Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 70 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология 5 - 7 класс» и к программе «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2009).
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, и с учетом направленности классов реализуется программа базисного уровня в 5 - 7 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о профессии портного будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления опыта известных конструкторов, модельеров и изобретателей швейной индустрии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Для технологического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данный календарно-тематический план предусматривает использование следующего дидактико-технологического оснащения, включая словари, справочники:
Требования к уровню подготовки учащихся 5 - 7 классов
Должны знать:
понятия технического творчества, законы и закономерности строения и развития техники;
методы технического творчества;
технологию пошива простых изделий;
технологию приготовления пищи;
технологию изготовления сувениров, выполненных в различных техниках;
основные виды художественной обработки материалов.
Должны уметь:
проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического творчества в создании новых объектов;
проводить расчеты и строить чертежи выкроек;
выполнять поузловую обработку швейных изделий;
готовить простые блюда и сервировать стол;
правильно организовывать учебное место.
Должны владеть компетенциями:
-учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию); - информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде); - социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).
Тематический план ориентирован на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
Для учащихся:
1.Симоненко, В. Д. Технология : учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко, А. Н. Богатырев, О. П. Очинин [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. -М. : Вентана-Граф, 2009 - 288 с.
2.Симоненко, В. Д. Технология : учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко, А. Н. Богатырев, О. П. Очинин [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. -М. : Вентана-Граф, 2009 - 288 с.
3.Технология. 7 класс : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2009.
Содержание программы для 5 класса
Раздел 1: Элементы материаловедения – 2 часа
Натуральные волокна растительного происхождения. Производство ткани. Простые ткацкие переплетения, нити основы и утка. Ткани для рабочей одежды. Определение лицевой и изнаночной стороны в ткани.
Раздел 2: Рукоделие – 10 часов
Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке. Правила техники безопасности.Технология отделки швейных изделий вышивкой. Выполнение простейших ручных швов. Технология отделки швейных изделий вышивкой.
Раздел 3: Машиноведение – 10 часов
Устройство и технические характеристики бытовой швейной машины. Техника безопасности при работе на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе, упражнения на ней. Заправка верхней и нижней нити. Выполнение строчек. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.
Раздел 4: Конструирование и моделирование рабочей одежды (фартука) - 8 часов
Общие сведения о построении чертежа швейных изделий. Рабочая одежда и её характеристики.Мерки их условные обозначения, правила снятия мерок. Чтение чертежа фартука. Последовательность построения и оформления чертежа. Последовательность построения чертежей и изготовление выкроек. Особенности моделирования рабочей одежды. Простейшие способы моделирования. Подготовка выкройки фартука к раскрою. Расчет количества ткани на изготовление фартука.
Раздел 5: Технология изготовления фартука – 16 часов
Раскрой фартука. Правила раскроя. Техника безопасности при работе с ножницами и булавками. Начальная обработка основных деталей кроя. Технология выполнения ручных стежков.Технология обработки бретелей и концов пояса Технология выполнения краевых швов при обработке деталей фартука. Соединение грудки с бретелями. Обработка накладных карманов (скалывание, смётывание,стачивание). Обработка боковых сторон нижней части фартука швомв подгибку с закрытым срезом. Определение месторасположения карманов и соединение их с нижней частью фартука. Соединение деталей фартука. Сборка изделия. Художественная отделка изделия. Обработка головного убора.
Раздел 6: Кулинария – 6 часов
Вводное занятие. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Экология жилого дома. Блюда из сырых и варёных овощей. Способы нарезки овощей. Тепловая обработка овощей (варка, тушение, пассировка). Бутерброды: открытые, закрытые и горячие напитки. Питательная ценность ягод и фруктов. Приготовление ягодного желе. Заготовка продуктов. Способы приготовления и хранения запасов из овощей и фруктов.
Раздел7: Искусство чувашей – 18 часов
Чувашская вышивка . Материалы, инструменты, приспособления для вышивки. Изготовление салфетки с чувашским орнаментом. История создания изделий из лоскута. Материалы, инструменты приспособления для лоскутной техники. Технология соединения деталей лоскутного изделия между собой. Ручные работы. Защита творческого проекта.
Содержание программы для 6 класса:
Раздел 1: Элементы материаловедения – 4 часа
Натуральные волокна животного происхождения. Шерстяные и шёлковые ткани. Простые ткацкие переплетения.
Раздел 2: Интерьер жилого дома - 4 часа
Композиция в интерьере. Требования к интерьеру жилого дома:эстетические, энергетические, экономические. Гигиена жилища.Роль освещения в интерьере. Использование современныхматериалов в отделке жилья. Знакомство с профессией дизайнера.
Раздел 3: Уход за одеждой – 2 часа
Виды фурнитуры, применяемые при пошиве одежды.
Раздел 4: Элементы машиноведения – 6 часа
Назначение и принцип действия регуляторов универсальнойшвейной машины. Неполадки а работе швейной машины.Уход за швейной машиной. Устройство машинной иглы.
Раздел 5: Конструирование и моделирование поясного изделия – 10 часов
Виды поясных изделий. Требования, предъявляемые к лёгкойодежде. Мерки, прибавки.Разновидности юбок по крою и силуэту. Запись инструкционных карт.Построения чертежей конической и клиньевой юбок.Чтение чертежей. Последовательность построения основы чертежа конической и клиньевой юбок.Способымоделирования конических и клиньевых юбок.Выбор модели юбок.Последовательность построения чертежей и изготовлениевыкройки юбки.
Раздел 6: Технология изготовления поясного изделия – 18часов
Подготовка выкройки к раскрою. Расчет количества ткани. Правила раскроя. Раскрой юбки. Техника безопасности при работе с ножницами и булавками. Начальная обработка основных деталей. Подготовка юбки к примерке. Порядок проведения примерки. Примерка юбки. Обработка юбки после примерки. Виды и способы обработки застёжки юбки. Заготовка притачного пояса и подготовка верхнего среза юбки. Способы обработки верхнего среза юбки. Способы обработки нижнего среза юбки. Окончательная отделка изделия. ВТО.
Раздел 7: Рукоделие – 16 часов
Отделка изделий чувашской вышивкой. Традиции и обряды. Вышивка в технике счетных швов(крест, полукрест, болгарский крест). Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Изготовление тухьи. Цветоведение.
Раздел 8: Кулинария – 10 часов
Вводное занятие. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Экология воды. Физиология питания. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Блины, блинчики, оладьи. Сладкие блюда (компоты, кисели).Блюда и рыбы и нерыбных продуктов моря. Заготовка продуктов в прок. Роль запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Сервировка стола к ужину. Этикет.
Содержание программы для 7 класса:
Раздел 1: Элементы материаловедения – 4 часа
Технология производства и свойства искусственных волокон. Современные энерго- и материало сберегающие безотходные технологии. Сложные переплетения нитей в тканях. Ткани из искусственных волокон их использование при производстве одежды.
Раздел 2: Элементы машиноведения – 4 часа
Виды соединения деталей в узлах и механизмах швейной машины. Неполадки в работе швейной машины. Назначение и принцип простой и зигзагообразной строчки. Обработка срезов строчкой зигзаг.
Раздел 3: Конструирование и моделирование поясного изделия – 10 часов
Плечевая группа одежды. Системы конструирования швейных изделий.
Мерки и прибавки. Моделирование изделия выбранного фасона. Конструирование швейных изделий. Запись инструкционных карт, построение чертежа ночной сорочки. Чтение чертежей. Последовательность построения основы чертежа ночной сорочки.Последовательность построения чертежей. Изготовлениевыкройки ночной сорочки.Технология подготовки выкройки к раскрою. Расчет количества ткани. Подготовка выкройки к раскрою.
Раздел 4: Технология изготовления швейного изделия – 22 часов
Техника безопасности работы с ножницами и булавками. Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки на ткань.Раскрой ночной сорочки.Технология раскроя швейного изделия и подготовка деталей крояк обработке.Технология начальной обработки основных деталей изделия.Технология обработки кокеток, карманов.Особенности обработки застежки. Соединение полочки и спинки по плечевым швам.Обработка низа рукавов.Примерка швейного изделия.Соединение боковых швов ночной сорочки.Обработка горловины подкройной обтачкой. Обработка нижнего среза ночной сорочки.Окончательная отделка изделия. ВТО. Оценка качества.
Раздел 5: Уход за одеждой – 2 часов
Особенности ухода за бельём, ремонт белья.Ремонт швейных изделий.
Раздел 6: Рукоделие -8 часов
Вязание крючком. Правила техники безопасности при работе крючком.
Инструменты, материалы для вязания.Приёмы работы. Виды петель.Вязанные изделия в современной моде. Раппорт узора и его запись.Технология вязания крючком изделия по выбору.Технология вязания крючком изделия по выбору.Окончательная отделка. ВТО.
Раздел 7: Интерьер жилого дома -2 часа
Роль и размещение комнатных растений в интерьере.Уход и пересадка комнатных растений.
Раздел 8: Кулинария – 14 часов
Вводное занятие. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы.Экология окружающей среды. Физиология питания. Культура поведения.Блюда из мяса. Питательная ценность мясных блюд. Определение качества мяса. Приготовление второго блюда из мяса.Кисломолочные продукты в питании человека. Приготовление творожной запеканки.Технология приготовления блюд из пресного теста. Приготовление пельменей или вареников.Питательная ценность ягод и фруктов. Приготовление ягодного желе.Питание в походных условиях. Расчет количества продуктов.Санитарно- гигиенические и противопожарные меры безопасности. Приготовление обеда в походных условиях.Проект «Сервировка стола к празднику».
Календарно - тематическое планирование по Технологии - 5 класс (2 часа в неделю)
Всего 68 часов, УМК В.Д. Симоненко.
№ п/п
| Дата проведения
| Тема урока
| Кол-во часов
| Д/З
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1-2
|
| Введение в предмет технология. Инструктаж по ТБ
| 2
|
|
|
| Элементы материаловедения – 2 часа
|
|
| 3-4
|
| Натуральные волокна растительного происхождения. Производство ткани. Простые ткацкие переплетения, нити основы и утка.
| 2
| Определение в ткани направления нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной стороны
|
|
| Элементы машиноведения – 6 часов
|
|
| 5-6
|
| Устройство и технические характеристики бытовой швейной машины.
Техника безопасности при работе на швейной машине.
| 2
| Техника безопасности при работе на швейной машине.
| 7-8
|
| Подготовка швейной машины к работе, упражнения на ней. Заправка верхней и нижней нити. Выполнение строчек.
| 2
| Заправка верхней и нижней нити.
|
|
| Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.
|
| Выполнение машинных швов.
|
|
| Конструирование и моделирование рабочей одежды (фартука) - 12 часов
|
|
| 9-10
|
| Общие сведения о построении чертежа швейных изделий. Рабочая одежда и её характеристики.
| 2
| Подготовить подборку моделей рабочей одежды
| 11-12
|
| Мерки их условные обозначения, правила снятия мерок
| 2
| Снятие мерок и их запись.
| 13-14
|
| Чтение чертежа фартука. Последовательность построения и оформления чертежа.
| 2
| Построение чертежа в М 1:4 по меркам и
| 15-16
| Последовательность построения чертежей и изготовление выкроек.
| 2
| Изготовление выкройки фартука в М 1:1 и ее оформление.
| 17-18
|
| Особенности моделирования рабочей одежды. Простейшие способы моделирования.
| 2
| Разработка модели фартука, расчет кол-ва ткани .
| 19-20
|
| Подготовка выкройки фартука к раскрою. Расчет количества ткани на изготовление фартука.
| 2
| Подготовка ткани к раскрою
| 21-22
|
| Технология изготовления фартука – 20 часов
|
|
| 23-24
|
| Раскрой фартука. Правила раскроя. Техника безопасности при работе с ножницами и булавками.
| 2
| Правила раскроя.
| 25-26
|
| Начальная обработка основных деталей кроя.
Технология выполнения ручных стежков.
| 2
| Прокладывание строчек по контрольным линиям на деталях фартука
| 27-28
|
| Технология обработки бретелей и концов пояса.
| 2
| обработка бретели и фартука и.пояса
| 29-30
|
| Технология выполнения краевых швов при обработке деталей фартука.
| 2
| .Выполнение швов в подгибку с закрытым срезом
| 31-32
|
| Соединение грудки с бретелями.
| 2
| Соединение грудки с бретелями.
| 33-34
|
|
Обработка накладных карманов (скалывание, смётывание, стачивание).
| 2
| Обработка накладных карманов,
| 35-36
|
| Обработка боковых сторон нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом.
| 2
| Обработка нижнего среза
| 37-38
| Определение месторасположения карманов и соединение их с нижней частью фартука.
| 2
| Соединение карманов и пояса с нижней частью фартука
| 39-40
|
| Соединение деталей фартука. Сборка изделия.
| 2
| Сборка изделия.
| 41-42
|
| Художественная отделка изделия. Обработка головного убора.
| 2
| . Художественная отделка изделия и ВТО изделия.
|
|
| Рукоделие – 10 часов
|
|
| 43-44
|
| Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке. Правила техники безопасности.
| 2
| Подготовка ткани к вышивке.
| 45-46
|
| Технология отделки швейных изделий вышивкой. Выполнение простейших ручных швов
| 2
| Выполнение стебельчатого и тамбурного швов.
| 47-48
|
| Технология отделки швейных изделий вышивкой.
| 2
| Выполнение швов «Козлик» и петельный
| 49-50
|
| История создания изделий из лоскута. Материалы, инструменты и приспособления для лоскутной техники.
| 2
| Выполнения эскизов прихваток
| 51-52
|
| Технология соединения деталей лоскутного изделия между собой. Ручные работы.
| 2
| Выполнение швов «вперед иголку», «назад иголку».
|
|
|
Уход за одеждой. Ремонт одежды – 2 часа
|
|
| 53-54
|
| Основные правила ухода за одеждой. Способы ремонта одежды.
| 2
| Пришивание пуговиц, крючков, кнопок
|
|
| Интерьер дома – 2 часа
|
|
| 55-56
|
| Создание интерьера кухни, столовой. Современное кухонное оборудование. Санитарно – гигиеническое состояние кухни, столовой. Личная гигиена.
| 2
| Выполнение эскиза интерьера кухни
|
|
| Кулинария – 6часов
|
|
| 57-58
|
| Вводное занятие. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Экология жилого дома.
| 2
| Подготовить продукты для салатов и винегрета.
| 59-60
|
| Блюда из сырых и варёных овощей. Способы нарезки овощей.
| 2
| Подготовить овощи для варки
| 61-62
|
| Тепловая обработка овощей (варка, тушение, пассировка).
| 2
| Подготовить продукты для бутербродов
| 63-64
|
| Бутерброды: открытые, закрытые и горячие напитки.
| 2
| Подготовить продукты для ягодного желе
| 65-66
|
| Питательная ценность ягод и фруктов. Приготовление ягодного желе.
| 2
| Повторить таблицу «Витамины»
| 67-68
|
| Заготовка продуктов. Способы приготовления и хранения запасов из овощей и фруктов.
| 2
| Подготовка и заморозка ягод морозильной камере холодильника.
| 69-70
|
|
|
|
| |