МКОУ «Приреченская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» КОНКУРС «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века» Работу выполнила ученица 8 класса - Яньшина Людмила Руководитель – учитель литературы Лукьянчикова Л.П. 2012 год
Оглавление. Введение. Основная часть. Образ Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века. 1. Художественное осмысление образа Наполеона в поэзии В.А.Жуковского. 2. Интерпретация образа французского полководца в лирике А.С.Пушкина. 3. Романтическая трактовка образа Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова. 4. Л.Н.Толстой и его образ Наполеона. Заключение. Список литературы
Вступление Наполеон Бонапарт является одной из самых ярких личностей всемирной истории 19 века. Во время и после его правления Наполеона любили и ненавидели, обожествляли или считали его дьяволом. После того как он исчез с мировой арены, ему стали посвящать книги, знаменитые писатели делали Наполеона героем своих произведений, поэты восхваляли или низвергали его в своих стихотворениях. В общем, так или иначе, Наполеон стал одиозной фигурой в мировой литературе. Но мне кажется, особенно интересным рассматривать, как это проявилось в творчестве русских писателей и поэтов 19 века в связи с Отечественной войной 1812 года. Ведь, казалось бы, большинство русских писателей и поэтов должны были относиться к Наполеону негативно, как к жестокому завоевателю. Но так ли это? На этот вопрос я и попытаюсь ответить в своей работе. Я считаю, целесообразным разделить свою работу на две части: в первой части я буду рассматривать творения А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова и В.А.Жуковского как представителей первой половины 19 века; во второй же части я намерена рассмотреть произведение Л.Н.Толстого как представителя второй половины 19 века. Основная часть. Художественное осмысление образа Наполеона в поэзии В.А.Жуковского
Произведение "Бородинская годовщина" (1831) было написано в честь открытия памятника на Бородинском поле. Стоит отметить высокий стиль повествования, эмоционально – экспрессивную лексику, благодаря этому чётко прослеживается авторская оценка Бородинской битвы.
Как ярилась, как кипела, Как пылала, как гремела
Здесь народная война В страшный день Бородина. По жанру произведение ближе всего к героико-исторической песне. В произведении наблюдается элегический мотив утраты при описании погибших героев.
И вождей уж прежних мало. Много в день великих пала На земле Бородина. В лирическом произведении трактовка образа Наполеона несколько смягчена.
И его как не бывало, Перед кем всё трепетало! Есть далёкая скала; Вкруг скалы морская мгла. С морем степь слилась другая, Бездна неба голубая К той скале путь заграждён Там зарыт Наполеон. В "Бородинской годовщине" Наполеон изображён не как тиран, а как обычный человек. Стоит отметить, что В.А.Жуковский выбирает общепринятую лексику. Наполеон Бонапарт – простой человек, но даже после смерти он изолирован от общества. Произведение "Певец во стане русских воинов" (1812) написано в духе романтизма. По своему жанровому своеобразию это лирическая песнь. В данном произведении примечательно отношение лирического героя к личности Наполеона.
Давно ль, о, хищник, пожирал Ты взором наши грады?
Беги! Твой конь и всадник пал: Твой след – костей гром Беги! И стыд, и страх сокрой В лесу с твоим сарматом.
В данном отрывке наблюдается классицистическая традиция в изображения Наполеона с помощью приёма инвективы. Влияние классицизма отмечается в наличии архаического стиля (наши грады, сокрой). Поэт использует следующие художественные средства: гипербола – "костей громады", метафора – "пожирал взором наши грады". В данном произведении авторское изображение Наполеона резко отрицательное. Проанализировав произведения В.А.Жуковского можно сделать вывод: отношение поэта к личности Наполеона неоднозначно. В произведениях более раннего периода Наполеон представлен как "надменный хищник", а в произведениях более позднего периода изображение образа несколько смягчается. Наполеон – человек, который отдалён от общества. Таким образом, проанализировав произведения В.А.Жуковского можно сделать вывод, что отношение автора к образу Наполеона неоднозначно.
Интерпретация образа французского полководца в лирике А.С.Пушкина
Известный историк войны 1812года А.И. Михайловский – Данилевский отмечал, что имя Бонапарта "было известно каждому, и заключало в себе какое – то безотчётное понятие о силе без всяких границ". А.С.Пушкин не мог в своём творчестве обойти вниманием его яркую личность и великие свершения. Вопрос о том, как воспринимал А.С.Пушкин Наполеона Бонапарта, представляет интерес в двух аспектах:
Во-первых, это позволяет охарактеризовать эволюцию политических взглядов поэта, во – вторых, необходимо обратиться к вопросу, как образ Наполеона влиял на развитие литературных предпочтений поэта. А.С.Пушкин посвятил Наполеону большое количество произведений в разные периоды своего творчества. Первое упоминание о Наполеоне в творчестве А.С.Пушкина мы находим в стихотворении 1814 года – "Воспоминания в Царском Селе". В произведении есть не только описание всех красот Царского Села, но и размышление об Отечественной войне 1812 года. В произведении дана классицистическая трактовка образа Наполеона. Наполеон - тиран, завоеватель. Блеснул кровавый меч в неукротимой длани Коварством, дерзостью венчанного царя; Восстал вселенной бич…
В произведении А.С.Пушкин однозначно выражает своё негативное отношение к Наполеону как к захватчику.
В мае 1821 года Наполеон Бонапарт умер. В связи с этим А.С. Пушкин пишет оду "Наполеон" (1821).
В произведении поэт осуждает захватнические походы Наполеона. Но уже появляется чувство сострадания к изгнаннику. А.С.Пушкин описывает место заточенья Наполеона – остров Св. Елены.
Чудесный жребий совершился:
Угас великий человек.
В неволе мрачной закатился
Наполеона грозный век
Исчез властитель осуждённый,
Могучий баловень побед.
В оде прослеживается противопоставление индивидуализма Наполеона и самоотверженности русского народа.
Поэт высказывает мысль, что Наполеон был игрушкой в руках истории.
Надменный! Кто тебя подвигнул
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
В оде французский полководец сталкивается с Немезидой, богиней, карающей за высокомерие.
И длань народной Немезиды
Подъяту видит великан
И до последней все обиды
Отплачены тебе, тиран.
Поэт использует старославянизмы и мифические образы (и длань народной Немезиды), эпитеты (сон могильный), метафоры (помчал к боям их ополченья, их цепи лаврами обвил). Таким образом, можно сделать вывод, что трактовка образа Наполеона несколько меняется. Появляется сочувствие как к изгнаннику, хотя поэт продолжает осуждать французского полководца.
Образ Наполеона остаётся предметом творчества А.С.Пушкина на протяжении всего его литературной деятельности.
Романтическая трактовка образа Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова
Лермонтов остался верен романтическому мифу о Наполеоне. Первое стихотворение, которое Лермонтов посвятил Бонапарту, - "Наполеон". Оно было написано в 1829 году. В нем тень Наполеона предстает перед "певцом возвышенным" и запрещает восхвалять себя ("Я презираю песнопенья громки; я выше и похвал, и славы, и людей!"). Кроме сюжетной линии, в стихотворении есть размышления Лермонтова о судьбе Бонапарта, попытки разобраться в его поступках и действиях:
Зачем он так за славою гонялся? Для чести счастье презирал? С невинными народами сражался? И скипетром стальным короны разбивал? Зачем шутил граждан спокойных кровью, Презрел и дружбой и любовью И пред творцом не трепетал?..
Лермонтову принадлежит цикл стихотворений о Наполеоне: этот образ появляется в стихотворениях "Св. Елена", "Два великана", "Воздушный корабль" и др. В стихотворении "Св. Елена", которое названо так потому, что именно на этот остров был сослан Наполеон, где он и умер, Наполеон показан как одинокий человек, никем не понятый. В общем, в стихотворении "Св. Елена" Наполеон больше соответствует образу романтического героя, чем в предыдущих стихах Лермонтова:
Изгнанник мрачный, жертва вероломства И рока прихоти слепой, Погиб как жил - без предков и потомства- Хоть побежденный, но герой!
Здесь же Лермонтов осуждает Францию. Говорит, что она не достойна того, чтобы здесь был похоронен Наполеон:
Порочная страна не заслужила...
Однако в патриотическом стихотворении "Два великана", написанном в связи с 20-летием отечественной войны 1812 г., образ Наполеона переосмыслен. В сказочно-аллегорической форме Лермонтов изображает сражение Бонапарта, "трехнедельного удальца", с "русским великаном" - Россией. Стихотворение написано в духе народных солдатских песен:
В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых странам... ... И пришел с грозой военной Трехнедельный удалец И рукою дерзновенной Хвать за вражеский венец.
Стихотворение "Воздушный корабль" является свободным переложением баллады австрийского поэта-романтика "Корабль призраков". Лермонтов значительно сократил подлинник и внес в текст сюжетные изменения. В этом стихотворении Наполеон, как и во многих предыдущих,- призрак. И он садится на воздушный корабль и едет во Францию, где зовет своих маршалов, сына, но не получает ответа:
Зовет он любезного сына, Опору в превратной судьбе; Ему обещает полмира, А Францию только себе. Но в цвете надежды и силы Угас его царственный сын. И долго, его поджидая, Стоит император один... ...И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок. Здесь Наполеон - типичный романтический герой, одинокий человек, которого все покинули.
Образ Наполеона в творчестве Л.Н.Толстого У Толстого же Наполеон выступает не в роли личности, иллюстрирующей что-то (например, теорию, как у Достоевского) , а как одно из действующих лиц произведения. В "Войне и мире" Толстой противопоставляет Наполеона Кутузову. Весь роман построен таким образом, что его герои тяготеют к двум полюсам - темному и светлому. Эти полюса соотносятся с силами, движущими историю,-"силы рассеянья" и "силы притяжения". Вершинами этих полюсов стали Наполеон и Кутузов. По мысли Толстого, роль личности в истории не так значительна, как принято считать. Никакая, даже самая гениальная личность не может управлять миром, исходя только из собственных желаний и прихотей, такая личность будет сметена в истории. Именно такой личностью считал Толстой Наполеона. Свое отношение к Наполеону, как и к другим героям, он выражает на уровне портретных характеристик: " Он был в мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног...", "на моложавом полном лице его с выступающем подбородком...","...белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника..", "лицо его ...опухшее и желтое", "он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью". Уже по описанию внешности Наполеона понятно негативное отношение Толстого к нему. Кроме того, Наполеон показан в самых разных ситуациях, но их объединяет то, что везде этот человек играет, позирует: "Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь,- это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он высказал... самую простую отеческую нежность". Наполеон появляется в романе задолго до того, как мы видим этого человека. Практически все главные герои романа, так или иначе высказываются о Наполеоне. Более того, Пьер и Андрей покорены им. Пьер видит в нем выразителя идей французской революции, борца за свободу. Для Андрея Наполеон - воплощение человека, который сделал себя сам и способен подчинить своей воле саму жизнь. Развенчание Наполеона как кумира Толстой показывает на примере Андрея. Образ кумира для Андрея рушится на поле Аустерлица, когда он встречается с ним лицом к лицу. Тогда Андрей понимает, насколько далек реальный человек от его кумира. Таким образом, получается, что Наполеон проник в Россию раньше, чем пересек границы империи. Тем сильнее ощущается контраст между славой Наполеона и его человеческим обликом. По Толстому, Наполеон - это маленький человек, играющий великую личность. Толстой недаром приводит действительную фразу Наполеона: "Дрожание моей левой икры есть великий признак" (ассоциируется с русской поговоркой "Чего левая нога захочет").
Заключение Последив, как меняется отношение к Наполеону у русских поэтов и писателей на протяжении 19 века, я пришла к следующим выводам. Пушкин и Лермонтов склонны видеть в Наполеоне романтического героя, а у Толстого Наполеон неприятный, отталкивающий, тщеславный человек.
Список литературы
Аверинцев С.С. Размышление над переводами Жуковского.- М.: Наука, 1964. – 180с.
Андронников И.А. Лермонтовские исследования.- М.:изд АСТ, 2001.-640с.
Бочаров С.Г. "Ты человечество презрел". Образы Петра I и Наполеона в творчестве А.С. Пушкина и других писателей XIXвека М.:
Московский университет, 1997. – 210с.
Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин Л.: Художественная литература, 1978. – 285с.
Жуковский В.А. Баллады.- М.: Эксмо, 2003,-384с.
Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. М.: Наука, 1989. – 184с.
Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый. – М.: Правда, 1988.-720с. Лермонтовская энциклопедия М.: Академия, 1981. – 276с.
Приложение
|