Предмет Биология Класс шестой Тема





Скачать 107.4 Kb.
НазваниеПредмет Биология Класс шестой Тема
Дата публикации08.07.2013
Размер107.4 Kb.
ТипЗанятие
100-bal.ru > Биология > Занятие
Сценарий урока с использованием компьютера.

Образовательное учреждение Томская область, Шегарский район, село Мельниково, Муниципальная общеобразовательная школа № 1

Предмет Биология

Класс шестой

Тема «Лишайники»

Учебно – методическое обеспечение: автор учебно - методического комплекса –

В.В. Пасечник

Необходимое оборудование и материалы для занятия: гербарий «Лишайники», кора берёзы с лишайником Пармелии, компьютерное сопровождение

Продолжительность занятия - 40 минут

Авторский медиапродукт – презентация 19 слайдов (среда Power Point, Paint, Word.)

Вид медиапродукта - наглядная презентация учебного материала

Задачи урока:

Учебная-познакомить учащихся со своеобразием организма лишайников, их особенностями строения, размножения; приспособленностью к симбиотическому образу жизни; определить их рольв природе и жизни человека.

Развивающая- способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся: умению наблюдать, сравнивать, и делать выводы; развивать умение презентировать свой медиапродукт в ходе урока.

Воспитательная- воспитывать чувство ответствености за экологическое состояние окружающей среды, любовь и уважение к живой природе.

План занятия



Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время реализации

1

2

3
4

5


6


Организационный момент
Повторение материала
Целевая установка
Изучение нового материала

Закрепление изученного материала
Домашнее задание

Проверка готовности к уроку
Проверка знаний учащихся, полученных ранее

Сообщение темы, задач урока, представление группы учащихся – исследователей
Рассказ учителя, организация самостоятельной деятельности учащихся с учебником и рабочей тетрадью

Беседа по вопросам


Разъяснение

Дифференцированного объёма работы

Подготовка к уроку

Ответы учащихся на вопросы
Восприятие
Восприятие, презентация исследовательских работ, самостоятельная работа с учебником и выполнение упражнения в рабочей тетради
Дискуссия, ответы на вопросы

Запись в дневниках, выбор задания

1 минута

10 минут

2 минуты
15 минут

10 минут


3 мин


Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Повторение материала по теме «Водоросли»

Учитель: на прошлых уроках вы изучили низшие растения- водоросли. Сегодня сказочные герои Нептун и Русалочка приглашают вас на экскурсию в своё подводное царство для того, чтобы закрепить ваши знания о водорослях. (Слайд №2)

  1. Русалочка очень любит свои подводные растения. Она спрашивает: «Знаете ли вы водоросли, произрастающие в их подводном царстве?» Назовите их. (Слайд №3)

  2. Нептун составил кроссворд и предлагает его вам разгадать (Слайд №4):

  1. Место обитания водорослей -… (вода)

  2. В строении водорослей отсутствуют …(органы)

  3. Главная виновница «Цветения воды» в озёрах - … (хламидомонада)

  4. Так называется тело многоклеточных водорослей -… (слоевище)

  5. Зелёная пластида в клетках водорослей - … (хроматофор)

  6. Процесс, протекающий в хроматофоре -… (фотосинтез)

  7. Способ размножения водорослей при помощи спор в тёплое время

года - …(бесполый)

  1. Орган прикрепления к корягам и камням -… (ризоид)

  1. Русалочка спрашивает: «Кубышка и спирогира живут в одном водоёме. Можно ли их отнести к одной группе «Водоросли»?» (Слайд № 5) Очень любит Нептун «заморочки из бочки». В этот бочонок он спрятал предметы:

1) В бочонке находится консервированный продукт, который пополнит запасы йода в вашем организме. Что находится в бочонке? (Салат из морской капусты- ламинарии)

2) В бочонке находится кондитерский продукт, в который добавляют вещество, добываемое из красных водорослей. Что находится в бочонке? Как называется это вещество? (Мармелад, вещество называется агар – агар)

5. Нептун и Русалочка очень обеспокоены экологическим состоянием водоёмов и поэтому задают вам следующие вопросы:

1)Какую роль играют водоросли в природе?

2) Каковы правила поведения у водоёма?

(Слайд №6) Нептун и Русалочка приглашают вас в тёплые летние деньки на озеро Родниковое. Не забудьте, что нужно соблюдать чистоту и бережно

относиться ко всем обитателям водоёма

  1. Целевая установка

Тема нашего урока «Лишайники» (Слайд № 7)

Задачи урока:

- познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников

- выяснить, как лишайники приспособились к различным средам обитания;

- какую роль играют лишайники в природе и жизни человека.

Наука о лишайниках называется лихенология.

Среди вас, ребята есть группа юных исследователей – лихенологов, занимавшихся исследованием лишайников. Сегодня они представят свои работы.

( Представление группы ребят – исследователей)

  1. Изучение новой темы

1) Разнообразие и распространение лишайников.

а) Презентация учащимся своего исследования. (Слайды №8-14)

Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более 100 ста миллионов лет назад. Эти организмы очень живучи! Они селятся на голых камнях (Слайд № 9), на обледеневших северных скалах, на песках обожжённой солнцем Сахары, в полярной тундре (Слайд №10) в лесу. Стоит только быть повнимательнее, и вы увидите лишайник на стволах берёз в нашей школьной роще. Лишайник Пармелия похож на покоробившуюся эмалевую краску. Золотистую ксанторию вы обнаружите на стволах осины (Слайд № 11) (Демонстрация лишайников Пармелии и Ксантории на коре берёзы и осины). В тёмном еловом лесу с ветвей деревьев спускаются косматые бороды лишайника Уснеи (Бородача) (Слайд №12). В сосновом лесу в селе Победа на песчаной почве вы сразу заметите ковёр из исландского лишайника, который неправильно называют «исландским мхом». (Слайд №13)Он образует хрустящий ковёр, состоящий из курчавых кустиков с коричневыми лопастями и с белой подкладкой. Этот лишайник содержит много углеводов и его охотно едят олени и другие травоядные. Жители северных стран готовят блюда из этого лишайника. Кустистый лишайник Ягель часто называют «оленьим мхом», так как он является основой пищевого рациона оленей, живущих в тундре.

Лишайники можно подразделить по форме: накипные, листоватые, кустистые. (Слайд № 14)

Рассматривание коллекции лишайников, изготовленной учащимся, работа с гербариями.

б) Выполните упражнение 44 на странице 20 рабочей тетради

2) Устойчивость и особенности роста лишайников.

Сообщение учащегося.

Лишайники удивляют своей неприхотливостью. Они поселяются в совершенно бесплодных местах, где не растут никакие другие растения. Занимая эти бесплодные участки, лишайники как растения – пионеры («пионер» - первый), идут впереди. Используя перегной после их отмирания, могут поселяться на этих местах и другие растения.

Лишайники переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде. Они не боятся горячих лучей солнца, могут разламываться на кусочки. Но стоит только пройти дождю, как они снова оживают. Лишайники очень любят густые туманы.

Лишайники не только неприхотливые растения, но и наиболее медленно растущие организмы. За год могут вырасти всего лишь на 2 мм. Кустик высотой 10 см имеет возраст около 30 лет. Продолжительность жизни лишайников до 50 -100 лет.

3) Причина высокой устойчивости и неприхотливости лишайников.

Постановка проблемы. Лишайники – это живые организмы. Чем объясняется их высокая устойчивость и неприхотливость? Найдите объяснение на странице 64 учебника.

(Влагу лишайники берут из воздуха)

Но лишайникам необходимы и органические вещества. Откуда они их берут? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с клеточным строением лишайников.

4) Клеточное строение лишайника. (Слайд №15)

Рассмотрите рисунок слайда, рисунок в учебнике на странице 64, ответьте на вопросы:

а) из чего состоит тело лишайника? (из нитей грибницы и одноклеточных зелёных водорослей).

б) как вы думаете, какую роль для лишайника играют нити грибницы? (впитывают влагу из воздуха)

в) какую роль для лишайника играют одноклеточные зелёные водоросли?

(в них происходит процесс фотосинтеза, образуются на свету органические вещества)

г) как называют полезное взаимовыгодное существование двух организмов? (симбиоз)

Вывод: Лишайник – симбиотический организм.

5) Чего же боится лишайник?

Выступление учащегося с результатами проведённого им исследования

«Чтобы ответить на этот вопрос, я провёл собственное исследование. По совету учителя я изучил наличие лишайников на деревьях возле автомобильной трассы, в школьном дворе, в парке и в лесу, возле которого мы живём. Объектом моего исследования стал лишайник Пармелия, поселяющийся на коре берёз. Возле трассы лишайника на коре дерева не обнаружил, в школьном дворе – частично, а в парке стволы берёз густо покрыты голубоватым лишайником, особенно с северной стороны, где больше влаги. В лесу лишайники более разнообразны и я собрал из них коллекцию. Заметил, что, чем дальше от дороги, тем лишайников на дереве больше и они выглядят более здоровыми и мощными. Не трудно догадаться, почему. Но я заглянул в энциклопедию. Эврика! Я нашёл подтверждение своим мыслям. Лишайник боится загрязнённого воздуха. Его можно назвать индикатором чистоты воздуха».

6) Размножение лишайника (Слад №16) Рассказ учителя.

7) Роль в природе (Слайд № 17)

1. Лишайники участвуют в почвообразовании;

2. Лишайники – место обитания мелких организмов: жуков, клещей, гусениц, пауков, слизней и других животных;

3. Лишайники – корм для животных.

8) Роль лишайников в жизни человека:

  1. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха;

  2. Лишайники используют для получения натуральных красок.

  3. Лишайники используют в пищу. (Сообщение учащегося)

5.Закрепление изученного материала.

  1. 1 ряд: Дискуссия. (Слайд №18) Попробуйте ответить на вопросы:

Почему лишайники можно отнести к царству Растений?

2 ряд: Почему лишайники можно отнести к царству Грибы?

3 ряд: Почему лишайники нельзя отнести ни к одному из этих царств?

  1. Какие утверждения верны (на столы выдаются карточки с записью данных утверждений):

  1. Лишайники – это организмы – симбионты.

  2. В лишайнике три компонента: гриб, одноклеточная водоросль, бактерии.

  3. Тело лишайника представлено слоевищем.

  4. Различают две основные формы лишайников.

  5. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.

  6. Лишайники ядовиты для животных.

  1. На доске на карточках даны термины. Подберите для них на другой карточке соответствующее определение и перенесите к нужному термину.

Лишайники, слоевище, симбиоз, лакмус, соредии.

- Организмы, состоящие из нитей грибницы и одноклеточных водорослей;

- Одна или несколько клеток водоросли, окружённая нитями грибницы;

- Полезное сожительство гриба и водорослей;

- Тело лишайника;

- Особое вещество для химической промышленности.

6. Домашнее задание (Слайд №19)

Изучить § 13, ответить устно на вопросы к нему §13.
Творческие задания:

  1. Составьте кроссворд по теме «Лишайники»;

  2. Сочините сказку – небылицу «Как гриб искал водоросль»;

  3. Задание на лето: соберите коллекцию лишайников.

Технологический сценарий

  1. Среда: программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, тектовый редактор Microsoft Word.

  2. Продолжительность презентации в виде таблицы:

№ п.п

Структурные элементы

Временная реализация

№ кадра

1

Организационный момент

1 минута

-

2

Повторение материала

10 минут

№2,№3,№4,№5,№6

3

Целевая установка

2 минуты

№7

4

Изучение новой темы

15 минут

№8,№9,№10,№11,

№12,№13,№14,№15

№17

5

Закрепление изученного материала

10 минут

№18


6

Домашнее задание

3 минуты

№19

Схема кадров презентации:


1

1

1

2

3

4

5

6

7



8

9

10

11

12

13

14





15

16

17



18

19


Содержание кадров

  1. Титульный лист

  2. Добро пожаловать в подводный мир;

  3. Как называются эти водоросли;

  4. Кроссворд «Разнообразие водорослей»;

  5. Кубышка и спирогира;

  6. Приглашение на озеро Родниковое;

  7. Тема урока, цель;

  8. Разнообразие лишайников. Титульный лист презентации учащегося;

  9. Лишайник на камне;

  10. Лишайники в тундре;

  11. Ксантория и Пармелия;

  12. Лишайник Уснея;

  13. Цетрария, Кладония, Ягель;

  14. Формы лишайников;

  15. Клеточное строение лишайника;

  16. Размножение лишайников;

  17. Роль лишайников;

  18. Дискуссия;

  19. Домашнее задание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет Биология Класс шестой Тема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет биология, 11 класс, тема урока «Глобальные экологические проблемы человечества»
Предмет Биология Класс шестой Тема iconНазвание Предмет Направление
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Предмет Биология Класс шестой Тема iconКалендарно-тематическое планирование по истории в 6 класс
Тема: «Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта. Путешествие с компасом». Это шестой урок в разделе «Ориентирование в...
Предмет Биология Класс шестой Тема iconУрок-повторение Тема «Экологические группы птиц»
...
Предмет Биология Класс шестой Тема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 9 классы. Биология 10 –...
Предмет Биология Класс шестой Тема iconРабочая программа Предмет: Биология
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Предмет Биология Класс шестой Тема iconПредмет: биология. Тема
Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество
Предмет Биология Класс шестой Тема iconСонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 класс. М.: Дрофа, 2006. 138с. 11, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями,...
Предмет Биология Класс шестой Тема iconТехнологическая карта урока Предмет: биология Класс: 5В(фгос)
Моу «Сертоловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
Предмет Биология Класс шестой Тема iconПредмет: биология. Подготовила учитель биологии Михайлова Альбина Петровна
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Предмет Биология Класс шестой Тема iconМетодическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету...
Бердникова Елена Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории маоу сош №53 п. Ильиногорска Володарского муниципального...
Предмет Биология Класс шестой Тема iconТематическое планирование курса общая биология 11 класс
Эволюционная теория, ее предмет, задачи, методы, практическое и теоретическое значение и связь с другими науками
Предмет Биология Класс шестой Тема iconТема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Предмет Биология Класс шестой Тема iconПредмет: Биология Класс: 10. Технология
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления
Предмет Биология Класс шестой Тема iconПроект урока предмет биология класс 7
Общечеловеческие: формирование гражданского сознания, ответственного отношения к природе, к окружающему миру, к живым существам вокруг...
Предмет Биология Класс шестой Тема iconПредмет Мировая художественная культура класс 7 класс тема уроков:...
МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск