СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ И ПУНКТУАЦИЯ В НИХ. (ЗАДАНИЕ В 14 ГИА) Урок проверки и коррекции ЗУН.
Цель: - повторить ранее полученные знания по данной теме;
- углубить представления о структуре сложных предложений с разными видами связи;
- развивать умение схематически представлять предложение;
- прививать навыки анализа текста;
- развивать речь, стимулировать творческую активность детей;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
- развивать умения и навыки в решении проблемных задач на основе
поисковой деятельности.
Задачи урока:
- активизировать знания по теме;
- установить связь с общей темой «Сложное предложение»;
- проверить степень сформированности представлений учащихся о сложном предложении с разными видами связи;
- выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;
- осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;
- организовать самостоятельную тренировочную работу по подготовке к ГИА;
- выявить уровень подготовленности учащихся к ГИА.
Тип урока: урок проверки и коррекции ЗУН.
Форма урока: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная и групповая.
Оборудование: интерактивная доска, компьютерный класс, мультимедия.
Список электронных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60646/?interface=pupil&class=51&subject=8
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef8784fb-f179-4616-840d-f15f8dd6d9b7/[RUS9_203]_[IM_180].swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/468a45ac-28b6-41f2-a355-69b382fce59b/[RUS9_203]_[IM_181].swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c807772-3c8f-4855-858f-f3fa7996f159/[RUS9_203]_[IM_182].swf
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60646/?interface=pupil&class=51&subject=8
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60646/?interface=pupil&class=51&subject=8
Ход урока:
I. Актуализация прошлых знаний.
Учитель: Повторим темы предыдущих уроков. Дайте краткие ответы к следующим теоретическим вопросам. Можете пользоваться словарем: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60646/?interface=pupil&class=51&subject=8
А) Итоговый опросник по теме «Сложное предложение».
1. По количеству грамматических основ предложение бывает _____________
2. Сложные предложения по средству связи делятся на __________________
3. Среди сложных союзных предложений выделяют _____________________
4. Чем различаются ССП и СПП________________________________________
5. В структуре СПП выделяют__________________________________________
6. Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в составе ССП ________________________________________________________
7. Придаточное предложение вводится… или … _______________________
Учитель зачитывает вопросы, учащиеся в тетрадях пишут к ним ответы.
Б) Интерактивный текст-задание «Отметьте сложное предложение»
Вариант: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef8784fb-f179-4616-840d-f15f8dd6d9b7/[RUS9_203]_[IM_180].swf
Вариант: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/468a45ac-28b6-41f2-a355-69b382fce59b/[RUS9_203]_[IM_181].swf
Вариант: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c807772-3c8f-4855-858f-f3fa7996f159/[RUS9_203]_[IM_182].swf
Вариант: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60646/?interface=pupil&class=51&subject=8
Вариант: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60646/?interface=pupil&class=51&subject=8
II. Объяснение теоретического материала.
Учитель: Сегодня мы с вами завершаем изучение такого раздела языкознания, как синтаксис. Тема нашего урока – сложное предложение с разными видами связи. Нам предстоит выполнить синтаксический анализ сложного предложения со всеми видами связи, а также познакомиться с ещё одним вариантом формулировки задания В14.
- слайд № 1 -
Учащиеся выполняют письменный разбор задания.
- слайд № 2 -
III. Практическая работа с разбором предложений на доске.
Она плакала и думала о том, что хорошо бы ей на всю жизнь уйти в монастырь: в тихие летние вечера она гуляла бы одиноко по аллеям, обиженная, оскорбленная, не понятая людьми, и только бы один бог да звездное небо видели слезы страдалицы.
Марья давно уже храпела на печи, в лампочке выгорел весь керосин, а Федор Нилов все сидел и работал.
IV. Самостоятельная работа учащихся по карточкам.
Карточка № 1.
Правда, Марья хорошая, добрая, работящая, но ведь она необразованная, рука у нее тяжелая и бьется больно, а когда приходится говорить при ней о политике или о чем-нибудь умном, то она вмешивается и несет ужасную чепуху.
Не успел Федор поздороваться, как содержимое ступки вдруг вспыхнуло и загорелось ярким красным пламенем, завоняло серой и жжеными перьями, и комната наполнилась густым розовым дымом, так что Федор раз пять чихнул.
Карточка № 2.
Как бы хорошо было, если бы богачи мало-помалу превратились в нищих, которым есть нечего, а бедный сапожник стал богачом и сам бы куражился над бедняком-сапожником накануне рождества.
Было холодно, склизко, темно, газовые фонари горели тускло, и почему-то на улице пахло керосином так, что Федор стал перхать и кашлять.
Карточка № 3.
Первым делом следовало бы перекреститься, потом бросить все и бежать вниз, но тотчас же он сообразил, что нечистая сила встретилась ему в первый и, вероятно, в последний раз в жизни и не воспользоваться ее услугами было бы глупо.
Говорят, что нет поганей и хуже на свете, как нечистая сила, а я так понимаю, ваше высокоблагородие, что нечистая сила сама образованная.
Карточка № 4.
Но тотчас же вспомнил, как над ним самим мудрили заказчики, и у него стало тяжело на душе, и чтобы развлечь себя, он вынул из кармана толстый бумажник и стал считать свои деньги.
Бывает так, что в темную келию постника, погруженного в молитву, вдруг нечаянно заглянет луч или сядет у окна келии птичка и запоет свою песню; суровый постник невольно улыбнется, и в его груди из-под тяжелой скорби о грехах, как из-под камня, вдруг польется ручьем тихая, безгрешная радость.
Карточка № 5.
Должно быть, очень хорошо учили, потому что скоро все мальчишки разбежались, так что потом пришлось пороть их и нанимать за деньги, чтобы они ходили к вам.
Выйдя из покоев, чтобы садиться в экипаж, она зажмурилась от яркого дневного света и засмеялась от удовольствия: день был удивительно хорош.
V. Разбор одного из вариантов задания В14 ГИА.
Учитель: Разберем задание В14 в ГИА по русскому языку.
- слайд № 3 -
Учащиеся анализируют предложения.
(1)Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. (2) Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. (3) Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса – из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека.
Комментарий к выполнению задания.
Предложение №2- простое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Предложения №1 и №3 сложные: первое – сложное с подчинительной и бессоюзной связью, третье – только с бессоюзной. Таким образом, правильный вариант – 1.
VI. Решение вариантов задания В14 ГИА.
Тест по заданию В14 ГИА.
1) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.
2) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (4) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.
3) Среди предложений найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) И вдруг… Волк присел на хвост, потер глаза: неужели правда? (2) Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (3) Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему невесть что показывают. «(4) Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – (5) Дай-ка и я погляжу».
4) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (6) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
5) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Под угрозой полного истребления оказалось редкое, уникальное животное планеты – амурский тигр. (5) Причина всему – браконьерство. (6) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.
Ответы:
1). 1
2). 4
3). 1
4). 3
5). 6
VII. Итоги урока, домашняя работа: повторить пройденный материал, решить часть А и В (на выбор учителя), подготовиться к итоговой работе. |