Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды»





Скачать 263.03 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды»
Дата публикации28.01.2015
Размер263.03 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Химия > Самостоятельная работа
Тема: «Углеводы»

Технологическая карта комплекса

Цель:

Образовательные: расширение, углубление и систематизация на межпредметном уровне знаний учащихся об углеводах как о важнейших биоорганических соединениях, о значении углеводов в жизни человека; изучить строения глюкозы, т.е. последовательности соединения атомов, наличие характерных функциональных групп глюкозы, взаимозависимости строения и свойств данного вещества; усвоить строение и свойства дисахаридов, крахмала и целлюлозы;

Развивающие: совершенствовать умения учащихся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ.

Воспитательные: создание условий для осознания необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Межпредметные связи.

Биология. Тема: «Углеводы, их значение и функции в организме».

Химия в медицине. Тема: «Использование в медицине углеводов»

Обеспечение занятия.

Наглядные пособия: таблица «Классификация органических веществ», «Строение глюкозы».

Раздаточный метериал: дидактические карточки, тестовые задания.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиапрезентации.

Литератур основная:

  1. О. Е. Саенко. Химия для колледжей: учебник .Ростов на Дону: Феникс, 2008

  2. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Химия: учебник для студентов сред. Проф. Учебных заведений. М.: «Академия», 2008.

Литература дополнительная:

  1. Н.Е. Кузьменко , В.В.Еремин, В.А. Попков Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 1999 (или более поздние издания тех же авторов).

  2. С.А.Пузаков , В.А.Попков. Пособие по химии для поступающих в вузы. М.:, Высшая школа, 2001.

  3. М. А. Рябова, Р. В. Линко. Тесты по химии. М. : «Экзамен», 2006.

  4. Интернет ресурсы

Студент должен знать: строение моносахаридов (глюкозы и фруктозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы); свойства глюкозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы и их применение.

Студент долен уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих углеводы; устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами угле­водов

Самостоятельная работа:

Аудиторная форма работы:

  • отработка навыков составления конспекта;

  • формирование умения работать с учебной литературой;

  • отработка понятий «моносахариды», «поликонденсация», «полисахариды», «гидролиз»;

  • составление реакций поликонденсации;

  • решение цепочек превращений с участием углеводов.

Внеаудиторная форма работы:

  • работа с конспектом лекций и текстом учебника;

  • работа с дополнительной литературой;

  • решение задач;

  • подготовка сообщений;

  • составление карточек индивидуальных заданий, презентаций.


Распределение занятий по темам:

  1. Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Химические свойства глюкозы.

  2. Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства. Реакция с гидроксидом меди (II), гидролиз.Полиса­хариды. Крахмал. Состав, строение. Химические свойства Целлюлоза. Состав, строение, свойства.

  3. Практическое занятие 15.

Закрепление и углубление знаний об углеводах, их строении и химических свойствах.
Темы сообщений и рефератов:

  1. «Биологическое значение глюкозы»

  2. «Превращение углеводов в организме»

  3. «Крахмал»

  4. «Целлюлоза»

  5. «Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности»

  6. «Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.

Из программы: Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Поня­тие о фотосинтезе. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Виды изомерии моносахаридов. Изображение форму­лы D - глюкозы Химические свойства глюкозы, обусловленные наличием альдегидной группы: окисление оксидом серебра (I) или гидроксидом меди (II). Свойства, обусловленные наличием в молекуле спиртовых гидроксилов (реакция на многоатомные спирты). Виды брожения глюкозы (спиртовое и молочнокислое). Значение глюкозы и ее производных для человека. Нахождение глюкозы в природе. Понятие о витамине "С" (аскорбиновая кис­лота). Фруктоза - структурный изомер глюкозы. Строение и свойства фруктозы.

Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства. Реакция с гидроксидом меди (II), гидролиз. Полиса­хариды. Крахмал. Состав, строение. Химические свойства: ре­акция с йодом, гидролиз. Превращение крахмала пищи в организме. Гликоген. Целлюлоза. Состав, строение, свойства. Азотнокислые и уксуснокислые эфиры целлюлозы. Их применение.

Занятие №1

Тема: Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Химические свойства глюкозы.

Актуализация опорных знаний учащихся (межпредметная беседа)

  • Какой природный процесс приводит к образованию углеводов из неорганических соединений? В каких живых организмах он происходит?

  • В каких условиях протекает процесс фотосинтеза и каково его значение для живой природы? (Составьте уравнение, отражающее сущность процесса фотосинтеза)

  • Какие природные полимеры вам известны? В каких живых организмах они содержатся?

  • Какие функции выполняют углеводы в живых организмах?

Объяснение нового материала

Историческая справка

Название «углеводы» сохранилось с тех времен, когда строение этих соединений еще не было известно, но был установлен их состав, которому соответствует формула Cn(H2O)m. Поэтому углеводы относили к гидратам углерода, т.е. к соединениям углерода и воды – «углеводам». В н.в. большинство углеводов выражают формулой CnH2nOn.

  1. Углеводы используются с глубокой древности - самым первым углеводом (точнее смесью углеводов), с которой познакомился человек, был мёд.

  2. Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия-Бенгалия. Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра
    Македонского в 327 г. до н.э.

  3. Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г. немецким химиком А. Маргграфом.

  4. Крахмал был известен ещё древним грекам.

  5. Целлюлоза, как составная часть древесины, используется с глубокой древности.

  6. Термин слова “сладкий” и окончание —оза- для сахаристых веществ было
    предложено французским химиком Ж. Дюла в 1838 г. Исторически сладость была главным признаком, по которому то или иное вещество относили к углеводам.

  7. В 1811 г. русский химик Кирхгоф впервые получил глюкозу гидролизом крахмала, а впервые правильную эмпирическую формулу глюкозы предложил шведский химик Я. Берцемус в 1837 г. С6Н12О6

  8. Синтез углеводов из формальдегида в присутствии Са(ОН)2 был произведён
    А.М. Бутлеровым в 1861 г.


Глюкоза является бифункциональным соединением, т.к. содержит 2 ФГ – одну альдегидную и 5 гидроксильных. Таким образом глюкоза - многоатомный альдегидоспирт.

Н Н Н Н Н О

│ │ │ │ │ //

Н─ С ─ С ─ С ─ С ─ С ─ С

│ │ │ │ │ \

ОН ОН ОН ОН ОН Н
Сокращённая формула:

О

//

СН2ОН-(СНОН)4

\

Н

Молекула глюкозы может существовать в трех изомерных формах, причем две из них являются циклическими, одна – линейной.



Все три изомерных формы находятся в динамическом равновесии между собой:

циклическая ↔линейная ↔циклическая

α – форма (альдегидная) β-форма

(37%) (0,0026%) (63%)

Циклические формы могут переходить в линейную форму и через нее друг в друга.

*** Проблемный вопрос: доля молекул альдегидной формы чрезвычайно мала, тогда почему так хорошо (количественно) протекают качественные реакции характерные для альдегидов?

! Используя правило смещения химического равновесия, можно добиться смещения равновесия в сторону одной из изомерных форм глюкозы. если равновесие по каким-либо причинам нарушается, то одна форма глюкозы переходит в другую. Например, при действии аммиачного раствора оксида серебра раствор глюкозы расходуется только альдегидная форма. Таким образом, из системы постоянно отводится линейная форма глюкозы, и для ее пополнения циклические формы постоянно переходят в альдегидную до полного расходования глюкозы.

Химические свойства глюкозы:

Свойства обусловленные наличием альдегидной группы

1. Реакции окисления:

а) с Cu(OH)2: C6H12O6 + Cu(OH)2↓ → ярко-синий раствор

t0

СН2ОН ― (СНОН)4 ― С = О + 2Cu(OH)2↓ → СН2ОН ― (СНОН)4 ―С = О +

| |

Н ОН

глюконовая кислота

+ Cu2О↓ + 2Н2О

красный

t0

б) с Ag2O: СН2ОН ― (СНОН)4 ―С = О + Ag2O → СН2ОН ―(СНОН)4 ―С=О

| |

Н ОН

+ 2Ag↓
реакция «серебряного зеркала»


2.Реакция восстановления
с Н2: СН2ОН ― (СНОН)4 ―С = О + Н2 → СН2ОН ― (СНОН)4 ―СН2ОН

| Ni сорбит

Н

Свойства обусловленные наличием нескольких групп -ОН

  1. При комнатной температуре реагирует с Cu(OH)2, образуя раствор синего цвета (качественная реакция на многоатомные спирты).

  2. Вступает в реакцию этерификации с карбоновыми кислотами.

Специфические свойства.

Большое значение имеют процессы брожения глюкозы, происходящие под действием органических катализаторов-ферментов (они вырабатываются микроорганизмами).

а) спиртовое брожение (под действием дрожжей).



б) молочнокислое брожение (под действием молочнокислых бактерий).



в) маслянокислое брожение.






Свойства, обусловленные наличием в молекуле

Специфические свойства




Гидроксильных групп

Альдегидной группы




  1. Реагирует с карбоновыми кислотами с образованием сложных эфиров (пять гидроксильных групп глюкозы вступают в реакцию с кислотами)

  2. Как многоатомный спирт реагирует с гидроксидом меди (II) c образованием алкоголята меди (II)

  1. Реагирует с оксидом серебра (I) в аммиачном растворе (реакция «серебряного зеркала»):

Окисляется гидроксидом меди (II) (с выпадением красного осадка)

  1. Под действием восстановителей превращается в шестиатомный спирт

Глюкоза способна подвергаться брожению:

  1. спиртовое брожение:



  1. молочнокислое брожение:



  1. маслянокислое брожение:



Получение глюкозы




 

1.Синтез глюкозы из формальдегида в присутствии гидроксида кальция (реакция Бутлерова)



2. Гидролиз крахмала.








Биологическое значение глюкозы, её применение (сообщение студента).

Глюкоза - необходимый компонент пищи, один из главных участников обмена веществ в организме, очень питательна и легко усваивается. При её окислении выделяется больше трети используемой в организме энергий ресурс - жиры, но роль жиров и глюкозы в энергетике разных органов различна. Сердце в качестве топлива используется жирные кислоты. Скелетным мышцам глюкоза нужна для “запуска”, а вот нервные клетки, в том числе и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Их потребность составляет 20-30% вырабатываемой энергии. Нервным клеткам энергия нужна каждую секунду, а глюкозу организм получает при приёме пищи.

Глюкоза легко усваивается организмом, поэтому ее используют в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства. Специфические олигосахариды определяют группу крови. В кондитерском деле для изготовления мармелада, карамели, пряников и т.д. Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, также как и при силосовании кормов. На практике используется и спиртовое брожение глюкозы, например, при производстве пива. Целлюлоза – исходное вещество для получения шелка, ваты, бумаги.

Углеводы действительно самые распространенные органические вещества на Земле, без которых невозможно существование живых организмов.

Тестовое задание:
1. Природными полимерами являются:

А) целлюлоза

Б) гликоген

В) крахмал

Г) все перечисленные вещества
2) В реакцию «серебряного зеркала» вступают все вещества из группы:

А) муравьиная кислота, глюкоза, этаналь

Б) метаналь, фенол, метановая кислота

В) сахароза, этаналь, глюкоза

Г) пропаналь, глюкоза, глицерин
3) Глюкоза реагирует с:

А) уксусной кислотой

Б) аммиачным раствором оксида серебра при нагревании

В) гидроксидом меди (II)

Г) всеми перечисленными веществами
4) Сложные эфиры образуются в результате взаимодействия глюкозы с:

А) водородом

Б) карбоновыми кислотами

В) гидроксидом меди (II)

Г) этанолом
5) Глюкоза образуется в результате реакций:

А) гидролиза крахмала

Б) гидролиза клетчатки

В) фотосинтеза в присутствии воды и углекислого газа

Г) всех перечисленных реакций
Ответы

Вопрос 1: Г

Вопрос 2: А

Вопрос 3: Г

Вопрос 4: Б

Вопрос 5: Г

Химический диктант.

Вы уже многое знаете о кислородсодержащих органических соединениях. Предлагаю вам проверить свои знания в ходе выполнения небольшого программированного химического диктанта (если вы согласны с утверждением, ставите цифру 1, если нет – цифру 0). Цифры записывайте в строчку:

  1. В молекулах одноатомных спиртов углеводородный радикал связан с одной гидроксогруппой.

  2. Глицерин относится к многоатомным спиртам.

  3. Качественной на многоатомные спирты является реакция с Cu(OH)2.

  4. Для одноатомных спиртов характерна реакция гидрирования.

  5. Из альдегида можно получить одноатомный спирт реакцией гидрирования.

  6. Для альдегидов характерна реакция «серебряного зеркала».

  7. При взаимодействии альдегидов с Cu(OH)2 (при нагревании) образуются карбоновые кислоты.

  8. В состав одноосновных предельных карбоновых кислот входит группа атомов ―С = О.

|

Н

  1. Карбоновые кислоты, как и неорганические, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями слабых кислот, спиртами.

  2. Хлоруксусная кислота является более сильной, чем уксусная.

  3. Все животные жиры – твердые.

  4. Сложные эфиры применяются в пищевой промышленности как ароматизаторы.


Проверьте свои ответы и выставьте себе оценку.
Код ответа: 111011101101.
«5» - все ответы правильные; «3» - 3-4 неверных ответа;

«4» - 1-2 неверных ответа; «2» - 5 и более неверных ответов.

Вопросы для закрепления:

  1. Каково содержание углеводов в клетках живых организмов?

  2. Какие клетки наиболее богаты углеводами? Приведите примеры

  3. Какие углеводы называются моносахаридами?

  4. Какие признаки положены в основу классификации моносахаридов?

  5. Какие углеводы относятся к олигосахаридам?

  6. Какие углеводы называют полисахаридами?

  7. Какие олигосахариды относят к восстанавливающим, а какие невосстанавливающим?

  8. Назовите полисахариды по классификации разветвленные и линейные

  9. Назовите углеводы растворимые и нерастворимые.

Ответы:

  1. Углеводы содержатся в живых клетках в небольшом количестве около 1% от массы сухого вещества; в клетках печени и мышц их больше до 5%.

  2. Растительные же клетки очень богаты углеводами: в высушенных листьях, семенах, особенно семенах бобовых и злаков, в плодах, клубнях картофеля их содержание от 70% - 90%

  3. Углеводы, которые не подвергаются гидролизу, называются моносахаридами.

  4. Если моносахарид содержит альдегидную группу и представляет собой альдегидоспирт, его называют Альдозой. Если карбонильная группа находится не у первого углеродного атома, углевод является кетоспиртом и называется Кетозой. По числу углеродных атомов в молекуле моносахариды делятся на: Тетрозы (4 атома), Пентозы(5 атомов), Гексозы(6 атомов)

  5. Если углевод содержит несколько (2до10) остатков моносахаридов и образует их при гидролизе, его называют олигосахаридами

  6. Полисахариды представляют собой природные полимеры, состоящие из нескольких сотен и даже тысяч остатков моносахаридов.

  7. Олигосахариды, способны вступать в реакцию с реактивом Толенса (реакция «серебряного зеркала») называются восстанавливающими, в противном случае – невостанавливающими.

  8. Разветвленные – крахмал, гликоген. Линейные – целлюлоза.

  9. Растворимые – моносахариды. Нерастворимые – полисахариды.

Задачи для решения:

  1. Напишите уравнение реакции спиртового брожения глюкозы. Вычислите объём углекислого газа образующегося из 2 моль глюкозы.

  2. Как распознать при помощи одного реактива глицерин, альдегид, уксусную кислоту, глюкозу?

  3. При сжигании 45г глюкозы выделилось 704 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.

  4. Требуется получить 200г 2% раствора фруктозы. Сколько воды фруктозы нужно взять для этого?

Проблемная ситуация: читаем отрывок из книги В.Пикуля «Нечистая сила».

…Настала торжественная минута. Лазоверт со скрипом натянул тонкие резиновые перчатки, растер в порошок кристаллы цианистого калия. Птифуры были двух сортов с розовым и шоколадным кремом. Приподымая ножом их красивые сочные верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренности пирожных страшным ядом.

– Достаточно ли? – усомнился капитан Сухотин.

– Один такой птифурчик, – отвечал Лазоверт, – способен в считанные мгновения убить всю нашу конфиденцию.

...Феликс придвинул пирожные Распутину, взялся за бутылку…

– Пирожные вот ... угощайся.

– А ну их … Сладкие?..

...С неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым.

Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть перед собой труп. Но Распутин жевал, жевал… Он спокойно доедал восьмой птифур. И, поднося руку к горлу, массировал его.

– Что с тобою? – спросил Юсупов в надежде.

– Да так ... першит что-то.

…Будь проклят Маклаков, давший нам калий! Яд беспомощен. Гришка выпил и сожрал все, что отравлено. Но только рыгает и появилось сильное слюнотечение.


Почему цианистый калий не убил Распутина?

высказываются разные гипотезы:

Распутин считался святым.

Имел крепкое здоровье.

Был очень могучим человеком.

Дело не в самом Распутине, а в действии вина, которым он запивал пирожное.

Может, сказалось действие глюкозы и сахарозы, которые находились в пирожном?

Яд был просрочен.

Мало яда положили.

Глюкоза нейтрализует яд, он теряет свои свойства.

Р е ш е н и е  п р о б л е м ы  и  в ы в о д ы.

C давних пор, при опасности отравления цианидами, рекомендовали держать за щекой кусочек сахара. Учеными было доказано, что глюкоза взаимодействует с цианидами с образованием нетоксичного соединения циангидрин глюкозы. Возьмите это на вооружение.

Занятие №2

Тема: Дисахариды, их состав, строение, свойства. Полиса­хариды. Крахмал и целлюлоза: состав, строение, свойства.

Вопросы для проверки усвоения знаний прошлого урока:

Фронтальный опрос:


  1. Какова молекулярная и структурная формулы глюкозы?

  2. В каких формах может существовать глюкоза?

  3. Какие функциональные группы входят в состав глюкозы?

  4. Назовите изомер глюкозы.

  5. С помощью какого реактива можно доказать, что глюкоза одновременно и многоатомный спирт и альдегид?

  6. Какие химические реакции характерны для глюкозы?

  7. Как образуется глюкоза в клетках растений и животных?


Индивидуальные карточки задания:




З
Углеводы
аполните схему:

…………………

Примеры:

…………….

Примеры:

Моносахариды

Примеры:







Глюкоза

  1. Молекулярная формула глюкозы __________.

  2. Общая формула углеводов __________.

  3. Глюкоза даёт реакцию «серебряного зеркала», значит в молекуле глюкозы присутствует ____________-группа, так как это качественная реакция на__________.

  4. Глюкоза даёт синее окрашивание при взаимодействии с гидроксидом меди (II) , значит в молекуле глюкозы есть _____________ группы, так как это качественная реакция на__________.

  5. Вывод: глюкоза – это ______________.

  6. При окислении глюкозы образуется _____________ ________.

  7. При восстановлении глюкозы образуется __________.

  8. При молочнокислом брожении глюкозы образуется ___________ ________.

  9. При спиртовом брожении образуется__________.

  10. В природе глюкоза образуется в результате _____________.

Вариант 1


  1. Моносахаридами являются оба вещества пары:

а) крахмал, глюкоза;

б) фруктоза, сахароза;

в) галактоза, мальтоза;

г) дезоксирибоза, глюкоза.


  1. Уравнение

6CO2 + 6H2O C6H12O6 + 6O2 + Q

описывает процесс:

а) гидролиза;

б) фотосинтеза;

в) горения;

г) гидратации.


  1. Из приведённых терминов: 1) альдегидоспирт, 2) кетоноспирт, 3) пентоза, 4) гексоза, 5) моносахарид, 6)дисахарид – глюкозу характеризуют:

а) 2, 4, 6;

б) 1, 4, 5;

в) 1, 3, 5;

г) 2, 4, 5.

Вариант 2


  1. Моносахаридами являются оба вещества пары:

а) крахмал, глюкоза;

б) фруктоза, рибоза;

в) галактоза, мальтоза;

г) дезоксирибоза, целлюлоза.


  1. Глюкоза в природе образуется в процессе:

а) гидролиза;

б) гидратации;

в) разложения;

г) фотосинтеза.


  1. Из приведённых терминов: 1) многоатомный спирт, 2) пентоза, 3) гексоза,

4) альдегид, 5) дисахарид, 6) моносахарид – глюкозу характеризуют:

а) 2, 4, 6;

б) 1, 4, 5;

в) 1, 3, 4, 6;

г) 2, 4, 5, 6.

Вариант 3


  1. Молекулярная формула глюкозы:

а) (C6H10O5)n;

б) C6H13OH;

в) C12H22O11;

г) C6H12O6.


  1. Глюкоза – это:

а) виноградный сахар;

б) фруктовый сахар;

в) ягодный сахар;

г) просто сахар.


  1. К глюкозе не относится термин:

а) моносахарид;

б) гексоза;

в) кетоноспирт;

г) альдегидоспирт.




Вариант 4


  1. Молекулярная формула глюкозы может быть представлена в виде:

а) C12(H2O)11;

б) (C6H10O5)n;

в) C6(H2O)6;

г) C5(H2O)5.


  1. «Сахар крови» - это синоним:

а) фруктозы;

б) глюкозы;

в) сахарозы;

г) крахмала.


  1. Глюкоза является:

а)оксикислотой ;

б) кетоноспиртом;

в) аминокислотой;

г) альдегидоспиртом.



Ответы

Вариант 1: 1-г; 2-б; 3-б.

Вариант 2: 1-б; 2-г; 3-в.

Вариант 3: 1-г; 2-а; 3-в.


Вариант 4: 1-в; 2-б; 3-г

Изложение нового материала, по ходу которого студенты заполняют таблицу
Характеристика крахмала и целлюлозы


Характеристика

Полисахарид

Крахмал

Целлюлоза

Молекулярная формула

6Н10O5)n

6Н10O5)n

Особенности строения

Структурное звено – остаток циклической молекулы -глюкозы. Степень полимеризации от нескольких сотен до нескольких тысяч. Молярная масса достигает нескольких сотен тысяч г/моль. Структура макромолекул: линейная (амилоза) и разветвленная (амилопектин). В крахмале на долю амилозы приходится 10–20 %, а на долю амилопектина – 80–90 %

Структурное звено – остаток циклической молекулы -глюкозы. Степень полимеризации от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч. Молярная масса достигает нескольких миллионов г/моль. Структура макромолекул: линейная

Нахождение в природе и биологические функции

В цитоплазме растительных клеток в виде зерен запасного питательного вещества. Содержание (по массе): в рисе – до 80 %, в пшенице и кукурузе – до 70 %, в картофеле – до 20 %

Обязательный элемент клеточной оболочки растений, выполняющий строительную, конструкционную функцию. Содержание (по массе): в волокнах хлопка – до 95 %, в волокнах льна и конопли – до 80 %, в древесине – до 50 %

Физические свойства

Белый аморфный порошок, не растворяется в холодной воде, в горячей воде разбухает и образует коллоидный раствор – крахмальный клейстер (при этом амилоза, как составная часть крахмала, растворяется в горячей воде, а амилопектин только набухает)

Твердое волокнистое вещество, нерастворимое в воде

Химические свойства

1) Образование глюкозы в результате полного гидролиза:

6Н10O5)n + nН2О —> nС6Н12O6.

2) Образование сложных эфиров за счет гидроксигрупп (практического значения не имеет).

3) Качественная реакция с йодом – синее окрашивание

1) Образование глюкозы в результате полного гидролиза:

6Н10O5)n + nН2О —> nС6Н12O6.

2) Образование сложных эфиров за счет гидроксигрупп: при взаимодействии с азотной кислотой (в присутствии серной кислоты) – мононитратов, динитратов и тринитратов; при взаимодействии с уксусной кислотой (или уксусным ангидридом) – диацетатов и триацетатов. Все сложные эфиры получили широкое применение.

3) Реакции с йодом не дает


Закрепление знаний

Вопросы:

  1. В чем заключается различие в строении молекул моносахаридов и дисахаридов?

  2. Какие дисахариды вам известны?

  3. Каково строение молекул полисахаридов?

  4. Какие полисахариды вы знаете?

  5. Найдите черты сходства и различия в строении, физических и химических свойствах крахмала и целлюлозы.

  6. Почему из целлюлозы изготавливают волокна, а из крахмала их получить нельзя?

  7. Почему крахмал набухает в горячей воде, а целлюлоза не образует клейстер?


Решение задач:

    1. Сахарозу массой 10г растворили в 200 мл воды. Вычислите массовую долю вещества в растворе.

    2. При гидролизе сахарозы получили 270 г смеси глюкозы и фруктозы. Сколько граммов сахарозы было подвергнуто гидролизу?

    3. Блузка из ацетатного волокна весит 144г. Сколько граммов целлюлозы потребовалось для производства ткани, пошедшей на пошив блузки?


Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:
I в а р и а н т – для моносахаридов;

II в а р и а н т – для полисахаридов.

1. Их представителями являются глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза. 2. Их представителями являются крахмал, гликоген, декстрины, целлюлоза, хитин. 3. Молекулы состоят из множества одинаковых повторяющихся групп атомов. 4. Подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы. 5. Имеют общую формулу (С6Н10О5)n. 6. Молярная масса невелика и обычно не превышает нескольких сотен г/моль. 7. Молярная масса велика и может достигать нескольких миллионов г/моль. 8. Не вступают в реакцию гидролиза. 9. Способны подвергаться гидролизу. 10. Остатки молекул некоторых из них входят в состав нуклеотидов ДНК и РНК.
Ответы. I вариант: 1, 4, 6, 8, 10; II вариант: 2, 3, 5, 7, 9

Тесты

Вариант 1


  1. Углеводом не является вещество, формула которого:

а) C5 H10 O5;

б) C6 H12 O2;

в) C12 H22 O11;

г) C6 H12 O6.


  1. К дисахаридам относятся:

а) фруктоза;

б) крахмал;

в) сахароза;

г) рибоза.


  1. Гидролизу не подвергается:

а) глюкоза;

б) лактоза;

в) целлюлоза;

г) крахмал.

Вариант 2


1. Углеводом является вещество, формула которого:

а) C5 H10 O;

б) C6 H12 O2;

в) C12 H22 O11;

г) C6 H12;
2. К дисахаридам относится:

а) глюкоза;

б) лактоза;

в) целлюлоза;

г) крахмал;


  1. Гидролизу подвергается:

а) глюкоза;

б) рибоза;

в) целлюлоза;

г) фруктоза.

Вариант 3


  1. Углеводом не является вещество, формула которого:

а) (C6 H10 O5)n;;

б) C6 H13 OH;

в) C12 H22 O11;

г) C6 H12 O6.


  1. К моносахаридам относится:

а) сахароза;

б) лактоза;

в) целлюлоза;

г) фруктоза.


  1. Гидролизу подвергаются оба вещества пары:

а) глюкоза, сахароза;

б) крахмал, фруктоза;

в) клетчатка, сахароза;

г) рибоза, дезоксирибоза.

Ответы:

Вариант 1: 1-б; 2-в; 3-а;

Вариант 2: 1-в; 2-б; 3-в;

Вариант 3: 1-б; 2-г; 3-в.

Цифровой диктант

Выбрать правильные учреждения для крахмала – I вариант, для целлюлозы – II вариант.

1. Природные полимеры.

2. Относятся к моносахаридам.

3. Относятся к полисахаридам.

4. В состав макромолекулы входят остатки - глюкозы.

5. В состав макромолекулы входят остатки - глюкозы.

6. Неоднородный продукт, состоящий из двух типов полимерных веществ: амилазы и амилопектина.

7. Набухает в воде и образует коллоидный раствор – гель.

8. Линейный полимер.

9. Полимер линейного и разветвлённого строения.

10. Содержится в печени человека.

11. При определённых условиях легко гидролизуется.

12. Гидролизуется с трудом.

13. Твёрдое белое вещество, имеющее волокнистую структуру.

14. Служит необходимым для нормального питания балластным веществом.

15. Общая формула (C6Н10О5) п

16. Невосстанавливающий углевод.

17. Образует сложные эфиры с органическими и неорганическими кислотами.

18. Образует с йодом комплексное соединение интенсивно-синего цвета

20. Используют для производства искусственных волокон.

21. Является одним из продуктов фотосинтеза.

22. Основная часть клеточных стенок растений.

23. Продуктом кислотного гидролиза является глюкоза.
Ответы

I вариант: 1 3 4 6 7 9 10 11 15 16 18 21 23

II вариант: 1 3 5 8 12 13 14 15 16 17 20 22 23


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconСамостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную...
Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой...
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconСамостоятельная работа по теме: «Редактирование текста.»
Цель: систематизация изученного материала; отработка умений и навыков редактирования текста
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconПрограмма Л. В. Занкова. Тема: Повторение по теме «Состав слова»
Целью урока является повторение и обобщение знаний учащихся о составе слова, правописании приставок и корней слов, проверка теоретических...
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи урока: отработка, закрепление и систематизация знаний и умений по изученной теме; повторение основных понятий темы;...
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: повторение пройденного материала, закрепление изученного материала, отработка умения применять знания на практике, развивать...
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconСамостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект...
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Демонстрационный урок во 2б классе: «Отработка навыка композиции с помощью музыкального конструктора. Отработка ритмичности и интонационной...
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconМетодические указания к написанию курсовых работ курсовая работа
Курсовая работа является важнейшим элементом самостоятельной работы студентов. Основной целью курсовой работы является создание и...
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconСамостоятельная работа: Аудиторная форма работы
Студент должен знать: определение, состав, строение, свойства, применение, промышленное получение спиртов, и фенолов. Меры по охране...
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения с новыми и изученными буквами в тексте
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconСамостоятельная работа 50
В задачи курса входит вооружение студентов пониманием планировочных и ландшафтных средств в области градостроительной экологии, отработка...
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: выделение новых лексических единиц в аудировании, отработка произношения новых слов, узнавание и чтение новых слов...
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Повторение пройденного материала, отработка навыков работы с эор и работа в группах
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная цель: -систематизация знаний по теме, совершенствование навыков составления монологов, отработка в речи грамматических...
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconФорма плана-конспекта урока
Закрепить умения отличать текст от предложения. Повторить «опасные места» в словах. Развивать орфографичекую зоркость, речь, умение...
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы: отработка навыков составления конспекта; формирование умения работать с учебной литературой; отработка понятий «моносахариды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Икт компетентность-умение работать в сети Интернет, в программе браузере Mozilla Firefox, отработка навыков работы в текстовом процессоре...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск