Скачать 137.49 Kb.
|
Министерство образования Республики Башкортостан Отдел образования Администрации Городского округа город Кумертау Государственное общеобразовательное учреждение Башкирская республиканская гимназия-интернат №3 Урок - исследование с применением ИКТ по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова». Учитель Рысбаева Айгуль Ильдусовна. Кумертау - 2009 год. Краткая аннотация урока Урок литературы по теме « «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование, предполагает подготовительную работу исследовательского характера со стороны учащихся по индивидуальным темам. С помощью программы Power Point создана презентация для объяснения темы (т. е. иллюстрированный материал), что помогает воздействовать на сознание учащихся не только через слух, но и зрительно. Презентация является иллюстрированным сопровождением всего урока. Цель урока: 1/изучение «кавказских» страниц биографии М.Ю.Лермонтова, произведений поэта о Кавказе, 2/развитие речи, навыков исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения, творческих способностей, чувства красоты, 3/воспитание любви к чтению, к литературе, доброты, трудолюбия, толерантного отношения к людям другой национальности, личности с активной жизненной позицией. Итогом урока является самостоятельная творческая работа - сочинение синквэйна. ШариповаА. выступает с сообщением о Кавказе Музыкальное начало урока. Юлтаев А. у карты Кавказа. План – конспект урока Тема урока: «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Тип урока: урок - исследование Цель урока: 1.Изучение «кавказских» страниц биографии Лермонтова, произведений о Кавказе. 2.Развитие речи, навыков исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения, творческих способностей, чувства красоты. 3.Воспитание любви к чтению, к литературе, доброты, трудолюбия , толерантного отношения к людям другой национальности, личности с активной жизненной позицией. Оборудование:1.Слайд-шоу по теме 2.Выставка книг 3.Иллюстрации по теме Ход урока: Оргмомент, приветствие. Объявить (записать в тетрадях) тему, цель урока. СЛАЙД 1 Учитель: Сегодняшний урок посвящен исследованию. Объектом нашего изучения является биография М.Ю.Лермонтова, его произведения. Мы ответим на вопрос: «Какое место занимает Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова?» СЛАЙД 2. Грузинский поэт 19 века Акакий Церетели писал: «Лермонтов не только русский поэт, кроме того, он поэт кавказский». Что подразумевается под словом Кавказ? Ученик: Сейчас это три государства - Грузия, Азербайджан и Армения. СЛАЙД3 Учитель: Когда состоялась первая встреча Лермонтова с Кавказом? Ученик : Слайд4 Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве, со времени трех поездок на лето к кавказским родственникам Хастатовым ( сестра бабушки Екатерина Алексеевна Хастатова) – в 1818, 1820, 1825 годах .Он рос болезненным ребенком. Для того, чтобы укрепить здоровье внука (а эти места славились минеральными источниками), бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, как это было принято в дворянской среде, возила внука на воды на Северный Кавказ. Так уже в раннем возрасте в жизнь Лермонтова вошли « синие горы Кавказа». Учитель: СЛАЙД5 Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах; облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Это строки из первых набросков к поэме «Измаил-бей». Чем же поразил Лермонтова Кавказ? Ученик: Поразила богатая природа, неповторимая ее красота. Учитель: Да. Об этом говорят произведения. Попытаемся представить, почувствовать эту красоту кавказской природы при помощи текстов. Ученик: СЛАЙД 6 Вот отрывок из поэмы « Измаил-бей» Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили.- И долго мне мечталось с этих пор Все небо юга да утесы гор. Прекрасен ты, суровый край свободы. И вы ,престолы вечные природы, Когда, как дым, синея, облака Под вечер к вам летят издалека, Над вами вьются, шепчутся как тени, Как над главой огромных привидений Колеблемые перья,- и луна По синим сводам странствует одна. Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь, И чудный вой мгновенных, громких бурь, Когда пещеры и холмы крутые Как стражи окликаются ночные; И вдруг проглянет солнце, и поток Озолотится, и степной цветок, Душистую головку поднимая, Блистает ,как цветы небес и рая… Учитель: Каким здесь представлен Кавказ? Ученик: Кавказ – это страна высоких гор, со снежными вершинами, утесов, пещер, крутых холмов. Ночью они похожи на огромных привидений. Погода меняется мгновенно, часто бывают «громкие» бури. Много горных рек , потоков. Учитель: Как обращается поэт к Кавказу? Ученик: Кавказ седой, Кавказ мой величавый, суровый край свободы( записать в тетради). Учитель: Какой цвет и почему использует поэт? Ученик: Синий цвет – цвет неба, снега, который лежит на вершинах, тумана. Иннокентий Анненский писал, что, как певец гор, Лермонтов любил краски: « Поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы». Особенно ему нравился синий цвет. Синий цвет неба и синие горы уносили мысль Лермонтова и его героев « в мир высший». Учитель: А еще исследователь творчества Лермонтова Иннокентий Анненский отмечал в своей статье « Об эстетическом отношении Лермонтова к природе», что поэт в природе особенно любит движение. Докажите эту мысль. Ученик: Использованы слова: путник , горы носили ,облака летят, луна странствует… Учитель: Что еще в судьбе Лермонтова связано с Кавказом? Ученик: СЛАЙД7С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. «Белокурые волосы, голубые глаза…с тех пор я ничего подобного не видел…Горы кавказские для меня священны..»,- писал Лермонтов. Ученик: СЛАЙД 8 Стихотворение «Кавказ»(1830) Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!.. Учитель: О чем это стихотворение? Ученик: В этом стихотворении Лермонтов признается в своей любви Кавказу. Он тоскует по ущелиям гор. Ему казалось, что степь повторяла голос его матери , которую он рано потерял (ему не было и 3 лет). Он вспоминает « пару божественных глаз», в которые был влюблен. Учитель: СЛАЙД 9 Еще одно прекрасное стихотворение поэта о любви к Кавказу и к девушке называется «Черкешенка». Обратимся к учебникам. Ученик: Я видел вас : холмы и нивы , Разнообразных гор кусты. Природы дикой красоты, Степей глухих народ счастливый И нравы тихой простоты! Но там, где Терек протекает, Черкешенку я увидал,- Взор девы сердце приковал; И мысль невольно улетает Бродить средь милых, дальних скал… Так дух раскаяния, звуки Послышав райские, летит Узреть еще небесный вид; Так стон любви, страстей и муки До гроба в памяти звучит. Учитель: Что говорится о Кавказе в этом стихотворении? Ученик: Лирический герой встретил на берегу Терека черкешенку, и любовь к ней не дает ему покоя, « стон любви, муки» до гроба будут звучать в его памяти. Учитель: Кавказ для Лермонтова - это приятные воспоминания о детстве, о любви к горянкам, которые притягивали внимание своей красотой. Этот край обогатил творческое воображение поэта и во многом определил содержание его отроческой поэзии, его ранних романтических поэм «Черкесы» «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек». Но не только. СЛАЙД 10 С тех пор прошло тяжелых много лет, И вновь меня меж скал своих ты встретил. Как некогда ребенку, твой привет Изгнаннику был радостен и светел, Он пролил в грудь мою забвенье бед И дружески на дружный зов ответил. Расскажите о ссылках Лермонтова Ученик: СЛАЙД 11 Кавказ - это место ссылки Лермонтова. Первая ссылка на Кавказ под пули горцев( шла война, свирепствовала лихорадка) последовала за запрещенное цензурой стихотворение «Смерть поэта». В нем поэт выразил боль и негодование целого поколения России и назвал истинных виновников гибели Пушкина. Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами. СЛАЙД 12. Именно в этот период в сознании поэта Кавказ – место, где живут простые, свободолюбивые люди. Оно противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов». Учитель: На всю жизнь запомнились воинственные горцы на конях, в полном вооружении. У них свои обычаи, законы. Поэт писал: « Им бог - свобода, их закон - война», «Там за добро - добро, и кровь - за кровь». Лермонтов бывал в аулах, расположенных на склонах гор знакомился с их жителями, интересовался песнями, музыкой, фольклором. Он записывал, рисовал, сделал целую коллекцию рисунков. Вплоть до конца 1837 года Лермонтов «в беспрерывном странствии, то на перекладной , то верхом. Он изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы…одетый по–черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…»(Из письма С. А. Раевскому) Ученик: СЛАЙД13 Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск и до осени лечится на водах. В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Учитель : Необычные пейзажи, жизнь среди горцев – все это стало источником вдохновения для впечатлительного Лермонтова. Какие произведения появились в этот период? Ученик: СЛАЙД14 Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», - все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году. Учитель : Здесь на Кавказе Лермонтов знакомится с людьми, которые впоследствии станут прототипами героев его произведений. Встречается с поэтом-декабристом Александром Одоевским ,к которому привязался и относился как к старшему товарищу. В одном из писем другу С.А.Раевскому Лермонтов пишет: «Для меня горный воздух- бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь на горы». Была и вторая ссылка на Кавказ. Расскажите об этом. Ученик: В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с одним из ловцов «счастья и чинов»- сыном французского посланника Эрнестом Барантом. Была дуэль, но все закончилось примирением. Однако поэта вновь отправляют в действующую армию на Кавказ. СЛАЙД 15 В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал: «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью». Учитель: СЛАЙД 16.Может быть, уже в первую ссылку Лермонтов испытал то чувство единства рода человеческого (ведь все люди равны, любой национальности, веры) и бессмыслицы, нелепости войн, о котором скажет в 1840 году в «Валерике». Прочитаем отрывок из стихотворения. Ученик: На берегу, под тенью дуба, Пройдя завалов первый ряд, Стоял кружок. Один солдат Был на коленах; мрачно , грубо Казалось выраженье лиц, Но слезы капали с ресниц, Покрытых пылью…на шинели, Спиною к дереву, лежал Их капитан. Он умирал; В груди его едва чернели Две ранки; кровь его чуть-чуть Сочилась . Но высоко грудь И трудно подымалась, взоры Бродили страшно, он шептал… « Спасите, братцы…» …А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы – и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек! Чего он хочет? Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем? Учитель: Как актуальны эти слова сегодня. Ученик: СЛАЙД 17 В "Журнале военных действий" отмечено: "Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием..." Лермонтов прославился своей отчаянной храбростью, был представлен к награде за доблесть, но царь отклонил это представление СЛАЙД 18 14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Учитель: Лермонтов продолжает творить, не смотря ни на что. Он мечтает об отставке, чтобы целиком посвятить себя литературе. Какие произведения пишет Лермонтов в период второй ссылки? Ученик: СЛАЙД 19 Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк". Учитель: Пятигорские целебные источники помогают Лермонтову поддерживать здоровье, но кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть и роковую роль в жизни поэта. Расскажите, почему. Ученик: СЛАЙД20 Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров И. С. Мартынова, человека самолюбивого. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища. СЛАЙД 21 Поединок был назначен на 15 июля В этот день между шестью и семью часами вечера у подножия Машука во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым при секундантах М. П. Глебове и А.И. Васильчикове, кроме них присутствовали Столыпин-Монго и Трубецкой... Лермонтов был убит. Учитель: СЛАЙД22 ПАМЯТНИК НА МЕСТЕ ДУЭЛИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Первая попытка найти место поединка была предпринята специально созданной комиссией в 1881. Она пришла к выводу, что точное место гибели Лермонтова определить невозможно. В настоящее время местом дуэли Лермонтова считается район на территории охранной зоны Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на северо-западном склоне горы Машук. Кавказ стал второй родиной для Лермонтова, «сыном Кавказа» называл он себя. От ранних лет кипит в моей крови Твой жар и бурь твоих порыв мятежный; На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, - Всегда и всюду твой! СЛАЙД 23 В.Г. Белинский: «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» СЛАЙД 24 Вопросы и задания
Описание конкурсных материалов
Методические рекомендации к проведению урока Урок литературы по теме « «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю.Лермонтова » в 8 классе проводится при изучении раздела «Литература первой половины 19 века», общей темы «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова». Тип урока – исследование биографии и творчества поэта. Целесообразно организовать с учащимися за 1-2 недели подготовительную работу исследовательского характера. Формы работы на уроке - выступления учащихся с сообщениями по индивидуальным темам, беседа, выразительное чтение/наизусть/ произведений поэта, анализ стихотворений, ответы на вопросы, творческая работа/сочинить стихотворение/. Этапы урока: 1/оргмомент, 2/объяснение нового материала, 3/закрепление изученного, 4/самостоятельная творческая работа, 5/оценивание, 6/домашнее задание. Дидактический материал/презентация/ может использоваться в течение всего урока в качестве иллюстративного сопровождения темы. |
Н. Н. Трубаневой "Enjoy English" Учитель: Бумарскова Светлана Владимировна... Развивать умения и навыки устной речи; учить описывать людей, используя фразы: He has … She has… two hands, one face | Модель урока Автор разработки: Мухамедьянова Айгуль Ризаевна, учитель... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | ||
Урок по теме: «Орган зрения. Зрительный анализатор» ... | Координаты: моу сош с. Павловка Краткая аннотация урока Тема: И.... Программа Министерства образования РФ для общеобразовательный учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.... | ||
Харенкова Людмила Григорьевна, учитель русского языка и литературы... Результаты исследований заносятся в опорную схему, заготовку которой учащиеся получают в начале урока вместе с материалами для исследований.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Адрес Республика Башкортостан, Мелеузовский район, д. Восточная,... Для пробуждения интереса к изучению темы использованы произведения живописи, музыки, художественной литературы, устного народного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Урок по теме «Цилиндр. Конус. Площади их поверхностей» Комарова С. А – учитель математики мобу башкирская гимназия №3, районный семинар 12. 03. 2009 год | Пашатова Екатерина Анатольевна учитель английского языка Муниципального... Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра | ||
Г о. г. Кумертау Р. Б Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень. Под ред. В. Я. Коровиной.... | 14 им. Лататуева В. Н В первом файле содержится краткая аннотация к материалам, представленным на Фестиваль | ||
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009... Рассмотрена и принята на заседании методической кафедры учителей истории и обществознания | Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Кумертау Республики Башкортостан открыта в 1988 году на базе восьмилетней школы. Расположена в восточной стороне города, где есть... | ||
Ахмерова Айгуль Булатовна Учитель начальных классов Первой квалификационной категории План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | Cоставила Огарцева Наталья Владимировна учитель начальных классов... «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» |