Цели
| Вывести формулу предельных одноатомных спиртов; рассмотреть классификацию, гомологический ряд и номенклатуру. Создать условия для выявления учащимися взаимосвязи между строением и свойствами кислородосодержащих веществ (на примере спиртов).
Задачи:
1. Создавать условия для использования этапов исследовательского метода: выдвижение гипотез, обсуждение гипотез, представление результата.
2. Способствовать развитию интеллектуальных умений (сравнение, анализ, аналогия, установление причинно-следственных связей).
3. Способствовать развитию рефлексивных умений, навыков само- и взаимоконтроля.
4. Способствовать развитию культуры монологической речи и представления результатов работы
|
Основное содержание темы, термины и понятия
| Взаимное влияние атомов в молекуле этанола
Классификация спиртов
Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов
Модель молекулы метанола
Модель молекулы этанола
Изомерия предельных одноатомных спиртов
Структурные формулы предельных одноатомных спиртов
|
Планируемый результат
|
Личностные умения
Умение управлять своей познавательной деятельностью
| Метапредметные умения
Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование).
Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей.
Умение определять цели и задачи деятельности.
Использование различных источников для получения химической информации
| Предметные умения
Давать определения изученных понятий.
Структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников
|
Организация образовательного пространства
|
Межпредметные связи
| Ресурсы
| Формы работы, методы
|
История: сведения об открытии и использовании спиртов.
Физика: закономерные изменения физических свойств кислот, агрегатные состояния/
Биология: функции кислот в организме человека
| Персональный компьютер на каждого ученика или пару обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru, мультимедийный проектор (интерактивная доска)
Материалы компакт-дисков:
Цифровые образовательные ресурсы нового поколения «ОМС»; «Химия: виртуальная лаборатория. 8-11 класс» (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ); «Репетитор по химии» (Кирилл и Мефодий)
| Самостоятельное изучение материала с использованием Электронных образовательных ресурсов нового поколения «ОМС».
Словесный, фронтальная беседа.
Частично- поисковый метод
Самостоятельная работа в группах.
Словесный, КРД, использование ИКТ.
Дедуктивный метод
Рефлексивный метод
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
|
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
|
Цели деятельности
| Ситуативное задание
| Планируемый результат
|
Актуализация знаний. Выявление базовых знаний для изучения нового материала. Постановка целей и задач урока. Формулирование проблемы
| Для исследования предлагается задача: «Определите структурную формулу и предположите свойства вещества состава С2Н6О».
Учитель включает учащихся в работу. Формулирует проблему: «Существование веществ, имеющих одинаковую формулу, но разное строение, следовательно, разные свойства».
Учитель выбирает гипотезы и записывает их на доске. Предлагает учащимся разделиться на группы и выбрать гипотезу для обсуждения
| Учащиеся включаются в работу.
Формулируют цель урока.
Высказывают предположения. Выбирают гипотезу для доказательства
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)
|
Цели деятельности
| Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
и методы работы с информацией
| Планируемый результат
|
Обсуждение способов доказательства и представления результатов. Развитие умения анализировать данные.
Стимулировать интерес к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера.
- научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности
| Задача учащихся на данном этапе, используя поученные данные и знания, обсудить в группах выбранную гипотезу и представить результат, начав с фразы: «Если данное вещество имеет формулу…, то оно должно обладать свойствами: 1,2,3,4…»
Учитель раздает вспомогательный материал (Интернет- ресурсы и компакт-диски), корректирует работу групп.
Интернет-ресурсы:
Взаимное влияние атомов в молекуле этанола
Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed30094-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_17_09.swf
Классификация спиртов
Интерактив http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed2d981-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/
Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed2d982-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index.swf
Модель молекулы метанола
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed30090-8cff-11db-b606-0800200c9a66/metanol.dcr
Модель молекулы этанола
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed2d983-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_17_04.dcr
Изомерия предельных одноатомных спиртов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed30092-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_17_07.swf
Структурные формулы предельных одноатомных спиртов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2417c100-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/ch10_17_19.swf
| Учащиеся обсуждают в группах способы доказательства гипотез и представления результата, составляют модели молекул, используя Интернет- ресурсы и компакт-диски.
|
Диагностика качества освоения темы
|
Установить степень усвоения темы
Способствовать развитию умений самоконтроля и самооценки.
| Выступление групп:
Один учащийся выступает по содержанию.
Второй объясняет процедуру доказательства. Объяснение проводится с использованием средств Microsoft Word и компьютерного моделирования.
Учитель корректирует ответы, выясняет, изменила ли группа свое мнение? Почему? Что является контраргументом?
| Умение отделять предполагаемое от доказанного
|
IV этап. Рефлексивная деятельность
|
Цели деятельности
| Самоанализ и самооценка
ученика
| Результат деятельности
|
научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности
| Осознание учащимися способов осуществления этапов исследовательской деятельности.
Учитель беседует с учащимися, характеризует эффективность их работы.
Учащиеся пытаются осознать способы деятельности, делают вывод о степени успешности своей деятельности на уроке.
Задание на самооценку. Закончите предложения:
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..
Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………
| Делается вывод о том, что в результате проведения микроисследования была решена поставленная задача. Работа групп была продуктивной (или нет). На уроке учащиеся смогли привлечь не только знания об органических веществах, но и ознакомились с этапами исследовательской деятельности
|