Тема урока: Внешнее и внутреннее строение семени (6 класс)
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Этапы работы
| Содержание этапа
| Оценка эксперта
| 1. Организационный момент:
- организация начала урока;
-мотивация учебной деятельности.
Цели для учащихся:
- включиться в деловой ритм урока;
- сформулировать цель урока;
- определить практическое значение материала урока в твоей жизни.
Цели и задачи для учителя:
- создать благоприятную психологическую атмосферу урока, включить учащихся в деловой ритм урока;
- посредством деятельности детей сформулировать цели и задачи урока, ожидаемые результаты.
- дать определение понятия семя;
- подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес, преобразовать содержание обучения в личностно значимое.
Методы организации работы: беседа с использованием проблемных вопросов, проблемных ситуаций, шуточных рисунков.
Форма организации работы: фронтальная, коллективная (эвристическая беседа).
| 1. Изучение царства растений мы начнем с отдела Покрытосеменные или цветковые растения. Эти растения имеют наиболее сложное строение. Органы цветковых растений мы начнем изучать со строения семени. Почему? (именно из семени вырастает новое растение).
2. В тетрадь записать тему «Строение семени» и определение:
Семя – это зачаточное растение (шуточный рисунок).
3. Проблемные вопросы, вызывающие затруднения у учащихся:
- Почему новое растение вырастает именно из семени? Что есть в семени, что позволяет вырасти из него новому растению?
- Вы посадили на одну грядку в одинаковых условиях семена, при этом одни семена прорастут, а другие нет. Почему?
4. Ответы на эти вопросы найдем в материале нового урока.
5. Учащиеся формулируют и записывают в тетради цель урока: «Узнать внешнее и внутреннее строение семени».
|
| 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (актуализация опорных знаний).
Цель для учащихся: вспомнить органы покрытосеменных растений и их функции.
Цели и задачи для учителя:
- воспроизвести необходимые для овладения новым материалом знания учащихся об органах цветковых растений и их функциях;
- оценить уровень подготовленности учащихся, скорректировать их знания, проверить готовность к восприятию новой информации.
Методы организации работы: фронтальный опрос.
Форма организации работы: фронтальная.
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: успешные ответы учащихся, понимание ими связи вопросов с темой урока. При затруднении в ответах учитель оказывает помощь, задает наводящие вопросы.
Методы мотивирования учебной активности учащихся: использование поощрительных значков за хорошие ответы.
| 1. Если семя – это зачаточное растение, значит, в семени должны содержаться зачатки всех основных органов растения.
2. Беседа по вопросам:
- Какие вы знаете органы покрытосеменных растений?
- На какие группы по функциям делят органы растений? Приведите примеры?
- Назовите функции органов.
- Какие внешние условия необходимы для прорастания семян?
|
| 3. Объяснение нового учебного материала.
Цели для учащихся:
- изучить внешнее и внутреннее строение семян на примере семян пшеницы и фасоли;
- на примере этих растений сравнить строение семян двудольных и однодольных растений.
Цели и задачи для учителя:
- познакомить учащихся со строением семян двудольных и однодольных растений;
- осмысление новых знаний при сравнении семян двудольных и однодольных растений;
- развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, находить главное, самостоятельно работать с учебником, составлять схемы.
- работая с учебником и схемами, научить путям достижения поставленных целей;
- при коллективном выполнении заданий, создать атмосферу сотрудничества и заинтересованности, наличие обратной связи с учащимися, развитие у них коммуникативных способностей.
Основные положения нового материала;
1. Общая схема строения семян.
2. Строение семени однодольных (на примере пшеницы).
3. Строение семени двудольных (на примере фасоли).
4. Сравнение семян двудольных и однодольных растений.
Методы организации работы: использование проблемных вопросов, рассказ учителя с элементами беседы, составление схем, работа с учебником и тетрадью, при сравнении своей работы с правильным ответом – контроль и самопроверка знаний.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная (эвристическая беседа).
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:
- могут рассказать о строении семян и их сравнить;
- успешно самостоятельно составляют схемы строения семян;
- умеют найти из предложенного материала нужную информацию, вычленить главное.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу:
- активность в ответах на вопросы,
- наличие уточняющих вопросов в сложных местах.
Методы мотивирования учебной активности учащихся: использование поощрительных значков.
| 1. Семена разных растений очень разнообразны по внешнему виду, окраске, размерам (рис. 24, 25). Но в строении их есть и общие признаки. Составим общую схему строения семян.
Схема составляется учителем с использованием проблемной ситуации:
- Давайте подумаем, что должно быть в семени, если бы не природе, а вам пришлось создавать семена?
Семя
Покровы Зародыш Запас пит. в.
- Обсуждается с учащимися значение покровов, зародыша и запаса питательных веществ.
- Почему при одинаковых условиях не все семена прорастают? 2. По строению семени все цветковые растения делят на два класса: двудольные и однодольные.
Строение семени однодольных растений рассмотрим на примере семени пшеницы (таблица и рис. 26).
Составление схемы:
Семя пшеницы (однодольные)
Покровы Зародыш: Запас пит. вещ.
Корешок в эндосперме
Стебелек
Почечка
1 семядоля
Задание ученику:
- Рассказать строение семени пшеницы по схеме на доске. 3. Семя двудольных рассмотрим на примере семени фасоли (рис.26)
Задание учащимся:
- Самостоятельно с использованием текста учебника составить схему строения семени фасоли, аналогично предыдущей схеме.
- Рассказать строение семени фасоли по схеме в тетради.
Дополнительная информация:
Запасные питательные вещества у двудольных могут содержаться не только в семядолях, но и в других частях зародыша и в эндосперме.
4. Сравнить семя пшеницы и фасоли (обобщающая беседа):
- Сходства
- По каким признакам отличаются.
- Показать запись на доске:
Покровы, Количество семядолей, Расположение питательных веществ.
- Какой признак главный? Подчеркнуть.
- Назовите отличия семени фасоли и пшеницы по плану на доске, начиная с главного признака.
|
| 4. Закрепление учебного материала:
- первичное закрепление знаний;
- подведение итогов урока. Рефлексия.
Цели для учащихся:
- используя натуральные объекты подкрепить свои знания о строении семян двудольных и однодольных растений;
- оформить записи в тетради и получить хорошую оценку.
Цели и задачи для учителя:
- продолжить формирование умений учащихся работать с натуральными объектами, выполнять лабораторные работы;
- осмыслить, систематизировать, обобщить и закрепить новые знания и умения;
- осуществить первичную проверку усвоения и понимания нового материала;
-установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами, внести коррективы.
Методы организации работы: лабораторная работа, фронтальная беседа.
Формы организации работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения нового материала:
Правильность выполнения лабораторной работы и таблицы по сравнению, хорошие оценки за эту работу.
Возможные пути и методы реагирования на ситуации, когда часть учащихся не освоила новый материал:
- при выполнении лабораторной работы учитель оказывает помощь;
- При сравнении семян в таблице помощь не оказывается. В случае выявления ошибок при проверке, проводится коррекция знаний на следующем уроке.
| 1. Записать в тетради отличия семян двудольных и однодольных растений (по плану на доске).
2. Выполнить лабораторную работу №5.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Вернуться к вопросам начала урока: Почему семя – это зачаточное растение? Какие особенности строения семени позволяют ему дать начало новому растению?
- Какова практическая значимость изученного материала для вас?
- Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?
|
| 5. Задание на дом.
Цели для учащихся:
- используя текст параграфа 10 и записи в тетради выучить внешнее и внутреннее строение семян, уметь отвечать на вопросы.
- выполняя творческие задания сформулировать проблемные вопросы к теме следующего урока «Условия прорастания семян».
Цели и задачи для учителя:
- объяснить особенности выполнения домашнего задания.
- мотивировать выполнение учащимися дополнительных заданий хорошими оценками.
Критерии успешного выполнения творческих заданий:
- наличие рисунков, соответствующих теме;
- наличие описания наблюдений.
| 1. Прочитать параграф 10, ответить на вопросы после параграфа, выучить записи в тетради.
2. По желанию дополнительные творческие задания:
- Нарисовать шуточные рисунки под девизом: «Семя – это зачаточное растение».
- Провести наблюдения за проращиванием семян. Подумать над вопросами:
Почему не все семена прорастают?
Почему так важно замочить семена перед проращиванием?
Какой орган первым начинает прорастать, и какое это имеет значение?
|
| |