Предмет: Биология Класс: 10. Технология





Скачать 185.14 Kb.
НазваниеПредмет: Биология Класс: 10. Технология
Дата публикации19.08.2014
Размер185.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Пульнева Раиса Николаевна,

учитель биологии МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьск, ЯНАО.

Предмет: Биология

Класс: 10.

Технология: Урок в технологии критического мышления.

Тема урока: «Индивидуальное развитие организмов».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление).

Цели по содержанию:

Образовательная – продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов, создать условия для формирования умений характеризовать этапы эмбрионального развития, определять производные зародышевых листков; расширить знания обучающихся о закономерностях постэмбрионального развития организмов, характеризовать прямое и непрямое развитие организмов; определить влияние условий окружающей среды на онтогенез (развитие эмбриона и после зародышевое развитие организмов).

Развивающая – продолжать формирование коммуникативной компетентности, умения самостоятельно добывать знания, используя приемы «обучение сообща» - совместная поисковая деятельность и формирование навыков коммуникации.

Воспитательная – создать условия для увлеченной работы с учеником и дополнительной литературой; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности; воспитание чувства патриотизма и гордости за отечественных ученых, внесших вклад в изучение онтогенеза.

Методы обучения: частичный поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Средства обучения:

  1. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова; под ред.акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова – 5 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 – 368с: ил.

  2. Общая биология. Базовый уровень 10-11 кл. электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. ООО «Дрофа», 2011.

  3. Фрагменты фильмов «Эмбриональный период развития земноводных животных», «Развитие насекомых с полным непрямым превращением и неполным непрямым превращением».

  4. Портреты ученых К.М.Бэра, А.О.Ковалевского, И.И.Мечникова, А.Н.Северцова.

  5. Таблицы со схемами разных типов развития животных.

  6. Самодельные рисунки периодов онтогенеза.

  7. Влажные препараты. Развитие рыбы, лягушки, курицы, крысы.


Технологичная карта урока

Этапы урока

Цели на каждом этапе урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические приемы

Система ожидаемых умений

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, отмечает отсутствующих, проверяет готовность рабочего места ученика.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.







Вызов

  1. Актуализировать имеющиеся знания.

  2. Побудить интерес к получению новой информации об эмбриональном и постэмбриональном развитии организмов.

  3. Побудить учащихся к активной деятельности на уроке.

Вступительное слово учителя
На предыдущих уроках мы познакомились с размножением живых организмов, что обеспечивает передачу наследственной информации, преемственность поколений, увеличение численности организмов.

Каждый живой организм, обитающий на Земле, в определенное время и в определенном месте имеет начало и конец своего существования, проходит жизненный путь – онтогенез.










Вспоминают материал о развитии животных.

«Мозговой штурм»

Концентрация внимания

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Как вы считаете, с чего начинается онтогенез каждого живого организма?

  2. А до рождения этот организм уже существовал в утробе матери?

Отвечают на вопросы и формулируют выводы.

(с рождения)
(эмбрион или зародыш)




Определение ключевых понятий

  1. Как называется первый период жизни (онтогенеза)?

(эмбриональный период)







  1. С какого момента начинается эмбриональное развитие и когда заканчивается?



  1. С какого момента начинается постэмбриональное развитие и когда оно заканчивается?

Корректирует ответы учащихся.

(начинается с оплодотворенной яйцеклетки – зиготы

заканчивается рождением или выходом из яйцевых оболочек)

(начинается с момента выхода организма из яйцевых оболочек, а при внутриутробном развитии у млекопитающих – с момента рождения заканчивается – смертью организма)







Составляет схему на доске

Этапы онтогенеза

Составляют схему в тетради

Отбор информации

Представление информации в виде схемы

Делает вывод и дает определение – онтогенез – индивидуальное развитие организма.

Обобщают и дают определение онтогенеза

Записывает тему урока на доске

Корректирует и сообщает задачи урока

Определяют тему и задачи урока

Осмысление

  1. Самостоятельно получить новую информацию об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития, уметь охарактеризовать их.

  2. Уметь характеризовать их.

  3. Выяснить, что является производными зародышевых листков.

  4. Выявить типы постэмбрионального развития.

  5. Определить влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона, рост и развитие организма после рождения.

  6. Поддерживать познавательный интерес.

  7. Отследить степень активности учащихся в групповой работе.

Учитель предлагает работу в группах. Сообщает критерии оценки групповой работы.

Учащиеся делятся на группы.







С целью определить этапы эмбриогенеза предлагает просмотр кинофрагмента «Эмбриональный период развития земноводных».

Смотрят кинофрагмент, определяют этапы эмбриогенеза позвоночных животных – дробление, гаструляция, органогенез.

Демонстрация с помощью презентации

Концентрация внимания.

Выделять главное

С целью определить этапы (периоды) постэмбрионального развития предлагает воспитываться дополнительной литературой (справочники, интернет)

Учащиеся работают с интернет источниками и определяют этапы: ювенальный, пубертатный, старость, смерть.




Умение работать с интернет источниками

С целью определить типы дорепродуктивного периода постэмбрионального развития предлагает просмотр слайдов «Постэмбриональное развитие у животных».

Смотрят кинофрагмент, определяют типы развития: прямое и непрямое развитие с превращением (метаморфоз).







Организует самостоятельную работу учащихся с текстом и рисунками учебника и дополнительной литературой по группам.

Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника определяют и записывают в тетради названия стадий, письменно отвечают на вопросы, делают свои рисунки, подписывают их, обсуждают результаты в группе и формируют выводы.

«Обучение сообща»

Умение слушать, передавать прочитанное в сжатом виде, умение вести диалог. Обобщать, делать выводы.

Группа №1. Задания

1. Ознакомьтесь с содержанием статьи «Дробление» в §3.8 учебника на с.125.

Внимательно рассмотрите рис.62 на стр.126.

Работа с текстом учебника




Работать с источником информации.

  1. Ответьте на вопросы.

- какой процесс изображен на этом рисунке?

- какой тип деления клетки лежит в его основе?

Отвечают на вопросы

(дробление)

(митотический тип деления; образуется бластула).

Поиск ответов на вопросы.




  1. Обсудите результаты самостоятельной работы в группе.

Коллективная работа, обмен мнениями

Работа в группе

Систематизировать материал

  1. Представьте выполненное задание у доски с использованием рисунков (схем).

Составляют схемы, рисунки




Составлять схемы




Группа №2. Задания

1. Ознакомьтесь с содержанием статьи «Гаструляция» в §3.8 учебника на с. 125. Внимательно рассмотрите рис.62 на стр.126.

Работа с текстом учебника




Умение работать с источником информации, текстом учебника

  1. Ответьте на вопросы.

- какой процесс изображен на этом рисунке?

- в чем его особенности у представителей разных систематических групп животных?

Сделайте вывод.

Отвечают на вопросы:

(процесс гаструляции)

(зародыш гаструла состоит из 2х зародышевых листков – эктодермы и энтодермы)

Поиск ответов на вопросы

Умение искать информацию

  1. Обсудите результаты самостоятельной работы в группе.

обмениваются мнениями

Обучение сообща

Высказывать собственное мнение

  1. Представьте выполненное задание у доски с использованием рисунков (схем).

Составляют схемы




Представление информации схематически

Группа №3. Задания

  1. Ознакомьтесь с содержанием статьи «Органогенез» в §3.8 учебника на с.125-127.

Внимательно рассмотрите рис.62 на стр.126.

Самостоятельно изучают информацию об этапе дифференцировки клеток в эмбриональном развитии.

Ведение бортового журнала

Умение конспектировать

  1. Ответьте на вопросы.

- какой процесс изображен на этом рисунке?

- каков результат органогенеза?

- что такое гомология зародышевых листков?

Отвечают на вопросы:

(процесс органогенез),

(зародыш нейрула),

(закладывается комплекс осевых органов).




Владеть приемами рационального запоминания.


  1. Обсудите результаты самостоятельной работы в группе.

Обсуждают результаты работы.

Производные, трех зародышевых листков:

эктодерма – нервная система, органы чувств, кожа

энтодерма – жабры, легкие, печень и поджелудочная железа, эпителий кишки.

мезодерма – кровь, лимфа, почки, хрящи, костная и мышечная системы.

Обучение сообща

Умение выделять главное, анализировать

  1. Представьте выполненное задание у доски с использованием рисунков, таблицы или составьте кластер.

Составляют кластер.

Кластер

Представлять информацию графически

Группа №4. Задания

  1. Ознакомьтесь с содержанием статьи «Постэмбриональный период» в §3.8 учебника, на с.128-129. Внимательно рассмотрите рис.63 на с.128.

Самостоятельно изучают информацию о разнообразии типов постэмбрионального развития организмов, подробно прямое и непрямое развитие, рост ограниченный и неограниченный, значение регенерации.

Ведение бортового журнала

Расширение и систематизация знаний

  1. Ответьте на вопросы:

- какие существуют типы постэмбрионального развития организма?

- какой процесс изображен на этом рисунке?

- вспомните их курса зоологии типы развития насекомых.

(прямое и непрямое) (метаморфоз)

(последовательные стадии метаморфоза у лягушки)

(с полным непрямым превращением и с неполным непрямым превращением)

Ведение бортового журнала

Высказывать свое мнение, объяснять различия в типах развития

  1. Обсудите результаты самостоятельной работы в группе

Обсуждают результаты работы. Прямое развитие.

Непрямое развитие.

Отмечают преимущества развития с метаморфозом.

Обучение сообща

Умение систематизировать материал в логической последовательности

  1. Представьте выполненное задание у доски с использованием рисунков, схем.

Составляют схемы, рисунки

Графическое выражение информации

Представляет информацию графически

Группа №5. Задания

  1. Прочтите предложенный текст, рассмотрите рисунки.

Изучают дополнительную литературу о выяснении факта взаимовлияния частей развивающегося зародыша, особенностях определенного и неопределенного типа роста организмов; сравнивают продолжительность постэмбрионального периода развития у разных животных.

Смысловое чтение

Развитие мыслительной деятельности

  1. Ответьте на вопросы.

- что влияет на рост и развитие в постэмбриональном периоде?

- какое влияние на развитие эмбриона, рост и развитие организма оказывают негативные факторы и условия окружающей среды?

Отвечают на вопросы:

(условия внешней среды)

(вызывают патологические изменения развития)




Систематизировать материал

  1. Обсудите результаты работы в группе.

Отмечают негативное влияние никотина, алкоголя, наркотиков, лекарств, вирусных заболеваний на развитие человека. Высказывают свои суждения.

Обучение сообща

представить информацию в графическом виде.

  1. Составьте кластер.

Составляют кластер

Кластер

Высказывать свое мнение

Рефлексия

  1. Организовать целостное осмысление и обобщение полученной информации.

  2. Выработать собственного отношения к изучаемому материалу.

  3. Организовать самооценку усвоения знаний по теме.

Итоговая беседа о сложных процессах онтогенеза и о влиянии условий окружающей среды на развитие организма с использованием следующих вопросов:

  1. Что такое онтогенез?

  2. Из каких периодов состоит онтогенез?

  3. Назовите этапы эмбриогенеза и поясните, что представляет собой зародыш на каждом этапе.

  4. Поясните этапы постэмбрионального периода.

  5. Чем отличаются циклы развития насекомых с полным и неполным превращением?

Учащиеся отвечают на вопросы, используя ранее полученные знания, заканчивают составление схемы в тетради, делают выводы

Восстановление логической цепочки

Составлять схемы.

Умение делать выводы

Составьте синквейны.

Составляют синквейны

Синквейн

Резюмировать информацию. Умение владеть терминологией.

Подводит итог урока, определяет количество баллов для каждой группы.

Выставляют оценки с комментарием по факту участия в работе группы.




Овладение способами взаимоконтроля, самооценки.

Домашнее задание

  1. Проверить усвоение материала.

  2. Творческое задание

Изучить §3.8 ответить на вопросы 1-8 на с.129, по желанию написать эссе «Факторы влияющие на эмбриональный и постэмбриональный период развития человека»

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя

Эссе

Создавать письменные высказывания


Методические рекомендации
В структуре урока в технологии критического мышления выделяют три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова рекомендую давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, сочетать индивидуальную и групповую работу, осуществлять обмен мнениями и совместно с учащимися систематизировать информацию и фиксировать ее в виде схемы.

Индивидуальное развитие организмов




ОНТОГЕНЕЗ

Эмбриональный период

Постэмбриональный

период

з

и

г

о

т

а

Определить этапы!

р о ж д е н и е

Определить этапы!

с

м

е

р

т

ь

На стадии осмысления рекомендую просмотр видеофильма «Эмбриональный период развития земноводных» для представления целостности процесса – эмбриогенеза, в дальнейшем при выполнении задания характеризировать этапы эмбриогенеза (работа в группах) необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Работа с источниками информации, обмен мнениями, совместная систематизация полученной информации и выражение ее в графическом виде (составление кластера), учащиеся выступают и защищают составленные ими кластеры, например: выясняют, что является производным трех зародышевых листков:



Также рекомендую просмотр слайдов и видеофрагментов «Постэмбриональное развитие организмов» для работы по составлению схем.

Учащиеся составляют схемы.

Типы развития




Прямое (без превращения)

Непрямое (с метаморфозом)




Неличиночное

Внутриутробное

С полным непрямым превращением

С неполным непрямым превращением




(рыбы, пресмыкающиеся, птицы)

(млекопитающие, человек)

Четыре стадии:

Три стадии










(яйцо→личинка→куколка→имаго)

Примеры: насекомые (двукрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, миноги, земноводные)

(яйцо→личинка→имаго)

Примеры: насекомые (прямокрылые)

Пятая группа определяет отрицательное влияние окружающей среды на развивающийся эмбрион, группирует действующие факторы, отмечают отрицательное влияние климата ЯНАО.
Составляют кластеры, например

Учащиеся самостоятельно делают вывод, что учитывая воздействие данных факторов необходимо вести здоровый образ жизни, чтобы иметь здоровое потомство.
На стадии рефлексии, которая активно способствует развитию навыков критического мышления, предлагаю вернуться к началу урока. Совместно с учащимися обобщаем, делаем выводы, и заканчиваем составлять схему, начатую в начале урока.


Индивидуальное развитие организмов




ОНТОГЕНЕЗ




Эмбриональный период

Постэмбриональный

период




з

и

г

о т

а

дробление

гаструляция

органогенез



р о ж

д е н и е

Дорепродуктивный

Репродуктивный

Пострепродуктивный

с

м

е

р

т

ь

бластула

гаструла

нейрула








В дальнейшем делать вывод и резюмировать информацию можно в виде синквейна, например некоторые из них.

Бластула

шарообразная, однослойная

делилась, дробилась, превращалась

Зародыш с полостью внутри

Сфера

Нейрула

трехслойная, вторичнополостная

Обособляется, сворачивается, развивается

Образуется комплекс осевых органов

Органогенез.


Гаструла

двухслойная, дифференцированная

впячивается, расслаивается, обрастает

Использование генетической информации клеток

Желудок


Эмбрион

маленький, скрученный

дробится, впячивается, формируется

Сходный у большинства многоклеточных животных

Зародыш


Для выполнения домашнего задания предлагаю учащимся написать эссе по теме «Влияние факторов окружающей среды на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека», где учащиеся могут написать мини сочинение в свободной форме и изложить свое личное мнение и отношение к данной теме.

В рамках технологии критического мышления на данном уроке применялись следующие методические приемы: «мозговой штурм», «ведение бортового журнала», «обучение сообща», кластеры, синквейны, эссе, что способствует формированию навыков коммуникации.
Литература:

  1. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. школ с углубленным изучением биологии / А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и др.; Под ред. А.О.Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.: ил. (с.120-127).

  2. «Размножение организмов. Деление клеток. Способы размножения организмов «Онтогенез» / Р.А.Петросова. – М.: Дрофа, 2003, - 64 с.: ил. (с.49-54).

  3. Общая биология. 11 класс: Метод.пособие / Кулев А.В. – СПб.: «Паритет», 2001. – 192 с. (с.129-134).

  4. Размышления о размышлении // Материалы семинара «Развитие критического мышления через чтение и письмо». / Бустром Р. – 1999.

  5. Ода синквейну / Викентьева И. // Перемена. – 2002. - №3

  6. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие / Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 208 с. (с.32-46).

  7. Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л.В.Ёлкина. – Минск: Современная школьная: Кузьма, 2009. – 416 с. (с.340-342).

  8. Журнал «Биология в школе» №2, 2004г / Г.А.Русских «Технология развития критического мышления» (с.28-33).




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconКонспект урока технологии в 5 классе. Ф. И. О. Джумагалиев Забигулла...
Учебник: Сасова А. И. 5 класс «Технология» учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Вентана Граф, 2010 г
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconНазвание Предмет Направление
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconКонспект урока Тема урока: «Зимние забавы» Предмет: Рисование Учитель:...
Описание технологии: Применение знаний, умений и навыков на практике в сотрудничестве
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconКалендарно-тематическое планирование предмет: Технология (технический труд) учитель: класс

Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconТематический план по технологии (для девочек 5-7 классов) Предмет:...
В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 9 классы. Биология 10 –...
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconРабочая программа Предмет: Биология
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconПредмет Биология Класс шестой Тема
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconРабочая программа по технологии на 2010-2011 учебный год Предмет...
Программа: Планета Знаний. Технология. О. В. Узорова; Е. А. Нефёдова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений....
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconСонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 класс. М.: Дрофа, 2006. 138с. 11, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями,...
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconПредмет: биология. Подготовила учитель биологии Михайлова Альбина Петровна
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconТехнологическая карта урока Предмет: биология Класс: 5В(фгос)
Моу «Сертоловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconТематическое планирование курса общая биология 11 класс
Эволюционная теория, ее предмет, задачи, методы, практическое и теоретическое значение и связь с другими науками
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconРабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 68 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной...
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconРабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 70 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной...
Предмет: Биология Класс: 10. Технология iconПроект урока предмет биология класс 7
Общечеловеческие: формирование гражданского сознания, ответственного отношения к природе, к окружающему миру, к живым существам вокруг...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск