Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 183.43 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.03.2014
Размер183.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Тема: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»




ФИО (полностью) Жилкина Инна Викторовна






Место работы

МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия № 235






Должность заместитель директора по УР (основная), учитель (по совместительству)






Предмет биология






Класс 5






Тема и номер урока в теме «Бактерии: строение и жизнедеятельность», урок № 2 в теме «Многоообразие живых организмов»






Базовый учебник Биология 5 класс, И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, М.:издательский центр «Вентана-Графт», 2012





Цели урока:

  • Образовательные: изучить особенности строения бактерий, процессы жизнедеятельности бактериальной клетки

  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе

  • Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

- Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

- Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- Познавательные УУД:

1. Общеучебные:

-умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации

2. Логические УД:

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений.

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

Задачи:

-выделить существенные признаки прокариотической клетки;

- умение характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот;

-фомрировать умение различать свойства объектов живой природы на примере свойств эукариот и прокариот;

- выяснить сущность терминов : «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты», «сапротрофы», «паразиты»

Тип урока: Изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, цифровой микроскоп

Структура и ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация (повторение) знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4.Изучение нового материала

5. Закрепление нового

6.Контролирующее задание

7.Рефлексия

8.Домашнее задание

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2. Актуализация (повторение) знаний

Задаёт вопросы:

1.Как называется раздел биологии, посвящённый классификации живой природы?

2.Какие царства живой природы вы можете назвать?

3. Посмотрите на слайд. (слайд 2) Представитель какого царства живой природы изображён? Чем он отличается от представителей других царств живой природы?

4. Прокомментируйте следующее выражение: «Вирусы доставляют людям много неприятностей»

5. Представители каких других царств живой природы могут тоже вызывать заболевания у человека?

Вспоминают, проговаривают:

  1. Систематика

  2. Царства бактерии, грибы, растения, животные, есть ещё одна группа микроорганизмов – вирусы

  3. На слайде изображён вирус. Это единственные живые организмы, которое имеют неклеточное строение.

  4. Все вирусы являются внутриклеточными паразитами. Они вызывают заболевания у человека, такие как СПИД, грипп, корь и другие.

  5. Возбудителями болезни у человека могут быть животные, бактерии

3.Мотивация учебной деятельности

Вопросы классу:

  1. Посмотрите на слайд (слайд 3 ). Послушайте комментарии к изображённым процессам. Ответьте на вопрос: как вы думаете, какие живые организмы причастны к этим процессам?

Комментарии: 1) анги́на - острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин. Практически каждый из вас сталкивался с этим неприятным заболеванием.

2) Ботокс - это процедура введения в мимические мышцы препарата под названием ботокс, который «парализует» мышцы, благодаря чему происходит разглаживание морщин.

3) Молочнокислое брожение – это процесс, который используется для консервации продуктов питания, для приготовления таких продуктов питания как кефир, йогурт, сметана и др.

  1. Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях? Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?



  1. Как вы думаете, с какой целью изучают бактерии?




  1. Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

  2. Сделайте вывод, какую тему мы сегодня будем изучать.




Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, высказывают своё мнение.

  1. В этих процессах принимают участие бактерии.



  1. Бактерии – это маленькие организмы, которые опасны для здоровья человека (могут быть и другие варианты ответов)




  1. Бактерии изучают для того, чтобы человек знал, как можно защитить себя от заболеваний, вызванные этими организмами. А также, какую пользу бактерии могут приносить человеку.



  1. Необходимо знать строение бактериальной клетки, условия обитания бактерий, их процессы жизнедеятельности.


  1. Сегодня мы будем изучать бактерии, их строение и жизнедеятельность

4.Изучение нового материала

1.Запишите число и тему урока в тетради. По ходу урока вам предстоит заполнить таблицу. (См. Приложение 1)

2. Подумайте, почему бактерии получили такое название. Найдите в тексте учебника ответ на поставленный вопрос. Как вы думаете, почему именно такое название было дано этим организмам?
3. Все ли бактерии имеют форму палочки? Рассмотрите рисунок 32 на стр.39, рисунки слайда (слайд 4). Какую форму могут иметь бактерии? Найдите ответ на поставленный вопрос в учебнике.
4. Выполните задание: подпишите рисунок 32 и рисунки слайда, указав форму бактерий.
5. Где можно встретить бактерий?


  1. Действительно, в настоящее время бактерий можно встретить практически везде. (слайд 5). Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.

Посмотрите на слайд (слайд 6), количество бактерий зависит от определённых условий. Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?
7. Итак, бактерии широко распространены в природе. Можете ли вы назвать точное число, бактерий, которые вас окружают? Почему?
8. Бактерии крупнее вирусов, но размеры их действительно настолько малы (0,5-5мкм), что просто так их не увидишь. Как же можно изучать такие маленькие организмы?
9. (Можно рассмотреть бактерию с помощью цифрового микроскопа, если условия не позволяют, то можно рассмотреть фотографии на слайде). (Слайд 7.)

После просмотра предлагается учащимся выполнить следующее задание (слайд 8.):

1) Изучите текст учебника «Строение клетки бактерий». Рассмотрите рисунок 33.

2) Отметьте особенности строения бактериальной клетки. Запишите эти особенности в таблицу.

3) Что такое капсула? Почему болезнетворные бактерии, попадая в наш организм, не погибают, ведь на них действует пищеварительный сок, содержащий кислоту?

4) Могут ли бактерии передвигаться? Какие приспособления у них есть для этого?

5) Чем строение бактериальной клетки отличается от строения клеток растений, животных и грибов?

6) Как называют организмы, у которых в клетках отсутствует ядро? Как называют те организмы, у которых в клетках имеется ядро? (Запишите новые термины в словарик).

7) Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты. Распределите их по следующим колонкам:

А) прокариоты:

Б) эукариоты:

Организмы: роза, кошка, кактус, шампиньон, стрептококк, дождевой червь, палочка Коха.

(Вопросы отражены на слайде 8)

8) Подпишите названия основных частей бактериальной клетки. (Слайд 9)

Учитель координирует деятельность учащихся, дополняет ответы информацией, которая отсутствует в учебники. Например, капсула бактериальной клетки защищает бактерию не только от высыхания, но и от разрушения самой бактерии пищеварительными соками, когда она попадает в организм человека. Поэтому, когда человек заболевает, ему назначают такие лекарственные препараты, которые разрушают эту защитную оболочку, после чего бактерия гибнет.

Многие бактерии подвижны, и эта подвижность обусловлена наличием у них одного или нескольких жгутиков. Жгутик может вращаться со скоростью 3000 об/мин. Скорость высокая, если сравнивать со скоростью передвижения человека. Человек, передвигаясь с такой скоростью проходил бы за час 20-30 км., а не 4-
10. Групповая работа. Класс делится на 4 группы. Каждой группе раздаются тексты, в которых описываются определённые процессы жизнедеятельности бактерий: дыхание, размножение, питание (см.Приложение 2), к каждому тексту даны вопросы, на которые учащимся необходимо ответить, составить небольшой рассказ в форме представления для своих одноклассников.
11.Обмен информацией
Слушает рассказы учащихся о ходе проведения опыта, выводы.


1.Записывают тему урока в тетрадь.

2.Находят ответ в учебнике (название бактерия произошло от греческого слова «палочка», бактерии по форме напоминают палочку)

3. Бактерии могут иметь округлую форму, палочковидную, спиралевидную, в форме запятой.


4. Выполняют задание. Самоконтроль.


5. Бактерии встречаются всюду. Они есть в классе, на руках, на продуктах питания, в почве, в воде.


6. Необходимо избегать данных условий, чтобы болезнетворные бактерии не размножались.

7. Посчитать точное количество бактерий нельзя, так как они имеют очень маленькие размеры и их не видно невооружённым глазом.

8. Строение бактерий можно изучить с помощью микроскопа, с помощью рисунков учебника.


9. Учащиеся читают текст, рассматривают рисунок, записывают особенности строения бактериальной клетки: клеточная стенка, клеточная мембрана, капсула, жгутики и ворсинки, густая неподвижная цитоплазма, нет ядра. Отвечают на поставленные вопросы, выполняют предложенные задания.

10. Учащиеся разбиваются на группы, получают тексты, читают их, анализируют, отвечают на вопросы.

11. Учащиеся предоставляют кратко информацию о процессах жизнедеятельности бактерий, употребляя при рассказе новые термины.

После выступления группы 4, просматривают фрагмент «Размножение бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/092a195d-8169-4862-88cf-44b8fada21b0/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_02%5D.swf



5. Закрепление нового

  1. На слайде изображена бактерия. Найдите ошибку на рисунке.

  2. Заполните таблицу «Особенности строения и жизнедеятельности бактерий» (строка 2), используя текст учебника и информацию модуля 030 Бактерии -древнейшие организмы. Жизнедеятельность бактерий. http://85.142.23.53/packages/rgpu/950D3FC1-B2EC-CE15-4FBB-4882782450BC/1.0.6.1/bio_2007_030_i.oms




  1. Учащиеся по одному выходят к доске, исправляют ошибки.

  2. Заполняют таблицу, опираясь на полученные знания, (можно пользоваться учебником, данными на слайде модуля 030 Бактерии - древнейшие организмы. Жизнедеятельность бактерий)


Физкультминутка

  1. Контролирующее задание

1.Соотнести определения с изученными терминами и понятиями (данное упражнение выполнено на социальном сервере LearningApps http://learningapps.org/display?v=x8y38w63):
А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) Сапротрофы

Г) Паразиты

Д) Цианобактерии

Е) Аэробы

Ж) Анаэробы

З) Прокариоты

И) Эукариоты

К) Фотосинтез

1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород

3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ

5) Бактерии, способные к фотосинтезу

6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.

7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.

9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред

10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.
Примечание: если нет возможности выхода в интернет, та данное задание будет на слайде презентации)

Выполняют задание у доски, если затрудняются могут воспользоваться учебником, записями в тетради.

7.Рефлексия

Раздаёт каждому анкету (см.Приложение 3)

Заполняют анкету, ставят на ней символы:

смайлики-очень понравилось
понравилось

-не понравилось

8.Домашнее задание

  1. Задание для всех: параграф 9, зарисовать бактериальную клетку, подписать её составные части (если такое задание будет в тетради на печатной основе, то это задание выполняют в этой тетради). Записать новые термины в словарик.

  2. Задания на выбор:

  1. Составить кроссворд по новой теме

  2. Прочитать текст, проанализировать его, ответить письменно на поставленный вопрос:

«Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяцами, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымившиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Только некому было ни ходить, ни летать, ни ползать - ничего живого не было на Земле, опаленной, темной, с ядовито-кислой водой, с ядовитым воздухом. И долго еще планета была безжизненной и пустынной. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5-3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине-зеленые водоросли, производительницы свободного кислорода. Итак, они появились… Бактерии господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились другие организмы. Пройдя такой длинный эволюционный путь, они до сих пор являются процветающей группой организмов.

Вопрос: Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами?


  1. Проведите опыт: нарежьте неочищенный картофель небольшими кубиками, поместите в небольшую посуду, залейте доверху водой и нагрейте до 80 С . Для заражения приготовленной питательной среды спорами картофельной палочки опустите в нее небольшой комочек почвы, после этого поставьте в теплое место на три дня. Принесите раствор с культурой бактерий на следующий урок.






Приложение к уроку «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Приложение 1

Таблица 1 «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Признаки бактериальной клетки

Характеристика признаков бактериальной клетки

  1. Особенности строения бактериальной клетки




  1. Процессы жизнедеятельности бактериальной клетки:

а) питание

б) дыхание

в) размножение

г) приспособление к перенесению неблагоприятных условий




  1. Место обитания бактерий





Приложение 2

Информационные листы для групповой работы

Группа 1 «Процессы жизнедеятельности бактерий: питание»

  1. Прочитайте внимательно текст и отвтетье устно на вопросы:

а) Кто такие автотрофы? Какие организмы, кроме бактерий можно отнести к автотрофам? Почему?

б) Что такое хлорофилл? Для каких клеток он характерен?

в) Вспомните, что такое фотосинтез. Какое занчение он имеет для жизни на Земле?

г) Какие бактерии способны фотосинтезировать? Какое это имеет значение для жизни других организмов?

2. Выпишите новые для вас термины.

3. Подготовьте краткое выступление по данному тексту.

Бактерии различаются по способам питания. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы - это организмы, способные в своих клетках образовывать органические вещества из неорганических под влиянием солнечного света или окисления минеральных веществ. Бактерии-автотрофы, в клетках которых содержится хлорофилл –вещество, поглощающее энергию солнечного света. Используя поглощённую энергию, бактерии из более простых неорганических веществ создают сложные органические -осуществляют фотосинтез. Примером таких бакетрий являются цианобактерии, которые являются производителями органических веществ для других живых организмов и поставщиками кислорода в атмосферу Земли.

Группа 2 «Процессы жизнедеятельности бактерий: питание»

  1. Прочитайте внимательно текст и отвтетье устно на вопросы:

а) Кто такие гетеротрофы? Какие организмы, кроме бактерий можно отнести к гетеротрофам?

б) На какие группы по способам питания можно подразделить бактерий-гетеротрофов.

в) Составьте схему «Бактерии-гетеротрофы». Приведите примеры к каждой группе бактерий-гетеротрофов.

2. Выпишите новые для вас термины.

3. Подготовьте краткое выступление по данному тексту.
Бактерии различаются по способам питания. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы. Гетеротрофы – это орагнизмы, которые питаются готовыми органическими веществами. Гетеротрофные бактерии подразделяются на сапротрофов, симбионтов, паразитов.

Бактерии –сапротрофы (греч.сапрос – «гнилой» и трофе –« пища») извлекают вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала. Например, это бактерии гниения.

Бактерии-симбионты (греч.симбионтос-сожительствующий) живут внутри других организмов и часто приносят ощутимую им пользу. Например,бактерии, живущие внутри кишечника животных, в том числе и человека, перерабатывая их пищу, поставляют им витамины группы В и К.

Бактерии –паразиты живут внутри другого организма (хозяина) или на нём, укрываются или питаются его тканями. Паразиты наносят вред своему хозяину. Они вызывают различные заболевания и даже гибель хозяина. Такие паразиты называются патогенными. Например, это палочка Коха, которя вызывает тяжёлое заболевание у человека туберкулёз.
Группа 3 «Процессы жизнедеятельности бактерий: дыхание»

  1. Прочитайте внимательно текст и отвтетье устно на вопросы:

а) На какие группы можно разделить бактерии по способу дыхания.

б) Как вы думаете, какой способ дыхания появился первым на Земле.

в) Какой способ дыхания получил преимущество при дальнейшем развитии жизни на Земле? Почему?

г) Предположите, какое значение могут иметь бактерии-анаэробы в вашей жизни.

2. Выпишите новые для вас термины.

3. Подготовьте краткое выступление по данному тексту.
Бактерии отличаются друг от друга обменом веществ. У одних он идёт при участии кислорода, у других – без него.

Существует много бактерий, способных к дыханию кислородом. Это аэробы. Такой тип дыхания – наиболее эффективный способ получения энергии из питательных веществ. В этом процессе углеводы, белки и жиры окисляются кислородом воздуха и разлагаются до углекислого газа и воды. Энергия, выделяемая при этом, используется в других процессах жизнедеятельности.

Многие бактерии живут в отсутствии кислорода. Это анаэробы. Энергию они получают в результате процессов брожения различных орагнических веществ. В результате брожения могут получаться различные вещества: спирт и углекислый газ, молочная кислота, уксусная кислота.

Группа 4 «Процессы жизнедеятельности бактерий: размножение и образование спор»

1.Прочитайте внимательно текст и ответьте устно на вопросы:

а) Каким образом происходит размножение бактерий?

б) Что собой представляет спора бактерии?

в) Для чего служит спора бактерии?

г) Если, например, в организм человека попала всего одна такая бактерия, то через 12 ч их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны. Но этого не происходит. Как вы думаете почему?

г) Подумайте, для чего в больницах проводят кварцевание?

2. Подготовьте краткое выступление по данному тексту.
Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях бактерии растут и делятся очень быстро. Например, у кишечной палочки деление повторяется каждые 20-30 минут.

В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде, погибают от ультрафиолетовых лучей. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.
Приложение 3

Анкетирование «Я на уроке биологии»

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / неинтересно

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск