«Путешествие в мир религий»





Скачать 204.64 Kb.
Название«Путешествие в мир религий»
Дата публикации20.04.2015
Размер204.64 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 38 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

« Путешествие в мир религий »

Программа элективного курса

по обществознанию для 9 кл.

учителя истории и обществознания

Данилова В. А.

Пояснительная записка
Мир религий… Он многолик и разнообразен, как наша планета. Путешествуя по Земле, можно подняться на высочайшие горные пики Гималаев и опуститься в глубины Тихого океана, затеряться где-нибудь в бескрайних песках африканских пустынь или открыть новые, никому ещё неизвестные, необитаемые острова. Путешествие в мир религий может быть столь же захватывающим и интересным. Мир религий - это целая «планета» со своим особым мироустройством: здесь есть свои континенты и острова, горные пики и глубокие океанские впадины, миражи пустынь и непроходимые джунгли…

Путешествие в мир религий - это путешествие в глубины человеческой культуры. Нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои зримые и прекрасные следы. Это - хранящие былое величие египетские пирамиды и сфинксы, торжественные готические соборы Европы, потрясающие индейские многокилометровые «рисунки» американских пустынь, изысканная и утончённая китайская живопись, удивительные японские искусства икебаны и устройства каменных садов… И наконец, существенная часть мировой литературы, музыки, искусства танца. Следы влияния религий видны всюду.

Путешествие в мир религий - это путешествие в самую сокровенную область духовных поисков и устремлений человечества. В глубочайших тайниках человеческого духа берут своё начало вера и почитание древних богов, преклонение перед величием Вселенной и природой. И там же рождаются мудрость, сострадание, терпимость и любовь к ближнему.

Путешествие в мир религий - это путешествие в мир истории, самобытных традиций и обрядов разных народов, а также захватывающее постижение настоящего. Ведь и в настоящее время религиозные традиции не потеряли свою жизненность: слова молитв обращения к богам возносятся от земли к небесам во всех уголках земного шара.

Поразительное изобилие верований, существовавших на протяжении всей истории человечества, не позволяет воочию увидеть все ритуалы и обряды, храмы и древние святилища. Но современная эпоха даёт возможность познакомиться с религиозными традициями разных времён и народов, не покидая дома. Как же не потеряться в этом мире новых понятий, представлений и образов? Профессиональным гидом в таком путешествии может стать наука, изучающая религиозные традиции мира. Она называется религиоведением.

Элективный курс «Путешествие в мир религий» в 9 классе призван дополнить изучение истории и обществознания с целью более полного удовлетворения познавательных интересов учащихся и стать подготовительным этапом для введения в 10-11 кл. профильного курса для гуманитарного класса «Религиоведение». Элективный курс в 9 классе рассчитан на 34 часа (1 урок в неделю).

Одной из главных задач, стоящих перед учителем истории и обществознания, является формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважение прав человека и демократических ценностей, патриотизма. Данные Всероссийского центра изучения общественного мнения, который с 1990 г. по 2000г. отслеживал изменения, происходящие в сознании молодёжи (изменение ментальности, силу эмоциональных, нравственных, политических и других ориентаций и предложений) показали, что наименьший приоритет у молодого поколения имеют ценности гуманистической направленности: патриотизм и гражданская ответственность (38%), интернационализм (35%), сострадание, доброта, уважение, природа (менее 10%). Поэтому учитель должен помочь ученикам осмыслить окружающий мир и выделить для себя подлинные культурные и духовные ценности. Перед обществом стоит задача – по-новому осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством; сформировать потребность в общении с культурным наследием, его постижением и приумножением. Эта задача может успешно реализовываться в том числе и через элективный курс «Путешествие в мир религий», который должен способствовать формированию у учащихся гуманистических ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории религий, восприятию идей гуманизма, толерантности, уважение к взглядам и ценностям представителей других религий, что является крайне актуальным в настоящее время.

Цели и задачи курса:

  1. Помочь учащимся сориентироваться в выборе гуманитарного профиля в старших классах, показать типичные для данного профиля виды деятельности: элементы исследовательской, дискуссионной, проектной (подготовка рефератов) деятельности.

  2. Способствовать более полному удовлетворению познавательных интересов учащихся в области истории религий.

  3. Воспитывать учащихся в духе гуманизма, толерантности, общечеловеческих духовных ценностей.

Содержание элективного курса качественно отличается от содержания базовых курсов истории и обществознания более глубоким изучением истории возникновения, становления и развития религиозных верований с древности до наших дней.

Данный курс может быть обеспечен учебными и вспомогательными материалами в основном за счёт фондов библиотек. Тестовые задания и другие дидактические материалы разрабатываются самим преподавателем.

В качестве учебной литературы возможно использование учебных пособий для 10-11 кл.:

  • Елисеев Г.А. История религий. 10-11 кл.- М.: 1997.

  • Религии мира: 10-11 кл.- М.:1997.

Большую помощь в преподавании и изучении курса оказывает использование энциклопедических изданий, прежде всего: Энциклопедия для детей. Религии мира. Т. 6. В 2-х частях.- М.: Аванта+, 2002. Возможно привлечение учебного материала на электронных носителях, например электронного издания Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия, в которой отдельный раздел посвящён мировым религиям.

В процессе изучения курса рекомендуется использование такого дидактического материала как хрестоматии по истории и обществознанию, комплекты РИПКРО.

Методика изучения предлагаемого курса может быть весьма разнообразной. Занятия по ряду тем целесообразно проводить в форме лекций, обязательным является организация исследовательской, дискуссионной, игровой, проектной деятельности. В качестве основного вида работ, выполняемого учащимися для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении, является написание реферата. Самостоятельность учащихся в работе в рамках данного курса проявляется в выборе темы исследования при подготовке реферата, в выборе проблем при изучении тем курса, которые должны быть проработаны на более глубоком уровне.

Основной формой контроля знаний учащихся должны стать тесты, разработке которых преподаватель должен уделить особое внимание (образцы тестовых заданий прилагаются к программе курса).

Для более совершенной организации контроля знаний, умений и навыков учащихся предлагается система зачётных книжек учащихся. Ученики получают зачёты на занятиях на основе выполнения тестового задания (объём 10-12 вопросов) в начале урока. Далее ребята получают зачёты по работе на уроках со специализированной формой деятельности: исследовательской, дискуссионной, игровой.

В рамках каждого раздела программы курса рекомендуется провести хотя бы по одному уроку с соответствующими видами деятельности. В разделе «Религии древности» могут быть предложены следующие варианты занятий:

  • «Общение шаманов с духами: реальность или мистификация» (урок- дискуссия);

  • «Древнегреческая мифология: боги и герои» (урок - игра);

  • «Язычество древних славян» (практикум по работе с источниками).

В разделе «Национальные религии» возможно проведение следующих уроков:

  • «Переселение душ в индуизме: миф или реальность» (урок – дискуссия);

  • «Конфуцианство» (практикум по работе с источниками);

  • «Деятельность пророков. Заповеди Моисея» (ролевая игра).

В разделе «Мировые религии» предлагаются следующие варианты уроков:

  • «Буддизм – религия без божества?» (урок – дискуссия);

  • «Евангельская история» (практикум по работе с источниками);

  • «Православные обряды и праздники» (урок – игра).

В завершение изучения каждого раздела проводится итоговая проверочная работа в форме тестирования (образцы итоговых тестов представлены в приложении). Данная работа оценивается по 5-балльной шкале, оценка заносится в зачётную книжку. Учащиеся допускаются к итоговой проверочной работе при условии наличии зачётов по всем занятиям данного раздела.

В конце изучения курса проводится итоговое занятие в форме конференции, на которой учащиеся защищают свои рефераты, над которыми они работали в течение изучения курса. На основе оценок, полученных за итоговые проверочные работы по трём разделам курса и оценки за реферат, выставляется итоговая оценка.

В процессе изучения курса должна фиксироваться динамика интереса к данному учебному материалу в форме анкетирования. В конце изучения курса целесообразно провести собеседование по выявлению интереса учащихся к будущему профилю в 10-11 кл.

Как уже отмечалось выше, главной формой отчётности для учащихся, изучающих данный курс, должна стать защита реферата.

Изучение элективного курса «Путешествие в мир религий» должно способствовать овладению учащимися следующими умениями и навыками:

  • Определять и объяснять понятия по истории религии;

  • Уметь выделять главную мысль в рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

  • Анализировать исторические явления, процессы, факты;

  • Обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связи между ними;

  • Определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

  • Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями и докладами;

  • Участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

  • Определять цели своей деятельности и представлять её результаты;

  • Выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

  • Осуществлять самоконтроль и самооценку.


Содержание программы (34 ч.).
Раздел 1. Религии древности (13 ч.).

  1. Верования древних (1ч.)

Начало религии. Культ богини-матери. Фетишизм. Тотемизм. Культ животных. Промысловый культ. Культ растений. Культ камней и гор. Магия. Анимизм. Культ предков. Аграрные культы.

2. Шаманство (1ч.).

Зарождение шаманства. Ритуал общения с духами. Роль шамана. Как шаманы видят мир. Мировое древо. Внешний вид шамана. Жертвоприношения в шаманстве. Шаманская этика.

3. Солнечная мудрость Египта(1ч.).

Первые служители богов. Становление и закат египетской религии. Боги Египта. Космогония. Храмы. Врата посвящения. Мистерии. Премудрость загробного мира. Представления о человеке. Молитвы душам и богам. Живые символы Египта.

4. Религия Древней Месопотамии (1 ч.).

Храмы: от сельского амбара до Вавилонской башни. Зиккураты. Статуи богов и культовые действа. Вавилонская космогония. Мёртвые и живые. Развитие древнемесопотамской религии. Моральные нормы. Гадания в Месопотамии.

5.Зороастризм: верования и обычаи(1 ч.).

Истоки религии. Божества. Священные тексты. Храмы огня. Огнепоклонники. Космогония. Обряды и обычаи. Представления о жизни и смерти. Путешествия в потусторонний мир. Праздники.

6. Религия эллинов (древних греков). 2 ч.

Как складывались религиозные представления эллинов. Человек и боги. Формирование олимпийского пантеона. Космогония. Жертвоприношения. Храмы. Жречество. Куль мёртвых. Общеэллинские праздники. Мистерии. Оракулы. Кризис эллинской религии.

7. Римско-италийская религия (1 ч.).

Этрусская религия. Основные черты римско-италийской религии.

Верования патрициев и плебеев. Изменения в Пантеоне древнеримских богов. Жречество. Смешение богов. Императорский культ.

8. Друиды и религия древних кельтов (1 ч.).

Друиды. Друидический культ. Предсказания будущего. Религиозные представления древних кельтов. Пантеон древних кельтов.

9. Германо-скандинавская религия и мифология (1 ч.).

Руны. Картина мира древних германцев. Скандинавский пантеон. Храмы и обряды. Конец света. Низшие мифологические существа (тролли, гномы, карлики, эльфы ).

10. Верования древних славян (2 ч.).

Язычество. Обожествление природы. Домашние божества. Устройство мира. Древнейшие боги славян. Древние святилища. Погребальные обряды. Солнечные боги. Божества плодородия. Малые божества подземного мира. Громовержец Перун. Языческий пантеон князя Владимира. Крестьянский земледельческий календарь. Языческая символика.

Урок повторения и обобщения, итогового контроля по разделу(1 ч.).
Раздел 2. Национальные религии ( 8 ч. ).

1. Иудаизм (2ч.).

Монотеизм. Возникновение иудаизма. Учение о Боге. Концепция богоизбранности народа Израиля. Священное Писание. Тора. Талмуд. Пророки. Мессия. Десять заповедей Моисея. Храм и жертвоприношение. Синагога и молитва. Обряды и праздники. Сионизм.

2. Индуизм (2ч.).

Возникновение индуизма. Индуистская триада. Дхарма. Учение о Карме. Направления индуизма. Веды. Брахманы и сутры. Касты. Аскетизм. Тантра. Чакры. Сонм индуистских богов. Священные животные индуизма. Священные тексты индуизма. Индуистские храмы. Праздники и обряды.

3. Даосизм (1 ч.)

Возникновение даосизма. Лао-цзы. «Книга о дао и дэ». Чжуан-цзы. Даосизм внутренний и внешний. Даосские своды. Даосские школы. Даосская практика. Храм и молитва. Люди и духи в даосизме. Даосский образ жизни.

4. Конфуцианство (1 ч.)

Учение Конфуция. Служивые мужи. Культ предков. Ритуал. Нормы поведения. Зеркало древности. Человеколюбие и гуманность. Человек и культура. «Воля неба» и путь человека. Утопия Конфуция.

5.Синтоизм. (1 ч.)

Возникновение синтоизма. Синто. Японские мифы. Храмы. Священнослужители. Ритуалы. Богиня Аматэрасу.

Урок повторения и обобщения, итогового контроля по разделу(1 ч.).
Раздел 3. Мировые религии ( 11ч.).

1.Буддизм. (2ч)._

Возникновение буддизма. Учение Будды. Колесо бытия. Четыре благородные истины. Вселенная и её устройство. Основные заповеди буддизма. Национальные формы буддизма: ламаизм (тибетский буддизм), чань-буддизм, дзэн-буддизм. Медитация. Монахи-бойцы Шаолиньского монастыря. Чайная церемония. Икебана. Самурайская культура. Воинские искусства.

2. Раннее христианство (2 ч.)

Истоки христианства. Ветхий завет. Евангельская история. Рождение Мессии. Крещение. Искушение. Заповедь любви. Притчи Христовы. Чудеса и исцеления. Преображение. Новозаветный закон. Гефсимания. Суд. Распятие. Воскресение. Вознесение. Рождение христианской церкви. Монашество. Возникновение христианского богословия.

3. Православие (2 ч.).

Церковь в Византии. Крещение Руси. Православие на Руси. Монашество на Руси. «Москва – третий Рим». Старообрядчество. Русская религиозная философия. Народное православие. Православное искусство. Таинства Православной церкви. Богослужение в православии.

4. Католичество (1 ч.).

Вера Римско-Католической церкви. Иерархия Римско-Католической церкви. Структура церкви. Богослужение в Католической церкви. Католическая мораль. Католичество в России.
5. Протестантизм (1 ч.).

Реформация. Лютеранство. Кальвинизм. Англиканская церковь. Пуритане. Протестантизм в XIX - XX вв. Протестантизм в России.

  1. Ислам (2ч.).

Мухаммед – посланник Аллаха. Коран и Сунна. Творение мира. Ранние пророки. Важнейшие положения мусульманского вероучения. Шариат. Религиозно-политические течения и группы в исламе. Шииты и сунниты. Суфизм. Праздники в исламе. Ислам в России.

Урок повторения и обобщения, итогового контроля по разделу (1ч.).

Зачётное занятие по курсу (2 ч.).

Литература.


  1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. М.: 1996.

  2. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества. М.: 1996.

  3. Васильев Л.С. История религии Востока. М.: 1997.

  4. Гараджа В.И. Религиоведение. М.: 1995.

  5. Гече. Г. Библейские истории. М.: 1998.

  6. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: 1910. (репр. 1993).

  7. Елисеев Г.А. История религии. 10-11 кл. М.: 1997.

  8. Житие пророка Мухаммада. М.: 1992.

  9. Конфуций. Жизнь и его учение. М.: 1991.

  10. Ламберг-Карлоски К., Саболов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М.: 1992.

  11. Лаплас П.С. Изложение системы мира. М.: 1982.

  12. Мень А.В. Домашние беседы о Христе и Церкви. М.: 1995.

  13. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. М.: 1977.

  14. Мифы народов мира. В 2-х т. М.: 1980.

  15. Монте П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.: 1989.

  16. Моррис Г. Сотворение мира: Научный подход. Калифорния, 1990.

  17. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.: 1994.

  18. Никольский Н.Н. История русской церкви. М.: 1985.

  19. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: 1994.

  20. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Ю. Жизнь Мухаммеда. М.: 1991.

  21. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: 1986.

  22. Религии мира: 10-11 кл. Учебное пособие. М.: 1997.

  23. Религиозные традиции мира. М.: 1996.

  24. Религия и религиозные организации в современной России. М.: 1989.

  25. Рыбаков В. Язычество Древней Руси. М.: 1987.

  26. Светлов Г. Е. Колыбель японской цивилизации. М.: 1994.

  27. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: 1996.

  28. Токарев О. Религия в истории народов мира. М.: 1964.

  29. Тардже Д. Мир паломничества. М.: 1998.

  30. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М.: 1995.

  31. Христианство: словарь / Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М.: 1995.

  32. Энциклопедия для детей. Религии мира. Т.6. В 2-х ч. М.: Аванта +, 2002.

  33. Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб.: 1996.

  34. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебный словарь–минимум по религиоведению. М.: 1998.


Приложения.
Тесты по теме « Религии древности».
1. Религия – это:

а) определённое мировоззрение и действия, основанные на вере; +

б) форма средневекового свободомыслия;

в) социальный институт;

г) здание для отправления культа.

2. Политеизм – это:

а) комплекс примитивных верований, основанных на представлениях о родстве между людьми и прочими живыми организмами;

б) религия многобожия; +

в) анимистические культы;

г) культ предков.

3. Ритуал общения шамана с духами – это:

а) пересотворение;

б) магия;

в) рассекание;

г) камлание. +

4. Для религиозных представлений какого народа характерна мумификация?

а) древних китайцев;

б) древних индийцев;

в) древних египтян; +

г) древних иранцев.

5. Как называется ритуал посвящения в божественные таинства?

а) камлание;

б) пересотворение;

в) космогония;

г) мистерии. +

6. Название храма в Древней Месопотамии:

а) зиккурат; +

б) пирамида;

в) ступа;

г) церковь.

7. В семейство древнегреческих богов не входил:

а) Зевс;

б) Посейдон;

в) Осирис; +

г) Гефест.

8. Главный храм в Афинах:

а) Парфенон; +

б) Эрехтейон;

в) Пантеон;

г) Аптерос.

9. Жрецы, занимавшиеся гаданиями в Древней Греции – это:

а) друиды;

б) шаманы;

в) оракулы; +

г) понтифики.

10. Священное растение друидов:

а) дуб;

б) омела; +

в) олива;

г) ясень.

11. Знаки магической письменности древних германцев:

а) саги;

б) жребии;

в) руны; +

г) веды.

12. Главный бог скандинавского Пантеона:

а) Один; +

б) Тор;

в) Фрейр;

г) Ньерд.

13. Как называли духов, обитавших в воздухе, в германской мифологии?

а) тролли;

б) эльфы; +

в) гномы;

г) альвы.

14. Древняя религия, для которой характерно поклонение огню:

а) индуизм;

б) шаманизм;

в) митраизм;

г) зороастризм. +

15. Установите соответствие между ранними формами религии и их признаками:

1) анимизм; а) родство между группой людей и животным;

2) магия; б) наделение неодушевлённых предметов

сверхъестественными свойствами;

3) тотемизм; в) вера в существование душ и духов;

4) фетишизм; г) обряды, воздействующие на силы природы;

( 1- в, 2-г, 3-а, 4-б)

16. Соотнесите:

1) Ра; а) бог мудрости;

2) Тот; б) бог света;

3) Гор; в) бог воды;

4) Себек; г) бог Солнца. (1-г, 2-а, 3-б, 4-в)

17. Установите соответствие между древнегреческими и древнеримскими именами богов:

1) Зевс; а) Венера;

2) Посейдон; б) Юпитер;

3) Афродита; в) Эскулап;

4) Асклепий. г) Нептун. (1-б, 2-г, 3-а,4-в)

18. Установите соответствие:

1) Афродита; а) богиня мудрости;

2) Деметра; б) богиня любви;

3) Ника; в) богиня плодородия;

4) Афина. г) богиня победы. (1-б, 2-в, 3-г,4-а)

19. Как называли славянских жрецов, хранителей священного знания?

а) друиды;

б) волхвы; +

в) ведуны;

г) оракулы.

20. Установите соответствие:

1) Перун; а) бог света;

2) Дажьбог; б) бог Солнца;

3) Хорс; в) бог грома и молнии;

4) Велес. г) бог богатства. ( 1-в, 2-а, 3-б, 4-г)

Тесты по теме «Национальные религии».
1. Национальные религии – это:

а) религии Древнего мира;

б) политеистические религии;

в) религии, исповедуемые представителями одной национальности; +

г) монотеистические религии.

2. Священная книга иудеев:

а) Талмуд; +

б) Библия;

в) Коран;

г) Авеста.

3. Родоначальник еврейского народа:

а) Адам;

б) Моисей;

в) Авраам; +

г) Авель.

4. Четвёртый «лишний»:

а) Соломон;

б) Саул;

в) Давид;

г) Голиаф. +

5. День отдыха, святой день у иудеев:

а) суббота; +

б) воскресенье;

в) пятница;

г) четверг.

6. Священная река в Древней Индии:

а) Тигр;

б) Меконг;

в) Ганг; +

г) Нил.

7. Пророк – это :

а) представитель конфуцианства;

б) один из двенадцати апостолов;

в) всякий служитель культа;

г) человек, возвещающий высшую истину через откровения. +

8. Как назывались жрецы в Древней Индии ?

а) брахманы; +

б) волхвы;

в) друиды;

г) шаманы.

9. Общая сумма всех совершённых живым существом поступков и их последствий в индуизме называется:

а) Дхарма;

б) Карма; +

в) Сансара;

г) Сутра.

10. Для какой страны в древности было характерно деление на касты?

а) Китая;

б) Ирана;

в) Египта;

г) Индии. +

11. Расположите в правильной последовательности варны в Индии от высшей к низшей:

а) вайшья;

б) кшатрии;

в) брахманы;

г) шудры. (в, б ,а, г)

12. Четвёртый «лишний»:

а) Вишну;

б) Шива;

в) Брахма;

г) Ганеша. +

13. Что означает понятие «дао»?

а) эквивалент Бога;

б) свод законов и норм поведения человека на Востоке;

в) невидимый, вездесущий, естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления человека; +

г) гуманность и чувство долга.

14. Самая «нерелигиозная» религия:

а) конфуцианство; +

б) буддизм;

в) индуизм;

г) синтоизм.

15. Что составляет основное содержание культа конфуцианства:

а) молитвы;

б) почитание предков; +

в) жертвоприношения;

г) строгое выполнение обрядов.

16. Конфуций создал свой идеал совершенного человека, который должен отличаться двумя основными достоинствами. Назовите их:

а) вера и любовь;

б) правдивость и благородство;

в) гуманность и чувство долга; +

г) честность и скромность.

17. Какие религии входят в китайский комплекс «трёх учений»:

а) буддизм; даосизм; синтоизм;

б) буддизм, конфуцианство, джайнизм;

в) конфуцианство, даосизм, джайнизм;

г) даосизм, конфуцианство, буддизм. +

18. Индуизм – это:

а) жреческая каста;

б) политеистическая религия Древней Индии; +

в) религия Древнего Ирана;

г) тотемистический культ.

19. Верховное божество в синтоизме:

а) Будда;

б) Идзанаги;

в) Брахма;

г) Аматэрасу. +

20. Установите соответствие между религиями и странами их распространения:

1) зороастризм; а) Индия;

2) индуизм; б) Китай;

3) синтоизм; в) Иран;

4) даосизм. г) Япония. (1-в, 2-а, 3-г, 4-б)

Тесты по теме «Мировые религии».
1. К мировым религиям относятся:

а) буддизм; +

б) синтоизм;

в) индуизм;

г) джайнизм.

2. Основа буддизма:

а) единобожие;

б) вера в бессмертную душу;

в) вера в возможность спасения, достижения нирваны; +

г) церковь.

3. Какой цветок является символом чистоты и залогом спасения в буддизме?

а) роза;

б) хризантема;

в) лотос; +

г) тюльпан.

4. Искусство аранжировки цветов в Японии – это:

а) сансара;

б) икебана; +

в) цукими;

г) юкими.

5. Среди перечисленных религий старейшей является:

а) христианство;

б) ислам;

в) протестантизм;

г) буддизм. +

6. Моральные принципы: не убей, ни кради, не лги – принадлежат:

а) только христианству;

б) только христианству и буддизму;

в) всем мировым религиям; +

г) только буддизму.

7. Для какого направления в буддизме характерны: чайная церемония, икебана, сады камней?

а) чань - буддизма;

б) дзэн – буддизма; +

в) ламаизма;

г) тибетского буддизма.

8. Что такое кэндо ?

а) фехтование на мечах; +

б) восточный бокс;

в) чайная церемония;

г) сад камней.

9. На какой день согласно Библии, Бог создал человека:

а) пятый;

б) шестой; +

в) седьмой;

г) первый.

10. Ученики Иисуса Христа – это:

а) пророки;

б) епископы;

в) «отцы церкви»;

г) апостолы. +

11. Троица – это :

а) часть политеистического пантеона;

б) единство Божества в трёх лицах в христианской религии; +

в) элемент древнегреческой мифологии;

г) буддийский догмат.

12. Коран – это:

а) часть Библии;

б) религиозный обряд иудеев;

в) священная книга мусульман; +

г) христианское таинство.

13. Нирвана – это:

а) христианский обряд;

б) культовая процессия;

в) жреческая каста в Древней Индии;

г) освобождение души от законов Кармы. +

14. Назовите два наиболее крупных направления в исламе:

а) суннизм и шиизм; +

б) брахманизм и индуизм;

в) Хинаяна и Махаяна;

г) ламаизм и дзэн - буддизм.

15. Приведите в соответствие:

1) православие; а) Мартин Лютер;

2) католицизм; б) Сергий Радонежский;

3) протестантизм; в) Мухаммед;

4) ислам. г) Августин Блаженный.

( 1-б, 2-г, 3-а, 4-в )

16.Соотнесите христианские таинства и их объяснения:

1) крещение; а) исповедование грехов священнику;

2) покаяние; б) соборование, таинство, совершаемое обычно

над больным;

3) причащение; в) принятие человека в лоно церкви;

4) елеосвящение. г) вкушение тела и крови Христовой.

(1-в, 2-а, 3-г, 4-б)

17. Расположите церковные чины русской православной церкви в порядке возрастания от низшего к высшему :

а) митрополит;

б) священник;

в) епископ;

г) диакон. ( г, б, в, а )

18. Расположите в хронологическом порядке следующие двунадесятые праздники:

а) Крещение;

б) Успение Пресвятой Богородицы;

в) Рождество Христово;

г) Сретение Господне. (в, а, г, б)

19. Соотнесите понятия ислама и их определения:

1) Коран; а) паломничество в святые места;

2) Хадж; б) система мусульманского права ;

3) Шариат; в) священная книга мусульман;

4) Джихад. г) священная война против неверных.

(1-в, 2-а, 3-б, 4-г)

20. Приведите в соответствие мировые религии и страны, где они возникли:

1) христианство; а) Аравия;

2) буддизм; б) Палестина;

3) ислам; в) Индия.

(1-б, 2-в, 3-а)

Примерные темы рефератов.


  1. Ранние формы религиозных представлений.

  2. Становление и закат древнеегипетской религии.

  3. Вавилонская космогония.

  4. Зороастризм: верования и обычаи.

  5. Религиозные представления древних греков.

  6. Пантеон древнеримских богов: становление и развитие.

  7. Религиозные представления древних кельтов.

  8. Германо-скандинавская мифология.

  9. Славянское язычество.

  10. Возникновение и развитие иудаизма.

  11. Возникновение и развитие индуизма.

  12. Даосизм: возникновение и развитие.

  13. Учение Конфуция и его роль в становлении и развитии китайского государства.

  14. Синтоизм.

  15. Возникновение и развитие буддизма.

  16. Национальные формы буддизма.

  17. Истоки христианства. Ветхий завет.

  18. Евангельская история.

  19. Возникновение и развитие христианского богословия.

  20. Православие на Руси: становление и развитие.

  21. Католичество.

  22. Реформация. Возникновение и развитие протестантских церквей.

  23. Возникновение и развитие ислама.

  24. Русская религиозная философия.

  25. Православное искусство.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Путешествие в мир религий» iconКраткое содержание проекта: представлена разработка урока путешествие...
Название темы «Времена года в словах, красках и звуках (урок-путешествие в мир искусства)»
«Путешествие в мир религий» icon«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир
«Путешествие в мир религий» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Курс посвящен изучению проблемы происхождения религии, ранних форм верований и культа, автохтонных религий Австралии, Океании, Африки,...
«Путешествие в мир религий» iconДисциплина б в «История стран Центральной и Восточной Европы»
Познакомить студентов с историей мировых религий и базовыми сведениями по теории религий
«Путешествие в мир религий» icon«история религий»
Умкд «История религий» составлен на основе гос впо по специальности (050706 по оксо) «Педагогика и психология», утвержденному 31...
«Путешествие в мир религий» iconПрограмма дисциплины «История мировых религий»
Вводную часть, которая содержит общие сведения о природе религиозных верований; степени распространения различных религий в современном...
«Путешествие в мир религий» iconУрок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану
...
«Путешествие в мир религий» iconПрограмма курса «История религий» для 10-11 классов составлена на...
Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов...
«Путешествие в мир религий» iconПрограмма курса «История религий» для 10-11 классов составлена на...
Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов...
«Путешествие в мир религий» iconПрограмма курса по выбору гсэ «История мировых религий» соответствует...
Курс «История мировых религий» является одной из общепрофессиональных дисциплин
«Путешествие в мир религий» icon«путешествие в мир профессий»
Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. – Фермер
«Путешествие в мир религий» iconИ. Б. Муравьев история мировых религий
Муравьев И. Б. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности...
«Путешествие в мир религий» iconРабочая программа дисциплины «История и теория религий»
Рабочая программа предназначена для студентов гуманитарных специальностей. Основное внимание в программе обращено на раскрытие важнейших...
«Путешествие в мир религий» iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой
«Путешествие в мир религий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы совершим путешествие в мир литературы, где соседствует фантастическое и реальное, где происходит чудеса, животные спешат...
«Путешествие в мир религий» iconРабочая программа кружка «Путешествие в мир экологии»
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273 фз «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск