«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы





Скачать 57.52 Kb.
Название«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы
Дата публикации29.09.2014
Размер57.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе
«Путешествие в мир природы и мир поэзии»


Анализ темы
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 6 классах. Мы объединили изучение русской поэзии XIX века и изучение сезонных явлений в жизни растений. Для анализа были выбраны следующие поэтические произведения: Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!...», А.Н. Майков «Пейзаж», Ф.И. Тютчев «Листья», И.С. Никитин «Встреча зимы». Такое сочетание позволяет познакомить учащихся с изображением природы в русской поэзии, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы, наполняет уроки, посвященные изучению сезонных изменений в жизни растений, новым содержанием.
Выбор цели и задач урока
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир.

Обучающие цели: научить анализировать стихотворное произведение; формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.

Воспитательные цели: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.

Развивающие задачи: развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.
У природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)


Не притворяется природа,
К нам расположена ее душа.
И даже если мы ее уродуем,
Она глядит на нас, едва дыша,
И любит нас, как матери лишь любят,
Без рассуждений и без укоризны,
Она нам все простит и все забудет.
И даже тем проступит, подарит жизнь.
Кто преуспеет и ее погубит.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, используемые учителем

Вызов

(5-10 мин)

На доске несколько высказываний.

«Причина нашей любви к природе – в том, что природа не ревнует и не обманывает, как мы, люди». Японский писатель Акутагава Рюноке

«Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы,- это воспоминание о том времени, когда мы были животными, растениями, землей. Точнее: это сознание единства со всем сущим, скрываемое от нас временем». Из дневниковых записей Л.Н. Толстого

«Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин»

Ф.М. Достоевский

«Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло! Пустыня – осталась» Фредерико Гарсия Лорка

«Счастье – это быть с природой, видеть ее говорить с ней» Л.Н. Толстой

«Мне в несчастье мерещится книга о земле и ее красоте» Б. Пастернак

Вступительное слово учителя биологии, в котором определяется цель урока – изучение сезонных явлений в жизни растений.

Вступительное слово учителя литературы о влиянии природы на различные виды искусства (живопись, музыка, литература).


Внимательно прочитывают высказывания, написанные на доске





Осмысление содержания

Ребята заранее разделены на 4 группы. В каждой группе выбран капитан, распределяющий задания и, в конце урока, выставляющий оценку за работу каждому из членов группы.

Первая группа. А.Н. Майков «Пейзаж»

Задания:

  1. Выразительное чтение стихотворения.

  2. Какое время года описано в стихотворении?

  3. Какие изменения в жизни растений наблюдаются в это время и с чем они связаны?

  4. Н.П. Сухова пишет, что «поэтическое зрение Майкова напоминает зрение художника-живописца, по законам пространственно-цветовой композиции располагающего на холсте детали «пейзажа» и человека». Как вы считаете, в стихотворении «Пейзаж» отразилась эта особенность Майкова? Нашлось ли в этом стихотворении место для человека?

  5. Можете ли вы согласиться с Е.Е. Зубаревой, утверждающей, что «мир природы, воссозданный поэтом, гармоничен и целен»?

  6. Какие средства художественной выразительности нашли вы в стихотворении?

  7. Определите стихотворный размер.

  8. Подберите картины, которые могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.

Вторая группа. Ф.И. Тютчев «Листья»

Задания:

  1. Какое время года описано в стихотворении?

  2. Что такое листопад? Какое значение он имеет в жизни растений? Какие растения называются листопадными, а какие вечнозелеными?

  3. Литературовед А.Ф. Захаркин утверждает: «В поэзии Тютчева есть… гармонически светлое восприятие природы». Как вы понимаете определение «гармонически светлое»? можете ли вы назвать «гармонически светлым» это стихотворение Тютчева? Какой, на ваш взгляд, цвет является главным, определяющим в стихотворении «Листья»?

  4. Найдите средства художественной выразительности в этом стихотворении.

  5. Определите стихотворный размер.

  6. Подберите картины, которые могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.

Третья группа. И.С. Никитин «Встреча зимы»

Вопросы:

  1. Как растения переживают зиму? Какую роль в этом играет снежный покров?

  2. Ю.И. Айхенвальд отмечает, что поэзии И.С. Никитина свойственно «отсутствие зеленого … любовь к ночи, которая посеяла в душе то задумчивое и тихое, в чем отказала жизнь». Присутствует ли в этом стихотворении зеленый цвет? Становится ли от этого стихотворение безрадостным? Почему?

  3. Найдите средства художественной выразительности в этом стихотворении.

  4. Определите стихотворный размер.

  5. Подберите картины, которые могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.

Четвертая группа Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»

Вопросы:

  1. Какие признаки весеннего пробуждения природы можно найти в стихотворении?

  2. Какие изменения в жизни растений происходят весной?

  3. Литературовед Ю.И. Айхенвальд пишет, что Е.А. Баратынский «от каждого явления жизни вдумчиво берет смысл, его умную сердцевину и показывает его красоту». Какие явления жизни были взяты в этом стихотворении? Удалось ли, на ваш взгляд, поэту передать смысл этих явлений жизни? Объясните как.

  4. Какими средствами выразительности пользуется поэт?

  5. Каким стихотворным размером написано стихотворение?

  6. Подберите картины, которые могли бы быть иллюстрацией к этому стихотворению?




Каждый ученик заранее получил задание


Чтение наизусть

Ребята отвечают на поставленные вопросы, обязательно используют при этом строчки из стихотворения.


Опережающее задание

Анализируют стихотворение, делают выводы, доказывают свою точку зрения.
Проводится работа с текстами стихотворений, с произведениями живописи.

Ребята из других групп задают уточняющие вопросы, исправляют ошибки, вносят дополнения


Рефлексия

Учитель биологии подводит итоги, говоря о том, что природу можно изучать и по стихам талантливых поэтов.

Учитель литературы возвращает ребят к высказываниям выдающихся людей о природе и предлагает каждой группе выбрать наиболее подходящий, на их взгляд, эпиграф к уроку и объяснить свой выбор.

С учетом проделанной работы на стадии осмысления, ребята выбирают эпиграф к уроку.

В качестве подведения итога ребята дома находят стихи поэтов XIX века, где описано определенное время года, и анализируют его по предложенному плану


Давайте улыбнемся!
Как хорошо вокруг!
Природа – наш хороший
Наш добрый верный друг
Для нас лесной кузнечик
Споет среди травы,
А ветер нам сыграет
На клавишах листвы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconКраткое содержание проекта: представлена разработка урока путешествие...
Название темы «Времена года в словах, красках и звуках (урок-путешествие в мир искусства)»
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Как прекрасен и удивителен живой мир природы! Она так устроена, что нет в ней ничего и никого лишнего. Каждое насекомое, каждая травинка,...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconОгромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек...
Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня нас с Вами ждет очередное путешествие в волшебный мир поэзии поэта-живописца 19 века, который всем своим творчеством утверждает...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconУрок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа....
«природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconПрограмма элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса...
Переливаясь одна в другую, они открывают нам бесконечные тайны красоты и уродства мира, помогают смириться перед великим Божьим замыслом,...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы icon«Путешествие в мир алмаза»
Тема первого семинара: Анализ метафизических результатов на комплексе «рофэс» (метафизическая интерпретация математических моделей...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconТематическое планирование № темы Тема Количество часов
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Название темы вашего учебного проекта «Люби и охраняй природу. Необыкновенное путешествие в удивительный мир растений»
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconПрограмма окружающий мир плешаков «мир вокруг нас»
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconУрока по литературному чтению в 4 в классе по теме «Мир «детей»
Цели: провести литературный анализ главных героев произведения “Белолобый, учить смотреть на мир глазами героя; находить в подобных...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы были на пути к тому, чтобы стать богами, высшими существами, способными создать второй мир, используя мир природы лишь в качестве...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наш проект предназначен для учащихся 2 класса и направлен на изучение темы "В гости к зиме" в базовом курсе "Окружающий мир: Мир...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Раскрытие данной темы предполагает обращение к лирическим произведениям Ф. Тютчева и А. Фета, отражающим своеобразное восприятие...
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы iconРайонная научно-практическая конференция учащихся «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»
Цель работы: изучение образа жизни синиц и создание безопасных условий для обитания и увеличения числа птиц


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск