Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении»





Скачать 126.29 Kb.
НазваниеПояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении»
Дата публикации27.06.2014
Размер126.29 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Комитет по образованию

администрации МО Нижневартовский район

Учебно-мтодический цнтр

Излучинская МОСШ № 2

Урок литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: "Послание об измене и лютом гонении". («по переписке И. Грозного с А. Курбским»).

Учитель русского языка и литературы: Аянот Е.В.

2002 год

Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении ». (по «Переписке И. Грозного с А. Курбским»).

Изучение древнерусской литературы является завершающим этапом курса литературы в гимназическом классе. Основная цель данного курса состоит в том, чтобы расширить знания учащихся по литературе через художественное восприятие и анализ любого произведения, в том числе и эпистолярного жанра.

Урок комплексного применения знаний является логическим продолжением предыдущего урока и называется «Поединок стилей». В нем прослеживается не только политический замысел двух непримиримых врагов, но и их литературное мастерство в использовании художественных и стилистических средств, создающих типичный образ современников своей эпохи и средневековой литературы.

Современный урок литературы невозможно представить без поиска к постижению художественного восприятия каждого ученика через сочетание различных форм организации (индивидуальной, парной, групповой), которую обеспечивает технология модульного обучения. Построение урока, подбор заданий, дидактических карточек содержит разноуровневые задания, а также предполагает разные формы организации опроса учащихся.

Такая система работы способствует повышению интереса учащихся к изучаемому материалу, активизирует творческую деятельность, который в стилевых особенностях эпистолярного жанра почувствует не сухую теорию, а осмысливает нравственные идеалы того времени.

Излучинская СШ №2 Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

«Послание об измене и лютом гонении...»:

(Поединок стилей)

(По «Переписке И. Грозного с А. Курбским») (Урок комплексного применения знаний.)

Цель: Продолжить работу над «Перепиской», помогающей понять современникам и будущим читателям политический и литературный замысел двух непримиримых врагов.

Подвести к идейному пониманию «Переписки» через художественное восприятие учащихся: помочь осмыслить сквозь призму художественных и стилистических средств эмоциональность, интеллект и владение пером литераторов средневековой эпохи, их мастерство и своеобразие стиля.

Учить видеть, как в литературном произведении создается образ, типичный для русской литературы: слияние личностного и государственного.

Через сравнение, анализ, причинно-следственные связи расширить умения вести учебный диалог, доказывать свою позицию, подводить итоги.

Воспитывать сдержанность, тактичность, формировать критическое мышление, эстетические и этические ценности, свое отношение к героям, их поступкам с точки зрения личного и общественного. Учащиеся должны Знать:

а) особенности эпистолярного жанра;

б) художественные и стилистические средства;

в) причину полемики в «Переписке Ив. Грозного с А. Курбским»;

г) создание типичного для русской литературы образа;

Уметь;

а) объяснять, аргументируя, причину начавшейся переписки между двумя врагами;

б) определять особенности эпистолярного жанра, художественные и стилистические средства, помогающие обрисовать характеры и образы героев эпохи;

в) сравнивать, анализировать, вести учебный диалог, цитировать, доказывать свою позицию;

г) видеть в документе средневековой эпохи этические и эстетические ценности, связывая со своей личностью.

Оборудование: иллюстративный материал к теме;

книжная выставка «Эта грозная эпоха»;

памятка «Стилистические особенности и художественные средства эпистолярного жанра».

Излучинская СШ №2 Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

Словарная работа: Елей - оливковое масло, употребляемое в церковных обрядах. Елейный - умильный, слащавый в обращении. Ясак- дань пушниной.

«Уста их мягче елея, но в них стрелы...»

Священное Писание

1. Организация класса:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова будем работать над «Перепиской И. Грозного с Курбским» и обратимся к той ниточке, что идет из летописей - теме души человеческой

2. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

Вступит.

Слово учит.

О князь, я молю,

Да простит тебя Бог

Измену твою пред Отчизной ...

А. Толстой « В. Шабанов »

-Это были последние слова В. Шибанова, слуги, стремянного князя А. Курбского.

А почти через 300 лет поэт Ал. К. Толстой посвятит балладу не князю, не царю, а тому, кто и под пыткой « славил своего господина» - Почему?

(Поэта взволновала измена Курбского не столько царю и России, сколько своему слуге, которого он обрек на верную гибель)

- Стремянной Шибанов выполнил свой долг. В чем состоял долг Шибанова?

(он донес до нас письмо Курбского, с которого и началась «Переписка»).

- Но я продолжу, с которой началось,..

Записываем Тему урока Послание об измене и лютом гонении.

- Какие бы слова подошли к нашему уроку в качестве эпиграфа?

Излучинская СШ №2 Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

(Ребята приводят свои цитаты, отбираем записываем).

- Что мы сегодня должны понять, осознать, над чем задуматься?

(Ребята определяют цели и задачи урока) Слово учителя:

- Раз это послания, эпистолии, письма, попытаемся увидеть их художественные особенности и стиль, сквозь которые представим образы не только политиков, противников, но то, как в русской литературе создается образ. Это будет первый шаг, который поможет нам это делать и в дальнейшем, в старших классах.

3.Актуализация опорных знаний

- Кто они, герои нашего урока? (царь и князь, самодержец и изменник)

- А что такое измена? ( мена, менять, изменять, изменник).

- Как в разных землях в разные времена относились к изменникам?

(Зачитываем из писем Курбского и Грозного об измене)

4. Усвоение образца комплексного применения знаний

Постановка проблемы:

-Так кто же кому изменил: Курбский, бежавший от царя, или царь, забыв заслуги воеводы, не простил ему?

Зачитать:

« И воздал ты мне злом...» «Ежели ты был воинственным мужем...»

- Сопоставим эти два мнения

- Каков стиль этих двух посланий?

- Кто первый взялся за перо?

(Курбский - ибо молчать,значит признать себя изменником, а он... ребята спорят, доказывают, работа по «свободному микрофону»).

- С этого и начался поединок стилей..

Излучинская СШ №2 Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

- Мы рассмотрим два послания на приеме АНТИТЕЗЫ, которая поможет нам достичь целей урока, многое понять

.Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

«ПОСЛАНИЕ ТВОЕ ГОРШЕ ПОЛЫНИ..

Грозный Курбскому

Определите ;

1 ряд_________2 ряд


3 ряд



Состояние души Курбского


Отношение Курбского к царю


Стиль Курбского


1. Отчаяние


1 .Презирает


1 .Торжественное и сразу же обличительное начало


2. Обид а


2.Укоряет


2. Строгость, стройность


3.Гонение


3 .Пытается поучать владыку


З.Последовательность, точность, выв е-ренность каждой фразы


4.Бессилие перед властью грозного царя


4.Желает опорочить само­держца


4. Образность: а) обращения; б)сравнения; в) олицетворения.


5.Гордость


5. Считает царя

невеждой


5. Синтаксическое богатство


6.Сознание своей правоты и самоуважение


6. Курбский о своей душе только один раз пишет


6. Опора на Библейские сюжеты...



(Работа с цитатным материалом, поиск, анализ) Обращение к теме. Индивидуальная работа

Сообщение.

В 1884 году ссыльный К.Д. Носилов недалеко от наших мест, в Сибири, обнаружил в кустах черемухи остатки бойницы- крепости. Его так заинтересовало это, что он узнал у старика-вогула о том, что 300 лет назад сюда проник небольшой лыжный отряд с князем Курбским. Он завоевал неприступные вогульские города Ляпин и Сосьву, устроил крепость, посадил воевод, а ясак отсылали своему Государю. Носилое прошел путем этого отряда и нашел этот путь. А князь зря « не причислил ратные дела царю.

4

Излучинская СШ №2 Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

Карточка №1


Содержание материала:


Руководство к действию:


Цель:


ПП


Определение личного отношения к князю Курбскому и "преславным победам его".

Задание:


С какими чувствами говорит князь о своих победах?

Информация к раздумью;

Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу А. С. Пушкин



- Можно ли эти слова отнести только к деяниям царя? Вывод учащихся

Курбский - сын своего времени, получил и церковное и военное образование. Талантливый воевода, прекрасный литератор. Его стиль напоминает «звуковой узор языка» и в то же время памфлетный. Он обличитель, осмелившийся выступить в защиту своих идеалов. Но опальный князь обижен, поэтому бывает порой несправедлив, хотя в изгнании он сохранил гордость, понимая, что измена его вынуждена. Но она-то, эта измена и смывает самое лучшее , что есть в нем.

Он не зря повторяет: «О, царь!» В этом обращении и желание найти «утешение» и жалоба на горькое изгнание и, может быть, оставшееся почтение перед бывшим владыкой ...

Но чувств своих А.Курбский не скрывает в конце письма, ибо вместо прощания он сравнивает царя с антихристом.

- Раз урок построен на антитезе, попробуем подойти к цареву посланию.

Излучинская СШ №2 Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.


С ЯДОВИТЫМИ

«ПИСЬМО ТВОЁ ОТ НЕУКРОТИМОГО ГНЕВА СЛОВАМИ ОТРЫГАНО...» Курбский Грозному


Определите 1 ряд


2 ряд


3 ряд





Душевное состояние Ивана Грозного
Отношение Царя к Курбскому
Стиль Грозного


1. Негодование. 1. Ненависть 1 .Торжественность, патетичность



2.Злость


2. Презрение

2.Склонность к церковно-славянской Аразе



3. Смятение и замешательство.


3. Выражение собственного мнения,

злободневного для того времени, не терпящего отлагательств


и


библейских


3 .Аргументированность эрудированность:

а) цитирование источников;


б) ссылки на русскую литературу и её славную историю;

в) знание трудов философов-мыслителей.






4-Чувство

собственного

достоинства.


4. Обвинение в том, что погубил Курбский свою душу.


4.Красноречие:

а) метафоричность;

б) эмоциональность;

в) образность;

г) просторечие;

д) синтаксическое богатство.






5. Сознание.

Непогрешимость владыки.


5. Попытка поучать.


5. Нарушение стиля:

а) самоуничтожение;

б) ироничность;

в) ругательство.

6. Стилевое своеобразие.


6. Властность и

желание

отомстить.


6.

Психологически давит.





(Индивидуальная, фронтальная, парная работа, в процессе поисковой деятельности. Цитирование, аргументация, высказывание своей позиции. Обращение к эпиграфу.)

6

Излучинская СШ №2 Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

Карточка №2


Содержание материала:


Руководство к действию:


Цель:


ПП


Раскрытие художественного образа царя Грозного.

Задание:


Проследите, как вырисовывается образ Ивана Грозного, его идеалы. Актуальны ли они сегодня?

Информация к раздумью;

«Писатели прошлого, поскольку их продолжают читать и они продолжают свое воздействие, -наши современники. В их произведениях культура не знает старения.» Д.С. Лихачев



( Учащиеся опираются на высказывания Д.С.Лихачева, приводят цитаты из баллады А.Толстого и писем И.Грозного)

Вывод учащихся: царю трудно сохранить спокойствие - поэтому он нарушает все стили, нормы. Перед нами то царь Грозный, то какой - то ругатель, самовластительный, порой жалкий, часто жестокий. В письме он неподражаем - он весь в нём: его характер, темперамент, но главное попытка дать достойный ответ, так как интересы государства превыше всего. Вот что характерно для русской литературы, для создания её образов. Он знает цену слова! Он образован, начитан, «в словесной мудрости ритор, никем не побеждён». Но поражает его искренность. Он не юлит, не старается быть идеальным, наоборот, называет себя жестоким не раз. Но такова эпоха: он верит, что власть ему дана от Бога, а кто нарушит её - тот враг, изменник. И нет ему пощады. Он сын своего времен и...

Вместо прощания «Дано крепкое наставление» А.Курбскому и его «собачьей измене».

Излучинская СШ №2 Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

6. Контроль и самоконтроль ЗУН

- Так кто, по-вашему, изменник, а кто обличитель?

- Поединок стилей состоялся?

- Обратите внимание на концовку письма Грозного: к кому относятся

его слова: «Взгляни внутрь себя и пойми, что ты сделал душе своей,

сам себе раскрой содеянное тобой!» (Высказывания учащимися своей точки зрения, цитирование).

Слово учителя:

- Мы начали с того, что еще древнерусские литераторы писали о душе - главном инструменте человеческой жизни.

- А то, что сказал Грозный о душе, актуально ли сегодня?

Взгляни внутрь себя! - какое мощное художественное мышление у царя! А ведь это завет и нам!

7. Итоги

- Вы осознали, как в эпистолярном жанре решается проблема, рисуется образ?

- Оцените работу свою и своих товарищей

8. Домашнее задание

1. и 2. уровни: Сравнительная характеристика героев (план).

3 уровень: Письмо одному из героев (в стиле средневековой эпохи).

Памятка,

Стилистические особенности и художественные

средства эпистолярного жанра.

1. Замысел и причины, побудившие героев своей эпохи взяться за перо.

2. Композиционные особенности письма:

Начало: обращение к адресату, чувство, тон изложения своей позиции, в основной части, характерные черты концовки.

3. Аргументы, факты, цитаты, выдержки, используемые политическими противниками для доказательства своей правоты.

4. Стилевое единство или нарушение его, как отражение характерных для древнерусской литературы образов.

5. Мастерство художественного выражения своей позиции.

Стиль - особенности словесного выражения, разновидность употребления языка, состав и организация языка.

Письмо - послание, обращенное к конкретному лицу, несет определенную цель, так или иначе раскрывающее строй и характер личности.

Памфлет - злободневное, острое, обычно небольшое произведение обличающего характера.

Разработано учителем Аянот Е.В.

Излучинская СШ №2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconПояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме...
Мбоу «Малобикшихская сош» Канашского района Чувашской Республики для районного дистанционного конкурса методических разработок учителей...
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconПояснительная записка к уроку по теме «Вода и её свойства»
«Вода и её свойства» в 9-ом классе моу сош №24, г. Крымска, Краснодарского края по естественно – научному направлению
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconЛитература 6 класс пояснительная записка
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconИспользование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 9 классе
Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории...
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconПояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу...
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconПояснительная записка данная программа составлена
...
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconПояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса»
...
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconПояснительная записка к уроку английского языка по теме «Виртуальное путешествие по Лондону»
Такие условия складываются на билингвальной основе, что означает обучение предмету и овладение знанием в определенной области на...
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconПояснительная записка Цели изучения русской литературы в 8 классе...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconПояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы»
Уроки по теме «Рубежи и пределы» являются составной частью темы «Слово и образ Отечества» в 6 классе и завершают ее
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconЛитература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери....
Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconУрок литературы в 11 классе по теме: «Добро и душа главное в человеке»
В. М. Шукшина. На первом уроке учащиеся познакомились с темой: «Жизнь и творчество В. М. Шукшина. «Чудики» в рассказах». К данному...
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconТематическое планирование по теме «Линейная функция». Пояснительная записка
Преподавание алгебры в 7 классе ведётся по умк «Алгебра 7 класс» под редакцией А. Г. Мордковича. Учебное пособие для изучения курса...
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconРабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе по теме: «Послание об измене и лютом гонении» iconРабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск