Скачать 49.45 Kb.
|
КОСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «КРУГ ЧТЕНИЯ» ТЕМА: «А.Н.МАЙКОВ «ОСЕНЬ»» 2А КЛАСС УЧИТЕЛЬ: ЕМЕЛЬЯНОВА Л.П. 1.Оргмомент. Сегодня нас с Вами ждет очередное путешествие в волшебный мир поэзии поэта-живописца 19 века, который всем своим творчеством утверждает красоту родной земли, радость трудовой жизни, любовь к Родине. Посмотрите на портрет. Кто знает , изображенного поэта? Это Апполон Николаевич Майков. С биографией поэта вас познакомит Егор. - Возможно, кто-то из вас уже знаком с его творчеством. Какие произведения вы знаете? -«Весна», «Летний дождь», «Сенокос», «Ласточки», «Колыбельная песня». Давайте познакомимся с еще одним стихотворением. - Как вы думаете, какому времени года оно посвящено? - Осени. - Стихотворение так и называется «Осень» 2. Подготовка к восприятию текста. 3. Первичное восприятие текста. - Что удивило или привлекло вас в этом стихотворении? Не заметили ли вы в нем чего-то особенного? - Поэт сначала рад бегать по осеннему лесу, он испытывает удовольствие, а потом как бы разочаровывается в этом. Стихотворение как бы разделено на две части. 4. Вторичное восприятие. Неторопливо прочитайте стихотворение про себя, поразмышляйте над его содержанием, попробуйте найти границу между первой и второй частями, приготовьтесь к чтению вслух и анализу. Читая, постарайтесь представить себя на месте автора, попытайтесь проникнуть в его душевный мир и ощутить какие чувства он испытывает, что переживает. Читаем пырвую часть. Итак, вы сказали, что поэт в этой части испытывает радость и удовольствие. -От чего? - «кроет уж лист золотой…» - он испытывает удовольствие от красоты леса -скорее удовольствие, что земля покрыта золотыми листьями -он испытывает удовольствие, от того что в лесу просторно, можно бегать – «любо в лесу мне бежать, листья ногой загребать» -Что еще что ему приятно? -«с холоду щеки горят» - осенний холод бодрит. - Вы хорошо чувствуете настроение поэта. Он действительно испытывает удовольствие и радость от простора в лесу, от бодрящего холода, ему нравится листья ногой загребать. Остановимся на словах «любо в лесу мне бежать» Какие синонимы вы могли бы подобрать к слову «любо» - Хорошо, здорово, приятно. -Синонимов много, но почему именно «любо», а не просто «хорошо» или «весело»? - Это и приятно, и весело, и удовольствие доставляет бегать по лесу и любоваться золотыми листьями – все в одном слове. - Вот что значит слово поэта! - в нем и особое настроение, и то, что он видит. Вчитайтесь еще раз в выражение «смело топчу я ногой вешнего леса красу». «Вешнего» - какое лексическое значение этого слова? Толковый словарь – весеннего. Поэт в одном выражении вспоминает и осень и весну. Эти листья были красотой весеннего леса, а теперь он их топчет. Сразу и у поэта, и у вас возникает две картины – лес усланный золотыми листьями и весенний нежно-зеленый лес, покрытый зеленым пухом. Вот какова емкость художественного слова! Поэт не забыл весеннюю, вешнюю красоту, тогда она его любовала, а теперь он о ней говорит: «смело топчу я ногой вешнего леса красу». - А какую еще особенность этого стихотворения мы не открыли? Кто тут действует? Кто является рассказчиком? - Сам автор. Поэт-рассказчик. Выразительное чтение первой части. А теперь попробуем выразительно прочитать первую часть. Что следует помнить при чтении? Какую интонацию, темп выберете? - Темп - медленный (ускоряется к - слову «бежать»), интонация – спокойная, настроение – веселое, радостное. -Читая, постараться выразить чувство удовольствия, любования, удовлетворения. Соблюдая логические паузы, ударения, выделяя голосом главные слова, с нужной интонацией прочитайте первую часть. Выразительное чтение в слух 2-3 ученика. Анализ чтения. -Сумел ли читающий выразить чувство любования, удовольствия, удовлетворения? Прочитал с правильной интонацией, темпом, логическим ударением? Кто на ваш взгляд лучше всего справился с задачей? Переходим ко второй части. Вторичное восприятие и анализ. Чтение детьми. - Что происходит с настроением автора? - Оно у него сильно меняется. То «любо бежать», а то он вдруг как бы оглядывается вокруг себя и видит, что ничего нет. Он испытывает разочарование. - Очень удачно сказано «испытывает разочарование». Чем же он разочарован? - Ничего нет. - Он грустит: «нет мне здесь прежних утех». Он грустит, что нет того, что его утешало, радовало, забавляло. Лес, когда был густым, таил в себе много загадок. А теперь; «Лес с себя тайну совлек» Толковый словарь «совлек-снял». Т.е. лес сбросил листву и все насквозь видно. - Чем еще лес вызывает грусть? - Своей пустотой: «сорван последний орех, свянул последний листок». -- Слово – то какое «последний» - такое простое, но очень точное и усиливает чувство грусти. А какой еще оттенок этого чувства появляется у поэта и от чего? - У него появляется чувство тоски от того, что в лесу ничего нет. Нет ничего, что радовало его – «мох не приподнял, не взрыт грудой кудрявых груздей», «около пня не висит пурпур брусничных кистей». - Что же его радовало? - И кудрявые грузди, их было много – «груды груздей», и брусника висела кистями. - Какие глаголы усиливают тоску? - «не приподнят», «не взрыт», «не висит». - И последние строки как-то холодят, не радуют поэта. «Долго на листьях лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес». Все прошло, все сорвано и остались лишь пустота и холод в осеннем лесу. Так, от удовольствия, от бодрого настроения поэт переходит к разочарованию, а затем к грусти и тоске от опустелого леса. Выразительное чтение второй части. - Какие задачи вы должны поставить перед собой, чтобы прочитать вторую часть текста выразительно? - Показать разочарование поэта, его грусть, тоску, выделить голосом главные слова, соблюдая медленный темп и спокойную интонацию. Чтение в парах. - Удалось ли вам выразить свое отношение к прочитанному? Выразительное чтение всего стихотворения 1-2 ученика. Анализ. Итог урока. Заканчивается наше знакомство с произведением А.Н.Майкова «Осень». У каждого человека своя осень: и по приметам, и по настроению. Может быть, сегодня кому-то тоже повезло и счастливая встреча с близким для него стихотворением состоялась, а если нет, то она обязательно наступит при изучении другого произведения. Спасибо за хорошую работу на уроке. |