Скачать 82.59 Kb.
|
Студент должен знать: определение, состав, строение, свойства, применение, промышленное получение спиртов, и фенолов. Меры по охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол; о губительном действии на организм человека спиртов. Студент долен уметь: составлять структурные формулы спиртов и фенолов; пользоваться систематической номенклатурой; подтверждать уравнениями реакций химические свойства и получение спиртов и фенолов Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы:
Внеаудиторная форма работы:
Темы сообщений и рефератов:
Закрепление. 1. Укажите к каким классам соединений относятся вещества, формулы которых приведены: 2. Имеется вещество следующего строения: 3. Почему фенол обладает кислотными свойствами, а спирты нет? 4. Почему фенолы в химическом отношении отличаются от ароматических спиртов? 5. В чем сходство и отличие химических свойств: а) одноатомных и многоатомных спиртов; б) одноатомных спиртов и фенола; в) бензола и фенола? 6. В чем сходство и отличие (по строению и химическим свойствам) фенола и ароматических спиртов? 7. Каковы качественные реакции на: а) многоатомные спирты; б) фенолы? 8. Каковы способы получения: а) спиртов; б) фенола? Задания трех степеней сложности с таким расчетом, чтобы, выполняя задание «А» ученик овладевал конкретным материалом по всей теме на уровне его воспроизведения. При выполнении задания «Б» (более сложного) получить обобщенные знания. Задание «В» должно быть таким, чтобы его выполнение требовало от учащихся осознанного применения знаний, иногда с элементами творчества [12].
Задание Б.
Задание В.
Алгоритм. Изомерия и номенклатура предельных одноатомных спиртов Задание 1. Назвать по систематической номенклатуре следующие соединения: Решение П р и м е р а). 1. Выделить самую длинную углеродную цепь и пронумеровать ее с того конца, к которому ближе расположена гидроксигруппа ОН: 2. Указать цифрой положение радикала (3-), назвать радикал (метил), назвать углеводород главной цепи с добавлением суффикса «-ол» (бутанол), отметить положение гидроксигруппы (-2), записать полное название: 3-метилбутанол-2. П р и м е р б). 1. Пронумеровать углеродную цепь от гидроксигруппы: 2. Указать цифрой положение заместителя (2-), назвать заместитель (хлор), назвать спирт без заместителя (пропанол), отметить положение гидроксогруппы (-1), записать полное название: 2-хлорпропанол-1. П р и м е р в). 1. Пронумеровать углеродную цепь с любой стороны: 2. Назвать алкан, соответствующий углеродной цепи (пентан), написать суффиксы, отмечающие наличие в соединении двух гидроксогрупп (диол), указать положение гидроксогрупп (-2,4), записать полное название: пентандиол-2,4. П р и м е р г). 1. Пронумеровать самую длинную углеродную цепь с того конца, к которому ближе гидроксогруппа: 2. Указать цифрами положение радикалов (2,5-), отметить число и название радикалов (диметил), назвать спирт главной цепи (гептанол), указать положение гидроксогруппы (-3), записать полное название: 2,5-диметилгептанол-3. Задание 2. Составить формулы изомеров для 2,3-диметилбутанола-2 и назвать эти вещества. Решение 1. Составить формулу исходного спирта по его названию: 2. Составить формулу изомера положения гидроксогруппы: 3. Составить формулы структурных изомеров: 4. Составить формулы изомеров другого класса – эфиров. Предельные одноатомные спирты и простые эфиры имеют одинаковый состав СnH2n+2O и являются изомерами:C Алгоритм. Химические свойства и получение спиртов Задание 1. Напиcать схему получения изопропилового спирта из 1-хлорпропана и уравнения реакций по схеме. Решение 1. Составить схему превращений: 2. Составить уравнения реакций по схеме с указанием условий течения и типов реакций. 1) Щелочной гидролиз: 2) Внутримолекулярная дегидратация: 3) Гидратация: Задание 2. Сравнить кислотные свойства этанола и фенола. Решение 1. Записать формулы данных веществ: 2. Сходство кислотных свойств – взаимодействие с щелочным металлом: 2С2Н5ОН + 2Na 2C2H5ONa + H2, 2С6Н5ОН + 2Na 2C6H5ONa + H2. 3. Отличие кислотных свойств – фенол ярче проявляет кислотные свойства, он взаимодействует не только с натрием, но и с гидроксидом натрия:С6Н5ОН + NaOH C6H5ONa + H2O. На уроке № 58: Альдегиды Вопросы для фронтального опроса по теме: Спирты. Фенолы 1. Какие вещества называют спиртами? 2. Каковы общие формулы: а) предельных одноатомных спиртов; б) многоатомных спиртов; в) фенолов? 3. Приведите примеры различных классификаций спиртов. 4. Какие виды изомерии характерны для: а) предельных одноатомных спиртов; б) многоатомных спиртов; в) фенолов? 5. Каков алгоритм составления названий спиртов? 6. Какие виды химических связей есть в спиртах? 7. Каковы причины возникновения водородной связи в спиртах и каково ее влияние на физические свойства спиртов? 8. Каковы химические свойства: а) предельных одноатомных спиртов; б) многоатомных спиртов; в) фенолов? 9. В чем сходство и отличие химических свойств: а) одноатомных и многоатомных спиртов; б) одноатомных спиртов и фенола; в) бензола и фенола? 10. В чем сходство и отличие (по строению и химическим свойствам) фенола и ароматических спиртов? 11. Каковы качественные реакции на: а) многоатомные спирты; б) фенолы? 12. Каковы способы получения: а) спиртов; б) фенола? 13. Дайте определения, что такое: первичные (вторичные, третичные) спирты, водородная связь, реакция этерификации, реакция поликонденсации, диолы (триолы), простые эфиры, сложные эфиры, ароматические спирты. Задания для самоконтроля 1. Составить структурные формулы третичных спиртов, содержащих 7 углеродных атомов, и назвать соединения. 2. Составить формулы изомерных двухатомных фенолов, назвать вещества. 3. Составить уравнения реакций, характеризующие двойственность свойств спирта: СН2=СН–СН2ОН. 4. Как получить этанол из этана двумя способами? 5. Как из бутанола-1 получить бутанол-2? 6. Какие углеводороды можно получить внутримолекулярной дегидратацией спиртов: а) 2-метилпропанола-2; б) бутанола-2; в) 2,3-диметилбутанола-2? Составить уравнения реакций. 7. Какие одноатомные спирты нужно взять для получения углеводородов: а) бутена-2; б) триметилэтилена; в) 3-метилгексена-1? Составить уравнения реакций. 8. Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: а) этен хлорэтан этанол этен этандиол 1,2-дихлорэтан этен; б) этан хлорэтан этанол этилен этан хлорэтан пропан 2-бромпропан пропанол-2 ацетон; 9. Из 18,4 г этанола получили 6 г простого эфира. Найти выход продукта. Ответ. 40,5%. 10. При взаимодействии 13,8 г этанола и 28 г оксида меди(II) получили 9,24 г альдегида. Найти выход продукта. Ответ. 70%. 11. При дегидратации пропанола-2 получили пропилен, который обесцветил бромную воду массой 200 г (массовая доля брома в бромной воде равна 3,2%). Определить массу пропанола-2, взятого для реакции. Ответ. 2,4 г. 12. Какую массу бутадиена-1,3 можно получить по способу Лебедева из 230 л спирта ( = 0,8 кг/л), если массовая доля этанола в спирте равна 95%, а выход продукта составляет 60%. Ответ. 61,56 кг. 13. При нагревании 12 г предельного одноатомного спирта с серной кислотой получен алкен массой 6,3 г. Выход продукта составил 75%. Определить формулу спирта. Сколько изомерных спиртов соответствует этому составу? Ответ. С3Н7ОН – пропанол, 2 изомера. |
Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную... Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой... | Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков... Развивающие: совершенствовать умения учащихся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную... | ||
Самостоятельная работа 36 часов, в том числе аудиторная индивидуальная... Самостоятельная работа – 36 часов, в том числе аудиторная индивидуальная работа (контактные часы) – 10 часов | Самостоятельная работа Обязательная аудиторная Основная профессиональная образовательная программа по профессии начального профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма урока: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная и групповая | Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка... Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч., самостоятельная работа... | ||
Самостоятельная работа обучающихся 34 часа Аудиторная работа по дисциплине... Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии | Самостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект... Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс рассчитан на 136 часов, из которых работа в аудитории занимает 34 часа. Форма аудиторной работы – лекция. Соответственно, остальные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах;... | ||
Путешествие по весеннему лесу Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре | Тема : «Дикие животные» Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре | ||
Тема: «Домашние животные» Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре | Цели: Узнать о птицах,их разнообразии Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре | ||
Детский сад №2348 «Утверждаю» Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре | Тема: «Дикие животные». Задачи Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре |