Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников





Скачать 81.79 Kb.
НазваниеОтдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников
Дата публикации05.10.2014
Размер81.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема урока: Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников.

Цели урока: Изучить особенности строения и жизнедеятельности папоротников.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми корнями;

  2. Раскрыть особенности цикла развития папоротников;

  3. Ознакомить учащихся с господством на Земле древовидных папоротников.

Развивающие:

а)Учебно-познавательные: Продолжить формирование умений узнавать изученные растения и обосновывать их принадлежность к определенному отделу.

б) Коммуникативные: Навыки работы в группе, взаимодействие с другими учащимися, умение ответить на поставленный вопрос.

в) информационные: Извлекать необходимую информацию из проводимой лабораторной работы; оформлять и предоставлять результаты своей работы.

Воспитывающие:

Формирование эстетического и экологического воспитания у учащихся, обратить внимание на виды, занесенные в Красную книгу.

Планируемые результаты обучения.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

Знать:

а) особенности строения жизнедеятельности папоротников4

б) особенности размножения и развития папоротников;

в) распространение и многообразие папоротников;

г) разнообразие жизненных форм.

Уметь:

а) сравнивать; обосновывать принадлежность растений к отделу Папоротниковидные.

Методы и методические приемы:

Словестный (беседа, рассказ), наглядный, лабораторная работа, тестовая работа.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Гербарные экземпляры папоротников; таблица «Строение и размножение папоротников», презентация.

План урока:

  1. Организационный момент-1 мин.

  2. Актуализация опорных знаний-7мин.

  3. Изучение нового материала- 25 мин.

  4. Закрепление изученного материала- 10 мин.

  5. Подведение итогов, домашнее задание- 1 мин.

  6. Рефлексия-1мин

Ход урока:

Организационный этап

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Приветствие.

Фиксация отсутствующих, готовность учеников к уроку

1.Актуализация опорных знаний.

Задача: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания учениками.

В ходе проверки устранить ошибки, совершенствуя при этом знания, умения, навыки.

Фронтальный опрос.

1.Какие отделы споровых растений мы с вами уже изучили?

2. В чем сходство и различие в строении мхов, плаунов и хвощей?

Дайте определения: ( слайд № 1.)

Спорангий- это …… Спорофит – это …

Гаметофит – это …. Зигота – это ….

Заросток – это …

2. Сообщение новых знаний.

Сегодня мы с вами начинаем знакомство еще с одним отделом высших споровых растений – отделом Папоротниковидных. (сообщение темы и задач урока, запись темы урока в тетрадь).

А слышали ли вы о волшебных цветах папоротника?

Старинное поверье утверждало, что папоротник цветет в глухую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. Папоротник в эту ночь раскрывается сильным, огненно- красным (издали малиновым) слегка мерцающим цветом. В старину много людей ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой. Тот кто найдет этот цветок, будет понимать язык зверей и птиц. С цветком папоротника можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились.

Проблемная ситуация! (слайд № 2.)

Много людей искали этот волшебный цветок, но не нашли. Почему как вы думаете?

Правда ли. что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?

Ответы на эти вопросы мы с вами получим изучив тему: «Отдел Папоротниковидные»

План: (на столах учащихся) (слайд № 3.)

1. Древние папоротниковидные

2. Среда обитания и жизненные формы папоротниковидных

3. Особенности строения папоротников

4. Цикл развития папоротников

5. Виды папоротников.

1.Древние папоротники.(слайд № 4.) ( фрагмент фильма древние папоротники мезозойской эры)

Папоротники очень древние растения . 300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротниковидных. Они господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди .Это вызывало разливы рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызвало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м.

(фрагмент фильма древовидные папоротники мезозойской эры)

2. Среда обитания и жизненные формы.(слайд №5 – 8)

В настоящее время на земном шаре насчитывают около 10 тыс. видов. Произошли папоротники от потомков псилофитов. Размеры их колеблются от нескольких миллиметров до 25 м.

Папоротники широко распространены по всему земному шару и встречаются в самых разных местообитаниях. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах, где их можно встретить на почве под деревьями. Широко известны древовидные формы, особенно в горах тропиков.

Другая характерная жизненная форма в этом климатическом поясе – лиановидные папоротники.

Очень много в тропическом лесу эпифитных папоротников, т. е. поселяющихся на других растениях.

Существует несколько видов плавающих многолетних папоротников, обитающих в водоемах.

Папоротники стран умеренного климата – многолетние наземные травянистые растения.

3 Особенности строения папротников.

,Спорофит папоротников представлен крупным многолетним травянистым растением до 1 м высоты. Нижняя часть побега долго сохраняется в почве, образуя корневище. Корневище мощное, косое, 30 см длины и 2-3 см ширины. От корневища отходят листья и многочисленные придаточные корни.

От верхушки корневища отходит пучок зеленых длинночерешковых дважды перисто-рассеченных листьев, черешки которых густо покрыты бурыми пленками. Листья папоротников называются вайями. Растут листья папоротника медленно и своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного верхушечного роста вайи достигают крупных размеров.

Придаточные корни, как и стебель, имеют сосудистые пучки, Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается в листья.

Лабораторная работа “Строение папоротника». . (слайд № 9.)

(Рабочая тетрадь стр. 32 – 33)

(работа в группах, на столах учащихся гербарии папоротника)

1.Рассмотрите, опишите и зарисуйте внешний вид спороносящего папоротника. На рисунке подпишите основные части растения

2. Рассмотрите, опишите и зарисуйте внешний вид листа папоротника.

3. Найдите на нижней поверхности листа папоротника бурые бугорки. Что в них находится? ( слайд № 10)

4.Цикл развития папоротника. (слайд № 11)

Какими способами может размножаться папоротник? (вегетативным, спорами)

Как называется взрослое растение папоротника? (спорофит).

На нижней стороне листа развиваются спорангии, в которых образуются споры. В благоприятных условиях спора прорастает, и из нее формируется небольшая зеленая пластинка – заросток . Что такое заросток? Это гаметофит. Он представляет собой зеленую сердцевидную пластинку размером до одного сантиметра, имеющую ризоиды. На нижней стороне заростка образуются половые органы, где образуются яйцеклетки и сперматозоиды. Оплодотворение происходит в капле воды. Почему папоротникам для размножения необходима вода? Образуется зигота Из зиготы развивается зародыш, после его укоренения заросток отмирает. Вырастает новый спорофит, который сначала короткое время питается за счет зеленого гаметофита, а потом переходит к самостоятельному автотрофному питанию.

5.Виды папоротников

Как вы уже знаете в настоящее время папоротников насчитывается более 10 тыс. видов. Посмотрите на экран какие многообразные бывают папоротники. Давайте познакомимся с некоторыми представителями отдела папоротниковидных.

(сообщения учащихся)

Орляк. (слайд № 12)

Орляк достигает в длину до полутора метров. Орляк, как и все папоротники должен размножатся с помощью спор. Но это теоретически, практически же в средних широтах споры у орляка почти не образуются. Размножается он при помощи своего мощного корневища. Оно ветвится, расползается в разные стороны и благодаря этому папоротник-орляк захватывает новые территории. И держится на них крепко: ни морозы, ни пожары ему не страшны – корневище сидит глубоко в земле и легко переносит все невзгоды. Осенью вайи орляка отмирают, а весной появляются молодые. Они туго скручены и похожи на больших плоских улиток. Когда-то в России корни орляка использовали вместо мыла, а листья употребляли в пищу. В Японии и сейчас это очень популярное блюдо. В случае же пожаров в лесу, когда гибнет вся растительность на определённых участках, папоротник своими корневищами укрепляет землю, не позволяет воде смывать плодородный слой, препятствует образованию оврагов.

Страусник. (слайд № 13)

Другой съедобный папоротник наших лесов – страусник (слайд), или страусово перо. Известен он гораздо меньше, чем орляк. В умеренной зоне Северного полушария насчитывают четыре вида страусников, в России – два. Это очень красивые растения высотой до 170 см с листьями, образующими правильный круг и напоминающими воронку. У старых кустов образуется стволик, напоминающий колючую луковицу высотой 10-12 см. Страусник размножается спорами. Страусник употребляют в пищу. Для этого собирают черешки листа – рахисы, что в переводе с греческого означает хребет. При заготовке рахис должен ломаться с хрустом. Если он ломается, а не рвётся, значит, он перезрел и в пищу непригоден. От момента сбора до переработки папоротника может пройти не более 4 часов, иначе рахисы быстро загрубеют и станут несъедобными. Свежие рахисы в пищу непригодны, их либо отваривают, либо засаливают.

Сальвиния. ( слайд № 14.)

Сальвиния ушковидная – этот изящный папоротник с мутовками из трёх листочков прибыл из Южной Америки в Африку для украшения водоёмов. С 1959 года о нём стали поговаривать как о злостном сорняке. В 1960 году в Родезии построили крупное водохранилище Кариба, и вскоре его поверхность покрылась плотным ковром сальвинии. Стали забиваться сети у рыбаков, нарушилось судоходство, под угрозой оказались турбины ГЭС. Толщина слоя достигла четверти метра. Гибли животные и растения. Местные власти взмолились о помощи: “Пришлите учёных, помогите справиться с карибским сорняком!”.

Другая сальвиния – кувшинковидная, увеличивает свою массу столь молниеносно, что водоёмы превращаются в торфяники.

Эта информация заинтересует любителей комнатных растений. Существуют декоративные папоротники, которые выращиваются в садах, и для украшения интерьеров

Адиантум. (слайд № 15.)

Адиантум (слайд) – один из красивейших папоротников, у него короткое корневище, перистые нежные тонкие листья, с блестящими коричневато-чёрными черешками. Это очень капризные создания – не переносят сухого воздуха и повышенного содержания солей в почве.

(Слайд № 16.)

Ответ на проблемный вопрос.

И так возвращаемся к нашему с вами вопросу.

Вывод: Папоротники имеют стебель, листья, корни. Размножаются спорами .Значит цветов иметь не могут. Но это не значит, что эти растения некрасивые и бесполезные. В этом мы сегодня на уроке убедились.

  1. (слайд № 17 – 18)

Тестовая работа:

1. Папоротники – это

а) только травянистые растения

б) только кустарники

в) травянистые и древовидные растения

г) кустарники и травы

2. В отличие от мхов у папоротников есть:

а) цветки

б) корни

в) стебель

г) листья

3. Вода необходима папоротникам для:

а) передвижения

б) дыхания

в) размножения

г) цветения

4. Спорофит папоротника – это:

а) предросток

б) заросток

в) взрослое растение

г) зигота

Заполните пропуски в тексте, используя полученные знания: (слайд № 19)

Папоротники произошли от потомков ___________и представляют собой одну из древних групп _______ растений.

В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более ____ видов.

Распространены папоротники в зоне ____________, на материках: ___________. Размножаются двумя способами: ____________ и __________.

В жизненном цикле чередуются _________ и ________поколения.

Употребляют в ________. Применяют в ______, для изготовления лекарств.

Выращивают в домах, как ______ растение.

5.Подведение итогов .Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы с вами доказали, что папоротники это процветающая группа растений представленная большим числом видов и населяющая самые разнообразные места обитания

Домашнее задание: стр 61-62 (слайд № 20)

Рабочая тетрадь стр 31 упр 38. 39.

  1. Рефлексия ( слайд № 21)

Литература:

В.Б. Захаров, Н. И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.

М.В. Высоцкая. Биология . Поурочные планы 7 класс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников icon«Отделы плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные» (15 мин.)
Отдел голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconКонспект урока отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение....
Необходимое техническое оборудование: использование цор видеофрагменты, флеш анимация, таблицы, живые экземпляры папоротников
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по биологии «Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности» в 7а классе
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconУрок №9 «Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности»
Карточки с заданиями по вариантам, живые побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры...
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconУрок «Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности»
Пермской области, с ее обширными лесными массивами. Своими грибными лесами славятся северные районы, но и в южной и средней части...
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconУрок в 6 классе
Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconП. 39, 41 Ответить в тетради на вопросы к параграфу
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconКонспект стр 166-169
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconТема: Антропогенез- эволюция человека
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconТема. Подцарство Многоклеточные
Выяснить особенности строения и процессы жизнедеятельности гидры как низшего многоклеточного животного
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconПредмет: биология. Подготовила учитель биологии Михайлова Альбина Петровна
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconКонспект урока «Отдел покрытосеменные. Особенности организации,происхождения»...
Цель урока: углубление знаний о цветковых растениях, об особенностях их строения, изучить происхождение
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconТема: Лишайники Цель урока
Образовательная: изучить особенности внешнего и внутреннего строения лишайника, процессов их жизнедеятельности, значение лишайников...
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconУрок по теме "Лишайники". 6-й класс
Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значение в природе и жизни...
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Класс Ракообразные: особенности строения, жизнедеятельности, многообразия, роль в природе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск