Скачать 258.69 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Чмутово ПРОЕКТ УРОКА ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ КЛАСС 7 ТЕМА ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТИПА ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ. ПРОГРАММА Программа основного общего образования по биологии. 6 – 9 классы (авторы: Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова).Дрофа М.,2006 год. УЧЕБНИК Захаров В.Б. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.- М.: Дрофа. 2008. ТИП УРОКА урок изучения нового материала Аттестационная работа на первую категорию учителя биологии Попковой Веры Михайловны. Образование высшее. Педагогический стаж 30 лет. Павловский район 2008год Структура проекта.
-Общечеловеческие: формирование гражданского сознания, ответственного отношения к природе, к окружающему миру, к живым существам вокруг нас. -Общекультурные: развитие навыков взаимопомощи, сотрудничества. - Педагогические: формирование системы знаний по биологии. -Личностные: развитие интереса к предмету - ступеньки к самообразованию, самопознанию, самореализации. Актуальность проектирования. Проектирование позволяет повысить уровень подготовленности учителя к уроку, дает возможность проанализировать действия учителя и деятельность учащихся на каждом этапе урока, спрогнозировать ожидаемый результат. Данный урок помогает сконструировать урок изучения нового материала, сочетая применение индивидуальной и парной работ учащихся с применением здоровьесберегающих технологий. Актуальна потребность развития ребёнка, на удовлетворение которой направлен урок: быть успешным, работать на себя, общаться, не бояться совершать ошибок. Ожидаемый результат: - активный интерес учащихся к приобретению знаний, полученных ими в совместной работе; - обучение приёмам исследовательской работы с источниками; - формирование на более высоком уровне общеучебных навыков. Место урока в разделе школьной программы.
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся. На момент проведения урока учащиеся имеют представления о многообразии живых организмов, их клеточном строении и сходном химическом составе. Учащиеся знают об основных свойствах живых организмов: обмене веществ и энергии, о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Знают понятия: органы и системы органов, особенности их строения и выполняемые функции. Учащиеся умеют распознавать месторасположение органов и животных по рисункам и таблицам. Владеют знаниями 1 раздела «Строение и свойства живых организмов», особенностями строения и многообразия одноклеточных, многоклеточных: типа Кишечнополостных, типов Плоские, Круглые и Кольчатые черви. Психолого – педагогическая характеристика класса. В классе два ученика, из них одна девочка. Между учащимися сложились доброжелательные отношения, благоприятный психологический климат. Оба подростка достаточно общительны, дисциплинированны, внимательны на уроках, работоспособны, имеют желание учиться и приобретать новые знания, стремятся к познанию, что характерно для их возрастной группы. 1.Для определения уровня развития и обученности детей были проведены следующие методики и выявлены следующие результаты: Методика П.И.Третьякова и И.Б.Сенновского (приложение 1) и наблюдения учителя: Оба учащихся имеют средний уровень обученности и развития. Учащиеся со средним уровнем обученности и развития большую часть урока внимательны, работоспособны, выражают интерес к учению. Они понимают учебный материал, активно используют приобретенные знания в знакомой ситуации, однако установление причинно-следственных связей представляет для них сравнительную трудность. Учащиеся со средним уровнем обученности при запоминании учебного материала не всегда используют логические приемы, ассоциативные связи, иногда запоминают учебный материал механически, а это снижает продуктивность долговременной памяти. Смысловая и оперативная память несколько снижены. Доминирующей является зрительная память. Учащиеся данной группы способны к учебной активности в рамках школьной программы. При небольшой помощи учителя делают правильные выводы, способны выполнять операции анализа, синтеза, обобщения. Обладают навыками групповой работы, в группах могут участвовать в дискуссии, услышанное анализируют, могут задавать вопросы. При работе в команде хорошо выполняют четко определенную деятельность. Эмоционально-психологические отношения в данном коллективе и положение в нем каждого из ребят было изучено с помощью социометрического исследования, которое показало следующую классификацию испытуемых: «Звезды» - нет; «предпочитаемые» -2; «принимаемые» - нет; «непринимаемые»- нет; «отвергнутые» - нет. При исследовании самооценки учащихся (приложение 2) был сделан следующий вывод: Адекватная самооценка – 2 (100%); завышенная самооценка –нет. Для выявления мотивов учащихся в деятельности была проведена диагностика по методике Л.В.Байбородовой (приложение 3), что показало наличие следующих ведущих мотивов: коллективистские, или социальные – 50% ; личностные – 50%. Сопоставляя баллы по методике «Изучения направленности на приобретение знаний» и методике «Изучение направленности на отметку» отмечаем преобладание на среднем уровне - на отметку, на среднем уровне - на приобретение знаний.
На основе наблюдений и бесед с другими учителями по изучению познавательной потребности учащихся 7 класса выяснилось, что:
Учитывая психолого- педагогические особенности учащихся, и то обстоятельство, что оба ребенка имеют одинаковый средний уровень обученности и развития, при проектировании урока введение нового материала опирается на наглядно-образное и логическое мышление, применение методов и приемов развивающего обучения, способствующих познавательной активности учащихся на уроке: постановка проблемных вопросов, смена видов деятельности. В процессе урока применялась работа в парах. ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА ОБУЧАЮЩЕГО. Я, Попкова Вера Михайловна, учитель биологии МОУ ООШ с.Чмутово. Образование высшее. В 1978 году закончила биолого-географический факультет ГГПИ им.М.Горького по специальности «химия и биология». Общий педагогический стаж 30 лет. Имею достаточную методическую и теоретическую подготовку, что позволяет мне уверенно чувствовать себя на уроках, давать знания учащимся, вовлекать их в творческий процесс. Работаю над проблемой использования компьютера и ТСО в преподавании биологии. С 21.05.2007 года по 1.09.2007 года прошла обучение в ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» на квалификационных курсах «Теория и методика преподавания предметов естественнонаучного цикла в объеме 108 часов. Занимаюсь самообразованием. Изучаю литературу по использованию новых педагогических технологий в образовательном процессе в условиях сельской малочисленной школы. Использую Интернет – ресурсы. При проектировании урока учитываю знания психологических особенностей детей. ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательные: - рассмотреть особенности строения типа Членистоногие; - выявить характерные черты строения и жизнедеятельности Ракообразных; - установить происхождение членистоногих и усложнение их организации в процессе эволюции по сравнению с кольчатыми червями. Развивающие: - развивать познавательный интерес к изучаемому предмету и науке в целом; - развивать логическое мышление и умение анализировать, выделять главное, делать выводы через решение проблемных вопросов; -продолжить формирование умений сравнивать разные эволюционные группы организмов, обосновывать ответ, работать с раздаточным материалом; - развивать умения самостоятельной работы с текстом учебника. Воспитательные: - воспитание бережного отношения к природе; - воспитание культуры общения при работе в группе. СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА. 1.Компьютерная презентация с использованием Интернет-ресурсов. 2.Коллекции «Внешнее строение речного рака», «Расчлененный речной рак» «Представители типа Членистоногих». 3.Таблицы «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», 4.Карточки с тестами по проверке знаний. ЭТАПЫ УРОКА И ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ.
ПРОЕКТ УРОКА
САМОАНАЛИЗ ПРОЕКТА УРОКА. Структура урока, применение различных форм и методов учебной работы соответствуют специфике предмета биологии, типу урока – изучения нового материала, исходному уровню знаний, умений и навыков учащихся данного класса и поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам. Для подготовки учащихся к восприятию нового материала в начале урока был создан благоприятный положительный настрой, проведена актуализация знаний, а осознание ими задач урока помогало им действовать активно и ускорять процесс получения результатов своей деятельности. Образовательные задачи были реализованы на этапе введения новых знаний. С учетом исходного уровня знаний и в соответствии с темой урока был произведен отбор содержания. Более прочному усвоению знаний способствовало использование компьютерных технологий, осуществление обратных связей на разных этапах урока. Последовательно и целесообразно использовались словесный, наглядный, частично-поисковый методы. Учитывая психолого– педагогическую характеристику класса, познавательная мотивация формировалась через практическую работу с наглядным материалом, поиск ответов на вопросы. В ходе всего урока велась работа по реализации развивающих задач. Развитие логического мышления осуществлялось при использовании приемов анализа, сравнения, обобщения, выделения главного, через постановку проблемных вопросов и применяя элементы развивающего обучения. Развитие умения самостоятельно получать знания через работу с текстом осуществлялось в ходе самостоятельной работы с текстом учебника по заполнению таблицы. Решение воспитательных задач осуществлялось на этапах введения новых знаний и первичного обобщения и введения новых знаний в систему знаний учащихся. Для этого использовалась различная наглядность, оказывалось воздействие на эмоциональную сферу учащихся через беседу, использование стихотворения. Воспитание культуры общения осуществлялось через работу учащихся в паре, в процессе которой учитывались их психологические особенности. Для достижения наибольшего эффекта урока было целесообразно распределено время на отдельные этапы урока, выбран динамичный темп. На уроке применялись различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа, практическая работа, применялись элементы развивающего обучения. Исходя из индивидуальных и психологических особенностей, применялись элементы здоровьесберегающих технологий. Активная работа учащихся на уроке, верные ответы и выводы подтверждают, что новый материал усвоен. Задачи, поставленные на уроке, выполнены. Приложение 1. Методика определения уровня обученности п.и. Третьякова и И.Б. Сенновского. Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал (время изучения учащимися не более 7-8 минут), а после первичного этапа закрепления организует самостоятельную работу, в ходе которой учащиеся отвечают на пять вопросов:
Если правильно выполнены первые три задания – I средне-низкий уровень обученности. Если правильно выполнены четыре задания- II средний уровень обученности. Если правильно выполнены пять заданий – III средне-высокий уровень обученности. Приложение 2. Методика «Самооценка». Данная методика служит для определения характера самооценки подростка. Проводится в два этапа. 1 этап: предлагается список из 60 качеств, характеризующих личность. Из этого списка каждый учащийся должен выбрать и записать в две колонки 10 – 20 качеств, присущих идеальному человеку и 10 – 20 качеств, присущих антиидеалу. 2 этап: предлагается учащимся выбрать из колонок те качества, которые проявляюся у них самих. Затем идет обработка результатов в левой и правой колонках, при этом количество качеств из второго этапа делится на количество качеств из первого (для левой и правой отдельно). Левая колонка: если в результате деления получилось число от 0,7 до 1, то самооценка завышенная; от 0,5 до 0,7 – нормальная; от 0 до 0,5 - заниженная. Правая колонка: если число от 0 до 0,3 – пониженная самокритичность, а самооценка завышена; от 0,3 до 0,5 – нормальная самокритичность и самооценка; от 0,5 до 1 – повышенная самокритичность, заниженная самооценка. Если результаты обработки двух колонок резко отличаются - это свидетельствует о внутреннем конфликте личности или о несерьезном отношении к работе с методикой. Приложение 3. Методика изучения мотивов деятельности учащихся Л.В.Байбородовой. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала: 1.- привлекает слабо. 2. – привлекает в значительной степени 3. – привлекает очень сильно 4. – не привлекает совсем. Что привлекает в деятельности:
Для определения преобладающих мотивов выделяют блоки и сравнивают средние оценки. А. Коллективистские -3,4,8,10 вопросы Б.Личностные мотивы – 1,2,5,6,12 вопросы В.Престижные мотивы – 7,9,11 вопросы Приложение 4. Мотивация. Изучение направленности на приобретение знаний. Детям дается ряд утверждений- вопросов с парными ответами. Из двух надо выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (А или Б), соответствующую выбранному ответу. Тест опросника:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил; б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день. 2. После получения хорошей отметки ты: а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку; б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят. 3.Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет 4.Что для тебя учеба: а) познание нового б) обременительное занятие 5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да б) нет 6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да б) нет 7. Зависит ли твоё желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) да б) нет 8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да б) нет 9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да б) нет 10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь? а) да б) нет 11. Что о твоему лучше – лечиться или болеть? а) учиться б) болеть 12. Что для тебя важнее – отметки или знания? а) отметки б) знания За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется1 балл. Ключ: О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы: а) на вопросы 1 – 6, 8 – 11 б) на вопросы 7 и 12. Низкий уровень мотивации на приобретение знаний – 1 – 6, средний – 7 – 12 баллов. Приложение 5. Тест. Допишите предложения. Тип Членистоногие включает в себя свыше___________ видов. Это животные с ______________симметрией. Тело их (в большинстве случаев) состоит из ________,_________и_________. Оно покрыто ____________ кутикулой. Первые членистоногие возникли в ________ и произошли от древних свободноживущих __________. Проверка. Тип Членистоногие включает в себя свыше 1,5 млн видов. Это животные с двусторонней симметрией. Тело их (в большинстве случаев) состоит из головы, груди и брюшка. Оно покрыто хитинизированной кутикулой. Первые членистоногие возникли в море и произошли от древних свободноживущих многощетинковых. Приложение 6 Таблица Внутреннее строение ракообразных
Таблица Сходство и различие кольчатых червей и членистоногих.
|
Конспект урока Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение... Таблицы “Строение зрительного анализатора”, “Цветовое восприятие у хордовых”, “Диагностика по глазам” | Технологическая карта урока Предмет: биология Класс: 5В(фгос) Моу «Сертоловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет биология, 11 класс, тема урока «Глобальные экологические проблемы человечества» | Название Предмет Направление Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... | ||
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету... Бердникова Елена Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории маоу сош №53 п. Ильиногорска Володарского муниципального... | План-конспект урока биоценоз и биогеоценоз. Структура биогеоценоза.... Базовый учебник: Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности (профессиональное образование) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 9 классы. Биология 10 –... | Рабочая программа Предмет: Биология Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов.... | ||
Предмет Биология Класс шестой Тема Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение | Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 класс. М.: Дрофа, 2006. 138с. 11, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями,... | ||
Предмет: биология. Подготовила учитель биологии Михайлова Альбина Петровна Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе | Конспект урока вирусы фио тюшина Н. Д. Место работы мбоу «сош №3»... Цель урока: формирование знаний о строении вирусов, их многообразии и размножении. Болезни, вызываемые вирусами | ||
План-конспект урока. Предмет: Биология Класс: 5 Учитель: Полякова Светлана Федоровна «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять... | Тематическое планирование курса общая биология 11 класс Эволюционная теория, ее предмет, задачи, методы, практическое и теоретическое значение и связь с другими науками | ||
Предмет: Биология Класс: 10. Технология Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления | Конспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:... Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов |