Скачать 59.56 Kb.
|
ТЕМА. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОДНОАТОМНЫХ СПИРТОВ. Цель: изучить свойства одноатомных спиртов на основе их строения, рассмотреть влияние функциональной группы на свойства спиртов. Задачи:
ХОД УРОКА I.Организационный момент. II.Изучение нового материала. 1.Физические свойства спиртов. Одноатомные предельные первичные спирты с короткой цепью углеродных атомов – жидкости, а высшие (начиная с С12Н25ОН) – твердые вещества. С увеличением относительной молекулярной массы растет их температура кипения. Происходит образование водородной связи либо между молекулами спиртов (а), либо между молекулами спирта и воды (б): R-O R R-O H \δ+ … \δ- \δ+ \δ- H O-H H O-H а) б) По мере возрастания относительной молекулярной массы убывает растворимость спиртов в воде. 2.Химические свойства спиртов. Наличие в молекуле спиртов функциональной группы –ОН обуславливает главные химические свойства этих соединений: спирты отличаются большой химической активностью. Все свойства спиртов можно разделить на группы. I. Реакции с участием атома водорода гидроксогруппы. Полярность связи О-Н облегчает отщепление атома водорода в виде иона, =>, спирты проявляют слабые кислотные свойства. 1.Взаимодействие с активными металлами, с образованием алкоголятов 2С2Н5ОН + 2Nа => 2С2Н5ОNа + Н2 этилат натрия (алкоголят) Алкоголяты при растворении нацело гидролизуются водой с образованием спирта и щелочи. С2Н5ОNа +H2O => С2Н5ОН + NaOH При взаимодействии спиртов с водными растворами щелочей алкоголятов не образуется. 2.Реакции этерификации – реакции взаимодействия спиртов с кислотами ,в результате которых образуются сложные эфиры и вода. С2Н5ОН + СН3СООН=====> СН3СООС2Н5 + Н2О этиловый эфир уксусной кислоты II. Реакции, идущие с отщеплением ОН-группы. 1. Взаимодействие с галогенводородами. С2Н5ОН + НВr ===========> С2Н5Вr +H2O этилбромид III. Реакции с участием ОН-группы и соседнего или ближайшего атома углерода. 1.Окисление спиртов. В качестве окислителей используются перманганат калия, смесь бихромата калия и серной кислоты, кислород в присутствии катализатора – меди или платины. H O | // СН-С-ОН + [O] => CH –C + H O | \ H H ацетальдегид (уксусный альдегид-этаналь) 2.Дегидратация. а) при нагревании (t>140C)в присутствии водоотнимающего cредства концентрированной серной кислоты и катализатора Al2O3 . H H | | Н-С-С-Н=================>CH2 =CH2 + H2O | | этилен H HO б) при избытке спирта и нагревании до 140 С С2Н5ОН + НО-С2Н5 => С2Н5–О-С2Н5 + Н2О диэтиловый эфир IV.Горение. Этанол горит в воздухе синеватым пламенем. С2Н5ОН + 3О2 => 2СО2 + 3Н2О + Q III. Закрепление знаний, умений, навыков. Закрепление проводится в виде небольшой игры. 1.Игра «КЛЮЧ» (графический диктант). Задание. Отметить значком «/\» на отрезке номер положения, которое считается верным, с которым вы согласны. Все положения диктанта рассмотреть применительно к Вариант I-спиртам Вариант II-алкенам 1.Имеет двойную связь. 2.В его состав входит кислород. 3.Взаимодействует с галогенводородами. 4.Имеет бензольное кольцо. 5.Способен образовать сложный эфир. 6.Взаимодействует с активными металлами. 7.Общая формула СnH n. 8.Горит в воздухе синеватым пламенем. 9.Образует полимеры. 10.Широко применяется в промышленности. Ключи для взаимопроверки. Критерии оценок: «5» - без ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-5 ошибок. 2.Игра «ХИМИЧЕСКИЙ НИМ». Ним – это знаменитая китайская игра. Математик Чарльз Буттон разработал целую теорию этой игры. Я предлагаю ее химический вариант. На доске нарисовать девятиконечную звезду, на концах которой расположены кружочки с цифрами от 1 до 9. Под каждым номером подразумевается задание. Кидая кости участники получают задание под соответствующим номером. Задание: назвать вещества, либо записать формулы веществ. 1. СН3 –СН –СН2-СН3 | ОН (Ответ: бутанол-2) СН3 | 2. СН3 –СН2-С-СН3 | ОН (Ответ: 2-метил-бутанол-2) 3. 2-метил-пентанол-3 (Ответ: СН3 –СН2 –СН-СН-СН3 ) | | ОН ОН СН3 | 4. Пентанол-2 (Ответ: СН3 –СН-СН2 –СН2 –СН3 ) 5. Пропанол-1 (Ответ: СН3 –СН2 –СН2 –ОН ) ОН | 6. СН3 –С-СН2 –СН3 | СН2 | СН3 (Ответ: 2-этил-бутанол-2) 7. НО-СН2 –СН2 –СН2 –СН2 –СН3 (Ответ: петанол-1) СН3 8. 2-метил-гексанол-2 | (Ответ: СН3 –С –СН2 –СН2 –СН2 –СН3 ) | ОН 9.Этанол (Ответ: СН2 –СН5 –ОН) 3.Игра «ХИМИЧЕСКИЙ БУКЕТ» На химической полянке Чудо-формулы цветут Соберем давайте с вами Из цветов букеты тут. В центре цветов записаны формулы веществ. Задание: из химических цветов собрать уравнения реакций, характерных для спиртов. 1)2 С2Н5ОН + 2Nа ===>2 С2Н5ОNа + Н2 2) С2Н5ОН + НВr ==> С2Н5Вr + Н2О 3) С2Н5ОН + Н2 =\=> 4) С2Н5ОН + 3О2 =>2СО2 + 3Н2О 5) С2Н5ОН + СuО=>СН3СОН + Сu +Н2О 6) С2Н5ОН + Сl2 =\=> 7) С2Н5ОН +Н2О=\=> 8) С2Н5ОН + СН3СООН=>СН3СООС2Н5+ Н2О 4.Игра «ХИМИЧЕСКИЙ СНЕГОПАД». Снег идет, и снег кружится. Он ковром везде ложится. Приглашаю всех я вас Поиграть в снежки сейчас. Итак, мы сейчас повторили свойства спиртов и с помощью них посмотрим кто же одержит победу в снежном поединке. Два участника выбирают по снежинке, в которых дано задание осуществить превращения. СИНЯЯ СНЕЖИНКА(В-I) Ацетиленэтиленэтанолхлорэтанэтанолдиэтиловый эфир 1) С2Н2+ Н => С2Н4 2) С2Н4+Н2О => С2Н5ОН 3) С2Н5ОН + НСl => С2Н5Сl + Н2О 4) С2Н5Сl +КОН=> С2Н5ОН + КСl 5)2 С2Н5ОН ====> С2Н5О-С2Н5+ Н2О КРАСНАЯ СНЕЖИНКАУголь-метанацетиленэтиленэтанолэтаналь 1)С + Н2 =>СН4 2)2СН4=>С2Н2 +3Н2 3)С2Н2 + Н2 =>С2Н4 4)С2Н4 + Н2О => С2Н5ОН 5) С2Н5ОН+[O]=>СН3СОН IV.Подведение итогов Задание на дом: 1(с.81-84), повторить с.76-81, в.9-13 ,№2(с.85) Задача. Метанол количеством вещества 0,25 моль нагрели с избытком бромида натрия и серной кислоты, получив бромметан массой 19 г. Определите массовую долю выхода бромметана. Дано: Решение. ν (СН3ОН)=0,25 моль CH3OH + NaBr=>CH3Br + NaOH m(СН3Вr)=19г Найти: ν (CH3OH)= ν (CH3Br)=0,25моль W(CH3Br)-? m= ν M M(CH3Br)=12+3+80=95г/моль m(CH3Br)=0,25 95=23,75г m W=---- 100% m 19г W(CH3Br)=-------- 100%=80% 23,75г Ответ: 80%. |
Урок по теме Спирты Цели урока: Дать понятие о составе, строении одноатомных и многоатомных спиртов, на основе экспериментальных опытов изучить физико-химические... | “Многоатомные спирты” (алгоритм для учащихся) Образовательные: рассмотреть свойства многоатомных спиртов, показать взаимосвязь многоатомных и одноатомных спиртов | ||
Реферат слушателя курса повышения квалификации группы х-1 учителя... Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | Урок-микроисследование по теме: «Строение спиртов» Вывести формулу предельных одноатомных спиртов; рассмотреть классификацию, гомологический ряд и номенклатуру. Создать условия для... | ||
«Химические свойства металлов» Прежде чем изучать химические свойства металлов, давайте вспомним закономерности в строении атомов металлов и общие физические свойства... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающие: ознакомить обучающихся с классификацией спиртов, их номенклатурой и изомерией. Рассмотреть влияние строения спиртов на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: на основе анализа строения молекул спиртов и известной вам информации об их применении, спрогнозировать свойства спиртов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закрепить у учащихся знания о строении, свойствах, способах получения одноатомных спиртов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить учащихся с составом, изомерией и свойствами предельных одноатомных спиртов | Тема урока: Химические свойства железа ... | ||
Конспект урока по теме: «Химические свойства и применение этилена» фио (полностью) Цель урока: -изучить химические свойства алкенов, углубить и конкретизировать знания учащихся о механизмах химических реакций | Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы Студент должен знать: определение, состав, строение, свойства, применение, промышленное получение спиртов, и фенолов. Меры по охране... | ||
Урок 8 класс «Химические свойства оксидов» Цель: Образовательная Образовательная: обобщить знания учащихся о составе оксидов, распространении их в природе. Рассмотреть классификацию оксидов и химические... | Конспект урока химические свойства алкенов, применение. Фио шишминцева... Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов | ||
Урок на тему: Алюминий, его физические и химические свойства (9 класс) А группы на примере алюминия. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе... | Конспект урока аммиак. Строение молекулы. Физические и химические... Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение |