Скачать 46.61 Kb.
|
МОУ СОШ № 16 Урок литературы в 5 классе по теме: М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Учитель: Антонова И.В. г.Энгельс, 2009 Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Цель урока: осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев. Задачи урока: 1) обучающие: развитие навыков и умений работы с текстом; 2) развивающие: развитие умения анализировать, осознавать; 3) воспитательные: воспитание уважения к великому прошлому России, формирование нравственных качеств. Вид урока: урок- презентация. Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая. Оборудование: мультимедийный компьютер, репродукции картин С.Герасимова «М.И.Кутузов под Бородином», А.Тубо «Бородинская битва» План урока: 1.Вступительная беседа.(3мин.) 2.Слово о поэте.(5мин.) 3.Историческая справка о Бородинском сражении.(5мин.) 4.Чтение стихотворения.(5мин.) 5.Прослушивание чтения фрагмента стихотворения и просмотр видеофильма.(2мин.) 6.Словарная работа.(3мин.) 7. Беседа.(10мин.) 8.Тест.(5мин.) 9.Подведение итогов урока.(2мин.) Ход урока. I.Учитель сообщает цель урока. Вступительная беседа. -Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? -А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа? Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях. Учитель, обобщая сказанное, подчеркнёт, что темой разговора сегодня как раз будет одно из таких событий - Бородинское сражение 1812 года, о том, как оно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова. II.Знакомство с автором. Подготовленный ученик рассказывает об известных фактах биографии М.Ю.Лермонтова. Рассказ сопровождается показом презентации 1 (слайды 1-6) III. Историческая основа стихотворения «Бородино» Подготовленные заранее ученики рассказывают о Бородинском сражении. Показ презентации 2. -Как об этом событии рассказывает поэт М.Ю.Лермонтов? «Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина. IV.Выразительное чтение стихотворения учащимися. Презентация 3.Одновременно с чтением текста показываются слайды 1-12, которые иллюстрируют текст произведения. V.Прослушивание чтения фрагмента стихотворения в записи. Исполняют нар. арт. России А.Пожаров, А.Тынкасов. Просмотр видеофильма. VI.Работа с малоизвестными словами в стихотворении. Учащиеся знакомятся с лексическим значением устаревших слов. Показ презентации 4. VII.Беседа с учениками по тексту стихотворения «Бородино». -О каком событии рассказывается в стихотворении? -Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении). -Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.) -В чём особенность построения произведения? (Деление на строфы, диалог) -Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет? (Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком) -Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? (чтение 1 строфы) -С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет? -Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»? Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.) -Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста. а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани: «Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа); б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» (3 строфа); в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа); г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой… Как наши братья умирали…» (9 строфа) «…наш рукопашный бой!» (12 строфа) -Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата? (гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них). Вывод: Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. -От какого лица ведёт повествование старый солдат? (Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»). «я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным: «Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа); «Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа); «Мы ждали третий день…» (6 строфа); «Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа); «И умереть мы обещали…» (9 строфа). -Каким был бой? (Тяжёлый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа). -Какие чувства выражены в стихотворении? (Гордость за русских солдат и скорбь о погибших) -В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения? (Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение. Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной). VIII.Работа с тестами. (2 варианта, разные по сложности) Проверяется восприятие текста стихотворения учащимися, осмысление содержания прочитанного. IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. Выразительное чтение наизусть стихотворение «Бородино» (отрывок). |
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Литература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери.... Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы» | ||
Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения... Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова | ||
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя... | Урок литературы в 8-м классе по теме Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию | ||
Конспект мероприятия на английском языке по теме «Food» Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе... ... | ||
Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике... Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,... | ||
Урок литературы в 5-м классе по теме «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А. С. Пушкина | Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | ||
Урока. Постановка учебной задачи Урок литературы в 6 классе по технологии введения нового знания (автор Л. Г. Петерсон) по теме “Л. Н. Толстой. “Отрочество” как часть... | Учитель Рысбаева Айгуль Ильдусовна. Кумертау 2009 год. Краткая аннотация урок Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | ||
Техническое задание Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | Урок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края» «Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева» |