Предмет: биология. Тема





НазваниеПредмет: биология. Тема
Дата публикации22.09.2013
Размер99.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы

Кратеева-Козловская Лариса Николаевна учитель биологии

МОУ «Волоколамская СОШ №2»



Предмет: биология.

Тема: Чешуекрылые. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи. Урок изучения нового материала, комбинированный.

Продолжительность:1урок-40 минут.

Класс: 7

Технологии: проблемное обучении на основе материалов мультимедийной презентации в Power Point 2007.
Задачи урока.

Образовательные.

- Познакомить учащихся с характерными признаками отрядов чешуекрылых, равнокрылых, двукрылых и блох.

- Показать многообразие видов насекомых данных отрядов.

- Выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.

- Продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.

Развивающие.

- Развивать интерес к энтомологии.

- Развивать зрительную память.

- Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

- Развивать умения учебного труда, т.е. приемов наблюдения.

Воспитывающие.

- Воспитывать положительное отношение к учебному труду.

- Воспитание экологической грамотности.

Оборудование.

Таблицы по отрядам насекомых. Коллекция бабочек (дневная и ночная бабочки). Для наблюдений: лоток, лупы, поврежденные листья растений с щитовкой, тлей и белокрылкой. Микроскопы и микропрепарат "Ротовой аппарат комара". Карточки для заполнения таблицы.

Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. 7 кл. Дрофа
Оформление доски

Тема: Отряды насекомых: Чешуекрылые, Двукрылые, Равнокрылые, Блохи. Д/з §18.

Таблица заполняется во время урока постепенно, по мере изучения нового материала.

Отряд

Чешуекрылые

Двукрылые

Равнокрылые

Блохи

Количество видов

140 тыс.

100 тыс.


30 тыс.

1000


Характеристика крыльев

2 пары

покрыты чешуйками

1 пара

перепончатые

есть жужжальца

2 пары

с одинаковым жилкованием

бескрылые

бескрылые

Ротовой аппарат

сосущий

лижущий

колюще-сосущий

колюще-сосущий

колюще-сосущий

Тип развития

С полным превращением

С полным превращением

Без превращения

С полным превращением


Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы продолжаем изучение энтомологии. Сегодня нас интересуют насекомые отрядов: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Слайд 2. Начнем с систематики. Какое царство изучаем? Животные.

Далее … Подцарство многоклеточные, тип членистоногие, класс насекомые, отряды Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. На протяжении всего урока, мы будем заполнять таблицу. Начертите её в тетради. Слайд 3.

  1. Знакомство с отрядом Чешуекрылые. Беседа.

Как вы думаете, какими особенностями обладают крылья насекомых из отряда Чешуекрылые? Крылья чешуйчатые или покрыты чешуйками.

Слайд 4. Перепончатые крылья и тело этих животных действительно густо покрыты микроскопическими чешуйками, которые делают эти насекомых самыми красивыми. Их называют летающими цветами. Кто это? Бабочки.

Второе название отряда Чешуекрылых – бабочки.

Чешуйки – это сплюснутые видоизмененные хитиновые волоски. С.77 рис. 62.Они бывают трех видов: Слайд 5.

а) Цветные, пигментные. В их полостях находятся красящие вещества.

б) Оптические. Наружная сторона этих чешуек имеет ребрышки, которые преломляют или отражают падающие на них лучи света. Крылья переливаются.

в) Пахучие. Выделяют феромоны. Феромоны – это пахучие вещества, привлекающие бабочек другого пола. Например, большой ночной павлиний глаз чувствует запах самки за 10 – 12 км. (Анимация на слайде.)

Двухслойный покров чешуек увеличивает подъемную силу крыла в планирующем полете, защищает бабочку от переохлаждения, уменьшает шум и вибрацию при машущем полете, а также поглощает эхолокационные сигналы летучих мышей. Кроме того, чешуйки защищают крыло от повреждений (при ударе крыла о лист растения или о каплю смолы, чешуйки отламываются, снижая силу удара, и не давая крылу приклеиться к коре деревьев)  и способствуют стеканию статического электричества. Чешуйки образуют характерные узоры на крыльях. Посмотрите на бабочку капустной белянки в учебнике. Что заметили в окраске крыльев? Бабочки имеют половые различия во внешней окраске. Самка капустной белянки имеет два темных пятна, а самец нет.

Разнообразное сочетание цвета, формы, размера, расположения чешуек создает удивительное разнообразие видов 140 тысяч.

Вывод: Сколько крыльев у бабочек?

Какую имеют особенность?

Сколько видов Чешуекрылых?

Работа с учебником. с. 78, рис. 64.

Какие органы располагаются на голове бабочки? Усики, фасеточные глаза, хоботок.

Почему хоботок свернут в спираль? Чтобы не мешал в полете и не сломался.

Слайд 6. Как называется ротовой аппарат бабочки? Сосущий.

Бабочки не растут и не линяют, но многие допитываются нектаром, который высасывают хоботком. Слайд 7. Некоторые из бабочек не питаются. Это – моль, павлиноглазки, тонкопряды, коконопряды.

На рисунке показаны окончания усиков неспроста. Сравните усики бабочек на слайде. Слайд 8. Что вы заметили? Они разные. По форме у бабочки адмирал усики напоминают английскую булавку. Их называют булавоусыми бабочками, а так как они активны в дневное время, второе название – дневные бабочки.

У второй бабочки усики похожи на перья, их называют перистоусые или ночные бабочки. Почему? Они активны в сумерках и ночью.

Работа с коллекцией дневных и ночных бабочек.

Сравните внешний вид бабочек из коллекции. Как вы думаете, какие бабочки дневные, а какие ночные? Почему?

Какими еще признаками отличаются булавоусые и перистоусые бабочки?

А сейчас мы с вами совершим мысленно небольшое путешествие. Закройте глаза и повернитесь лицом к окну. Представьте, что вы лежите на солнечном лугу. Будьте внимательны. Стрекочут кузнечики, летают бабочки. Одна села на цветок. Сложила крылья.

Откройте глаза. Положите руки на парту. Опять закройте глаза. Положите голову на руки, так чтобы прикрыть руками глаза. Представьте летнюю ночь. К вам в окно на свет прилетел мотылёк. Понаблюдайте за его полётом. Сравните с дневной бабочкой. Откройте глаза. Слайд 9.

Сравниваем: 1) форму крыльев (широкие, узкие)

2) форму тела (толстое, стройное)

3) полет (медленный, порхающий, стремительный, с частыми взмахами)

4) как складывают крылья в покое (отводя вертикально вверх и прижимая, друг к другу яркоокрашенной стороной; кровлеобразно или распластано).

Вывод: Какие бывают бабочки по активности?

Работа с текстом учебника.

Одной особенностью образа жизни бабочек является их зимовка или перелеты.

с. 78, предпоследний абзац. Читаем.

Какие бабочки совершают перелеты? Это дневные или ночные бабочки?

Какие бабочки зимуют во взрослом состоянии?

Эвристическая беседа .

После таяния снега, перезимовавшие бабочки готовы к размножению. Вспомните кокой тип развития у бабочек? Докажите. Смотрим фильм, а вы его комментируете. Слайд 10. Фильм комментируют ученики.

Бабочки проявляют заботу о потомстве, откладывая яйца на кормовое растение. Некоторые виды откладывают по две пары яиц, из которых появятся гусеницы разных полов, будущие бабочки самки и бабочки самцы. Совки закапывают яйца в землю. Слайд 11.

Как называется личинка бабочки? Гусеница.

На кого она похожа? На кольчатого червя.

О чем это говорит? Предки членистоногих кольчатые черви.

Слайды 12-13. Гусеницы имеют два вида ног: настоящие и ложноножки. Как вы думаете, чем отличаются ложные ножки от настоящих членистых ног? Ложноножки не членистые.

Вспомните, чем питаются гусеницы. Какой у них ротовой аппарат? Грызущий.

А у взрослой бабочки? Какое это имеет значение в борьбе за пищу? Личинки и взрослые особи не будут конкурировать за пищу.

Значение бабочек в природе и для человека.

Слайд 14-16. Какой вред и какую пользу приносят бабочки в природе? Польза: опыляют растения, являются кормом другим животным. Вред: личинки бабочек уничтожают растительность.

Какой вред и какую пользу приносят чешуекрылые для человека? Польза: тутовый шелкопряд является одомашненной бабочкой для получения шелка, украшают нашу жизнь. Вред: гусеницы уничтожают с/х растения.

Слайды 19-20. Многие виды бабочек поплатились за свою красоту. Люди ловят самых редких для коллекций, даже охраняемые виды. Ребята! Запомните эти бабочки! Эти бабочки занесены в Красную книгу!

Вывод по чешуекрылым. Расскажите по таблице о характерных особенностях чешуекрылых. Слайд 21.

  1. Знакомство с отрядом Двукрылые.

Следующий отряд Двукрылые. Слайд 22. Или с. 82, рисунок 70.

Перечислите виды двукрылых насекомых. Что их объединяет? Одна пара перепончатых крыльев.

Вторая пара крыльев в процессе эволюции видоизменилась в органы равновесия – жужжальца. Двукрылых известно свыше 100 тысяч видов. Самые знаменитые: комары да мухи.

Просмотр видеофрагмента о мухах. ( Видеокассета)

Смотрим фильм о мухах.

Чем мухи опасны для человека? Какой ротовой аппарат у мух?

Мухи определяют качество пищи органом вкуса, который расположен на лапках. Здесь же имеются коготки и присоски, которые позволяют им даже висеть на потолке вверх ногами. Слайды №23-26.

Работа с микроскопом по знакомству с ротовым аппаратом комара.

Рассмотрите под микроскопом ротовой аппарат насекомого. Как вы думаете, кто его хозяин? Сравните с рисунком на странице 63.

Как называется этот тип ротового аппарата?

Что вы испытывали после укуса комара? Место укуса краснеет, вспухает, появляется зуд и боль.

Как вы можете объяснить причину этих неприятных ощущений? В ранку попадает ядовитая слюна, которая содержит вещества препятствующие свертыванию крови.

Вместе со слюной комар может ввести в организм человека возбудителей малярии, если этот комар малярийный. Слайд 27.

Сосут кровь только самки. Она им необходима для созревания яиц. Самцы питаются нектаром цветов. В поисках пищи комары могут пролетать до 18 км.

Личинки живут в воде. С.83. рис.72. Дышат атмосферным воздухом с помощью дыхательной трубки.

Вывод: дайте характеристику отряду Двукрылые. Слайд 28.

  1. Знакомство с отрядом Равнокрылые.

Следующий отряд Равнокрылые. Почему он так называется? С. 81 рис 69.

Рассмотрите крылья яблонной тли. Равные ли у нее крылья?

Равнокрылые имеют две пары крыльев с одинаковым жилкованием. Их насчитывают около одной тысячи видов. Слайд 29. Слушаем звуки цикады.

Практическая работа по знакомству с видами равнокрылых и их особенностями. Слайд 30.

У вас в лотке три вида равнокрылых, назовите их. Белокрылка, щитовка и тля.

Рассмотрите насекомых через лупу. Все ли виды имеют крылья?

Как вы думаете, чем питаются эти животные? Соком растений.

Рассмотрите лист, на котором сидит белокрылка. Как вы думаете, каким ротовым аппаратом она добывает сок растений? Колюще-сосущим.

Потрогайте листья, на которых сидят тли, щитовки. Что наблюдаете? Они липкие. Почему? Ответ на этот вопрос найдете в учебнике. С 81 последний абзац.

Рассмотрите разных щитовок. Как вы думаете, почему они разные по размерам? Развиваются без превращения, поэтому личинки на разных стадиях развития разных размеров.

Вывод по характерным признакам равнокрылых. Слайд 31.
Расскажите по таблице, что вы узнали о насекомых из отряда Равнокрылых.

  1. Самостоятельная работа по знакомству с отрядом Блохи.

Слайд 32 - 34.

с. 84. Отряд Блохи. Прочитайте самостоятельно. Заполните таблицу у себя в рабочей тетради.

Проверка. Расскажите о характерных особенностях блох. Слайд 34.

  1. Сравнение признаков изученных отрядов насекомых. Работа с таблицей.

Назовите самый многочисленный из изученных на уроке отрядов.

Насекомые, каких отрядов имеют колюще-сосущий ротовой аппарат?

Насекомые, каких отрядов развиваются без полного превращения?

Задайте свои вопросы по таблице.

  1. Проверка полученных знаний на уроке и домашнего задания.

Проверочная работа по теме: "Чешуекрылые. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи".

Слайд 35.

I. Выберите правильные ответы.

1) Все бабочки питаются нектаром цветков.

2) Равнокрылые насекомые развиваются с полным превращением.

3) У двукрылых насекомых имеются жужжальца.

4) Колюще-сосущий ротовой аппарат имеют насекомые из отрядов блох и двукрылых.

5) Грызущий ротовой аппарат имеют жуки и личинки бабочек.

II. Продолжите предложения.

1) Личинки стрекоз имеют специальный орган для захвата пищи, он называется …………...

2) Клопы развиваются с ………………………превращением.

3) Гниды это яйца ………….

Слайд 36.

Д/з §18. Вопросы 1-4.
Источники информации

http://bse.sci-lib.com/particle003025.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/125403/%D0%9F%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B

http://www.butter-fly.ru/

http://mirbukashek.ru/tag/babochka

http://www.sciteclibrary.ru/ensiclopedy/inse/

http://nasfoto.narod.ru/images/muxi/Gallery3.html

http://blogerov.net/img/281009/lobster/lobster1.jpg

http://www.museum-ecodom.narod.ru/foto_ptizeed_02_resize.jpg

http://aqua-fish.com.ua/Image/165.jpg

http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/addpages/korzunovich/tajny_polyan/images/cheshujki.jpg

http://microb-trev.livejournal.com/tag/sci_pict

http://content.foto.mail.ru/mail/ju021967/micro/i-2513.jpg

http://www.pgbooks.ru/want_to_know/researcher/2085/

http://s61.radikal.ru/i173/0905/7f/e04cc980c55f.jpg

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C

http://media-2.web.britannica.com/eb-media/39/51839-004-F36183B3.gif

http://www.britannica.com/EBchecked/topic-art/336811/44316/Head-and-mouthparts-of-Lepidopteraм фильм

http://www.macro-photo.org/photo-insects-macro-birds-reptiles-mammals-animals-species-checklist.html

http://babochki-kryma.narod.ru/ бабочки Крыма

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1044435.html фото гусеницы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет: биология. Тема iconНазвание Предмет Направление
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Предмет: биология. Тема iconПредмет Биология Класс шестой Тема
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Предмет: биология. Тема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет биология, 11 класс, тема урока «Глобальные экологические проблемы человечества»
Предмет: биология. Тема iconУрок: «иммунитет» Предмет: Биология Тема: Иммунитет
Автор: О. Г. Петрова, учитель биологии и географии, моу середкинская сош псковской обл
Предмет: биология. Тема iconБиология общая биология
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Предмет: биология. Тема iconТема Введение
Тема Прямое и переносное значение слов. Богатство русского языка, позволяющее не только назвать тот или иной предмет, его признаки,...
Предмет: биология. Тема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«биология» на профильном уровне, планирующим сдачу егэ по предмету «биология», а также для обучающихся 10-11 классов, изучающих предмет...
Предмет: биология. Тема iconПлан-конспект урока биоценоз и биогеоценоз. Структура биогеоценоза....
Базовый учебник: Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности (профессиональное образование)
Предмет: биология. Тема iconРабочая программа Предмет: Биология
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Предмет: биология. Тема iconУрок-повторение Тема «Экологические группы птиц»
...
Предмет: биология. Тема iconМетодическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету...
Бердникова Елена Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории маоу сош №53 п. Ильиногорска Володарского муниципального...
Предмет: биология. Тема iconОбщая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Предмет: биология. Тема iconПрограмма предназначена для изучения предмета «общая биология»
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах,...
Предмет: биология. Тема iconЛ. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Предмет: биология. Тема iconВоротникова Ольга Михайловна Биология 6класс умк н. И. Сонин. «Биология....
Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта
Предмет: биология. Тема iconУрока Тема Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню
Биология –наука о живой природе. Что изучает биология. Возникновение. Роль растений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск