Скачать 82.32 Kb.
|
Конкурс методических разработок Учительские находки Название: Урок по теме: « Орган зрения. Зрительный анализатор» Краткая аннотация: это урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной. Учебный предмет: биология Уровень образования школьников : класс возрастной нормы-8А Формы учебной работы : классно – урочная Полное описание разработки Данный урок преследует цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации. Работая в учебных проектах, они учатся создавать презентации, расширяют свой кругозор и повышают интерес к учёбе. Учащимся дается опережающее задание по группам. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Класс разбивается на специалистов: биологи, практики, физики, окулисты, гигиенисты, экологи, художники (в каждой группе по 3 человека). Каждая группа изучает дополнительную литературу по своей теме. Биологи - внешнее и внутреннее строение глаза. Практики - проводят опыты. Физики - глаз с физической точки зрения. Окулисты – нарушения зрения. Гигиенисты – гигиена зрения, правила поведения при повреждении газ, гимнастика для глаз. Иридологи – о иридологии, иридодиагностике, иридотерапии. Экологи – влияние цвета на организм. Художники – иллюзия. Продолжительность урока – 2 часа. Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор. «Орган зрения. Зрительный анализатор» Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации. Задачи: закрепить содержание понятия «анализатор» и показать особенности его строения на примере зрительного анализатора; сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза и его частей, особенностях восприятия окружающего мира; о мерах гигиены зрения; продолжить развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать; формировать навыки самостоятельности в обучении, умение работать с дополнительной литературой, делать презентации. Ребята, прежде чем мы с Вами перейдем к изучению новой темы, давайте проверим, как Вы усвоили тему: «Анализаторы» Я Вам предлагаю тест. Тест: «Анализаторы»: I вариант Дополни утверждения:
II вариант Дополни утверждения:
После выполнения теста ребята меняются работой и делают взаимопроверку. На доске ответы по вариантам. I вариант IIвариант 1. Анализаторы 1. Раздражений 2.Слух, зрение, вкус, осязание, обоняние 2. Ассоциативными 3. Нервные пути 3. Ощущений 4. Щупальца мозга 4. Рецепторы 5. Нет, потому что в коре затылочной 5. Нет, потому что в коре доли БП расположена зрительная зона, височной доли БП расположена которая отвечает за зрение. слуховая зона, которая отвечает за слух. Если у Вас правильны все ответы оценка «5» Если 4 ответа - оценка «4» Если3 - оценка «3» Если 2 – оценка «2» Внесите свои оценки в лист самооценки. Итак, мы переходим к новой теме. « Орган зрения. Зрительный анализатор» Орган зрения (рассказ учителя и презентация):
( см. презентация 1) А теперь слово предоставляется биологам. ( см. презентация 2) Презентация сопровождается докладами. Доклад: «Внешнее строение глаза» Глаза снабжены большим числом вспомогательных приспособлений для их защиты. Это брови, благодаря которым стекающий со лба пот не попадает в глаза. Веки и ресницы защищают глаза от пыли. Веки постоянно смыкаются и размыкаются (моргание), равномерно смачивая поверхность глаза слезной жидкостью (слайд 2). Слезы образуются в слезных железах, расположенных в наружной части глазницы над глазом. Излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через слезный проток. Секрет слезных желез действует не только как смазывающая, но и дезинфицирующая жидкость ( слайд 3). Доклад: «Внутреннее строение глаза» Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком. Такая форма позволяет ему двигаться в определенных пределах в полости костного углубления – глазнице. Движение глаза достигается сокращением 6 глазных мышц. Они прикреплены одним своим концом к стенке глазницы, а другим – к глазному яблоку. Снаружи глаз покрыт белой плотной белочной оболочкой, которая окружает всю поверхность глазного яблока. Спереди белочная оболочка соединяется с прозрачной оболочкой – роговицей. Следующая оболочка – сосудистая. Она пронизана множеством кровеносных сосудов, снабжающих глаз кровью. Внутренний слой этой оболочки содержит красящее вещество – черный пигмент, который поглощает световые лучи. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, которая может быть разного цвета в зависимости от количества пигмента. В центре радужки находится отверстие – зрачок, который расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. За зрачком располагается прозрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы. Он эластичен и может менять свою кривизну с помощью специальной мышцы. Пространство позади хрусталика заполнено прозрачной желеобразной массой – стекловидным телом. Внутренняя стенка глазного яблока выстлана очень тонкой оболочкой – сетчаткой. Она имеет сложное строение ( слайд 4). Доклад: « Строение зрительного анализатора» ( слайд 5) Сетчатка состоит из нескольких слоев нервных клеток, которые образованы зрительными рецепторами – палочками и колбочками. Палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, а колбочки возбуждаются медленнее и только ярким светом. От нервных клеток сетчатки отходят длинные отростки. В одном месте сетчатки они собираются в пучок и образуют зрительный нерв. Более миллиона его волокон передают в зрительную зону КБП информацию в форме слабых нервных импульсов.В зрении участвуют оба полушария головного мозга, каждое из которых получает информацию как от правого, так и от левого глаза( слайд 6). Что нам поведают практики. ( см. презентация 3) А теперь рассмотрим глаз с физической точки зрения. ( см. презентация 4) Следующими перед нами выступят окулисты. ( см. презентация 5) О гигиене зрения нам расскажут гигиенисты. ( см. презентация 6) Что такое иридология нас просветит следующая группа. ( см. презентация 7) Как влияют цвета на организм? ( см. презентация 8) Вся правда об иллюзиях. ( см. презентация 9) А теперь Вы разбиваетесь на 3 группы таким образ, чтобы в группу входил представитель каждой специальности. Каждой группе необходимо :
Правила написания синквейна:
Пока ребята выполняют работу можно показать слайды. ( см. презентация 10) После окончания работы каждая группа защищает свой проект. Лист самооценки учащегося ( в баллах от 0,5 до 5)
А теперь заполните лист самооценки. Творческое д/з представить орган зрения в виде кроссворда, сказки, стиха, эссе. Большое всем спасибо за работу на уроке. До новых встреч. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: модель глаза; таблицы, изображающие строение глаза и зрительный анализатор; преломление лучей в нормальном, близоруком... | Урок №50 «Зрительный анализатор» Задачи Рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию | ||
План-конспект урока по теме «Зрительный анализатор» Агафонов В. В. Криминалистика: краткий курс лекций – М.: Юрайт, 2013. – 184с. 10 экз | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
«Офтальмология» Мы знаем, что медицина изучает физиологию и анатомию человека. А человек – это целостная система, от которой нельзя отщепить один... | Тезисы. Урок биологии по теме «Строение и функции зрительный анализатора» «Строение и функции зрительный анализатора» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и... | ||
Конспект урока тема «Зрительный анализатор. Строение и функция». Фио: Парукова Людмила Ивановна Базовый учебник Сонин, Н. И. Биология. 8 класс. Человека Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. М: Дрофа, 2006 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Таблица «Зрительный анализатор. Глаз», учебник, рабочие тетради, разноцветные карандаши, плёнка с записями, плакаты с высказываниями,... | ||
Конспект Модульного урока по биологии в 8 классе на тему «Зрительный... Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов. Определите, какой ответ является правильным | Реферат по курсу истории медицины на тему: «История зарождения офтальмологии... Мгновенный взгляд даже спасает нам жизнь. Но, как и любой другой орган, всяческие болезни поражают глаза. И только тогда люди начинают... | ||
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. Наш мир. Учебник. 4 класс, М.: Академкнига/Учебник, 2005 г | Урок окружающего мира «Орган осязания. Обобщение» Ученик научится использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации для дополнения, обобщения и систематизации... | ||
Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение" Цель: Формирование и углубление знаний учащихся по сохранению и укреплению зрения | Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета Показать причины возможной патологии полей зрения, свето- и цветоощущения, бинокулярного зрения. Научить пользоваться методикой определения... | ||
Урок по теме: «Вода вещество привычное и необычное» (8 класс) Цель урока: дать целостное представление о воде с точки зрения естественных наук (биологии, географии, физики, химии, экологии) | Урок в 7 классе по теме «Смерть ради жизни» Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться... |