Скачать 70.21 Kb.
|
Министерство образования РФ Томская область, Томский район Тимирязевский образовательный округ Муниципальное общеобразовательное учреждение Нелюбинская средняя общеобразовательная школа Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» (в рамках углубленного изучения школьного курса литературы). (30 часов). Составитель: Учитель литературы Мелитдинова Л.А. Томск – 2004. Пояснительная записка. Диалог Поэта и Моря… Образ Пушкина на фоне мятежных волн для многих стал своеобразным символом, утверждающим непреодолимое стремление друг к другу двух стихий: поэзии и природы. Переливаясь одна в другую, они открывают нам бесконечные тайны красоты и уродства мира, помогают смириться перед великим Божьим замыслом, постичь мудрость и безумие творимого на земле. Читая русскую пейзажную лирику, мы, безусловно, осознаем глубину ее национального характера, но, порой, забываем или недооцениваем того исторического движения, что таит в себе лирика о природе. Вчитываясь в портреты “широкошумных дубров” и “горных вершин”, погружаясь в мир “звездных глыб” или “дали морской и счастливого брега”, мы убеждаемся, что другими стали не дубровы, звезды и моря, но другими стали мы! Из века в век человек меняет свое отношение к эстетике природы, тем самым обогащая, расширяя тему. Изучая на занятиях курса стихотворения Афанасия Фета, Якова Полонского, Иннокентия Анненского или Антона Дельвига, мы приближаемся не только к тайнам «стихотворства», но и «чудотворства»... Как же является это «чудотворство»?.. Точно так же, как природа живет и развивается по своим строгим законам, поэзия следует своим не менее строгим законам, но изящным заповедям. И пренебрегать понятиями ритма, рифмы, ассонансов, аллитерации, создающих соразмерность поэтической речи, столь же грубо, сколь пренебрегать законам природы, приводящей в волнение моря, в движение камыши. Читая стихи, мы, завороженные словом, конечно, не задумываемся об умении автора слышать «хорей и ямбы с их звуком коротким», наблюдать «певучий размер амфибрахий», в постоянно движущемся мире; мы не задумываемся и о причинах грозы, метели, радуги, но, восхищенные, замираем как перед таинством природы, так и перед таинством слова. Пейзажная лирика, метафорически осваивая мир, будит воображение и завораживает одних, но кого-то и настораживает (может быть, пугает?) смелостью образных фантазий. Каждый из истинных поэтов в диалоге с природой являет свою неповторимую индивидуальность, и проследить этот процесс представляется весьма интересным. Главная задача учителя в данном случае - сделать учеников соавторами, соучастниками того диалога двух стихий, что постоянно звучит в стихотворениях о природе. Занятия проводятся в форме уроков-лекций, уроков-концертов с составлением своей связки-комментария, уроков-путешествий, уроков-бесед и т.д. Практическая часть занятий предполагает анализ стихотворений (и совместный, и индивидуальный), кроме того курс завершается написанием исследовательской работы (своеобразным “творческим отчетом”) в форме реферата по выбранной теме в цикле “Времена года”. Построение курса позволяет более углубленно подойти к рассмотрению русской поэзии XIX века, поверхностно изучаемой в школьном курсе литературы. Программа курса рассчитана на 30 часов (из них 13 часов практической работы) и разбита на два цикла. В первом цикле (всего 14 часов, из них 7 ч. практической части) учащиеся знакомятся с основными темами русской лирики, отобранными учителем. Второй цикл курса (всего 16 часов, из них 6 ч. практической части) предполагает знакомство с основными авторами русской лирики, с особенностями поэтического видения художников Слова.
Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
Стихотворения и авторы к отдельным темам: «Байронизм»: Пушкин А. “Погасло дневное светило”, “Братья - разбойники”, “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы”; Лермонтов М. “Воздушный корабль”, “Нет, я не Байрон”; Вяземский П. “Бессонница”, “Кладбище”. «Поэты пушкинской поры»: Батюшков К.Н., Глинка Ф.Н., Давыдов Д.В., Дельвиг А.А., Кюхельбекер В.К., Одоевский А.И., Рылеев К.Ф. «Море»: Толстой А. “По гребле неровной и тряской”, Пушкин А. “К морю”, Лермонтов М. “Парус”, “Морская царевна”. «Кавказ»: Лермонтов М. “Дары Терека”, поэмы “Беглец”, “Демон”, “Мцыри”. |
Тематическое планирование по русской литературе в 10 классе Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века | Художественно-философское осмысление первой мировой войны в русской... ... | ||
Поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень»,... Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление... | Тематическое планирование по литературе 10 класс Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление... | ||
Программа среднего (полного) общего образования по литературе ... | Календарно-тематическое планирование по литературе для 7М класс ... | ||
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом»... «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию... | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Итоговый тест за курс 5 класса Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку;... | Программа элективного курса по истории для 11 класса Составитель:... Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся... | ||
Реферат по литературе Адресаты посланий А. С. Пушкина в 30-е годы XIX века ... | «Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир | ||
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном... Миронова Любовь Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, Областное государственное бюджетное образовательное... | Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном... Миронова Любовь Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, Областное государственное бюджетное образовательное... | ||
Семинар по современной журналистике Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | Урок по теме «Русская культура в первой половине XIX века» Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада? |