Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12»





НазваниеПояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12»
страница1/41
Дата публикации23.09.2013
Размер4.75 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


Пояснительная записка

к   учебному плану на 2011-2012 учебный год

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

  Учебный план школы разработан на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом от 9 февраля 1998 года №322 Министерства общего и   приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, письмом Министерства образования Московской области №5911-06о/07 от 01.07.2011,Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189.

При реализации Базисного учебного плана используются учебники в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год».

Учебный план имеет свои особенности. В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом (инвариантной частью) и вариативной частью (региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения): федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; вариативная часть учебного плана – не менее 20 процентов.
Учебный план школы – нормативный правовой акт, определяющий максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяющий учебное время, отводимое на освоение федерального компонента, регионального компонента и  компонента образовательного учреждения по классам и учебным курсам. Учебный план составлен в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.2.2821-10) максимальная нагрузка обучающихся при 5-дневной учебной недели 1 класс – 20часов; 2,3,4 – 22 часа, 5 класс – 28 часов, 6 класс – 29 часов, 7 класс – 31 час, 8 класс – 32 часа, 9 класс – 32 часа, 10 класс – 33 часа, 11 класс – 33 часа. Продолжительность урока 45 минут.

В федеральном компоненте (инвариантная часть) базисного учебного плана определено количество учебных  часов на изучение учебных предметов федерального компонента,  которые определены для изучения Базисным учебным планом РФ и направлены на реализацию государственного стандарта общего образования.
На часы регионального компонента выделяется 10 – 15% времени «инварианта» при изучении предметов образовательных областей.
Часы компонента образовательного учреждения (вариативной части) используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана,  а также для развития обучающихся с учётом их интересов, способностей, склонностей.
Школа реализует образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трёх ступеней обучения:
Первая ступень общего образования - сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.

Базисный учебный план для I – IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II - IV классы – не менее 34 учебных недель.

Инвариантная часть реализует основное содержание образования, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально- значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Вариативная часть базисного учебного плана представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию образовательных потребностей и познавательных интересов обучающихся.

В учебном плане общеобразовательного учреждения дополнительные часы во 2-4-х классах для развития содержания учебных предметов «Русский язык» (2-4 классы) и «Литературное чтение» (1 час) на базовом уровне за счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана с целью более прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно–речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка. В рамках преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюст России 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» с 1 сентября 2011 года, осуществляется переход на новый стандарт с 1 класса.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ значительно шире прежнего обязательного минимума содержания образования.

Основная образовательная программа – это программа деятельности образовательного учреждения по достижению планируемых образовательных результатов. Поэтому она включает в себя не только примерные программы по отдельным учебным предметам, но и программу воспитания и социализации школьников, программу формирования универсальных учебных действий, систему оценивания учебных достижений, принятую школой, её Учебный план, включая внеурочную образовательную деятельность, и др.

Особенностью базисного учебного плана или базисного образовательного плана является введение внеурочной деятельности, важной составной части содержания образования, увеличивающей вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. В соответствии с п. 16 новой редакции ФГОС внеурочная деятельность в 1-х классах выводится за рамки учебного плана. Внеурочная деятельность (в соответствии с требованиями Стандарта - приказ Министерства образования России (МОиН РФ № 373 от 06.10.2009г.), осуществляемая во второй половине дня в 1-а,1-б классах, организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, интеллектуальные марафоны, секции, соревнования и т. д.

В первом классе школы выделятся в среднем по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность.

Для реализации регионального компонента во внеурочной деятельности во 2-4-х классах в кружковую работу вводится УМК «Духовное краеведение Подмосковья».


Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.

Базисный учебный план для V – IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и предусматривает 35 учебных недель в год. Продолжительность урока – 45 минут.

Инвариантная часть базисного учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами: русский язык, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (музыка, изо), технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

Вариативная часть базисного учебного плана на второй ступени обучения представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей:

- развитие личности ребенка, его познавательных интересов;

- выполнение социального образовательного заказа;

- удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

В учебном плане общеобразовательного учреждения введены дополнительные часы для развития содержания учебных предметов на базовом уровне за счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана:

- в V-VII-х классах – Русского языка (5,6 класс – 3 часа в неделю, 7 класс – 1 час в неделю) с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка;

- в IX классе - Технологии (1 час в неделю) с целью завершения образовательной программы основного общего образования по данному учебному предмету.

Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в VIII классе ввели интегрированный учебный предмет «Духовное краеведение Подмосковья».

В рамках преподавания предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» в 5-11 классах предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения. В 5-7, 9 классах организация преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» введена за счет часов вариативной части учебного плана.

В рамках образовательной системы Московской области, региона, бурно развивающегося, большого по площади и по человеческим ресурсам, очень привлекательного в силу своего геополитического расположения для трудовых мигрантов, на первое место в наполнении регионального компонента общего образования вышло комплексное информирование о своеобразии родного Подмосковья. Важно дать детям комплексные знания о родном крае, его природе, экономическом и социокультурном пространстве, традициях и обычаях, этикетных формулах общения, духовных основах взаимодействия людей.

Региональный компонент содержания общего образования в Московской области носит комплексный характер, чтобы обеспечить целостный взгляд школьника на особенности того региона, в котором он родился и живет. Для характеристики региона привлекаются сведения из разнообразных областей знания: истории, географии, литературы, философии, искусствознания, этнографии, архитектуры. Приоритет научных знаний, раскрытие общечеловеческих ценностей дополняется самобытностью объектов изучения особенностей традиций, культурных и исторических памятников. Сведения, отобранные для содержательной основы курсов, подчеркивают специфику, отражают своеобразие Московской области.

Региональный компонент содержания общего образования в Московской области составляют учебно-методические комплексы (комплекты) государственного стандарта общего образования. Включение предмета «Духовное краеведение Подмосковья» в учебный план общеобразовательного учреждения для 8 класса является обязательным (УМК - Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья»).

В части реализации компонентов учебного плана учебная нагрузка обучающегося не превышает максимальный объём учебной нагрузки обучающегося, определённый базисным учебным планом.

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально-грамотной и социально - мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Базисный учебный план на третьей ступени обучения направлен на реализацию следующих целей:

- создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечение базового изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования;

- установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;

- расширение возможностей социализации обучающихся;

- удовлетворение социального заказа родителей и учащихся.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание», «Мировая художественная культура», «ОБЖ».

Вариативная часть базисного учебного плана на III ступени обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием. На реализацию вариативной части базисного учебного плана для 11 класса предусмотрено 2 часа в неделю на региональный (национально-региональный) компонент (1 час – русский язык, 1 час – ОБЖ) и не менее 4-х часов в неделю на компонент образовательного учреждения на каждый год обучения (10-11 классы). В общеобразовательные предметы «Химия», «Биология», «История», «Алгебра» в учебном плане добавлены по 1 часу за счет школьного компонента. За счёт 1 часа регионального компонента в 10 классе введён дополнительный учебный предмет «Русское речевое общение».

  1. Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающими успешное профессиональное самоопределение обучающихся.

Предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план. В учебном плане школы введены дополнительные часы в Х-ХI классах на развитие содержания образования за счет часов вариативной части учебного плана (регионального (10 класс) и школьного (11 класс) компонентов) следующих учебных предметов:

  1. русского языка (11 класс – ЭК «Деловой русский язык») с целью расширения и углубления знаний о языке как системе, совершенствования языковой, лингвистической и коммуникативных компетенций, развитие навыков речеведческого, стилистического и лингвистического анализа текстов;

  2. алгебры и начала анализа, геометрии (10,11 класс – ЭК «Рациональные и иррациональные алгебраические задачи») с целью развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе; формирования отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей ее развития.



2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения –

МБОУ №12 Мытищинского муниципального района

Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

2.1.Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования школы отражают:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

2.2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования школы отражают овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  6. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  7. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  8. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  11. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  12. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  13. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  14. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  15. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconПояснительная записка к учебному плану общеобразовательных классов...
Учебный план школы на 2012-2013 учебный год разработан в соответствии с нормативными документами, определяющими содержание общего...
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconПояснительная записка к учебному плану 1-2-х классов, реализующих...
Учебный план мкоу курловской средняя школа №2 разработан на основе регионального базисного учебного плана
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconПояснительная записка к учебному плану филиал мбоу «Альдермышская...

Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования...
Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования на 2012-2013 учебный год гбоу сош №851 юоуо до г. Москвы
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconАнализ методической работы При планировании методической работы мбоу...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Чебоксары» на 2012 -2013 учебный год учитывались рекомендации, данные в анализе методической...
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconПояснительная записка к учебному плану мбоу «Ширингушская сош» 2012 -2013 учебный год
При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconПояснительная записка к учебному плану гбоу начальная школа детский...
Учебный план гбоу начальная школа – детский сад №1620 на 2012-2013 учебный год составлен на основании
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconПояснительная записка к учебному плану моу «сош №1» на 2011-2012 учебный год
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconРабочая программа по предмету «алгебра» Класс 9 2011 2012 учебный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconТарловка Татарстан «Рассмотрена»
М. Просвещение 2010 год, примерной программы по природоведению 5 класс автор В. Б. Захаров. На изучение природоведения в 5классе...
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconОтчёт за 2011 2012 учебный год мбоу «Гатчинская средняя общеобразовательная школа №7»

Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconПояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на...
Учебного плана мбоу «Бухарайская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconПояснительная записка к расписанию уроков мбоу «Юринская средняя...
Мбоу «Юринская средняя общеобразовательная школа имени С. А. Лосева» на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconПредлагаем вашему вниманию публичный отчет мбоу средняя общеобразовательная...

Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconПояснительная записка к учебному плану мбоу сош с. Малиновка на 2013 2014 учебный год
Учебный план мбоу – сош с. Малиновка является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на...
Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу «средняя общеобразовательная школа №12» iconАнализ воспитательной работы по мбоу духовщинская средняя общеобразовательная...
В 2011-2012 учебном году школа продолжала решать те же задачи, что и в предыдущем году, стремясь воспитывать личность, способную...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск