Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот»





Скачать 190.13 Kb.
НазваниеМинистерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот»
Дата публикации15.09.2013
Размер190.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок

Министерство общего и профессионального образования РФ.

Средняя школа №1

Учитель - Казимирова А.Д.


«Путешествие в мир кислот».
Цель:

Познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот; продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием; сформировать умения, экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты и делать выводы; обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот; на новых примерах подтвердить зависимость веществ от состава и строения; показать связь между свойствами веществ, их получением и применением; обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете.
Оборудование:
На демонстрационном столе: H2S04(k), р-ры HN03, H2S04, H3P04, НС1 кислот; колба, капельная воронка, индикаторы, вода, чашки Петри, лист бумаги, кусочек ткани, стеклянная палочка.

На столах учащихся: индикаторы, пробирки, штатив, лучинка, стеклянная палочка, H2S04(k), HCl(k).

Кислота, когда здорова,

Угостить друзей готова

Тем, что ей дала природа, -

Катионом водорода.
Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот. Продолжительность урока 45 минут. Путешествие совершается по следующему маршруту:

1. Станция Информационная;

2. Станция Историческая;

3. Станция Дегустационная;

4. Станция «Стоп! Красный свет!»;

5. Станция Экспериментальная;

6. Станция Индикаторная.

Ученики становятся пассажирами поезда, учитель - проводник поезда, один из учащихся - помощник проводника, он работает рядом с учителем и указывает маршрут следования. На каждом пункте путешествия идет своя работа по обработке триединой дидактической цели: знания - умения - навыки.

Ход урока
Учитель Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и я вас кислот. Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы - пассажиры, я - проводник, и ещё у нас будет помощник проводника - мой помощник. Он будет называть маршрут нашего следования. А наши тетради сегодня пусть превратятся в путевые дневники. Начнем с путевых дневников.
Учащиеся: Делают запись в путевом дневнике: «Путешествие в мир кислот. Этапы путешествия»
Учитель: Мы находимся на станции «Информационная».Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться к путешествию, получить информацию о веществах, которые нас будут окружать. Здесь мы познакомимся с многообразием веществ, относящихся к классу кислот. Приготовьтесь внимательно слушать и записывать.
Учитель: Обращается к таблице «Кислоты» и делает необходимые записи на доске под табличкой «станция Информационная». На следующих станциях на доске также выполняются записи строго под соответствующими табличками, таким образом, к концу путешествия на доске будет собран весь материал урока в виде краткого путевого дневника. Аналогичные записи делают ученики в тетрадях.
Учитель: Практически с кислотами приходится сталкиваться ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например, углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается ещё и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного «шнура» молнии, при работе реактивных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождем на землю выпадает примерно 100 млн.т. азотной кислоты. Это немало. Немало кислот содержится и в нашей пище - фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поступают в наш организм. Целый «букет» кислот: яблочная. Щавелевая, уксусная, лимонная, аскорбиновая, винная, молочная, масляная.

Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив и вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из недозрелых плодов.
Учитель: Давайте попытаемся дать определение кислотам.

Учащиеся: Кислоты - сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

Состав кислот различен: в одни входит кислород, а в другие нет. Классифицируем кислоты по двум признакам:

I. По числу атомов водорода:

  1. одноосновные (HN03,HC1);

  2. двухосновные (H2SO4, H2S);

  3. трехосновные (Н3Р04).

П. По наличию кислорода в кислотном остатке:

  1. Кислородосодержащие (H3P04, HN03, H2S04)

  2. Бескислородные (НСl, H2S, НВг)

Учитель:Пассажирам разложить карточки перед собой и приготовиться отвечать на мои вопросы, (работа по карточкам, на которые записаны формулы, например, таких кислот: с одной стороны соляная кислота, с другой серная кислота и т. д. Учащиеся должны показать карточку, на которой приведены формулы:

  1. Кислородосодержащей

  2. Бескислородной

  3. Одноосновной

  4. Двухосновной H2Se H3AsO4 HNO3

5.Трёхосновной

проводника Помощник проводника: Мы прибываем на станцию «Историческую». (На доске открывается новый сектор «Станция Историческая»). Входит ученик – историк. На нём старинная накидка, в руках - свиток и гусиное перо. Он заранее приготовил материал об истории открытия уксусной, соляной, серной и азотной кислот и их применение, основные даты, фамилии учёных, он прилепляет на доске соответствующей станции табличкой.

Уксусная кислота. «Древесная кислота» (около 3 тысяч лет)

Историк: Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, по-видимому, уксусная кислота. Знаете ли вы, что слово «уксус» происходит от слова «окос», означающего «кислый»? Почему уксусная кислота оказалась первой, понять не трудно. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в
сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и
превращалось в уксус, т.е. водный раствор уксусной кислоты,
называли «кислая влажность» или «древесная кислота».

Серная кислота (X век)

С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в X веке, честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру-Аль-Рези. Но это установлено не совсем точно.

По крайней мере, человечество знает серную кислоту около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов, например, из железного купороса, и соответственно, назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.

Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обителей. Муравей не только кусает, он впрыскивает в ранку яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так же жжется крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. «Химическое оружие» широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют её как оружие межвидовой борьбы.

Но самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Как же гранит - символ прочности - может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками, их так и называют - лишайниковые кислоты. Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая - поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них в свою очередь строится все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты - сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот, в организме. Посмотрите таблицу.



КИСЛОТА

Химическая формула

Название

HN03

Азотная

НВг

Бромоводородная

HI

Йодоводородная

H2Si03

Кремниевая

HMn04

Марганцовая

H2S04

Серная

H2S03

Сернистая

H2S

Сероводородная

H2C03

Угольная

H3P04

Ортофосфорная

HP03

Метафосфорная

HF

Фтороводородная (плавиковая)

HC104

Хлорная

HC1

Хлороводородная (соляная)

H2Cr04

Хромовая



Обратите внимание на состав кислот, в них обязательно входит водород - он определяет основность. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком. Следовательно, мы можем дать определение классу кислот.
Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в XV веке.
Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную - селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты, которую потом поэтично стали называть, «Матерью всех кислот».

Угольная кислота (XVIII век)

Угольную кислоту получил впервые в конце XVIII века Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде называли «содовой водой», а так как она получила распространение как напиток, за это открытие Джозефа Пристли наградили золотой медалью. К концу XVIII века химики знали более десяти кислот.

Учащиеся отмечают, что общее в составе кислот - наличие атомов водорода. Учитель подводит учащихся к выводу о том, что общее в составе и строении кислот обуславливает и общие свойства кислот. Именно это предстоит выяснить на следующей остановке - Дегустационной.
Учащиеся могут убедиться, что большинство кислот кислые на вкус (но встречаются и другие: горькие - никотиновая, сладкие - салициловая, безвкусные - стеариновая).

Учитель: Ещё раз подчеркиваю, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение техники безопасности! Но сегодня разрешаю вам попробовать вкус таблетки аскорбиновой кислоты или кристалликов лимонной, которые лежат перед каждым на кусочке фольги.

Учащиеся записывают первый вывод урока: большинство кислот кислые на вкус
Учитель: Мы продолжаем своё путешествие.

Помощник проводника: У нас на пути красный свет - проезда нет!
Станция «Стоп! Красный свет!»
Учитель: Вспоминаем правила техники безопасности при работе с кислотами.
Учащиеся: Особую осторожность нужно соблюдать при работе с кислотами и щелочами. Если случайно кислота или щелочь попадет на руки или одежду то немедленно смыть её большим количеством воды, а затем обработать 5% раствором питьевой.
Учитель: Проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты. Сильное разогревание содержимого сосуда учащиеся наблюдают с помощью градусника. Фиксируется внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Учащиеся должны запомнить: Кислоту надо приливать к воде, а не воду к кислоте. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и 5 % раствором соды.Большое пристрастие серной кислоты к воде выражается в том, что она «жадно» отнимает воду у органических веществ, которые при этом обугливаются (обугливание древесины хорошо демонстрирует опыт, в котором пипеткой с Н2 S04(k) делают надпись на свежеобструганной деревянной доске. Бесцветная в начале надпись становится через несколько минут чёрной; как сажа).

Станция экспериментальная
Учитель: Обращает внимание учащихся на то, что наряду с общим свойствами кислот - вкусом, они отличатся друг от друга по ряду признаков. Проводится сравнение свойств серной и соляной кислот. На доске под названием остановки в дневниках наблюдений учащихся начерчена таблица. Учащиеся заполняют графы.
Помощник проводника: Мы прибываем на конечную станцию - Индикаторную.
Учитель: Давайте вспомним определение «индикатор»?
Ученики: Индикатор - вещество, которое под действием растворов, щелочей и кислот изменяет свой цвет.

Учитель: А теперь, чтобы вы вспомнили какие бывают индикаторы, послушайте загадки:

Смущает меня щелочная среда;

Краснею ... Но если вокруг кислота

И earn в воде растворен я один,

Не видно меня. Я -... .(фенолфталеин)

Ах, что же поделаю с собой -

Ведь в щелочи я сине - голубой

А в кислоте быть синим я не смею:

Я - ив кислотах я краснею (лакмус)

Как на прогулке от мороза,

От кислого я стану розов.

Но вид мой в щелочи смешон:

Я сразу жёлтый как лимон (метилоранж)
Учитель: Итак мы знаем три индикатора: фиолетовый лакмус,

метилоранж, бесцветный фенолфталеин.
Учитель: Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил её. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветками разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свои окраску под воздействием кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. После некоторых раздумий Р. Бойль назвал такие вещества индикаторами, что в переводе с латыни означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот. Учитель сообщает, что серную и соляную кислоты получают искусственным путем на химических заводах, но , кроме того, многие кислоты встречаются в природе.
Учащиеся: Выполняют небольшую л/р по определению цвета индикаторов в кислотах. Затем Учитель предлагает учащимся с помощью эксперимента выяснить, отличаются ли серная и соляная кислоты от кислот, входящих в продукты питания.Учащиеся действуют на сок лимона, кефир индикаторами и отличают изменение окраски раствора лакмуса, что дает возможность сделать вывод:

Минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.
А теперь «Химические улыбки».

Фенолфталеин

Попасть в кислоту - есть ли горче удача?

Но он перетерпит без вздохов, без плача. Зато в щелочах у фенолфталеина

Начнется не жизнь, а сплошная малина.

Метилоранж

От щелочи я желт, как в лихорадке, Краснею от кислот, как от стыда.

Но я бросаюсь в воду без оглядки,

И здесь уж не заест меня среда.
Проводник: Уважаемые пассажиры. Наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли мне осуществить его. И если оно вам понравилось, напишите для меня работы об этих веществах.

  1. Бывают ли кислоты жирные?

  2. Как появилось название «лимонная кислота»?

  3. Есть ли кислоты в янтаре и в молоке?

  4. Есть ли в яблоках яблочная, а в вине винная кислота?

  5. Отчего укусы муравьев так болезненны?


Учитель: В домашнем задании я просила вас найти ответы на следующие вопросы - что такое:

  1. «Паяльная кислота»?

  2. «Купоросное масло»?

  3. «Царская водка?»

В сказке «Хрустальный лак» П.П.Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы:

«А лак тот такой, что через него все до капельки видно, и станет та рисовка либо картина как влитая в железо ... Ни жаром, ни морозом её не берет. Коли случиться какую домашнюю кислоту на поднос пролить либо вино всплеснуть - вреда подносу нет ... Паяльную кислоту, коей железо к железу крепят, и ту, сказывают, доброго мастерства подноса выдерживали. Ну, конечно ежели «царской водкой» либо купоросным маслом капнуть - дырка будет. Тут не заспорить, потому как против не то, что лак, а чугун и железо выстоять не могут...». Как видите. Мастеровые Урала еще в XIX веке были с кислотами на «ты» Объясните, о каких химических соединениях ведет речь рассказчик.
Учащиеся: Паяльная кислота - соляная кислота, купоросное масло - серная кислота, «царская водка» - смесь трех объемов соляной и одного объема азотной кислот.
Учитель: Объявляет оценки, полученные учащимися
Урок закончен, Всем Спасибо!





Опорный конспект «Путешествие в мир кислот»


Станция Историческая

СН3СООН - уксусная кислота (I век до н.э. «древесная кислота»)

H2S04 - серная кислота (X век, купоросное масло) HCI - соляная кислота (XV век, соляной спирт)

HN03 - азотная кислота (XV век, селитряная кислота) Н2С03 - угольная кислота XVIII век, содовая кислота).

Станция Информационная

HR (кислоты) - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R) Классификация:

I. По числу атомов водорода:

  1. Одноосновные (HN03, HCI);

  2. Двухосновные (H2S04, H2S);

  3. Трёхосновные (H3P04).

II. По наличию кислорода в кислотном остатке:

  1. Кислородсодержащие (Н3РО4, HN03, H2S04)

  2. Бескислородные (HCI, H2S, НВг)






Стой! Красный свет!



Станция Дегустационная

Свойства:

  • Кислоты: жидкие, твёрдые.

  • Многие хорошо растворяются в воде.

  • Растворы кислот имеют кислый вкус.

  • Многие разъедают растительные и животные ткани


Разрушают кожу, ткани, древесину Осторожно!

Нейтрализовать раствором соды; смывать водой.

Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconУрок по химии в 8 классе путешествие в мир кислот
Познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconУрок путешествие «В мире кислот»
Цель: Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей, способствовать умению учеников применять свои...
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» icon«Путешествие в мир религий»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №38 с углубленным изучением...
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconМинистерство образования и науки российской федерации трехгорный технологический институт филиал
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconКонкурс «Учитель года 2010» (номинация «Учитель») Урок музыки «Музыкальный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconЛекторий «Удивительный мир науки» (информационная справка)
Учитель: Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» icon© 2009 комитет общего и профессионального образования ленинградской области
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» icon«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск» Игра-путешествие: «Земля наш общий дом!»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconКраткое содержание проекта: представлена разработка урока путешествие...
Тюлячинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconПубличный доклад 2012 мбоу «Балезинская средняя школа №3»
«Балезинская средняя общеобразовательная школа №3» (далее Школа) является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением,...
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconРеферат экзаменационный по упк тема: Уход за кожей
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации общеобразовательная школа №8
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
России, планируемых результатов начального общего образования,Примерных программ начального общего образования и авторской программы...
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconКраткое содержание проекта: представлена разработка урока путешествие...
Название темы «Времена года в словах, красках и звуках (урок-путешествие в мир искусства)»
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconПрограмма дисциплины "методы стратегического менеджмента" для направления...
Министерство экономики Министерство общего и Российской Федерации профессионального образования Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconОбразовательная программа основного общего и среднего общего образования...
«Ахматовская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики Тип оу: общеобразовательное учреждение Вид...
Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа №1 Учитель Казимирова А. Д. «Путешествие в мир кислот» iconШтукерт Татьяна Фёдоровна. Познавательная игра – путешествие «экологическая кругосветка»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск