Скачать 101.45 Kb.
|
18.05.2010 Стихи, рожденные войной. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности грозных лет войны в стихотворениях советских поэтов. Цель: познакомить учащихся со стихами советских поэтов, прославляющих героизм, патриотизм, самоотверженность русского народа в борьбе с ненавистным врагом, показать их священную любовь к Родине. Оборудование: плакат « Родина – мать зовёт », грамзапись: « Песни Отечественной войны », « Священная война ». Шостакович, 7-я симфония « Адажио », Альбиони, учебник, портрет Симонова К., Исаковский М., Сурков А., Твардовский А., учебник, стихи учащихся собственного сочинения о Великой Отечественной войне, сборник стихов советских поэтов, фронтовые письма, портреты дедушек, бабушек, воевавших. (Звучит стихотворение о Великой Отечественной войне.) Ход урока. (тема не сообщается) (Звучит 7-я симфония Д. Шостаковича или « Священная война ».) Учитель: - Как вы думаете, о чём эта музыка? (о войне) - Какие чувства она вызывает у вас? (чувство гордости за народ, который отстоял свою независимость в борьбе с ненавистным врагом). - Может, кто-то из вас догадался, чему будет посвящён наш урок? (Великой Отечественной войне) ( Открываю доску и сообщаю тему и цель урока ( Итак, запишите тему «Стихи, рождённые войной. Героизм, патриотизм…» - Сегодня на уроке мы познакомимся со стихами советских поэтов, прославляющие героизм, патриотизм, самоотверженность русского народа в борьбе с фашизмом. Надеюсь, что этот урок поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута победа над коварным врагом. И пусть каждый из вас задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» и честно подумает как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти тех, кто защищал Родину от коварного врага. Надеюсь, что мы будем учиться у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости, продолжим лучшие традиции старшего поколения. - Какие слова могли бы стать эпиграфом к теме урока? Запись на доске: эпиграфы Солдаты мы. И это наша слава Погибших и вернувшихся назад. Мы сами рассказать должны по праву О нашем поколении солдат. Н. Старшинов. Нам свои боевые Не носить ордена. Вам – все это, живые, Нам отрада одна: Что недаром боролись Мы за Родину-мать. Пусть не слышен наш голос – Вы должны его знать. А. Твардовский (читает ученик) - Почему мы обратились к этой теме? - Кому посвящена она (тема)? Ученик: 27 миллионам павшим, не вернувшимся с кровавых полей войны посвящается! Ученица: Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье посвящается! Учитель: - Кому ещё посвящается эта тема? Ученик: - Поколению, вступающему в жизнь посвящается! Учитель: - Да, ребята, Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам О горьком победном пути. И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенёс, конечно, Мы смотрим иными глазами, Такими же полными слёз! Учитель: История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной второй мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой метой пометив 30 – 40-е годы нашего столетия. - Когда началась Великая Отечественная война? О чём мечтал враг в считанные минуты завоевания? Учитель: Ещё до воны писатель Михаил Александрович Шолохов сказал: « Если враг нападает на нашу страну, мы, писатели, отложим перо и возьмём в руки другое оружие. Разгромив врага, мы напишем книги о том, как мы этих врагов били! » В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Для некоторых это была не первая война: для Николая Тихонова она была четвёртой, для Александра Суркова – третей, для Константина Симонова – второй. « С первых дней годины горькой , в тяжкий час земли родной » наши писатели встали в строй борцов за бравое дело, разделив со своим народом его судьбу. Через песню, короткий рассказ, лирическое стихотворение они рассказывали главную правду о войне, о сражавшемся народе. Анна Ахматова (ученик рассказывает «Клятва») И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться никто не заставит! Ученик: Ленинградские четверостишия Анна Ахматова 1. Важные знамя Растает, как дым, Правда за нами, И мы победим. 2. Копай, моя лопата, Звени, кирка моя. Не пустим супостата На мирные поля. Учитель: В начале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика (газетный материал), песня, очерк (небольшой короткий рассказ) лирические стихотворения. Необычная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом, выразилась именно в стихе. Стихи способны были гораздо быстрее, эмоциональнее откликаться на постоянно менявшиеся события военного дня. Перо писателя приравняли к штыку. Стихи кричали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке, они мелькали на броне танка, мчавшегося в атаку, бросались дождём листовок из самолетного люка, пронизывали радиоэфир, стремились уместиться в газетной полосе рядом со сводкой информбюро. Особенно в первые месяцы войны преобладали лирическая и походная песня, басня и т.д. Многие песни становились всенародными. Уже на 3-ий день войны, как могучий призыв, как торжественная клятва, разнеслись по просторам нашей Отчизны слова Лебедева – Кумач, положенные на музыку композитора А. Александрова, с её широким, бурлящим многоголосием, мужеством. (Прослушаем стихотворение «Священная война», положенное на музыку) Прослушивание грамзаписи. Ученик: Первыми её слушателями были красноармейцы, отправляющиеся на фронт с Белорусского вокзала Москвы. «Священную войну» справедливо по праву называют иногда «поэтической эмблемой» Великой Отечественной войны. В суровые дни борьбы с фашистскими захватчиками она стала боевым гимном, поднимающим бойцов фронта и тружеников тыла на тяжёлую ратную борьбу, на героические подвиги. Учитель: - Послушав это произведение, сможем ли мы определить характер войны? (Да, Великая Отечественная война, народная, освободительная, справедливая). - Правильно, ребята, все стали на защиту Отечества. Не стояли в стороне и художники. (беседа по плакату «Родина – мать зовёт!») - С образом кого ассоциируется образ Родины? (матери) - Какие чувства вызывает у вас этот плакат? - Как вы думаете, какие чувства вызывал он у защитников Родины? И в стихах поэтов звучали резкие, решительные интонации. Так, некоторые стихи Михаила Исаковского напоминали народные песни- заклинания, призывающие обрушить на голову врага всю меру справедливого возмездия: Ученица: Пусть высохнут листья и травы, Где ступит нога палачей, И пусть не водою – отравой Наполнится каждый ручей. Ученица: Такие стихи – заклятья были очень распространены. С этим произведением Михаила Исаковского перекликается грозное стихотворение литовской поэтессы Саломеи Нерис: Будьте прокляты, фашисты Прокляты, закляты, На заре весенней, чистой Чёрным прахом взяты. Пусть за каждый стон ребячий, За разбой кровавый Станет хлеб золой горячей А вода – отравой. Учитель: В эти годы войны стали появляться стихи, ставшие широко известными песнями. Ученик: Стихотворение «В землянке» написанное А. Сурковым, положенное на музыку композитором Листовым, обладает большой эмоциональностью, оно лирично и трагедийно. В нём Суровое и безжалостное дыхание войны подобно «злой вьюге», омертвляющей всё живое. Здесь и счастье, плутающее по белому, безжалостному снегу и тоскующий человеческий голос. Жизнь на войне ходит по кромке смерти, но стихотворение облагораживает человека своей правдивостью и верой в мужество. ( А теперь послушаем эту песню в исполнении девочек). А теперь послушаем фронтовую песню «Огонёк» на слова Михаила Исаковского, музыка Нечаева. (Задание: слушая, постарайтесь в своём воображении нарисовать картины о прослушанном.) - Слушая её, какие чувства испытываете вы? ( И чувство грусти, ненависть к врагу, любви к близкому человеку, печаль расставания с близким человеком и чувство ненависти к заклятому врагу.) (Звучит музыка) Учитель: Прослушанная нами песня перекликается со стихотворением Константина Симонова «Жди меня». Ученик о Симонове: Когда в июне 1941года началась война, Симонов, как и многие другие писатели и поэты, отправился на фронт, был военным корреспондентом. За выполнение боевых заданий, за личное мужество бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами «Отечественной войны I степени». Стихотворение «Жди меня» является символом верности, разъединённых войной людей. Это стихотворение выражает общее чувство для миллионов людей. Это был крик души. На фронте эти стихи вырезали из газет, переписывали, и с ними шли в бой. (Чтение стихотворения «Жди меня») Учитель: Сострадание и сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны мы слышим в стихотворении К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщин». Здесь каждая сточка – челыя картина, попробуйте создать фильм. (Чтение стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщин») - Что напоминает вам это стихотворение? (Размышление – диалог). - С кем автор ведёт разговор? (С боевым другом). - Что они вспоминают? (Боевые дороги Смоленщины). Фильм (работа по словам) 1. дождлив день, по дорогам Смоленщины идут солдаты; женщины несут кринки, плачут украдкой «Господь вас спаси». 2. Идут они трактом, дорогой и мелькает одна деревня за другой. И в каждой деревне крестят солдат, ограждая их от несчастья, молятся за внуков, которые не верят в Бога. 3. Поэт размышляет, что дом его не квартира городская, а просёлки, с которыми свела его судьба. Это война свела его с горем всего народа. 4. С каким горем он встречается? Изба под Борисовым, крик девичий по мёртвому, старуха и старик убиты горем, но верят, что наступит конец этому горю. «Мы вас подождём». Надеяться, что солдаты вернутся назад. 5. Умирают товарищи, по-русски рубаху, рванув на груди, осознанно или на смерть. И всё-таки, пережив всё это, за что был горд автор? - За русский народ, за русскую землю, где он родился, гордится тем, что он русский. Что русская женщина родила, что в бой провожали русские женщины. Как вы понимаете выражения? Верста – путевая мера равная 500 сажень (1 сажень = 2м 13см) Тракт – большая дорога Погост – кладбище Околица – конец деревни Пажити – пастбище, луг Ученик (или учитель): Пришёл он, 1945 год. Берлин пылал. Дымился каждый до А май свечами укрывал каштаны В разрытом парке, где катился гром, Шёл жаркий бой за каждый дом и выступ. Ученица: Ещё горячкой боя сердце билось, А в мир уже вступила тишина, Как будто время здесь остановилось, Не веря вдруг, что кончилась война. Если есть песня «День Победы» сл. Харитонов, Тухманов. Задание: какие словесные картины можно нарисовать, слушая это произведение. Беседа по картине Н.Н.Баскакова «Победа». А сейчас посмотрите, как изобразил эту радость победного дня художник Баскаков. - Кто изображён на картине? (Солдаты встретили победу у знаменитых Бранденбургских ворот в Берлине). - Какое настроение у солдат? (Огромная радость, счастье захлестнули солдат, как волны). - Кого вы видите на переднем плане картины? (Солдат высоко поднял красное полковое знамя и стоит как памятник русской солдатской славе. То ли смеётся солдат, то ли плачет – Победа!). Учитель: Вот она – Победа! Она пришла, словно грянул весенний гром. А кругом в пороховом грохоте стрельбы в честь великой минуты раздаётся оглушительное русское «ура!». Этот клич несётся над Берлином как здравница народу – победителю! К этому дню наш народ шёл долгими военными годами и длинными боевыми дорогами. Победу ждали все: матери, жёны и дети. Ждали солдаты и генералы. Ждали народы, семьи, города и даже целые страны. Все ли вернулись с поле битвы? Поднимите руку, кто имеет родственников, получивших похоронку? Что вы знаете о них? (Чтение сочинений или рассказ 1-2) Учитель: А сейчас послушаем стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом», которое можно считать первым памятником никому Неизвестному солдату, первым в его честь зажженном вечным огнём. (послушаем выборочное чтение «Я убит подо Ржевом») Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат, вспомним стихотворение – песню Евгения Винокурова «Москвичи». (исполняют девочки) Задание: послушайте эту песню и подумайте, с каким стихотворением пересекается эта песня – Чем?(люди, погибшие в борьбе с ненавистным врагом, защищавшие Родину, проявили героизм, стойкость, патриотизм). Мы словно видим картину одиноких матерей, не дождавшихся своих сыновей. Почтим память минутой молчания! ( Играет «Адажио» Альбиони ). - Ребята, а какую заботу проявляете вы о ветеранах войны в наше нелёгкое время? Но у нас есть пострадавшие в Чечне, хоть кто-нибудь проявлял заботу, поинтересовался их судьбой? - Какую годовщину мы скоро будем праздновать? (пятьдесят первую) Не забудьте поздравить тех, кто обеспечил нам мирное небо, уберёг от уничтожения и рабства! - Какие книги вы бы посоветовали прочитать по теме нашего урока? (Твардовский «Василий Тёркин», Анна Ахматова «Мужество») - А может быть кто-то прочитает свои стихи, посвящённые теме Великой Отечественной войне. Может, кто расскажешь о своих родственниках (сочинение). - А вот посмотрите, какие рисунки нарисовали наши ребята. Итог урока: Стихи каких поэтов военной поры прозвучали на нашем уроке? Большое спасибо моим ассистентам, которые помогли провести этот обзорный урок. Задание на дом: Прочитайте интервью «Час мужества» стр.249 – 255 и ответьте на вопросы. Учитель русского языка и литературы Григорьева Ирина Николаевна |
Рассказов – героизм и самоотверженность советских воинов, их умение... ... | Образ Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: знакомство с лирикой поэтов 40-х годов; патриотические мотивы и сила патриотического чувства в стихотворениях поэтов | Реферат по истории на тему: «Героизм советского народа на фронтах Великой Отечественной войны» Более пятидесяти лет назад, 9 мая 1945г., отгремели последние залпы войны на территории России. Объединёнными усилиями стран антигитлеровской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. 70 лет отделяют нас от суровых и грозных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. 70 лет отделяют нас от суровых и грозных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Более 60 лет отделяют нас от суровых и грозных... | Тема Всего Драма, сказкат-пьеса, историкои-биографическая пьессаоснованная на фольклоре, героизм, патриотизм | ||
План-конспект урока начало Великой Отечественной войны Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | Урок литературы в 5 классе по теме Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | ||
По параграфу 2, 3 кратко в письменной форме Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | Конспект урока истории в 9 классе Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | ||
Отчет о работе биц в 2011-2012 учебном году Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | Предмет Информатика Класс 9 класс На уроке используется эор Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | ||
Конспект урока мужества «битва за москву» Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | Деятельность эвакогоспиталей по лечебно-эвакуационному обеспечению... Деятельность эвакогоспиталей по лечебно-эвакуационному обеспечению советских войск в годы великой отечественной войны |