Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные»





Скачать 76.84 Kb.
НазваниеУрок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные»
Дата публикации23.09.2014
Размер76.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные »

«Биология. Разнообразие живых организмов.7 класс»

Учебник -Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко

Место урока в календарно-тематическом планировании: урок №18, Лабораторная работа № 5 «Строение папоротника»; Раздел 3 «Царство Растения».

Цель урока: продолжить изучать споровые растения на примере строения и

жизнедеятельности растений Отделов Плауновидные,

Хвощевидные, Папоротниковидные.

Задачи: рассмотреть особенности строение и жизнедеятельности плаунов, хвощей, папоротников; проследить усложнение организации этих растений по сравнению со мхами; оценить использование плаунов, хвощей, папоротников человеком; формировать умения различать на таблицах плауны, хвощи и папоротники; сравнивать строение мхов с плаунами, хвощами и папоротниками; продолжить формировать умения работать с текстом учебника, гербариями и живыми объектами для выполнения различных заданий и умение наблюдать, делать выводы, объяснять.

Оборудование: таблицы: «Зеленый мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи и плауны», « Папоротниковидные»; гербарии папоротников, хвощей и плаунов; живые объекты – растения папоротника в вазонах;

мультимедийное оборудование.

Структура урока

  1. Орг. момент

  2. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, какое царство живой природы мы изучаем?(Растения). Вспомним систематическое положение организмов, которые в этом царстве мы уже изучили? Подчеркнуть систематические категории организмов, которые в этом царстве мы уже изучили (Один ученик идет к доске и в программе Notebook выполняет задание).



Далее учитель обращает внимание обучающихся на рабочие листы, которые лежат на партах. Просит вписать фамилию, имя, класс и выполнить 1 задание по отделам Водоросли и Мхи. Ребята выполняют задание самостоятельно в рабочих листах. Затем задание проверяется в результате беседы.

c:\users\уч\папор.jpg

Учитель беседует с обучающимися: Обратимся к таблице со мхами. В чем особенность внешнего строения мхов?(тело расчленено на органы, нет корней). В чем заключается особенность размножения? (происходит смена полового и бесполого поколений). Вернемся к 1 заданию и впишем в определение гаметофита и спорофита недостающие слова (половое, бесполое).

  1. Основная часть

Учитель: Посмотрим на доску со схемой Царство Растения (в программе Notebook):к Споровым кроме Моховидные относят Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Обведем эти Отделы. Все они близкие родственники в эволюционном плане. Произошли от псилофитов, представляют собой древнюю группу организмов, более 300 миллионов лет назад плауны, хвощи, и папоротники были широко распространены в растительном мире Земли и достигали большого разнообразия форм. Процветает эта группа и сейчас. Ископаемые древовидные формы папоротников вместе с плаунами и хвощами формировали леса каменноугольного периода. В настоящее время плауны чаще всего встречаются в хвойных и смешанных лесах, современные хвощи - многолетние травы, и папоротники в основном травянистые растения, а в тропических областях имеются и древовидные формы папоротников (учитель сопровождает рассказ показом растений).

Далее учитель просит ребят обратить внимание на экран, включает ЦОР –1С: Образование 4.Школа;«Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И.Оглавление учебника «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И., издательство «Дрофа», 2003 год. Подцарство Высшие растения. Отделы споровых растений.

Учитель применяет технологию развития критического мышления: Ребята, о каких организмах пойдет речь на уроке? Определите сами тему урока и поставьте задачи, которые нам предстоит выполнить при изучении новой темы. Пропишите тему урока в рабочих листах («Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные»). Мы продолжаем изучать растения группы Споровые. Кого из названных растений вы встречали в своей жизни; кто знает о значении плаунов, хвощей, папоротников в жизни человека?

Итак, начнем с Плауновидных.
Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) 1.

Учитель: Обратите внимание на задание 2 в рабочих листах: Отдел Плауновидные. В медицине в качестве детской присыпки (натурального талька) используют части плауна. Также его используют в ветеринарии. А в промышленности из плаунов получают желтую и зеленую краски. Внимательно прослушайте рассказ (рассказывает ученик) и ответьте на вопросы:

- из каких частей состоят плауны;

- какие его части используют в медицине и промышленности;

Ответ запишите в рабочих листах.

(Информационная компетентность, аспекты извлечение вторичной информации и обработка информации, 1 уровень)

Модельный ответ: -прямостоячие и ползучие побеги, придаточные корни, листья мелкие, расположенные супротивно или мутовчато, споры - в

спороносных колосках;

- из спор- присыпку и желтую краску, из листьев (возможно)- зеленую краску;

Учитель показывает модельный ответ, просит поставить +, если ребята справились с заданием и - , если дали неверный ответ и исправить ответ.

(Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1 уровень).


Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) 2.

Учитель: Обратите внимание на задание 3 в рабочих листах: Отдел Хвощевидные. Если заблудишься и проголодаешься, то «орешками» на корневищах хвоща можно подкрепить свои силы. Внимательно прослушайте рассказ и ответьте на вопросы:

-каковы органы хвоща;

-что такое «орешки» на корневищах хвоща.

Ответ запишите в рабочих листах.

(Информационная компетентность, аспекты извлечение вторичной информации и обработка информации, 1 ступень)

Модельный ответ:- хвощ имеет стебель, листья, спороносный колосок, корневище;

-«орешки» на корневищах хвоща – это ПОЧКИ.

Учитель показывает модельный ответ, просит поставить +, если ребята справились с заданием и - , если дали неверный ответ и исправить ответ.

(Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1) уровень.

Для выявления особенностей строения папоротников предлагается лабораторная работа, которую обучающиеся выполняют по группам.
Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) 3.

Учитель: Обратите внимание на задание 4 в рабочих листах: Существует легенда о том, что с помощью цветка папоротника можно найти клад. Выполнив лабораторную работу, ответьте, стоит ли ориентироваться на цветок папоротника при поиске клада?
Далее ребята выполняют лабораторную работу, в рабочие листы вписывают ответы на вопросы лабораторной работы.

Модельный ответ: нельзя ориентироваться на цветок папоротника, так как цветок не образуется, папоротники- споровые растения , а не цветковые.

Учитель проверяет результаты выполненной лабораторной работы по вопросам и обращается по очереди к группам:

- назвать части папоротника, которые я показываю по рисункам и таблицам;

-в чем видим главное отличие в строении папоротников от мхов;

- где располагаются сорусы со спорами;

- усложнены папоротники по сравнению со мхами, в чем это выражается;

- почему папоротники относят с споровым;

(Коммуникативная компетентность, аспект продуктивная групповая коммуникация, 1 ступень)

Учитель использует технологию развития критического мышления: Давайте подведем итог в этой части урока - что мы рассмотрели (внешнее строение плаунов, хвощей и папоротников); что выявили по характеру усложнения в строении этих организмов по сравнению со мхами (плауны, хвощи и папоротники имеют корневище, хорошо развитые вегетативные органы, у них появляется хорошо развитая проводящая система); почему плауны, хвощи и папоротники относят к споровым?; все задачи, поставленные вами, мы решили? (нет, мы не рассмотрели особенности жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников). Предлагается рассмотреть особенности дыхания, питания и размножения этих растений.

Далее в результате беседы выясняются особенности процессов жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников: какой газ организмы поглощают и выделяют при дыхании?; вспомним основные признаки растений, в частности характер питания; будут ли сходства в размножении плаунов, хвощей и папоротников со мхами?

Учитель рассказывает о размножении папоротников, затем беседует с обучающимися по вопросам: может ли гаметофит существовать без спорофита?; может ли спорофит существовать без гаметофита, почему? Итак, подведем итог по особенностям жизнедеятельности изучаемых растений (дышат всей поверхностью тела, поглощая О2, выделяя СО2; имеют единый механизм размножения со мхами; спорофит длиннее гаметофита; для размножения необходима вода; питание автотрофное).

Вернемся к заданию № 1 рабочих листов, заполним строку по отделам № 3. Проверка фронтальная. (Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1) уровень.
IV. Тест с самопроверкой.

Предлагается тест, который выводится на экран в программе Notebook и дублируется текстом задания 5 рабочих листов. Один ученик у доски заполняет первую колонку, затем ученики самостоятельно.

Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) 4.

Прочитайте положения; распределите их по отделам, поставив цифры в столбик.

Ключ:

Осуществляется самопроверка, если есть ошибка - поставь вопрос, дома доработай, прочитай параграф, что не понял? Спроси на следующий урок у учителя или у учеников.

(Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1 уровень).

V. Рефлексия.

Что делали на уроке? Что узнали? Зачем нужны полученные знания?

Отметки за урок, учитель дает оценку деятельности учеников.

VI. Домашнее задание. Читать п.15, устно ответить на вопросы в конце параграфа, творческое задание по желанию - споровые Хабаровского края, занесенные в Красную Книгу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» icon«Отделы плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные» (15 мин.)
Отдел голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconУрок №18 Раздел: Подцарство Высшие растения Тема: Повторение Отдел...
Оборудование: мультимедийное учебное пособие. Навигатор. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Изд. Ооо «Дрофа», 2009...
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» icon«путешествие на зеленый остров» (6 класс) цель: 1) Закрепить и обобщить...
Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconУрок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит...
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Привет всем, кто любит спорт! В этот зимний день, когда на улице холодно и заснежено, мы проводим яркий необычный урок: урок физической...
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconУрок по теме
Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме)
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconУрок по теме
«Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок...
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconОтдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников
Познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми...
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск