Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф





Скачать 274.16 Kb.
НазваниеГорода как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф
Дата публикации28.02.2016
Размер274.16 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Миронова Любовь Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Родниковский политехнический колледж»

г.Родники Ивановской области
Поисковый и исследовательский методы как вариант

проблемного обучения

(из опыта работы)

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых студенты ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, добывают и творчески применяют знания.

Поисковый метод можно применить, задавая обучающимся реферат по какой-либо теме. Не секрет, что сейчас многие студенты пользуются интернетом, где можно найти практически любую тему, «скачать» её и сдать преподавателю. Пользы от такой работы никакой, потому что обучающиеся читают текст, не анализируя его.

В своей практике я поступаю следующим образом. Например, даётся тема реферата: «Тема города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Петербургские повести» Н.В.Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н.А.Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Реферат выполняет группа студентов из четырёх человек. Каждый учащийся работает над определенной частью реферата, затем они объединяются, обмениваются в группе информацией и материалом, и каждый уже самостоятельно составляет план, пишет основную часть реферата, вступительную и заключительную части. Возможен также вариант, когда студенты объединяют материал и пишут один реферат. Таким образом, получается – реферат пишет группа студентов.

Определяется объём реферата – 12-15 страниц печатного текста. Каждый должен отобрать материал, наиболее ярко отражающий тему реферата, в данном случае, тему города.

Задание такого плана я даю всем студентам первого курса во втором полугодии к дифференцированному зачёту по итогам первого курса – и в группах НПО, и в группах СПО. Работа кропотливая, сложная – качество работ, конечно, получается разным, но первокурсники учатся работать в группах, при этом понимая, что они не должны подвести тех, кто работает с ними в группе. Это воспитывает чувство коллективизма, ответственности перед самим собой и перед другими.

В процессе работы обучающимся необходима помощь преподавателя, особенно при отборе материала. Учащиеся затрудняются определить – что нужно оставить, а что не является существенным для выбранной темы. Затрудняются также при выборе цитат. Здесь нужны консультации и практическая помощь преподавателя.

Практика показывает, что выполнение подобных работ помогает студентам и при изучении других предметов. Большое значение имеет и то, что в процессе работы непосредственно осуществляется личностный подход к каждому обучающемуся, что не всегда получается на уроке. Это способствует взаимопониманию между студентом и преподавателем и, в результате, улучшается дисциплина на уроке, замечается появление интереса обучающихся к предмету.

Вот один из рефератов, в работе над которым принимали участие четверо студентов - двое из которых имеют по литературе оценку «хорошо» и двое – оценку «удовлетворительно» (группа № 4 НПО «Повар, кондитер»).

Необходимо уделить дополнительное время правильному оформлению реферата, несмотря на то, что эта тема рассматривается на уроках по дисциплине «Русский язык». У каждого студента обязательно есть памятка (в электронном или печатном виде) «Оформление реферата».

Областное государственное БЮДЖЕТНОЕ Образовательное учреждение СРЕДнЕГО профессионального образования

«РОДНИКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Тема города как сквозной образ

в русской литературе XIX века

(реферат по литературе)


Выполнили: студенты 1 курса 4 группы «Повар, кондитер»

Жаворонкова Ксения, Кадуйская Анна,

Куташов Сергей, Соловьёв Геннадий
Проверила: преподаватель литературы

Миронова Л.С.

г. Родники, 2014

Содержание
1. Введение

2. Вступление. «Сквозная» тема – это неотъемлемая часть художественного произведения

3. Основная часть. Тема города как сквозной образ в русской литературе XIX века

а) реализация темы города в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

б) «Петербургские повести « Н.В.Гоголя

в) Петербург в изображении Н.А.Некрасова – город тружеников и бедняков

г) Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»

4. Заключение

5. Список литературы

Введение

Цель: показать, как в произведениях русских писателей XIX века реализуется «сквозная» тема города

Задачи:

  • выявление и описание мотивов и образов, способствующих раскрытию темы

  • изучение формально-содержательного значения темы

Этапы работы:

Первый этап - исследовательский

  • чтение и анализ художественных произведений в целом

  • знакомство с критической литературой

  • постановка единой цели и задачи

  • составление плана работы

  • организация работы

Второй этап – аналитический

Исходя из заявленных видов работы, использовались следующие методы: исследовательский, аналитический, обобщающий

Вступление

В данном реферате хотелось бы проследить, как появилась и развивалась в русской литературе тема города. Эта тема интересна, так как она стала традиционной в русской литературе и постоянно приобретала новые оттенки. Она не могла не появиться, потому что человек и та среда, где он живёт – неразрывно связаны. Тема города органично вписалась в произведения русских писателей и заставила читателей задуматься над проблемами города и, в первую очередь, столицы России – Петербурга.

Русская литература широка и многогранна. Темы произведений затрагивают все стороны жизни. В ней представлены «вечные» образы, такие, как, например, тема Родины, роль поэта и поэзии, тема героя своего времени. Но есть «сквозные» темы, без которых невозможно ни одно значительное литературное произведение. Они, как правило, сопутствуют главной теме, помогают полнее раскрыть её.

Такими «сквозными» темами принято считать, например, тему бала, в сцене которого зачастую главный конфликт достигает своей кульминации; тема дуэли, которая в русской литературе приобрела трагический смысл; тема снов героев раскрывала «тайны души», которая в этот миг создавала свой мир и погружалась в него. Присутствие этих «сквозных» тем мы найдём в произведениях всех классиков русской литературы: Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского и других.

«Сквозные» темы тесным образом связаны с конфликтом произведения, его идеей. Таким образом, «сквозная» тема – это неотъемлемая часть художественного произведения.

Русская литература «золотого века» интересна своими героями, к числу которых можно отнести и «город», потому что он в произведениях русских писателей не только место действия, но часто участник событий, имеющий своё неповторимое лицо. Тема города – это ещё одна из «сквозных» тем в русской классической литературе. Существуют такие понятия, как грибоедовская Москва, пушкинский Петербург, Петербург Некрасова, Достоевского. Речь идёт в подобных случаях не о топографии города, не о краеведческом материале – речь идёт о картине общества, локально приуроченной к тому городу, где эта картина проявляется наиболее ярко.

Русская литература на первое место выдвинула трагедию народа. Эту трагедию помогают понять не только образы главных героев, но и то, где они действуют, что их окружает. Добр или враждебен ли мир, в котором они вынуждены жить.

Тема города сложилась постепенно, но появление и развитие её - закономерно. Девятнадцатый век – это Пушкин, показавший Петербург в «Медном всаднике» и Москву в «Евгении Онегине; Некрасов, который впервые в своих стихах представил Петербург как город контрастов, и, конечно, Достоевский, развивший эту тему.

Писатели-реалисты, постигая мир, окружавший их, смотрели на него с позиций высоких общественных, гуманистических, подлинно-нравственных идеалов. Тема города раскрывается именно с таких – реалистических позиций. «Сквозная» тема приобретает глубокий идейный смысл, обеспечивает понимание психологии, мыслей, чувств, поступков героев. При этом мы всегда чувствуем личное отношение автора к данной теме. Большинство выдающихся писателей сами испытали на себе «зло» и «добро» больших городов – Москвы, Петербурга. У каждого из них есть определённый этап творчества, связанный со столицей России – Петербургом, у каждого, судя по произведениям, свой Петербург, своё к нему отношение.

Город… какой он в русской литературе? Столичный, провинциальный? Прежде всего, город в произведениях русских писателей – это живой организм, влияющий на судьбы героев.

Обратимся непосредственно к литературным примерам, где наиболее ярко прослеживается тема города.
Реализация темы города в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»
Поэма «Медный всадник» написана в 1833 году и представляет собой одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений Пушкина. Поэма появилась не случайно, замысел имеет под собой довольно твёрдую и продуманную почву. Летом 1833 года Пушкин знакомится со стихотворениями Адама Мицкевича. Особенно сильное впечатление на Пушкина производит «петербургский» цикл Мицкевича, состоявший из семи стихотворений, исполненных ненависти к императорскому Петербургу и российской тирании. А в августе того же года ему пришлось увидеть собственными глазами то, о чём раньше он только слышал или читал: вид разбушевавшейся Невы, которая вот-вот снесёт мосты и затопит город, надолго запечатлелся в его памяти…

Все эти впечатления реализуются в «Медном всаднике». В поэме вдохновенными стихами прославляются «великие думы» Петра, его творенье – «град Петров» (Петербург), новая столица русского государства, выстроенная в устье Невы, «под морем», «на мшистых, топких берегах», из соображений военно-стратегических («отсель грозить мы будем шведу»), экономических («сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам») и для установления культурной связи с Европой («природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»). Поэт без всяких оговорок восхваляет великое государственное дело Петра, созданный им прекрасный город, «полнощных стран красу и диво».

В начале поэмы автор создаёт яркие, живые и высокопоэтические картины. Таковы отдельные образы (во «Вступлении»), из которых составляется целый, величественный образ Петербурга.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран красу и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво…

Мосты повисли над водами;

Темно-зелёными садами

Её покрылись острова…
Отношение поэта к городу – это восторг, восхищение, гордость!

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…
Примечательно, что именно в «Медном всаднике» появляется тема, ставшая в творчестве Пушкина чрезвычайно устойчивой – тема Петра. Поэта постоянно интересовала личность Петра Первого, великого преобразователя России. Он понимал, что Петровская эпоха – это крутой поворот в истории России.

Поэма начинается с «Вступления». Это своего рода ода Петру, его делу. Вступление композиционно противопоставлено двум частям: героем первой и второй части становится Евгений – бедный чиновник.

Великое и малое, общегосударственное и личное составляет тематическую основу поэмы. Отсюда и конфликт между «державцем полумира» и бедным чиновником, мечтающим о личном счастье. Пётр выстроил город на Неве, чтобы заявить миру о мощи и силе Российского государства, но забота о судьбах людей не входила в планы царя. Торжественный строй вступления сменяется печальным рассказом. В первой части поэт показывает, к чему привели петровские преобразования. Мы вновь видим столицу России, но этот город совсем уже не похож на тот, что воспет во «Вступлении». Это город окраин, ветхих домиков, хижин, где ютится нищета, не имеющая возможности защитить себя от несчастья.

И вновь образ Петра. Он и прогрессивный государственный деятель, и жестокий самодержец, не считавшийся с интересами отдельной личности. По его вине люди терпят страшные бедствия. Великие деяния Петра имеют и обратную сторону – совершаемые в интересах государства, они тяжёлым бедствием ложатся на плечи народа. Вот он – конфликт между государством и народом, общим и частным.

Пушкин признавал великое значение дел Петра, но и признаёт закономерным стремление человека к личному счастью. Именно поэтому он с большим чувством рисует бедного Евгения. Наряду с темой города в литературу входит и тема «маленького человека». Пушкин первым выразил глубокое сочувствие «маленькому человеку», задавленному нищетой и бесправием, который заслуживает счастья, но лишён его, и протестует против своей обездоленности.

В поэме нет никакого эпилога, возвращающего нас к первоначальной теме величественного Петербурга. Пушкин этим показывает противоречие между полным признанием правоты Петра, который не может считаться в своих государственных «великих думах и делах» с интересами отдельного человека и полным признанием правоты всякого человека, требующего, чтобы с его интересами считались. Это явное противоречие остаётся в поэме неразрешённым.

Изображённый в поэме образ Петербурга ещё раз доказывает, что тема города для поэта, писателя-реалиста очень важна. Город становится частью судьбы человека, и влияние города на него неизбежно.
Петербургские повести Н.В.Гоголя
Тема города получила своё развитие и в творчестве Н.В.Гоголя. Она у него неразрывно связана с темой «маленького человека», которая впервые прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» Пушкина. Эти две темы переплелись достаточно тесно. Пушкин открыл в «маленьком человеке» драматический характер. Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях – «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель») – продолжил своеобразно, опираясь на свой жизненный опыт и наблюдения.

В петербургских повестях писатель с глубоким сочувствием и любовью говорит о судьбах обездоленных простых людей, об их забитости и униженности. Петербургские повести направлены против реального зла, против самодержавно-бюрократического строя николаевской России.

Впервые в русской литературе Петербург изображён во всей наготе и неприглядности, мелочности и трагической нищете повседневной будничной жизни. Когда Гоголь приехал в 1829 году в Петербург, он писал матери о том представлении, которое сложилось у него о городе: «Тишина в нём необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, всё служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, все погрязли в бездельных ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Писатель жил в мещанском и чиновничьем квартале Петербурга, и поэтому жизнь и быт бедных лавочников, ремесленников, чиновников хорошо были ему знакомы. Наблюдения за их жизнью и послужили Гоголю материалом для петербургских повестей.

«Невский проспект» - одна из первых повестей на петербургскую тему. Невский проспект – главный объект изображения. Основное впечатление от его облика – «всё не то, чем кажется». Красота Невского проспекта не может скрыть нищеты и трагизма жизни бедняков. Наряду с блеском, великолепием проспекта изображены и бедные заброшенные окраины, где царят беспробудное пьянство, нищета и разврат - «…он лжёт, во всякое время. Этот Невский проспект». На фоне ложного великолепия Невского проспекта происходит трагедия «бедного, детски-простодушного» художника Пискарёва. Он умирает, не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью», убедившись в крушении своих иллюзий, в эгоизме и продажности окружавшего его общества. Невский проспект губит и другое существо – прекрасную незнакомку. «Толпа звёзд, крестов и всякого рода советников» толкнули её на путь разврата. Преуспевает лишь самонадеянный, тупой и довольный своим чином поручик Пирогов.

Описывая толпу праздного Невского проспекта, Гоголь не раскрывает характеров обывателей, не даёт их внутренних переживаний – он берёт лишь одну какую-либо особенность облика или туалета и доводит характеристику героя до гротеска. И потому не люди двигаются по проспекту, а «бакенбарды, атласные, чёрные, как соболь», «усы, которые заворачиваются на ночь тонкою веленевою бумагой», «дамские рукава, похожие на воздухоплавательные шары». Таким приёмом писатель подчёркивает условность и «призрачность» петербургской жизни. Петербург – город, где цену человеку придают вещи, а не мысли и чувства.

Близко соприкасается с «Невским проспектом» и другая петербургская повесть – «Портрет». Так же, как и в «Невском проспекте», Гоголь сталкивает два враждебных мира: мир богатства и роскоши и мир столичной бедноты. Писателя особенно волновал вопрос о роли искусства и судьбе художника в современном ему обществе. И в «Невском проспекте», и в «Портрете» Гоголь показывает, как разрушающая сила зла и денег губит искусство. Пискарёв умер, потому что не мог бороться со злом, источник которого таился в несправедливом строе. Чартков убил свой талант, угождая вкусам богатой публике.

Повесть «Нос» продолжает тему города. Местом действия и здесь избран Петербург. Сюжетом повести служит необыкновенное происшествие – пропажа носа у коллежского асессора Ковалёва, называвшего себя «майор Ковалёв». Он, будучи всего-навсего коллежским асессором, мнил себя настоящим большим чином (особенно с теми, которыми мог хоть немного командовать), «нос задирал слишком высоко…», и потому невероятное происшествие – превращение носа в статского советника заключало издевку над чинопочитательством.

Гоголь придаёт всей повести фантастический характер, потому что только в таком городе, как гоголевский Петербург, где вместо людей по улицам движутся маски, где выше всего ценятся вещи и чины, могло случиться такое происшествие. Этим происшествием Гоголь подчёркивает «призрачность» петербургской среды, противоречащее всем правилам и нормам человеческого существования.

Если в повести «Нос» Гоголь рисует высших чиновников, то в «Шинели» он создаёт образы мелких чиновников – бесправных, забитых, изнурённых работой и нищетой. Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин – герой повести «Шинель» – вечный титулярный советник. Акакий Акакиевич – предел того унижения, до которого может быть доведён человек. Автор не скрывает иронической усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя, которому трудно жить в этом жестоком городе, который сначала грабит, а потом и убивает Башмачкина.

Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия – главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. «Маленького человека» город давит, не даёт ему подняться, почувствовать себя личностью. Писатель беспощадно судит город, полный общественных противоречий и трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург – город, где человеческие отношения искажены, где торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где «…кроме фонаря, всё дышит обманом».

Петербург в изображении Н.А.Некрасова – город тружеников и бедняков
Тема города с новой силой проявилась в творчестве Н.А.Некрасова.

«Восемь лет я боролся с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть… Уму непостижимо, сколько я работал!» - вспоминал Некрасов. Ослушавшись отца. Отказавшись от карьеры военного, непокорный сын был лишён материальной поддержки. Учиться ему уже не пришлось. Некрасов ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лёжа на полу – мебель отсутствовала в его подвале – и всё-таки не бросал литературных занятий, не отказывался от надежды стать поэтом. Он писал стихи, рассказы, пьесы, рецензии, фельетоны и жил на скудную плату литературного подёнщика.

Поэтом Некрасов стал в Петербурге, и «петербургская» тема становится одной из главных тем его творчества («Провинциальный подьячий в Петербурге», 1839 год). Созданные им в разные годы «петербургские» стихотворения и стихотворные циклы позволяют представить себе духовную атмосферу, в которой жил Некрасов. Именно Некрасов впервые изобразил Петербург как город тружеников и бедняков:

В нашей улице жизнь трудовая;

Начинают ни свет, ни заря

Свой ужасный концерт, припевая,

Токари, резчики, слесаря.

А в ответ им гремит мостовая!

Всё сливается, стонет, гудёт.

Как-то глухо и грозно рокочет.

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.

В поэтической манере Некрасова рано проявляется характерная особенность – внимание к примелькавшимся мелочам петербургского быта. К повседневным сценам, в которых пристальный взгляд поэта обнажает глубокий смысл. Уличные эпизоды вырастают в символ страданий. Каждое слово передаёт нам чувство поэта – гнев против уродливого быта, порождающего боль от собственного бессилия.

С Петербургом связан и поэтический манифест Некрасова, где образ Музы возникает из описания обыденной сцены городской жизни – наказание русской крепостной крестьянки на торговой площади, быть может, за побег или подобную «вину»:

Вчерашний день, в часу шестом.

Зашёл я на Сенную.

Там били женщину кнутом

Крестьянку молодую,

Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная».
«Поэт мести и печали» рано узнал жизнь обитателей петербуржских углов, видел всю наготу жизни городской бедноты. Поэт понимал. Что богатство и красоты города захвачены сильными и сытыми, отнявшими все радости жизни у тех, кто создал эти богатства. Петербург Некрасова – город социальных контрастов:

пышны в нём

Театры, улицы, жилища

Счастливцев мира – и кругом

Необозримые кладбища…

Своё внимание поэт уделяет не пышным кварталам, не обитателям дворцов, а «предместьям дальним», где, как «чёрные змеи» летят

Клубы дыма из труб колоссальных,

Где сплошными огнями горят

Красных фабрик красные стены…
Чаще всего Некрасов рисуют мрачный и унылый городской пейзаж:

Грязны улицы, лавки, мосты,

Каждый дом золотухой страдает;

Штукатурка валится – и бьёт

Тротуаром идущий народ…
Тяжело живётся городской голытьбе. Каждый день для неё – «день безобразный – мутный, ветреный, тёмный и грязный». Улицы, на которых проживают бедняки, пропитаны «смесью водки, конюшни и пыли», здесь и ветер «удушлив не в меру, в нём зловещая нота звучит», и месяц глядит с ясного неба «с какой-то тоской безотрадной». Нищие, ремесленники, голодные дети нескончаемой вереницей проходят перед читателем в «городских» стихах Некрасова. «Мерещится мне всюду драма!» - восклицает поэт.

В одном из ранних стихотворений «Еду ли ночью по улице тёмной» (1847 год) Некрасов сурово рассказал об одной из таких драм: в семье бедняка умер ребёнок, и мать, чтобы купить гробик ребёнку, пошла на улицу. Об этом стихотворении Тургенев писал Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение меня совершенно с ума свело; дённо и нощно твержу я это удивительное произведение – и уже наизусть выучил».

Город с его социальными контрастами Некрасов назвал «роковым». Видения «городского ада» преследовали Некрасова всю жизнь. Поэт знал, что именно здесь, в городе, «цепи куют на несчастный народ». В ряде своих городских стихов он нарисовал отталкивающие портреты тех, кто куёт эти цепи:

просыпаются дружно

И спешат за прилавки засесть:

Целый день им обмеривать нужно,

Чтобы вечером сытно поесть…
С презрением и ненавистью поэт пишет о «владельцах роскошных палат», не любящих «оборванной черни» - ростовщиках, чиновниках-взяточниках, генералах, банкирах и многих других. Но Некрасов знал и другой город – город непокорившихся низов:

в стенах твоих

И есть и были в стары годы

Друзья народа и свободы.
Об этом городе Некрасов говорил:

Ты дорог нам, - ты был всегда

Ареной деятельной силы,

Пытливой мысли и труда.
Н.А.Некрасова называют зачинателем городской поэзии, поэтическим предшественником таких глубоко своеобразных певцов города, как Брюсов и Маяковский. Городские стихи Некрасова всегда будут волновать читателя скорбью и гневом, суровой жизненной правдой. Сила воздействия его стихотворений была настолько велика, что некоторые из современных Некрасову писателей, вольно или невольно переносили в свои произведения его поэтические наблюдения (например, отдельные сцены из стихотворения «О погоде» были использованы Достоевским в романе «Преступление и наказание»).

Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»
Ф.М. – писатель, который сумел раскрыть психологию Петербурга. Именно в Петербурге Достоевскому пришлось пережить самые страшные минуты своей жизни, которые коренным образом изменили взгляды писателя. Ни одно значительное событие не проходило мимо него, всё отражалось в его возбуждённом, лихорадочно работающем сознании. Произведения Достоевского говорят о жизненно-важных проблемах современности и, прежде всего, о страшных контрастах богатства и бедности, тиранства и покорности, о страданиях «маленького человека», о путях к разумно устроенному обществу. Все эти проблемы нашли своё отражение в идеологическом романе «Преступление и наказание» (1863 год). Петербург, где в это время жил писатель, становится одним из главных героев романа. Таким образом, тема города получает своё новое развитие и в творчестве Достоевского, и в русской литературе.

Петербург, в произведениях Достоевского, – это не только фон, на котором развёртываются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ жизни ненормальной, неблагополучной, безнравственной. Городской пейзаж – пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев.

В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. Реальность и бред, явь и кошмары – всё сплелось в Петербурге. В этом фантастическом образе города, враждебному человеку и природе, воплощён протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества. Но живёт в душе писателя и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового гармоничного общества.

Тема города важна для Достоевского. Этому яркий пример – роман «Преступление и наказание», в котором Петербург – полноправное действующее лицо, город, который душит, давит, навевает кошмарные видения и идеи. Петербург Достоевского – это «город, в котором невозможно быть». Образ Петербурга помогают понять в романе созданные автором пейзажи. Интерьеры, уличные сцены.

С первых страниц романа перед читателем вырастает душный, грязный город - город не дворцов и не парков, а распивочных, трактиров, домов терпимости. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных… и пьяные, поминутно попадавшиеся, …довершали отвратительный и грустный колорит картины. Обобщающее значение данного пейзажа, его символическое звучание получает в романе дальнейшее развитие: «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять поминутно пьяные. Чухонцы – разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя». Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

Пейзаж в романе прочно связан с образом главного героя – Родионом Раскольниковым. Улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе и другой , совершенно противоположный пейзаж. Вот он на берегу Невы: «…небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», «сияющий купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчётливо разглядеть даже каждое его украшение». Прекрасный простор так же давит, мучит и гнетёт Раскольникова, как духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе. Атмосфера духоты, вони проходит через весь роман. Город «давит», раздражает Раскольникова, вызывает ненависть: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»

Голодный студент чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал бод богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом а потеху прохожих… Раскольников здесь чужой. Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим. Город кажется Раскольникову равнодушным, и читатель задумывается о том, что только в таком холодном и «немом» городе мог появиться замысел преступления Раскольникова и его кощунственная теория. Об этом же говорит и Свидригайлов: «Это город полусумасшедших… Редко, где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». Народ в этом городе пьёт, молодёжь «уродуется в теориях « от бездействия.

Петербург – это не только «громадные, теснящие и давящие дома», не только «пышный», но «немой» вид, но и те события, которые здесь происходят. Попадая на улицу, Раскольников наблюдает драки, самоубийства, совращение девочек, смерть. Этот город живёт в атмосфере преступления, и люди, населяющие его, постепенно привыкают к чужому несчастью, ожесточаются. Перестают ценить жизнь. Да и какая жизнь ждёт большинство из них, какие пути перед ними открыты? Это или жизнь в постоянной нищете, или три дороги, о которых думает Раскольников, размышляя о судьбе Сони: «…броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… броситься в разврат».

Внешний облик людей как бы дополняет духоту, безысходность города: Раскольников «замечательно хорош собою», но «опустился и обнеряшился»; это «пьяные… и всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов «с желтоватым, отёкшим, зеленоватым лицом», «красноватыми глазками» и «руками грязными, жирными, с чёрными ногтями»; старуха-процентщица с «вострыми и злыми глазками». От встреч с этими людьми остаётся ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. В этом городе каждый чувствует себя одиноким. Покидая шумные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по тёмным лестницам. Вот одна из них – «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота». А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи…

Вот комната Раскольникова – «это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению…». Каморка Раскольникова – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

Комната Мармеладовых – «маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов десять длиной; всю её было видно из сеней. Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё…».

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жильё: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер гостиницы, где проводит последнюю ночь Свидригайлов – всё это тёмные сырые «гробы».

Петербург Достоевского – это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и тёмные задворки. В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста пьяная женщина бросается вниз, под колёсами щегольской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькую девушку, которую «где-нибудь напоили, обманули, да так и пустили на улицу». Это уличные сцены, которые на миг приоткрывают дверь в чужую жизнь, полную безысходного горя и отчаяния. Сцены уличной жизни приводят нас к выводу – от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Чаще всего их отношения – это безразличие, звериное любопытство, злорадная усмешка…

Всё вместе: пейзаж, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, давит на него, создаёт атмосферу безысходности, толкает на самоубийства и преступления. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход – смерть.

Петербург – миллионный город, но люди, в своём большинстве, безучастны к страданиям друг друга. В душах людей также «холодно, темно и сыро», как и в Петербурге. Ничто и никто не может подсказать Раскольникову, как ему поступить: «ничто не отозвалось ниоткуда; всё было глухо и мёртво, как камни, по которым он ступал…». «Безобразная» теория Раскольникова зародилась в этом величественно- равнодушном городе, потому что мир, окружающий человека, формирует его душу, влияет на его поступки.

По мере того как разворачивается повествование, образ Петербурга усложняется, ширится, становится символом страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения, где торжествует бессовестная торгашеская мораль, где всё продаётся и покупается.

Петербург Достоевского – это, прежде всего социальный портрет России 60-ых годов XIX века.
Заключение
Тема Петербурга – одна из интереснейших тем русской литературы. Каждый из писателей решал её по- своему, но главным оставалось одно – реалистично, доступно раскрыть этот образ, в котором всегда присутствовал образ России, с её нищетой. Силой и слабостью. Петербургская тема звучит «не как тема одного города, а как тема философско-историческая, где и в событиях романа, и в персонажах, и нравах разрабатывалась тема ложного города и ложного мира». В этом немалую роль сыграл и тип русского писателя – писателя гражданина, сознательно ставшем на путь служения обществу. Русские писатели проникали в сущность того мира, в котором так трудно – духовно и физически – жил человек. Отсюда и те «проклятые вопросы», которые писатели ставили перед собой и читателем и на которые так мучительно искали ответа.

Одна из наиболее устойчивых в русской литературе проблем – это «кто виноват – человек или среда?» Раскрыть и понять эту проблему помогла решить «сквозная» тема города. В большинстве случаев – это столица России – Петербург. Сегодня можно говорить о традиции изображения Петербурга в русской литературе, начиная с А.С.Пушкина.

Каждый из писателей рисовал свой Петербург, но так или иначе, этот образ строился на противопоставлении богатства, роскоши и нищеты, безысходности. Город контрастов, противоречий, социальных несправедливостей – это то, что объединяет русских писателей XIX века в изображении города. К тому же Петербург сыграл немаловажную роль в судьбах самих писателей. Разным было их отношение к городу, но неоспоримо одно – Петербург стал частью их жизни, частью творчества. Именно здесь складывалось мировоззрение писателей, формировались убеждения и взгляды на жизнь, отразившиеся потом в их творчестве.

Писатели XIX века, используя художественные методы реализма и критического реализма, достоверно показали исторический фон Петербурга. Не искажая историю, каждый из них отразил определённый этап в развитии и Петербурга, и России в целом.

Процессы, происходящие в социальном, экономическом развитии. Изменение в психологии людей – всё это нашло отражение непосредственно в изображении города и его обитателей. Писатели и поэты старались не просто показать, но и найти причины тех или иных явлений в жизни общества. Исследуя жизнь, они поднимали проблемы, актуальные и в наше время.

Петербург, как мы видим, становился не раз действующим лицом произведений русской литературы. Никто из русских писателей не мог оставить без внимания величественный и таинственный город. Кто не восхищался им и не проклинал его! Пушкин воспел Петербург в поэме «Медный всадник» как великое творенье Петра, лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли и сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт видел, что Петербург неоднозначен:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид.

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит…



В.Г..Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Петербург, где так тяжело и мучительно жить. Гоголь воспринимал Петербург как место рождения фантастических историй, он у Гоголя – оборотень с двойным лицом – за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь. Л.Н.Толстой всегда противопоставлял светский, чопорный Петербург хлебосольной Москве. Для Достоевского – это «город, в котором невозможно быть».

Таким образом, мы видим, что Петербург – это большая тема русской классической литературы. Изображение Петербурга – символа русской истории – никогда не превращалось в простой повествовательный фон, а обычно образовывало своего рода проблемный узел. С Петербургом связывалось много кардинальных, острейших вопросов, занимавших русскую мысль: исторические пути развития страны, диалектика «европейского» и «коренного» начал в настоящем и будущем России, противоречивое соотношение прав личности и «утеснительной» силы государства. Но главное заключалось в том, что тема Петербурга вплотную подводила писателей к самым актуальным вопросам современности.

Используемая литература
1. Белов С. «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий»

2. Берковский Н. «О мировом значении русской литературы»

3. Боголепов П., Верховская Н., Сосницкая М. «Тропа к Пушкину»

(книга-справочник о жизни и творчестве А.С.Пушкина)

4. Козлова Л. «Петербургские повести Н.В.Гоголя»

5. Красухин Г. «Доверимся Пушкину. Анализ поэзии, прозы, драматургии»

6. Полторацкий А. «Гоголь в Петербурге»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconГорода как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном...
Миронова Любовь Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, Областное государственное бюджетное образовательное...
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconТесты по роману «Преступление и наказание» 17
Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». Учебное пособие по литературе 19 века. // Фгбоу спо «бгуор»,...
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconТематическое планирование по русской литературе в 10 классе
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconТематическое планирование по литературе 10 класс
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление...
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconПоэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень»,...
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление...
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconОбраз Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века
Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ...
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconПо итогам каждой части романа даны обобщающие вопросы, способствующие...
А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», роман-эпопея Л. Н. Толстого...
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconПланирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие
Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы...
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconРеферат по литературе Адресаты посланий А. С. Пушкина в 30-е годы XIX века
...
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconКонцептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого...
Концептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в англоязычной лингвокультуре
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф icon1. Россия в начале XIX века. Внутренняя политика Александра I
Общественная мысль в России во второй четверти XIX века. (Западники и славянофилы.)
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с удивительной поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник». Это история о Петербурге,...
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном реферате должны быть использованы произведения писателей XIX века: поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, цикл стихов о Петербурге Н. А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по литературе (русской литературе)
С. Пушкин. Стихотворения: "Погасло дневное светило ", "Свободы сеятель пустынный ", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск