Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века»





Скачать 70.21 Kb.
НазваниеПрограмма элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века»
Дата публикации23.04.2015
Размер70.21 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Министерство образования РФ

Томская область, Томский район

Тимирязевский образовательный округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нелюбинская средняя общеобразовательная школа

Программа

элективного (профильного) курса по литературе

для 10 класса

«Мир природы в русской поэзии XIX века»

(в рамках углубленного изучения

школьного курса литературы).

(30 часов).

Составитель:

Учитель литературы

Мелитдинова Л.А.


Томск – 2004.
Пояснительная записка.
Диалог Поэта и Моря… Образ Пушкина на фоне мятежных волн для многих стал своеобразным символом, утверждающим непреодолимое стремление друг к другу двух стихий: поэзии и природы. Переливаясь одна в другую, они открывают нам бесконечные тайны красоты и уродства мира, помогают смириться перед великим Божьим замыслом, постичь мудрость и безумие творимого на земле.

Читая русскую пейзажную лирику, мы, безусловно, осознаем глубину ее национального характера, но, порой, забываем или недооцениваем того исторического движения, что таит в себе лирика о природе. Вчитываясь в портреты “широкошумных дубров” и “горных вершин”, погружаясь в мир “звездных глыб” или “дали морской и счастливого брега”, мы убеждаемся, что другими стали не дубровы, звезды и моря, но другими стали мы!

Из века в век человек меняет свое отношение к эстетике природы, тем самым обогащая, расширяя тему.

Изучая на занятиях курса стихотворения Афанасия Фета, Якова Полонского, Иннокентия Анненского или Антона Дельвига, мы приближаемся не только к тайнам «стихотворства», но и «чудотворства»... Как же является это «чудотворство»?..

Точно так же, как природа живет и развивается по своим строгим законам, поэзия следует своим не менее строгим законам, но изящным заповедям. И пренебрегать понятиями ритма, рифмы, ассонансов, аллитерации, создающих соразмерность поэтической речи, столь же грубо, сколь пренебрегать законам природы, приводящей в волнение моря, в движение камыши. Читая стихи, мы, завороженные словом, конечно, не задумываемся об умении автора слышать «хорей и ямбы с их звуком коротким», наблюдать «певучий размер амфибрахий», в постоянно движущемся мире; мы не задумываемся и о причинах грозы, метели, радуги, но, восхищенные, замираем как перед таинством природы, так и перед таинством слова.

Пейзажная лирика, метафорически осваивая мир, будит воображение и завораживает одних, но кого-то и настораживает (может быть, пугает?) смелостью образных фантазий.

Каждый из истинных поэтов в диалоге с природой являет свою неповторимую индивидуальность, и проследить этот процесс представляется весьма интересным.

Главная задача учителя в данном случае - сделать учеников соавторами, соучастниками того диалога двух стихий, что постоянно звучит в стихотворениях о природе.

Занятия проводятся в форме уроков-лекций, уроков-концертов с составлением своей связки-комментария, уроков-путешествий, уроков-бесед и т.д. Практическая часть занятий предполагает анализ стихотворений (и совместный, и индивидуальный), кроме того курс завершается написанием исследовательской работы (своеобразным “творческим отчетом”) в форме реферата по выбранной теме в цикле “Времена года”.

Построение курса позволяет более углубленно подойти к рассмотрению русской поэзии XIX века, поверхностно изучаемой в школьном курсе литературы. Программа курса рассчитана на 30 часов (из них 13 часов практической работы) и разбита на два цикла. В первом цикле (всего 14 часов, из них 7 ч. практической части) учащиеся знакомятся с основными темами русской лирики, отобранными учителем. Второй цикл курса (всего 16 часов, из них 6 ч. практической части) предполагает знакомство с основными авторами русской лирики, с особенностями поэтического видения художников Слова.


Цикл



Тема

Форма занятий и количество часов

Проверочное задание

I цикл тем.

1

Равноправие поэтических стилей.

Лекция – 1




2

Поэты пушкинского круга.

Путешествие–1, зачет-1

Рассказать о поэте.

3

Русский байронизм: Пушкин, Лермонтов, Вяземский.

Лекция - 1, беседа –1




4

Цветы в русской лирике.

Беседа - 1, зачет - 1

Определить роль цветов в поэзии одного поэта.

5

Гроза и дождь в русской лирике.

Параллельное чтение – 2




6

Времена года в русской лирике

Рефераты – 5





II цикл тем.

1

Морская стихия: Тютчев, Пушкин, Лермонтов.

Путешествие-1, зачет - 1

Сравнить стихотворения.

2

Звукопись в лирике Пушкина (“Анчар”).

Беседа – 1




3

“Русская песня” А.Дельвига (“Соловей мой, соловей…”, “Среди долины ровныя…”).

Концерт – 1





4

“Гамлет - Баратынский” (по Пушкину).

Беседа – 1




5

“Звуки итальянские! Что за чудотворец, этот Батюшков” (по Пушкину).

Беседа – 1




6

“Тихая” поэзия Я.Полонского.

Беседа – 1




7

“Жизнь и поэзия - одно”. В.Жуковский.

Беседа – 1




8

Кавказский пейзаж М.Лермонтова.

Путешествие-1




9

Поэт “нашего завтра” И.Анненский.

Беседа –1




10

Стихи в альбом.

Письмо - 1


Рассмотреть стихи в альбом о дружбе, о любви, о семье.

11

Первый русский импрессионист А.Фет.

Беседа – 1, параллельное чтение – 1




12

Изображение русской природы А.Майкова.

Беседа – 1




13

“Круги” символистов. Вл.Соловьев.

Клуб молодых поэтов - 2





Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1890 гг. Компедиум. – М.: «Интерпракс». – 1994.

  2. Исанченкова Н.В. Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы. Методическое пособие. – СПб.: «Паритет». – 2003.

  3. Поэты пушкинской поры. Избранные стихотворения./ Сост. Вл.Орлов. – М.: «Детская литература». – 1972.

  4. Русская литература XIX века. / Сост. Вл.Орлов. – М.: «Художественная литература». – 1981.

  5. Русская литература XIX века. / Сост. Вл.Орлов. – М.: «Художественная литература». – 1986.

Дополнительная:

  1. Русские писатели, XIX век. Библиографический словарь. В 2 частях. – М.: «Просвещение». – 1996.


Стихотворения и авторы к отдельным темам:
«Байронизм»: Пушкин А. “Погасло дневное светило”, “Братья - разбойники”, “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы”;

Лермонтов М. “Воздушный корабль”, “Нет, я не Байрон”;

Вяземский П. “Бессонница”, “Кладбище”.
«Поэты пушкинской поры»: Батюшков К.Н., Глинка Ф.Н., Давыдов Д.В., Дельвиг А.А., Кюхельбекер В.К., Одоевский А.И., Рылеев К.Ф.
«Море»: Толстой А. “По гребле неровной и тряской”,

Пушкин А. “К морю”,

Лермонтов М. “Парус”, “Морская царевна”.
«Кавказ»: Лермонтов М. “Дары Терека”, поэмы “Беглец”, “Демон”, “Мцыри”.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconТематическое планирование по русской литературе в 10 классе
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconХудожественно-философское осмысление первой мировой войны в русской...
...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconПоэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень»,...
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconТематическое планирование по литературе 10 класс
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconПрограмма среднего (полного) общего образования по литературе
...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 7М класс
...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconПрограмма элективного курса по литературе «умейте владеть словом»...
«системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconИтоговый тест за курс 5 класса
Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку;...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconРеферат по литературе Адресаты посланий А. С. Пушкина в 30-е годы XIX века
...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» icon«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconГорода как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном...
Миронова Любовь Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, Областное государственное бюджетное образовательное...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconГорода как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном...
Миронова Любовь Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, Областное государственное бюджетное образовательное...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconСеминар по современной журналистике
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса «Мир природы в русской поэзии XIX века» iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск