАО концерна «Калина» г. Екатеринбурга и ООО «Хенкель Юг» г. Энгельса .)

Учитель: Давайте с вами послушаем сообщение о применение муравьиной и молочной кислотах.

Ученик: Муравьиная кислота.

Муравьи рода Formika используют различные кислоты как средство общения друг с другом, точно также, как многие общественные насекомые. Муравьиная кислота, выделяемая муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников. Благодаря этой кислоте муравьи имеют не так уж много врагов.

Муравьиная кислота полезна для крупных млекопитающих, так, медведи после зимней спячки избавляются от паразитов, ложась на муравейник. Муравьи, кусая его, впрыскивают муравьиную кислоту.

Молочная кислота.

Молочная кислота (С3Н6О3) является промежуточным продуктом обмена веществ у теплокровных животных. Запах этой кислоты улавливается кровососущими насекомыми, в частности комарами, на значительном расстоянии. Это позволяет насекомым находить свою жертву.

Учитель: Последний вопрос, который мы разберем сегодня на уроке – это химия и пища.

Ученик: Человек – существо странное. Сначала он, вопреки здравому смыслу разрушает собственное здоровье, а затем стремится его поправить. Причина – элементарная безграмотность. Нашу страну захлестнула волна импортных продуктов питания. Поставщики Нидерланды, Дания, Германия, США, Франция, Израиль. Однако в каждой развитой стране существует три категории продуктов питания: для внутреннего рынка, для развитых стран, для развивающихся стран, в том числе, к сожалению, и для России. Как же обезопасить себя?

Необходимо знакомиться с надписями на упаковках кондитерских изделий, напитков, маргарина и т. д. Обратим внимание на букву Е.

  • Е 100 – Е 182 – красители (кармин – красный; куркума – желтый; сахарный колер (карамель) – темно-коричневый).

  • Е 200 – Е 299 – консерванты – это вещества, добавление которых позволяет замедлить или предотвратить развитие микрофлоры.

  • Е 300 – Е 399 – вещества, которые замедляют процессы брожения.

  • Е 400 – Е 409 –стабилизаторы, обеспечивают продуктам длительное хранение.

  • Е 500 – Е 599 – эмульгаторы, эти вещества позволяют сохранить равномерность распределения дисперсной фазы в среде, например, растительные масла, пиво.

  • Е 600 – Е 699 – ароматизаторы, т.е. соединения, усиливающие или придающие вкус пищевым продуктам.

  • Е 900 – Е 999 – антифламинги, которые не позволяют слеживаться муке, соли, соде и т.д.

Госсанэпидемнадзор и общество защиты прав потребителей, не рекомендует употреблять продукты питания, содержащие добавки с маркировками:

  • Е 131, Е 141, Е 215 –Е 218, Е 230 – Е 232, Е 239 – являются аллергенами;

  • Е 121, Е 123 – способны вызвать желудочно-кишечные расстройства, а в больших дозах и пищевые отравления;

  • Е 211, Е 240, Е 442 – содержат канцерогены, т.е. могут провоцировать образование опухолей.

Применение пищевых добавок допустимо только в том случае, если они, даже при длительном использовании, не угрожают здоровью человека.

Учитель: В г. Энгельсе есть кондитерская фабрика “Покровск ”. На этой фабрике выпускают кондитерские изделия с натуральными наполнителями. Давайте послушаем сообщение об этой замечательной фабрике.

(Ученик делает сообщение.)

Если останется время, то можно задать интеллектуальные вопросы. (5 минут)

  • Это вещество, вернее его раствор, используется для консервирования биологических препаратов, а благодаря его парам, содержащимся в древесном дыме, коптят рыбу и колбасы.

Ответ: формальдегид.

  • Современные рекомендации по правильному питанию не отличаются от высказанных более 4 тыс. лет назад в Библии и более 2,5 тыс. лет назад Гиппократом. Один из таких советов гласит: “Не следует жарить пищу, готовьте пищу на пару, варите, запекайте её”. Почему?

Ответ: При жарении образуются конденсированные ароматические вещества, например бензопирен (3,4 – бензирен).

  • Содержание воды в организме ребенка 70%, у взрослого человека – 50–60%, у стариков – 40%. Если беременная женщина примет алкоголь, то где он будет накапливаться?

Ответ: Алкоголь хорошо растворяется в воде и будет накапливаться там, где её больше всего – в плоде, в головном мозге.

  • Вещества каких классов органических соединений чаще всего используются в парфюмерной промышленности?

Ответ: эфиры, спирты, альдегиды, арены.

  • Какие кислоты можно использовать в быту для выведения пятен от фруктов и ржавчины?

Ответ: лимонную, яблочную, уксусную, щавелевую.

или решить задачу.

В аптеке для растворения антибиотиков используют 10% раствор поваренной соли. Сколько дистиллированной воды потребуется для приготовления 100 г 10% раствора NаCl?

Решение:

Первый способ Второй способ

  1. 10% или 0,1 метод стаканчиков

m (NaCI) = 100 . 0,1 = 10 (г) ω(Н2О) = 0 % ω(в-ва) = 100%

  1. m (H2O) = 100 – 10 = 90 (г) + =

Ответ: 90 г воды. 100-Х Х 100

10000-100Х+0 =1000

100Х = 9000

Х = 90 (г)

Учитель: Химия – удивительная наука, она вводит человека в мир различных веществ, который окружает нас. Учите химию, и вы добьетесь успеха в жизни.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconРеферат Синтез и превращения азотпроизводных карбоновых кислот
В области органического синтеза рассматриваемые процессы используют главным образом для производства спиртов C2-C5, фенолов, простых...
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconТема, часы
П/Р №1 Исследование свойств ароматических веществ: спиртов, альдегидов и кислот. Т/Б
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconХарактерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых...
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: жиры, белки,...
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать у учащихся представления о составе, строении и свойствах карбоновых кислот. Продолжить формирование умения составлять...
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconРеферат Процессы дегидратации
В области органического синтеза рассматриваемые процессы используют главным образом для производства спиртов C2-C5, фенолов, простых...
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconРеферат Синтез и превращения азотпроизводных угольной кислоты
В области органического синтеза рассматриваемые процессы используют главным образом для производства спиртов C2-C5, фенолов, простых...
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconМоу климовская сош №2
Образовательные: систематизировать сведения об общих химических свойствах кислот; на основе знаний о составе и строении карбоновых...
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconУрок по химии в 8 классе путешествие в мир кислот
Познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconУрок химии по теме «Взаимодействие кислот с основаниями»
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Химические свойства карбоновых кислот. Урок №2 в теме «Кислородсодержащие органические соединения. Карбоновые кислоты»
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconУрок-микроисследование по теме: «Строение спиртов»
Вывести формулу предельных одноатомных спиртов; рассмотреть классификацию, гомологический ряд и номенклатуру. Создать условия для...
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconУрок по теме Спирты
Цели урока: Дать понятие о составе, строении одноатомных и многоатомных спиртов, на основе экспериментальных опытов изучить физико-химические...
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconРефераты представленных дипломных работ 2014 год
Комплексы палладия ненасыщенных карбоновых кислот и их производные с n-донорными лигандами
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconУрок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства»
Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет...
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconУрок химии "Кислоты" (8-й класс)
Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о свойствах кислот, продолжить совершенствовать умения учащихся составлять ионные...
Урок по химии 10 класс: \"Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот \" iconУрок по органической химии. 10 класс Тема: «Природные источники углеводородов»
Изучить состав нефти, природного и попутного газов, сущность и значение их переработки, области применения продуктов и материалов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск